Праздник вмф когда празднуют. День военно-морского флота россии. Масштабы и значение

Праздник вмф когда празднуют. День военно-морского флота россии. Масштабы и значение

29 июля – в последнее воскресенье месяца – отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. На протяжении трех с лишним веков российский флот стережет морские границы и представляет интересы государства во всех районах Мирового океана. В этот день мы чествует военных моряков и вспоминаем их многочисленные победы.

Россия начала строить регулярный флот еще в конце XVII века, но профессиональный праздник моряков появился лишь незадолго до Великой Отечественной войны. В 1939 году по предложению командования ВМФ СССР был установлен новый ежегодный праздник, отмечавшийся 24 июля. В 2006 году праздничную дату перенесли. Теперь День Военно-морского флота отмечается в последнее воскресенье июля.

Отечественный флот за долгие века прошел большой путь. Первые попытки создания флотилий для тех или иных операций предпринимались еще во времена Древней Руси. Небольшие и нерегулярные соединения строились под определенную задачу и помогали проводить свою политику. Однако на протяжении нескольких веков никто не пытался строить регулярный флот.

Начало строительству мощного ВМФ дали знаменитые ботик и Потешный флот Петра Великого. Уже в конце XVII века молодой император стал использовать корабли для усиления присутствия России на Балтийском, Белом, Азовском и Черном морях. Вскоре были одержаны первые победы, и началось полноценное строительство российского флота.

Вторая половина XVII века вновь стала для российского флота временем громких побед. С его помощью Российская Империя смогла взять контроль над Азовским и Черным морем, а также присоединить Крым и расширить влияние в других регионах. Под защитой флота строились новые города и прокладывались торговые маршруты. К концу века российский флот стал одним из самых крупных и мощных в мире.

ВМФ России следил за прогрессом и активно осваивал разные новшества. К середине XIX века в строю имелось несколько новейших пароходов. В то же время военные моряки занимались географическими исследованиями. За первую половину века российский флот провел несколько десятков дальних и кругосветных экспедиций, внеся самый серьезный вклад в географическую науку.

Во время Крымской войны российские корабли на Черном, Балтийском и других морях отстаивали интересы государства и храбро сражались с противником. Однако поражение в войне серьезно ударило по флоту. К счастью, вскоре началось строительство новых современных кораблей, и ВМФ восстановил свой потенциал, вновь став серьезнейшей силой.

XX век был крайне сложным для российского флота. Русско-японская война ударила по флоту, но он смог восстановить корабельную группировку. Развитие флота продолжалось, но грянула Первая мировая война. Сражаясь с Турцией и Германией, российские моряки показали прекрасную выучку и храбрость. Несмотря на потери и трудности, они смогли успешно выполнить несколько важных операций.

Во время Гражданской войны российский флот вновь понес потери, но вскоре начался новый этап его восстановления. Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии постепенно наращивали свою мощь. ВМФ СССР смог дать серьезный отпор наступавшим немецким войскам и до самого конца Великой Отечественной войны участвовал в различных операциях. Флот действовал самостоятельно и вместе с другими родами войск. Он атаковал береговые объекты, уничтожал корабли и суда противника, а также защищал торговые караваны.

В послевоенный период советскому флоту опять пришлось осваивать новые технологии. В результате этого наша страна получила развитый ВМФ с атомными кораблями и подлодками, вооруженными артиллерией и ракетами всех типов. Мощные современные корабли и подлодки несли дежурство в разных районах Мирового океана и защищали берега страны.

После очередных трудностей, связанных с распадом СССР, отечественный военно-морской флот вновь возрождается. Строятся новые корабли и подлодки, развиваются береговые войска, модернизируются пункты базирования. Корабельные группы вновь возвращаются в удаленные районы, где не были уже несколько десятилетий. Ключевой элемент национальной обороны снова способен решать все свои задачи.

Редакция «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих и ветеранов российского Военно-морского флота с их профессиональным праздником!

День ВМФ России отмечают каждый год в последнее воскресенье июля. Это праздник морских пограничников, служащих кораблей и морских частей, ветеранов ВОВ и их семей, рабочих флотских предприятий. В день, посвященный военно-морскому флоту, отдают честь всем морякам, несущим службу на благо государства. Их мужество и отвага превратили Россию в великую морскую державу.

Впервые российский флот получил свой праздник при Советском Союзе, по инициативе адмирала Н. Г. Кузнецова, чтобы повысить престиж морской службы и привлечь молодежь. В 1939 году ежегодное празднование назначили на 24 июля.

В 1980 году праздник перенесли на последний выходной в июле. Окончательно дату памяти ВМФ России утвердил В. В. Путин в 2006 году.

Традиции в этот день

Праздник открывается торжественным построением служащих всех морских частей. На судах поднимают Андреевский флаг, устраивают свободное посещение. Соревнования и парады проводят в городах, в которых расположены военно-морские базы. Отличившимся на службе морякам вручают награды и звания. Вечером культурную программу завершает большой концерт и фейерверк. В 2020 году день ВМФ России отмечают 26 июля. Празднику исполняется 80 лет.

Поднятие флага

Белый флаг с косым синим крестом назван Андреевским в честь Апостола Андрея. Традицию и символику флага придумал Петр Первый. Корабль принимает статус боевого, если на флагштоке поднят Андреевский флаг. В праздничный день его поднимают, чтобы отдать дань победам в исторических сражениях и показать готовность флота защитить честь России.

Парад

Праздник ВМФ России отмечается парадными прохождениями кораблей, в которых участвуют:

  • десантные;
  • корабельно-ударные;
  • противодиверсионные;
  • патрульные группы;
  • противолодочные;
  • ракетные корабли;
  • тральщики.

Боевые суда проходят вдоль набережных улиц крупных портовых городов, где размещены военные части. В параде 2019 года примет участие морская авиация. Из Крыма в Санкт-Петербург заранее переместили истребители, противолодочные и дозорные вертолеты. Главные парады пройдут в Севастополе и в Северной столице.

Боевое искусство

После парада праздник продолжается на берегу. Бойцы пехоты и спецназа, спасатели соревнуются в искусстве рукопашного боя, профессиональных навыках и военной выправке.

Перед зрителями проходят учебно-боевые упражнения в небе, под водой и на воде:

  • поиск подлодки противника с вертолета;
  • артиллерийское сражение;
  • высадка на сушу морских десантников;
  • освобождение судна от террористов.

Военные суда также демонстрируют на показательных стрельбах ракетный удар по условным вражеским кораблям.

Юные моряки

Ученики кадетских корпусов, клубов, лицеев также участвуют в празднике, параде и показательных выступлениях. Юные моряки из детских флотилий проводят свой парад парусников и маленьких подводных лодок.

Концерты

Во время праздника проходят театрализованные выступления артистов театра. В парках выступают народные коллективы с песнями и танцами, военные оркестры. В честь праздника устраивают выставки детского рисунка, поделок, мастер-классы по изготовлению моделей кораблей, спортивные конкурсы.

Вечером проходят концерты под открытым небом. Моряки и их родные празднуют день ВМФ под любимые песни популярных исполнителей и рок-групп.

Спуск на воду

В день праздника ВМФ проходят торжественные церемонии закладки новых кораблей и спуска на воду готовых машин. Многотонная махина сползает по стапелям, поднимая волны и опасно раскачиваясь.

Салют

Вечером, по окончании праздничного концерта, устраивают грандиозный салют. Фейерверки запускают в 22.00. Мероприятие длится 20-30 минут.

В день ВМФ принято поздравлять моряков и всех, кто связан с морским делом: преподавателей вузов, кораблестроителей, ученых-исследователей, юных мореходов-любителей. Ниже - несколько интересных идей для подарков к празднику.

Фотоальбом

Ветеранам военно-морской службы будет приятно получить альбом со старыми фотографиями: с однокашниками, сослуживцами, кадры во время парадов. Такой подарок пригодится и выпускнику морской академии. К фотографиям, сделанным во время учебы, он потом добавит памятные моменты со службы.

Тематические сувениры

Офицеру, командиру можно подарить атрибуты морской службы:

  • кортик;
  • часы-«штурвал»;
  • колокол-рынду;
  • фляжку;
  • набор стопок и графин;
  • зажигалку-патрон.

Знакомым и друзьям морякам также можно подарить значки, магнитики, кружки, брелоки с символикой ВМФ.

Именные предметы

Именными могут быть наручные часы, запонки, подвески, жетоны. Надпись можно нанести на клинок, ножны или рукоятку оружия. В качестве именных подарков подойдут:

  • набор для барбекю;
  • бритвенный набор;
  • ежедневник;
  • ручка с золотым пером;
  • термос;
  • набор для игры в покер.

Также можно подарить именную трость, трубку, портсигар.

Хобби

Хорошим подарком к празднику будет предмет хобби моряка: коврики, подушки с якорями для автомобилиста, шахматы в морском стиле ручной работы.

Примеры тостов на праздник

Традиционные пожелания за столом в день ВМФ:

  • за тех, кто в море, пьют на суше, за тех, кто дома - на борту;
  • пусть количество всплытий всегда равняется количеству погружений;
  • говорят, что капитан знает все. Но крысы знают больше. Так выпьем же за то, чтобы наши знания тоже всегда позволяли нам вовремя смыться!

Тосты в стихах:

  1. «Есть дух! В нас его не убили!
    И тост мой сегодня таков:
    Семь футов, друзья, вам под килем!
    За флот и его моряков»

2. «Пусть в жизни, моряк,

Тебя спасает верный друг,

А в море - спасательный круг!»

Конкурсы

Праздник дома и на службе оживят традиционные забавы.

Морской бой

Участники выстраиваются перед большим изображением корабля, разделенным на зоны. За удар в определенную зону насчитывают баллы. Победит участник, набравший больше всех баллов.

Корабль можно изобразить схематично на ватмане или распечатать на цветном принтере, а баллы выбивать мячиками меткими бросками или стрелять ими из игрушечных пушек.

Матросская эстафета

Участники делятся на две равные команды, им выдают по швабре и комочку бумаги. Задача участников - двигать «мусор» шваброй до финиша, потом вернуться к старту и передать эстафету. Победит команда, которая быстрее «уберет мусор».

Спасение утопающих

Перед командами ставят стулья, означающие шлюпку. Конкурсантам нужно придумать схему размещения «утопающих», чтобы в «шлюпке» поместилось как можно больше людей.

Как определить дату

Чтобы вычислить, какого числа пройдет праздник в текущем году, можно посмотреть по календарю дату последнего июльского воскресенья. В 2020 году это 26 июля.

Где пройдут основные празднования

Традиционный праздник пройдет в Санкт-Петербурге. Также парады устраивают в крупных портах.

Североморск

В городе пройдет парад, соревнования и концерт. Жители смогут посмотреть устройство кораблей изнутри, поучаствовать в уличных конкурсах и посетить выставки, посвященные военно-морской тематике.

Севастополь

Праздник начнется на площади Адмирала Нахимова, с возложения венков к Мемориалу защитникам Севастополя и подъема морского флага. Затем стартует парад и военно-спортивные мероприятия. Кроме показательных операций по выслеживанию и уничтожению условных объектов противника, в программу включены вальс буксиров, фонтаны на воде и фигурный прыжок парашютистов с флагами и цветным дымом.

Также жители увидят выставку военной техники и смогут свободно зайти в Музей Черноморского флота или подняться на борт одного из военных кораблей. В этом году в параде в Севастополе впервые примет участие фрегат «Адмирал Макаров», построенный на Прибалтийском заводе «Янтарь». На его борту установлены артиллерийские и зенитные ракетные комплексы, торпеды. Палуба оснащена вертолетной площадкой.

Кронштадт

Праздник откроет литургия в Морском соборе и парад в гавани, в котором будут участвовать крейсеры «Дмитрий Донской» и «Петр Великий». Жители города, по традиции, хором исполнят песню «Катюша».

Праздничные мероприятия сосредоточатся в районе набережной улицы. Там же будут играть отечественные, индийские и вьетнамские оркестры. Праздник завершится вечерним салютом, которым можно полюбоваться с высоты форта Константин или с Якорной набережной.

Владивосток

В Амурском заливе также пройдет парад военных кораблей и военно-спортивные соревнования. На суше гостей развлекут артисты драматического театра, песенные и танцевальные ансамбли и военный оркестр. Завершится праздник салютом.

Астрахань

На набережной Волги пройдет торжественное построение служащих Военно-Морского Флота. Затем пройдет парадом Каспийская флотилия. На военно-спортивной части праздника жители увидят искусство морского боя в десяти эпизодах, включая уничтожение авиации противника корабельными орудиями.

Вечером боевые корабли Каспийской флотилии покажут огненное шоу.

Поздравления в стихах и прозе

  • Поздравляю с Днём Военно-Морского Флота и хочу пожелать мудрости морской черепахи, хватки морской акулы, очарования морской звезды, уверенности морской касатки и разносторонности морского осьминога. Удачи в любом пути и счастья на любом маршруте.
  • Поздравляем с Днем ВМФ! Гордимся тобой и желаем, чтобы корабль твоей судьбы всегда находился в море счастья. Пусть в любви не будет штормов, кошелек никогда не садится на мель, а соленый ветер приносит только удачу.
  • Море для вас и страсть, и работа,
    В стихах мы воспеть ваш труд поспешим.
    С Днем Военно-Морского Флота
    Позвольте поздравить вас от души!Свобода и ветер попутный - ваш друг,
    Вам не страшны любые оковы,
    Лишь неба и моря стихия вокруг.
    Счастливы будьте! Будьте здоровы!
  • Вы посвятили жизнь свою
    Морским просторам, кораблю,
    Храня покой холодных вод,
    Сквозь бурю, шторм, всегда вперед.Мы поздравляем вас, друзья,
    С днем верных братьев корабля,
    За ВМФ поднимем флаг
    И пожелаем всех-всех благ!

Почему празднуют в последнее воскресенье июля

День ВМФ - это памятный, а не государственный праздник с официальным выходным. Если фиксированная дата 24 июля приходилась на рабочий день, граждане не могли прийти на парад из-за занятости на службе. Чтобы день ВМФ России всегда приходился на выходной, его дату сделали скользящей - в последнее воскресенье июля.

Отечественный флот развивался со времен Петра Великого и всегда являлся предметом особой гордости для государства и его жителей, поэтому День ВМФ и в настоящее время отмечается с особой торжественностью. Особенно ярко празднование этого дня проходит в Севастополе - городе, с которым неразрывно связана история Черноморского флота, и хотя Россия и Украина стали отдельными государствами, в торжественных мероприятиях принимают участие и русские, и украинцы.

История : в качестве особого праздника День ВМФ отмечали еще во времена СССР, начиная с 1939 года, а очень торжественные мероприятия по традиции несколько десятилетий подряд проводились в последнее июльское воскресенье. С 1980 года тожественные мероприятия, касающиеся данного проходили на основании указов Президиума Верховного Совета, а после в РФ был учрежден День ВМФ России, который стал продолжением советской традиции.

Сейчас в день ВМФ поздравления и военные, служащие на флоте, принимают от высокопоставленных лиц. В 2006 году В.В.Путин во время торжественного празднования отмечал, что эта дата напоминает гражданам РФ о морской славе Государства Российского, а флот славится, благодаря людям, хотя на данный момент в стране еще недостаточно новых подводных лодок и кораблей. О высокой роли флота в развитии России в 2009 году высказался и Дмитрий Медведев, поздравляя виновников торжества. Он напомнил, что и сейчас бороздящие океаны военные морские корабли, на мачте которых гордо развивается успешно выполняют сложнейшие и ответственные задачи.

Некоторые исследователи связывают историю ВМФ России с морскими походами, которые осуществлял в Византию вещий князь Олег еще на этапе становления Киевской Руси, хотя тогда славянские флотилии состояли еще из ладей и челнов-однодеревок. Дальнейшее развитие флота связано с быстроходными «чайками» донских и перемещающимися по Азовско-Черноморскому бассейну, словно хозяева, хотя в регионе тогда доминировала Турция. Но только с 1714 года, когда Петру Великому во время морской битвы удалось победить шведов у мыса Гангут, европейские правители были вынуждены по достоинству оценить мощь только зарождающегося российского флота.

Празднование : в последние годы День ВМФ в российских населенных пунктах празднуется с широким размахом, а в приморских городах проходят военно-спортивные состязания, красочные военные парады и запоминающиеся концерты. В приморских городах, история которых непосредственно связана с флотом, проводится высадка морского десанта, а по вечерам красочные салюты словно прорезают темное вечернее небо.

Гостям мероприятий предлагаются всевозможные викторины и различные тематические конкурсы, а нередко на современных боевых кораблях организаторы устраивают своеобразный «день открытых дверей» для гражданского населения. А морские офицеры сначала выслушивают поздравления от представителей власти и высших чинов флота, причем некоторые в этот день получают внеочередные звания и ценные награды за заслуги перед своей страной.

Праздник в Украине : на территории Украины День ВМФ, как и в России, с 1993 года празднуется ежегодно, однако он первоначально проводился 29 июня. В 2008 году президент В. Ющенко перенес дату празднования на 30 декабря, чтобы профессиональный праздник сотрудников гражданского флота и служащих военного флота отмечался одновременно. Уже в 2012 году президент В.Ф. Янукович внес изменение в украинское законодательство, чтобы представители в России и Украине могли отмечать яркий и запоминающийся праздник вместе.

30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана не случайно - (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота.

На самом деле флот на Руси существовал за много столетий до Петра I. Без флота не достиг бы своего положения Великий Новгород, русские воины на ладьях отправлялись в походы по Черному морю. Но тот старый русский флот не был регулярным в общепринятом понятии. Петр заимствовал идею создания централизованного военно-морского флота в Европе. Он сам очень интересовался кораблестроением и, как и в случае с регулярной армией, начал создавать российский флот с потешных войск. Знаменитый ботик Петра I «Святой Николай» не зря зовется «дедушкой русского флота» - он был приобретен еще двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок, а в 1688 году Петр обнаружил ботик в Измайлове.

Петром лично были заложены несколько судов - в Переяславле, на Плещеевом озере. Затем некоторое время корабли строили в Архангельске, но вскоре Петр пришел к выводу о том, что Белое море совершенно не годится для морских экспериментов. Именно это обстоятельство и заставило его обратить повышенное внимание на возможность выхода России к другим морям – Балтийскому, Азовскому и Черному. Однако решение этой задачи требовало от России вступления в войну с соседними государствами. Ведь выход к Азовскому и Черному морям перекрывала Османская империя, Балтику контролировала Швеция.

Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.

Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.

После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.

На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.

Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.

Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.

На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.

Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.

По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».

19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.

Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.

По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.

Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.

Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.

Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.

В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.

Флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

Справедливости ради отмечу, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой…

Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими государствами Европы привело нашего государя к военному конфликту с Османской империи в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Пребраженском, Бутырском и Лефортовском) решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого путешествия, несмотря на доблесть и отвагу, проявленную в боях русскими солдатами, обернулись страшными потерями. Тогда-то Петр и понял что война – это вовсе не детская забава. При подготовке следующей кампании он учитывает все свои былые ошибки и решается на создание абсолютно новой в стране военной силы. Петр поистине был гением, благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму. И средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание своих генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. На совещаниях было постановлено соорудить флот, который уместил бы в себе 23 галеры, 4 брандера и 2 корабля-галеаса. Адмиралом флота был определен Франц Лефорт. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части были привезены для сборки Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас – «Апостол Петр».

Основной задачей флота было блокирование не сдававшейся крепости с морских направлений, лишив её поддержки в живой силе и провианте. Армия Шереметева должна была направиться к Днепровскому лиману и проводить отвлекающие маневры. В начале лета все корабли русского флота воссоединились под Азовом, и началась его осада. 14 июня прибыл турецкий флот из 17 галер и 6 кораблей, но он так и простоял до конца месяца в нерешительности. 28 июня турки набрались храбрости подвезти десант. Гребные судна направились к берегу. Тогда по приказанию Петра наш флот незамедлительно снялся с якоря. Только увидев это, турецкие капитаны дружно развернули корабли и ушли в море. Так и не получив подкрепления, крепость была вынуждена объявить капитуляцию 18 июля. Первый выход военного флота Петра увенчался полным успехом. А спустя неделю флотилия вышла в море для осмотра завоеванной территории. Государь со своими генералами выбирали место на побережье для строительства нового военно-морского порта. Позже вблизи Миусского лимана были основаны крепости Павловская и Черепахинская. Азовских победителей также ждал торжественный прием в Москве.

Для решения вопросов по обороне захваченных территории Петр Первый решает созвать в селе Преображенском Боярскую думу. Там он и спрашивает выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановляет: «Быть морским судам!» На последовавший вопрос: «А скольким?», решено «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг». Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Причем решение строить корабли было принято следующим образом: духовенство давало один корабль с каждых восьми тысяч дворов, дворянство – с десяти тысяч. Купечество, посадские люди и иностранные купцы обязались пустить в плавание 12 кораблей. На налоги с населения остальные корабли строило государство. Дело затевалось нешуточное. Плотников искали по всей стране, им в помощь были выделены солдаты. Более пятидесяти иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать азы кораблестроения. Среди них в должности обычного урядника был и Петр. Помимо Воронежа верфи были построены в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. Желающие проходили ускоренные курсы обучения на корабельных мастеров и подручных работников. В Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал «Устав по галерам», написанный Петром I еще во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум».

На Воронежской судоверфи 27 апреля 1700 года был на достроен «Гото Предестинация» – первый линкор России. По европейской классификации кораблей начала XVII века оно заслужило IV ранг. Россия по праву могла гордиться своим детищем, поскольку строительство проходило без участия специалистов из-за границы. К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых сорок четыре корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне. Балтийский флот строился на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери. В 1712 году был учрежден Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом по диагонали. Под ним сражались, побеждали и умирали много поколений моряков Российского флота, прославившие своими подвигами нашу Родину.

Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.

Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.

К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.

Адмирал Спиридов в 1770 году в ходе Чесменского сражения разгромил турецкий флот и установил господство России в Эгейском море. Также Российская империя одержала победу в войне с турками в 1768-1774 годах. В 1778 году был основан порт Херсон, а в 1783 – на воду спущено первое судно Черноморского флота. Наша страна по количеству и качеству кораблей в конце 18 и начале 19 веков занял третье место в мире после Франции и Великобритании.

В 1802 году начало свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем». Это судно имело паровой двигатель и гребные колеса для перемещения. С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток. За эти года отважные моряки произвели сорок кругосветных и дальних плаваний.

В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные корабли, на которых невозможно совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащен броневой защитой и прослужил до 1922 года, побывав полигоном для первых экспериментов А.С. Попова по радиосвязи на воде.

Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.

1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.

Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.

Главным противником россиян на Черном море издавна была Османская империя. Основная база Черноморского флота находилась в Севастополе. Командующим всеми морскими силами в этом регионе был Андрей Августович Эбергард. Но в 1916 году царь снял его с поста и заменил на адмирала Колчака. Несмотря на успешные боевые действия черноморских моряков, в октябре 1916 на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария». Это была крупнейшая потеря Черноморского флота. Он прослужил всего лишь год. И по сей день, неизвестна причина взрыва. Но бытует мнение, что это результат удачной диверсии.

Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.

В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.

В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.




Самое обсуждаемое
Почему горько на свадьбе Почему горько на свадьбе
Подставка для карандашей и ручек Подставка для карандашей и ручек
Лилия из одноразовых ложечек своими руками Лилия из ложек одноразовых Лилия из одноразовых ложечек своими руками Лилия из ложек одноразовых


top