Первые дни жизни новорожденного что. Физиологические особенности новорожденного. Особенности кожи новорожденных детей

Первые дни жизни новорожденного что. Физиологические особенности новорожденного. Особенности кожи новорожденных детей

Памятны еще моменты родов, а вашему крохе уже 2 недели. Смотрите на него, и понимаете, как быстро он меняется. Вчера совсем крохотный и беззащитный, а сегодня уже такой большой и сильный. Может кто-то и скажет, что у ребенка к 2 неделям мало что меняется, но мама-то знает, как быстро растет ее малыш. Развивается, как в сказке, не по дням, а по часам, и это недалеко от истины.

Малышу уже две недели, он дома с любящими родителями, которые уже заметили явные изменения младенца

Физическое развитие малыша

Каждому родителю хочется увидеть явное развитие ребенка, но надо учитывать, что все дети индивидуальны, и рост также идет в соответствии с особенностями чада:

  • Ближе к 14 дням уходит желтизна кожи, исчезают послеродовые краснота и припухлость. Затягивается пупочная ранка, и кроху уже можно купать.
  • Начинается прибавка веса. Организм крохи освоил новое питание, грудное молоко, и положительно реагирует на кормление.
  • Большой прибавки в росте не ждите. Средние показатели равняются примерно 3 см в месяц.
  • Формируются правильные контуры головы. Лицо избавляется от отечности.
  • Голову кроха пока не держит.
  • Гипертонус мышц сохранен, ножки и ручки согнуты, ладошка сжата в кулачок. Бодрствуя, новорожденный поджимает конечности, уходя в сон, расслабляет, и они выпрямляются.
  • Природная терморегуляция отсутствует. Малыш еще не научился согревать себя, поэтому важно следить, чтобы кроха не переохладился и не перегрелся.
  • Кожа отшелушивается. Процесс проходит к 2 месяцам.
  • Двигательные рефлексы на уровне хаотичных, рефлекторных, непроизвольных движений.
  • Ноготки постепенно отрастают, их уже можно подстригать.
  • Кожные покровы ладоней и ступней сухие, покрыты трещинками.

Первая неделя, несмотря на достаточное количество молока у мамы, характеризуется потерей первоначального веса на 5-8%, но ко второй неделе жизни новорожденного отмечается повышение массы тела. Пережив родовой стресс, кроха медленно, но верно начинает добирать потерянные граммы, кушая молоко. Средняя прибавка к двум неделям составляет 150-200 грамм. Если ваше сокровище отлично ест, но почти ничего не прибавило, не волнуйтесь. Взвешивайте младенца регулярно. Ясная картина выявится к 5 неделям.


Прибавка в весе пока незначительна, так как связана с физиологическим снижением массы тела после родов

Как идет развитие ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зрительные возможности двухнедельного малыша еще не сформированы полностью. Отсутствует дальняя фокусировка взгляда, ребенок способен видеть лицо мамы на расстоянии 20-25 см, воспринимая лишь детали. Глаза ребенка улавливают наиболее выраженные части: брови, губы, нос. Подойдя к месячному возрасту, малыш научиться задерживать взгляд на ваших глазах.

Примечательным нюансом зрения ребенка в этом возрасте служит легкое косоглазие, когда глазки малыша как бы плавают. Связана такая раскоординация со слабостью глазных мышц. Пройдет еще две недели, и все встанет на свои места, мышцы окрепнут, и «плавание» глаз прекратится. Пронесите близко от личика крохи какой-нибудь предмет, и вы заметите, как он мигнет глазками.

Работа зрительного нерва на уровне интуиции позволяет малышу видеть лица и жесты, которым он старается подражать. Проверка опытным путем: приблизьте к лицу малыша свое лицо, округлите глаза, высуньте язык. Подождите немного, чтобы малыш осознал увиденное. Спустя несколько минут кроха попробует повторить ваши манипуляции с лицом. Младенец уже ловит взгляд мамы.


В две недели малыш уже пытается уследить за мамой, разглядывая ее лицо

Становление зрения приводит к тому, что грудничок учиться удерживать взгляд на ярких движущихся предметах. Выложите малыша на спину, возьмите большую, около 10 см, погремушку, и медленно проведите ее так, чтобы она находилась на уровне глаз крохи. Водя погремушкой влево-вправо, вы заметите, как ребенок пытается фокусировать зрение на движущимся предмете.

Заметим, что у новорожденного 2 недель рефлекторный уровень ощущений переходит в сенсорный. Видя беспокойства ребенка, позвените игрушкой или спойте песенку. Кроха откликнется на новые ощущения, задержит внимание на них. Идет и развитие органов равновесия. Каждое изменение в положение тела вызывает у малыша новые ощущения. Пришло время тренировок вестибулярного аппарата. Носите ребенка на руках, меняя его положение. Простые занятия ускорят развитие, по сравнению с тем, когда малыш долго лежит в одном положении.

Что умеет малыш:

  • улавливает и следит за направлением взгляда взрослых;
  • неосознанно улыбается (рекомендуем прочитать: );
  • прослеживает движением глаз яркие игрушки (не больше 10 см в диаметре);
  • умеет поворачивать головку в сторону, услышав звук погремушки, мамин голос, звон колокольчика;
  • непроизвольно подмигивает и смешно гримасничает;
  • различает своих родителей.

Чтобы отвлечь ребенка, можно показывать ему игрушки, тихонько позванивая ими

Какие игрушки можно использовать:

  • приобретите различные звуковые погремушки с приглушенным или мелодичным звуком (шарики, колокольчики);
  • купите игрушки, которые можно подвесить в кроватке, размером 6-10 см, имеющие разную форму, материал и цвет;
  • подойдет карусель музыкальная (подвешивается над кроватью);
  • используйте специальные картинки для грудничков в черно-белом цвете.

Режим питания ребенка

Как известно, ребенка вскармливают двумя способами: материнским молоком и молочными смесями. Распишем количество молока для обоих видов, начиная с восьмого дня. Малышу на естественном вскармливании специалисты установили следующий объем молока на одно кормление:

  • на 8-й день – примерно 80 грамм;
  • 9-й – 80-90 грамм;
  • 10-й – 80-90 грамм;
  • с 1,5 недель до двух месяцев за сутки ребенок должен получать объем молока, равный 1/5 его веса.

Питание - важная составляющая для развития малыша, от которого зависит рост ребенка, его самочувствие

Ребенку на смешанном (грудное молоко + смеси) или искусственном кормлении необходимо давать смесь каждые 3 часа, с учетом 5 часового перерыва на ночь. Суточный объем пищи, начиная с 10 дней и до 2 месяцев, равен тому же показателю, что и для малышей на грудном вскармливании – 1/5 от веса новорожденного. Придерживайтесь прописанных нормам, но ориентируйтесь на индивидуальные особенности вашего сокровища.

Как понять, достаточно ли молока получает малыш?

Спокойное поведение, хороший сон, прибавка в весе – это показатели достаточного питания. Если малыш не просит кушать в течение двух часов после кормления, значит, он съедает достаточно пищи. Поскольку кроха ест только молоко, он писает около 15 раз за сутки (подробнее в статье: ). Малая прибавка веса и явное беспокойство малыша требуют проведения точных измерений. Сделайте следующее:

  • проведите взвешивание крохи голеньким на электронных весах до кормления молоком и после того, как он поест;
  • сцедите молоко в бутылочку, и посмотрите, сколько съедает малыш.

Работа пищеварительной системы

Когда мама спокойна? Когда ее кроха хорошо ест, спит и не плачет. Вторая неделя жизни из этого и состоит. Если ребенок капризничает, хнычет, плохо спит, начинает жидко какать, мама сильно волнуется (подробнее в статье: ). Зная, как работает пищеварительная система новорожденного в этом возрасте, родители быстро поймут, что не так с малышом. Мы напомним вам, как по работе ЖКТ определить, что беспокоит кроху.

Стул ребенка:

  1. Какает малыш 3-4 раза в сутки. Цвет каловых масс желтый, с кашицеобразной консистенцией.
  2. Формирование ЖКТ длится до 3-х месячного возраста, поэтому неизбежны такие проявления, как колики, срыгивание молока, может какать поносом.
  3. Ребенок много раз и подолгу плачет (более 3-х часов за весь день), сильно поджимает ножки, капризничает, не может покакать – это . Облегчить состояние поможет газоотводная трубка, питье в виде специального чая, легкий массаж животика. Необходимо показать кроху педиатру.

Массаж животика, газоотводная трубка помогут ребенку при коликах, которые являются частым гостем двухнедельного малыша

Колики

Периодический плач и внешнее беспокойство у новорожденного в 2 недели могут означать, что ваше сокровище мучают колики (рекомендуем прочитать: ). Продолжается формирование пищеварительной системы ребенка, нормализуется кишечная микрофлора – это естественный процесс развития организма новорожденного. Колики не относят к заболеванию, со временем (к 3 месяцам) они проходят сами по себе. Родителям просто надо подождать, и делать определенные процедуры, чтобы помочь крохе покакать и облегчить его состояние. Подробнее о коликах вы можете узнать из других наших материалов.

Долгие слезы малыша, когда плач длится больше 3-х часов в сутки, и повторяется чаще, чем 3 раза за 7 дней, должны обеспокоить родителей. Педиатры говорят о том, что у младенца есть болевой синдром в кишечнике. Подтверждением такому выводу служит поведение крохи: «сучение» ножками, вздутие животика, попытка ребенка избавиться от газов путем поджимания ножек. Страдания от колик связаны с незрелостью ЖКТ у грудных детей.

Желая помочь крохе, вы можете напоить его укропной водичкой, к помощи которой часто прибегали наши бабушки. Грудное молоко дает достаточно жидкости организму крохи, но колики им не снять. Есть и медикаментозные средства против колик. Круговой массаж живота вокруг пупка проводят по часовой стрелке. Помогает и легкое покачивание малыша в тот момент, когда он заплакал.

Как малыш должен спать?


Сон ребенка немного меняется: происходит увеличение ночного сна и дневного бодрствования

Постепенно увеличивается время бодрствования новорожденного. Продолжительность дневного сна к двум неделям жизни составляет несколько часов. Ночной сон может прерываться на перекус, с интервалами в два-три часа, но общее время ночного покоя незначительно увеличивается. Вторая неделя характеризуется 16-20 часовым сном, который прерывается 15-30 минутами бодрствования. Заметить проблемы со сном можно по следующим признакам:

  • общее время сна меньше 15 часов;
  • малыш бодрствует больше 4-5 часов;
  • когда ребенок не спит, он ведет себя капризно, перевозбуждается, заснув, просыпается через 10-15 минут.

Что вызывает проблемы сна?

Выяснить, в чем причины плохого сна ребенка, несложно. Маме легко отыскать их самостоятельно. Посмотрите, не запачкалась ли пеленка, сыт ли малыш, комфортна ли для него температура помещения. Уберите яркое освещение и приглушите звук телевизора или радио. Установите режим проветривания комнаты, где находится малыш, вовремя меняйте подгузники, общайтесь со своим чадо, чтобы создать для него комфортные условия жизни. Исключив все внешние раздражители, вы не заметили улучшения, обратитесь к педиатру.

Многие мамочки на вопрос, как заниматься с новорожденным ребенком, воскликнут: «Он ведь ничего еще не знает и не умеет!» Поверьте, уже с момента появления на свет он разглядывает незнакомую обстановку, активно пробует все на вкус и внимательно слушает ваш голос. Вот почему необходимо не упустить это время и развивать кроху буквально с самых первых дней рождения.

Кормление – залог здоровья

Самое лучшее питание, которое придумано природой, – это, конечно, . Чтобы заложить основу для будущего успешного развития грудничка, очень важно кормить его по требованию. Благодаря нему, ребенок не только становится сытым, но и полностью удовлетворяет необходимость в контакте с мамой, в ее присутствии и тепле. Находясь в материнских объятиях, посасывая грудь, он сразу же становится более спокойным, даже если у него дурное настроение или его тревожат . А, как известно, эмоционально устойчивые детки воспринимают информацию гораздо лучше.

ВАЖНО ПО ТЕМЕ ГВ:

Частое общение

Пожалуй, маленький человечек еще не готов к целенаправленным играм, поэтому просто как можно чаще беседуйте с ним: нежно, спокойно, изменяя интонацию и тембр голоса в зависимости от того, что вы сейчас ему рассказываете. Обязательно подключите к диалогу папу, пусть он тоже поделится своими эмоциями от появления на свет дорогого сына или дочки. В разговоре всегда называйте кроху по имени, скоро это станет его самым любимым словом. Также помогают развитию милые сердцу колыбельные и всевозможные потешки.

Развиваем органы чувств

Развитие грудных детей в огромной степени основывается на стимуляции вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Пока же больше всего нового о предметах кроха узнает, трогая их на ощупь.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Осязание

Прикасайтесь к ножкам, животику и лицу мягким перышком. Если вашему чаду понравились такие прикосновения, «вооружитесь» материалами с разной текстурой. Это могут быть ватные шарики, махровое полотенце, шерстяная варежка или шелковый шарф. Кроме того, поместите на детскую ладошку собственный палец или небольшую вещицу, чтобы малыш сжимал кулачки.

Регулярно обнимайте ребятишек, гладьте их по голове, спинке, целуйте и кладите голенькими к себе на живот. Так вы совершенствуете и тактильные ощущения, и эмоционально-личностную сферу.

  • Слух

Подвесьте погремушку или крутящуюся карусельку, которая издает негромкие мелодии, над детской кроваткой. Не расстраивайтесь, если малыш сосредотачивается на них всего лишь пару минут. Пока что ему еще очень трудно концентрировать внимание. Груднички хорошо воспринимают классическую музыку: произведения Вивальди, Чайковского, Моцарта и Штрауса. И, безусловно, они любят слушать мамин и папин голос. ()

  • Зрение

До двух-трех месяцев детки могут различать только черные и белые цвета. Повесьте в поле зрения карапуза изображение концентрических кругов, шахматной доски или контрастные, превосходного качества черно-белые фотографии. Для привлечения интереса меняйте картинки через несколько дней. А еще новорожденному очень нравится следить за мимикой человеческого лица. Так что улыбайтесь ему как можно чаще! ()

  • Обоняние

Кроха узнает ваш запах сразу же после рождения, ведь он включает в себя те же составляющие, что и околоплодная жидкость. На химические и парфюмерные ароматы у некоторых детей может появиться аллергическая реакция. Так что будьте осторожны с духами и лосьонами и, естественно, с курением. Только не стоит отлучать папу, который по каким-либо причинам не может отказаться от сигарет, от общения с крохой.

  • Вкус

С первых дней малыши ощущают вкус и выражают предпочтение сладкой еде, а не кислой или горькой. Поэтому кормящей женщине необходимо вводить в свой рацион самые разные продукты, но только постепенно и в малых количествах. Так вы сможете приучить своего отпрыска к многообразию вкусов и застрахуетесь в дальнейшем от его избирательности в пище.

Если вы будете следовать этим несложным советам, то уже с пеленок ваше чадо будет активно расти и развиваться. Только не перегружайте его новыми знаниями, чтобы не навредить формированию нервной системы. Пусть развитие любимых деток будет радостным!

Ваш ребёнок от рождения до года

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

На протяжении первых секунд после рождения малыш практически полностью обездвижен, не воспринимает звуковые и зрительные раздражители, не реагирует на боль, его мышцы полностью расслаблены, не вызываются рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис» («катарсис» в переводе с греческого означает «очищение»). Связано это с колоссальным количеством самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в первые секунды его жизни. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий развитие у новорожденного так называемого информационного шока. Плод, на протяжении девяти месяцев находившийся в животе мамы, мгновенно оказывается в совершенно новых для себя условиях: вместо привычной температуры в матке 37°С, – температура помещения, кажущаяся ребенку очень низкой; вместо окружавшей его водной среды – воздушная; вместо относительной невесомости – сила земного тяготения; вместо темноты и тишины – яркий свет и шквал самых разнообразных звуков.

Чтобы защитить новорожденного от шока, в процессе эволюции и возникло это защитное состояние – состояние отсутствия реакции на внешние раздражители. Длится оно очень недолго и заканчивается при пересечении пуповины. В этот момент начинается жизнь ребенка как самостоятельного организма.

Первый вдох ребенка

Через 1–2 минуты после рождения ребенку пережимают пуповину при помощи двух стерильных зажимов, между которыми ее перерезают. Как только прерывается кровоток по сосудам пуповины, малыш совершает свой первый вдох. Если не пересечь пуповину, состояние ребенка постепенно будет ухудшаться. Если новорожденный с непересеченной пуповиной будет располагаться выше уровня мамы, объем его крови будет стремительно падать; если ниже – наоборот, нарастать (по закону сообщающихся сосудов). Оба эти состояния чреваты серьезными осложнениями.

Первому вдоху ребенка способствует тот факт, что на протяжении последних минут родов в крови плода возрастает концентрация углекислого газа, а уровень кислорода, наоборот, значительно падает – это раздражает дыхательный центр в мозге, он посылает сигнал о нарастающем кислородном голодании, и ребенок делает первый в своей жизни вдох, которому предшествует громкий крик.

Внешний вид младенца

Сразу после рождения ребенка на несколько минут помещают на живот маме. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы полезные микроорганизмы, находящиеся на ее коже, попали на пока еще стерильную кожу новорожденного. С другой – такое тактильное взаимодействие между мамой и малышом способствует установлению психологического контакта между ними и помогает обоим справиться с перенесенным в родах стрессом.

После перерезания пуповины на животике новорожденного остается пуповинный остаток (кусочек пуповины длиной от 3 до 5 см), который особым образом обрабатывают дважды в сутки до момента его отпадения или отсечения на 3–4-й день после рождения.

Головка ребенка имеет очень необычную форму: она несколько удлинена сверху вниз и спереди назад. Причина этого в том, что головка плода в процессе родов постепенно меняет форму, приспосабливаясь к форме и размерам родовых путей мамы. Этот механизм позволяет избежать повреждения головки в ходе родов, так как ее исходные размеры значительно больше просвета родовых путей.

Лицо новорожденного обычно сморщенное. Веки, как правило, несколько припухшие за счет длительного сдавления, а также за счет задержки жидкости, которая происходит вследствие особенностей гормонального фона мамы перед родами.

Кожа только что родившегося ребенка имеет багровый, иногда синюшный оттенок, она обычно покрыта белой густой творожистой смазкой, состоящей из жиров и частичек верхнего слоя кожи плода. Эта смазка помогает малышу продвигаться по родовым путям мамы и защищает его кожу, пока он находится в ее животе, окруженный околоплодными водами. Если ребенок рождается преждевременно, смазка обильно покрывает все тело толстым слоем. В том случае, если роды запоздали, количество смазки бывает скудным, а в некоторых случаях она может совсем отсутствовать.

Как только новорожденный начинает кричать, цвет кожи изменяется – она из синюшной становится ярко-розовой.

Первый туалет ребенка

После пересечения пуповины новорожденного обмывают теплой водой и обтирают сухими стерильными пеленками. После этого удаляют смазку, обрабатывая кожу ребенка стерильным маслом (смазка имеет жировую основу и растворяется маслом). Затем младенца снова обтирают пеленкой. Цвет кожи новорожденного чаще всего ярко-розовый, но может быть и бледно-розовым.

В некоторых случаях, когда в процессе родов малыш долго не может продвинуться в родовых путях, или если у него тугое обвитие пуповины вокруг шеи, на личике могут появиться голубые или фиолетовые точки. Это мелкие кровоизлияния в кожу, причиной которых является давление извне (от стенок влагалища мамы) или/и кислородное голодание (при обвитии пуповины).

После завершения первого туалета новорожденного ему закапывают в глазки антибактериальные капли для профилактики инфекционных заболеваний глаз.

Первый осмотр ребенка

Врач-педиатр, все это время находившийся рядом с новорожденным, после завершения его обработки полностью осматривает малыша и делает заключение о его состоянии на момент рождения.

Существует специальный тест, состоящий из пяти критериев, по которым оценивают состояние новорожденного через 1 минуту после рождения и повторно – спустя 5 минут. Оценочными критериями являются следующие показатели: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожных покровов. Таким образом, оценка по шкале Апгар всегда состоит из двух цифр, первая из которых отображает состояние ребенка на момент рождения, а вторая – его способность к адаптации. Как правило, первая оценка на 1–2 балла ниже, чем последующая. Показатели 8–10, 7–9 баллов являются нормальными. Более низкие цифры свидетельствуют о кислородном голодании малыша в родах и нарушенной адаптации.

Если состояние мамы и малыша нормальное, то через 20 минут после рождения новорожденного прикладывают к груди.

Раннее прикладывание к груди играет очень важную роль в становлении грудного вскармливания, формировании иммунной системы крохи и способствует физиологичному течению послеродового периода у мамы.

Первые часы жизни

Первые два часа после рождения малыш, как и его мама, должны провести в родильном зале. Ребенок при этом может находиться в поле зрения мамы. Если роды были партнерскими или есть акушерка, которая в послеродовом периоде может постоянно быть рядом с родильницей, малыш какое-то время может находиться у мамы на руках. Многие женщины сразу после родов испытывают слабость, желание подремать, их неоднократно осматривает акушер-гинеколог, поэтому на протяжении этих двух часов в родзале ребенок не всегда может находиться в непосредственном контакте с мамой.

В первые 30 минут жизни младенец пребывает в состоянии максимального напряжения приспособительных реакций. Происходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой говорилось выше. На протяжении этого периода ребенок очень возбужден, он практически постоянно громко кричит (это необходимо для полного расправления легочной ткани и лучшей вентиляции легких), активен, зрачки его расширены, тонус мышц, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

В последующие шесть часов жизни малыша наступает период относительной стабилизации. Обычно, если младенец благополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, и адаптация проходит успешно, то он засыпает. Частота сердечных сокращений ребенка урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус уменьшается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело крохи, попавшее после рождения в гораздо более прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень основного обмена веществ и, соответственно, теплопродукция. К тому же у всех новорожденных система терморегуляции еще совсем незрелая, и им сложно поддерживать постоянную температуру тела. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе может произойти так называемая холодовая травма или же, наоборот, новорожденный может достаточно легко перегреться, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для детей, рожденных преждевременно: у таких малышей данное пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачастую переходя из физиологического состояния в начальную стадию заболевания.

Спустя 2 часа после рождения ребенка еще раз осматривает педиатр, и кроху переводят из родильного зала в палату послеродового отделения.

Важность первого дня жизни ребенка невозможно переоценить. Первый вдох, первое кормление, первый контакт с мамой и окружающим миром, перестройка системы кровообращения и колоссальный объем информации, поступающий через органы чувств в мозг малыша, – все эти моменты во многом предопределяют то, как новорожденный будет адаптироваться к внеутробному существованию, как будет протекать период новорожденности и как он будет развиваться в дальнейшем.

Нужны ли ребенку обследования?

В подавляющем большинстве случаев никаких дополнительных обследований малышу сразу после рождения не требуется. Исключение представляют те случаи, когда возникает подозрение на то или иное врожденное заболевание. Так, поводом для обследования является подозрение на гемолитическую болезнь новорожденных – состояние, вызванное разрушением эритроцитов плода из-за иммунологического конфликта, связанного с различной резус- или групповой принадлежностью крови мамы и плода. Такой конфликт может развиться в случаях, когда у мамы резус-фактор крови отрицательный, а у малыша – положительный. В этом случае у ребенка сразу после рождения берут кровь из пуповины для определения группы крови и ее резус-фактора, а также для определения концентрации билирубина. У некоторых новорожденных малышей берут кровь на общий анализ для определения уровня гемоглобина (при подозрении на анемию) и лейкоцитов (при подозрении на внутриутробную инфекцию).

Качественный уход за младенцем на первых этапах жизни очень важен. Но не каждая молодая мама знает о том, как правильно ухаживать за новорожденным и на что обратить внимание в первые месяцы жизни ребенка. Малыш очень уязвим и требует максимальной защиты, так как его кожа очень нежная и восприимчивая к внешним раздражителям, неправильный уход может привести к воспалению и кожным заболеваниям. Чтобы избежать разного рода раздражений и инфекций, нужно обеспечить ребенку правильный уход.


Умывание малыша - это один из первых утренних ритуалов. Эту процедуру следует проводить с помощью ватного диска или тампона. Личико малыша до двух месяцев следует промывать исключительно теплой кипяченой водой комнатной температуры. Важно уделять внимание всем складочкам кожи на лице и шейке новорожденного , если этого не делать, может возникнуть , которая принесет вашему ребенку дискомфорт.
Поэтому после умывания следует все складочки смазать детским кремом или маслом. Но не забывайте, что перед тем как умывать новорожденного мама или папа обязательно должны продезинфицировать руки, вымыв их с мылом перед началом процедуры.

Подмывание и уход за половыми органами

Ухаживать за половыми органами ребенка нужно очень тщательно с первых дней жизни. От правильного ухода зависит репродуктивная функция в будущем. Существуют основные правила ритуала подмывания, которые подходят как для , так и для :

  • Подмывать ребенка следует под проточной водой комнатной температуры, желательно после каждого испражнения кишечника.
  • В первые месяцы, чтобы избежать сухости кожи, следует минимизировать использование мыла.
  • Не рекомендуется использовать взрослую косметику для деток.
  • Для избежания дискомфорта и натертостей не следует одновременно использовать детское масло и присыпку. Так как присыпка будет скатываться.
  • Если не удалось смыть остатки стула, следует осторожно удалить их ватным спонжем, смоченным в детском масле.

Перед ритуалом подмывания следует заранее сложить все необходимые предметы гигиены для новорожденного: , масло или присыпку, прогретое полотенце и ватную продукцию (спонжи или ватные тампоны). Но у процесса подмывания есть свои особенности в зависимости от пола ребенка.
  • Особенности подмывания девочек.

Важный момент, на который следует обратить внимание. В первые недели жизни у девочек на половых губах может образоваться светлый налет. Но родителям переживать не стоит, если его не много, он со временем впитается в кожу без дополнительных манипуляций, но если количество превышает нормы, тогда следует аккуратно удалить его.

Естественные молочные кислоты в составе налета могут вызвать раздражение и воспаление у ребенка. Чтобы этого не произошло, нужно деликатно удалить налет с помощью кипяченой воды комнатной температуры и ватного тампона. Если повторять эту процедуру регулярно, в течение 3 дней налет исчезнет. Девочку, как и мальчика, следует подмывать после каждой смены . Перед процедурой обязательно следует вымыть руки с мылом. Ополаскивать половые органы следует проточной теплой водой от половых губ до заднего прохода, чтобы остатки кала не вызвали воспалительные процессы. Влажные салфетки использовать на регулярной основе не рекомендуется, лучше оставить их для тех случаев, когда нет возможности подмыть ребенка.

Важно! Чистота должна быть умеренной, так как переусердствование может вызвать частичное сращивание малых половых губ! При частом использовании мыла и других косметических средств травмируется слизистая и вызывает воспалительный процесс, из-за чего происходит сращивание.

После подмывания следует увлажнить половые органы и складочки вокруг них детским кремом или детским маслом, так как кожные покровы у деток такого возраста суховаты.

  • Особенности подмывания мальчиков.

Эксперты рекомендуют исключительно наружное мытье половых органов с мылом и больше ничего. Наружное мытье - это омывание половых органов снаружи, без вторжения под крайнюю плоть младенца. Важно помнить, что процедура «проникновения» под крайнюю плоть мальчика может привести к травмированию, а также нельзя забывать и о том, что регулярное мытье половых органов внутри с мылом может вымыть всю антибактериальную смазку, которая служит защитным барьером у ребенка. Со временем крайняя плоть постепенно отслаивается, а омертвелые клетки постепенно скапливаются под крайней плотью. В этом нет ничего страшного, так как половой орган очищается самостоятельно в момент мочеиспускания. Поэтому дополнительных процессов очистки не потребуется.

Эти особенности помогут правильно подойти к вопросу купания и не навредить ребенку.

Обработка пупочной ранки

Особое внимание в первые дни жизни младенца следует уделить пупочной ранке. Нужно помнить, что ранка - это возможность проникновения инфекций, поэтому к ее обработке следует подойти грамотно:

  • Пупочную ранку следует обрабатывать 2 раза в день - утром и после вечернего купания.
  • Для удаления выделений из ранки, а также для полной обработки следует использовать 3-процентную перекись водорода и ватный диск или ватный тампон.
  • Важно следить за тем, чтобы в ранке не оставалось перекиси и выделений.
  • После очищения пупочной ранки ее смазывают зеленкой.

В среднем пупочная ранка заживает на 19-й день жизни ребенка. Но до тех пор пока ранка не зажила, нужно постараться максимально уменьшить количество путей проникновения инфекций в пупочную ранку.

Купание

Перед началом ежедневных процедур купания следует обязательно уточнить все моменты у педиатра. Полноценное купание ребенка разрешается только при полностью зажившей пупочной ранке.

Вода для должна быть комнатной температуры - 36-37 градусов. Если с первых дней жизни вы планируете закалять ребенка, следует постепенно уменьшать температуру воды.

Знаете ли вы? Малыш не утонет, если поместить его полностью в воду с головой. В организме ребенка активируется плавательный рефлекс. Барахтающиеся движения позволяют плыть под водой. При этом организм младенца включает защитную функцию, сохраняя кислород для работы легких и сердца.


Купать малыша можно в специальной детской ванночке, но можно использовать и обычную ванную, главное - заранее ее обработать. Почистить содовым раствором или специальным средством.

Четыре основные правила купания:

  • Процедура купания должна быть ежедневной.
  • Температура воздуха в ванной комнате должна быть комфортной, без сквозняков.
  • Использовать косметические средства можно 1, максимум 2 раза в неделю.
  • После купания нужно тщательно высушить кожу ребенка. А складочки кожи просушить с особой тщательностью. Для увлажнения кожи после купания следует использовать детское молочко, крем или масло.

Особое внимание следует уделить и положению малыша при купании. Лучше придерживать ребенка двумя руками, после погружения в ванночку следует придерживать и шейку. Можно приобрести специальные аксессуары для купания - сеточки для ванной или поролоновые , на которых лежит малыш во время купания.

В жизни должен быть правильным и с точным выполнением всех важных для ребенка процедур. Поэтому особое внимание следует уделить и уходу за глазками младенца. Промывать глазки нужно от наружного края до внутреннего, при этом для каждого глазика нужно использовать новый тампон или ватный диск.

Если у малыша появились гнойные сгустки в уголках глаза, следует использовать настой ромашки или слабо заваренный чай для промывания.
При наличии воспаления обязательно нужно проконсультироваться у врача и самостоятельно не использовать лекарственные средства.

Чистка носика и ушей

После рождения у ребенка образуются корочки в носу, которые мешают ему дышать. Для прочистки носика следует использовать детское масло - закапать в каждую ноздрю по несколько капель. С помощью ватки аккуратно извлечь корочки.

Важно! Важно помнить, что у новорожденного очень нежная слизистая, которую можно повредить неаккуратным движением. Поэтому не рекомендуется использовать ватные палочки или вату, намотанную на твердый предмет, чтобы не сделать ребенку больно.


В момент умывания нужно следить за тем, чтобы вода не затекала в ушки малыша. Чтобы почистить ушные раковины, нужно скрутить ватку в тонкий жгут или тампончик небольших размеров и бережными движениями прочистить слуховой проход.

Обрезка ногтей

Ноготки у новорожденных растут очень быстро, и, чтобы ребенок не поцарапал себя в момент бодрствования или сна, следует обрезать ногти 1 раз в неделю. Для этого следует купить специальный набор для детского маникюра. Ножницы в нем безопасные, с закругленными краями, поэтому, подстригая ногти, не будет опасности поранить малыша. Также можно подстригать ногти на ручках и ножках, когда ребенок спит, тогда он не вертится, что упрощает процесс.

На начальном этапе жизни малыша памперс нужно регулярно менять. В среднем 4-6 раз. Сигналом о смене подгузника служат капризы малыша, также эта процедура предполагается сразу после кормления.

После подмывания следует насухо просушить промежность и складочки, чтобы у малыша не появились опрелости после ношения подгузника. Во время смены подгузника не стоит забывать и о том, какие средства гигиены нужны новорожденному, например, присыпка или детский крем прекрасно подойдут для нежной кожи детской попки. При открытой пупочной ранке памперс следует надевать таким образом, чтобы он не задевал пупочную ранку и не раздражал кожу.

Знаете ли вы? Прототип первых подгузников в СССР появился во время проведения исследований, предметом которых была подготовка первых полетов в космос с участием людей. А первый одноразовый подгузник был на основе древесных опилок. И появился он в США.


Одноразовые подгузники считаются самыми практичными для новорожденных. При выборе памперсов следует внимательно изучить маркировку на пачке. Как правило, там указан и размер, для которых подгузники предназначены. Использование влажных салфеток стоит максимально минимизировать, так как в большинстве их содержатся микроэлементы, которые могут вызвать раздражение. Поэтому специалисты рекомендуют использовать салфетки только при крайней необходимости.

Важным является и сам процесс смены подгузника. Нужно осторожно приподнять попку младенца и пропустить снизу чистый подгузник. Застегивать подгузник нужно плотно, но не туго, таким образом, чтобы между подгузником и телом малыша помещалось два ваших пальца.

Для новорожденного следует использовать выстиранные и отутюженные пеленки. Гладить пеленку нужно со всех сторон. А наличие отпаривателя сделает ее мягкой и приятной для прикосновений к тельцу.

Перед пеленанием следует подмыть малыша и одеть на него чистый подгузник. Нужно учитывать и температуру в помещении, если холодно, тогда нужно использовать две , если в комнате жарко, тогда можно использовать свободный принцип пеленания, когда руки новорожденного находятся над краем пеленки.

Ребенок, завернутый в пеленку, должен чувствовать себя комфортно, ему ничего не должно давить и мешать.

Выбор одежды

Уход за ребенком с первых дней жизни - это не только поддержание комфортной среды обитания и чистоты малыша, но и правильно подобранная одежда. Купить одежду первой необходимости для новорожденного стоит за пару месяцев до его появления на свет.

Есть 6 основных правил подбора для младенцев:

  • Следует выбирать натуральную одежду. Лучше всего подойдет хлопок. Кожа младенца очень восприимчивая, поэтому искусственные волокна в составе могут вызвать раздражение или аллергию. Хлопок приятный к телу, мягкий и не вызовет дискомфорт у ребенка.
  • В первую очередь малышу должно быть комфортно в одежде. Ничего не должно давить. Поэтому следует избегать одежды с тугими резинками, кнопками или пуговицами. Одежда с резинками может надавить ручки и шейку, а пуговицы на спине все равно будут давить малышу, чем вызовут дискомфорт.
  • Очень важно, чтобы все швы на одежде были внешними, тогда это поможет избежать натирания кожи карапуза.
  • Ползунки, маечки - все должно быть малышу по размеру. Маленькая одежда будет сковывать ребенка, а наряды большего размера не дадут возможности согреться.

Рассмотрим набор одежды по сезонам.
  • Одежда для первого лета. Летняя одежда ребенка должна легко пропускать воздух и влагу. Легкие бодики или кофточки для жаркой погоды в самый раз.
В среднем ребенку на первое время нужно 5-6 комплектов, состоящих из кофточек и штанишек и парочки костюмчиков. Остальное можно докупить при необходимости.

Знаете ли вы? Еще в далеком XIX веке детей разных полов одевали одинаково - в короткие платья с низкой талией. По тем временам младенец считался еще не сформировавшейся личностью, и к ним относились, как к маленьким ангелам.


Стоит внимательно отнестись к подбору чепчика. Собираясь на прогулку, не следует забывать о таком важном элементе. Чепчик оградит малыша от возможности простудить ушки в ветреную погоду и защитит от солнечного удара.
  • Первая зимняя одежда. Основная одежда для новорожденного зимой - это комбинезон. Поэтому при выборе этого важного элемента одежды следует обращать внимание на такие моменты:
  1. Тип и толщина утеплителя.
  2. Внешний материал комбинезона.
  3. Покрой.
Швы комбинезона не должны промокать, а двойная прострочка швов обеспечит тепло и комфорт. Также немаловажное значение имеет мембранное покрытие - оно предназначено для защиты ребенка от промокания и продувания, поэтому, исходя из погодных условий, следует подобрать оптимальный вариант.
Подбирая сезонную одежду для крохи, всегда важно помнить о его комфорте и удобстве.

Кормление

Это один из основных моментов в уходе за новорожденными детьми. Кормление ребенка в первые месяцы жизни - очень ответственный процесс, к которому нужно подойти с умом. Первые полгода лучше кормить ребенка грудным , а уже с полугодовалого возраста постепенно переводить на прикормы.

Кормление ребенка в первые дни не имеет ограничений по количеству, все специалисты рекомендуют кормить ребенка по его желанию. Нужно давать грудь малышу тогда, когда он проголодался и просит есть. Благодаря таким манипуляциям у начнет вырабатываться нужное количество молока, которое ребенок употребляет за один раз.
Совсем маленькие детки могут просить грудь до 15 раз в сутки. Правильным будет прислушиваться к ребенку, он сам выставит время и рамки кормления. Среднее время кормления варьируется от 10 до 40 минут, все зависит от чувства голода ребенка.

Прогулки

Начиная со второй недели можно смело отправляться на прогулку. Начальные прогулки могут быть 15-минутными, со временем это время нужно увеличивать, добавляя по 5-10 минут. Далее среднее время прогулки будет составлять 2 -3 часа. В холодное время года к прогулкам следует готовиться тщательней. Так как терморегуляция новорожденного формируется постепенно, поэтому на этом этапе важно не переохладить малыша.
Эксперты рекомендуют гулять с детками по несколько раз в день по 30-40 минут. Но время можно регулировать в зависимости от самочувствия ребенка и погодных условий.

Важно! В момент сборов на прогулку важно помнить, что сначала одевается мама, а потом одевает ребенка. Наоборот делать не следует, так как ребенок может вспотеть и простудиться. Нельзя перегревать ребенка, поэтому одевать его на прогулку следует по погоде, без дополнительного утепления.

12 основных правил, которых следует придерживаться не только в первые месяцы жизни, а и на протяжении всего младенчества, позволят молодым и неопытным мамочкам разобраться в том, как ухаживать за новорожденным ребенком. Это обеспечит малышу комфортный период адаптации к окружающей среде и поможет уберечь кроху от возможных инфекций и .

Двигательное развитие

Одним из важнейших показателей двигательного развития ребенка является положение на животе. Охарактеризуем положение на животе ребенка в конце первого месяца жизни. Руки в локтевых суставах согнуты не так сильно, как у новорожденного, а локти уже несколько отодвинуты в стороны от тела. От типичной позы новорожденного остается умеренное сгибание в тазобедренных суставах – ягодицы хотя еще и приподняты, но совсем немного. Ребенок способен не только поворачивать голову в сторону, он может даже поднять ее на несколько секунд, иногда достаточно высоко (рис. 1).

В положении на животе ребенку полезно проводить не менее 40–60 минут в сутки. Выкладывать его на живот следует перед каждым кормлением и сном. Спать на животе детям первого года жизни не рекомендуется из-за повышенного риска задохнуться. В бодрствующем состоянии даже новорожденный ребенок способен рефлекторно повернуть голову в сторону, когда его нос и рот соприкасаются с поверхностью, препятствующей вдоху. Однако не стоит даже здорового ребенка класть на живот таким образом, чтобы его лицо располагалось на подушке, скомканном белье, пушистом ковре.

В случае подозрения на поражение нервной системы у ребенка необходимо убедиться в безопасности его пребывания днем в положении на животе. Проверьте сами, отворачивает ли он голову в сторону, или посоветуйтесь с врачом. Помните, что для грудного ребенка существует опасность задохнуться и во время сна на спине. Известны случаи, когда спящая мать придавливала ребенка своим телом. Именно поэтому маленький ребенок должен всегда спать отдельно от родителей, в своей кроватке. Кроме того, опасность представляют и домашние животные, привычка которых спать возле человека и особенно на его груди представляет для маленького ребенка большую угрозу. Если у вас дома есть кот, кошка или котенок, необходимо исключить вероятность их нахождения в колыбели ребенка.

Упражнение

Если ребенок к концу первого месяца жизни не начинает приподнимать голову из положения лежа на животе, то можно потренировать эту функцию. Для стимуляции подъема головы заинтересуйте ребенка яркой пищащей игрушкой или зеркалом. Расположите предмет перед его опущенным носом, постарайтесь привлечь его зрительное и слуховое внимание. Поднимайте предмет вверх так, чтобы ребенок вместе с отведением взора вслед за предметом поднимал и голову. Ребенку будет легче поднимать голову, если вы при этом подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. В дальнейшем иногда можно подкладывать под грудь ребенку свернутую в виде небольшого валика пеленку или маленькое полотенце.

В этот период у ребенка может наблюдаться тремор (дрожание) подбородка, головы или рук. Это характерно для 40 % здоровых младенцев на 1-2-й неделе жизни во время плача ребенка, при возбуждении, перед кормлением. К месячному возрасту тремор исчезает.

Психическое развитие

Проверка зрения. Даже новорожденный ребенок, если держать его в вертикальном положении, может направить свой взгляд на крупный источник света: зажженную настольную лампу с плафоном или абажуром, ярко освещенное окно или другой диффузный источник света. Иногда при этом глаза могут немного косить.

Внимание!

Если косоглазие постоянное, то есть отмечается при различной степени отведения взгляда в стороны и тем более при взгляде прямо перед собой, следует обратиться к врачу-окулисту. Если окулист не найдет отклонений, необходимо проконсультироваться с неврологом.

Если у вас есть сомнения в отношении зрения или неврологического здоровья ребенка, вы можете провести тест-проверку фиксации взгляда. Проводить этот и другие тесты с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничего не беспокоит. Тесты, которые приводятся ниже, следует использовать только для проверки, но не для частой повторной тренировки, так как зрительный аппарат ребенка еще недостаточно зрелый.

Для проверки фиксации необходимо использовать яркую, окрашенную в светлые тона (лучше всего желтый и зеленый цвета) погремушку диаметром 5-10 сантиметров или шарик, подвешенный на шнурке. Положите ребенка на спину и держите эту игрушку прямо в центре взгляда малыша – в 50–60 см от его глаз на уровне верхней части груди. Для привлечения внимания ребенка игрушку нужно покачивать то вправо, то влево, с амплитудой до 5–7 см и частотой колебаний один-два раза в секунду. С этой же целью игрушку можно медленно перемещать на 15–20 см вправо-влево. Начиная с 10-го дня жизни ребенок смотрит на такую игрушку, то есть фиксирует ее взглядом в течение 5-10 секунд.

Со 2-3-й недели жизни ребенок не только фиксирует взгляд на яркой игрушке, он также начинает прослеживать ее взглядом, то есть следить за ней. Умение следить за игрушкой также можно протестировать.

Сначала добейтесь фиксации взгляда ребенка на игрушке (расстояние 50–60 см), как это описано выше. Затем медленно отводите игрушку назад (по направлению к себе) до расстояния около 100 см от лица ребенка по линии его взгляда, а затем вновь приближайте к нему на расстояние до 40 см. Для привлечения внимания ребенка игрушку можно немного раскачивать или трясти.

С 18-20-го дня жизни ребенок всматривается в лицо матери при кормлении. Может также удерживать в поле зрения на 5-10 секунд ваше лицо, когда вы просто наклоняетесь к нему. Фиксация взгляда сопровождается уменьшением движений тела и изменением выражения лица и глаз. Для привлечения внимания ребенка нужно разговаривать с ним, то наклоняясь, то отклоняясь от него. Однако фиксация взгляда на живом лице еще неосознанная, ребенок смотрит на это лицо чисто рефлекторно – так, как мог бы смотреть и на неодушевленный объект (рис. 2).



К концу первого месяца жизни новорожденный все дольше фиксирует игрушку взглядом и успешно провожает глазами ее медленное перемещение вправо и влево (в пределах дуги до 90 градусов – четверть круга, иными словами, на 45 градусов вправо или влево от линии взгляда). При этом голова остается на месте. Движения глазных яблок ребенка становятся плавными и координированными. Ребенок более четко следит и за перемещением вашего лица в стороны на близком от его глаз расстоянии.

Проверка слуха. После возвращения домой из роддома нужно убедиться в отсутствии грубых нарушений слуха у малыша. Показателем будет реакция ребенка на резкий звук, например звонок в квартиру, хлопанье двери и проч. Если ребенок при подобном звуке во время своего спокойного бодрствования вздрагивает, мигает или широко открывает глаза, а также при вздрагивании может резко развести руки в стороны, беспокоиться не о чем.

Внимание!

Если такое вздрагивание с разбрасыванием рук происходит спонтанно, то есть без каких– либо прикосновений к ребенку, звуков, резкого света, сотрясения кроватки и любых других раздражителей, то необходимо обратиться к невропатологу.

Если у вас есть какие-либо сомнения, можно провести тестирование.

Если вы встанете вне поля зрения ребенка и на расстоянии 35–40 см от его головы несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Чтобы проверить слух на оба уха, надо похлопать сначала с одной стороны, а затем – с другой.

В отличие от зрения, тренировка слуха полезна и приветствуется уже на первом месяце жизни. Для развития слухового и речевого восприятия игрушки ребенка должны быть звучащими. Большое значение имеет и общение с ребенком. В процессе ухода разговаривайте с маленьким человечком с самых первых дней его жизни: комментируйте свои действия, называйте вещи. Например, при смене памперса можно сказать: «А сейчас мы снимем памперс. Он уже грязный. Теперь мы тебя помоем. Вот как хорошо. Давай наденем новый, чистый памперс». Разговор с ребенком не бывает слишком ранним. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает слух, способствует эмоциональному контакту. Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует или чему вы радуетесь. При общении с ребенком не сдерживайте свои положительные эмоции, мимику, выразительные движения. Говорите правильным языком, не коверкайте слова. Не сюсюкайте.

К 3-й неделе жизни появляются, если можно так сказать, осмысленные реакции ребенка на те звуки, которые он слышит. Когда ребенок беспокоен, громко кричит или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, заговорить с ним или запеть. Скорее всего, ваш малыш успокоится. Правда, лежать тихо и прислушиваться он будет в течение всего лишь нескольких секунд, после чего, возможно, опять возобновит свой крик. На 4-5-й неделе жизни сосредоточение ребенка на посторонних звуках становится более длительным, достигая 10–15 секунд. Можно наблюдать, как он замирает и начинает прислушиваться к негромким звукам на фоне тишины (голоса, музыка), а также и при начале продолжительного шума.

Если ребенок хорошо засыпает в шумной обстановке и крепко спит положенное время, несмотря на разговоры окружающих, музыку или работающий телевизор, то не следует подстраивать домашний режим под периоды его сна. Если вы приучите его спать только в тишине, то в дальнейшем будете вынуждены соблюдать такой неудобный для семьи режим в течение всего периода его взросления. На 2-3-й неделе жизни ребенок улыбается самому себе. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем он начинает улыбаться в период бодрствования после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается отсутствующим, не направленным на вас взглядом. Если вы будете при уходе за ребенком все время ласково разговаривать и часто улыбаться, то он сначала, в возрасте трех недель, впервые улыбнется вам в ответ на ваш голос. Чуть позднее, в возрасте четырех недель, ребенок ответит улыбкой на вашу улыбку при виде вашего лица. Улыбка возникает легче и быстрее, если ваше речевое и эмоциональное общение сопровождается поглаживанием тела ребенка.

При попытке взрослого вступить в контакт с ребенком на 3-4-й неделе можно наблюдатьреакцию сосредоточения, которая заключается в том, что спокойный бодрствующий ребенок уменьшает свою двигательную активность и всматривается в лицо взрослого, плачущий ребенок может замолкнуть. Если вы при этом замолчите и будете оставаться неподвижным, то и ребенок тоже обычно замирает. При этом он внимательно, как бы испытывающе вглядывается в ваше лицо.

Предречевое развитие

На протяжении первого месяца жизни крик ребенка начинает отличаться. Он зависит от особенностей его физических ощущений и всегда разный. При чувстве голода крик громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями; ребенок хочет спать – продолжительное жалобное скуление; ребенок мокрый – крик-хныканье низких тонов; у ребенка болит живот – громкий, пронзительный крик, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем. Вначале различия крика выражены слабо, и их понимание зависит от глубины эмоционального контакта между матерью и ребенком.

Сытый и сухой ребенок в состоянии удовлетворенного бодрствования может издавать неясные гортанные гласные звуки, короткие и тихие, что-то среднее межу «а» и «э». К месяцу жизни ребенок почти перестает самостоятельно произносить эти гортанные звуки.

Тест-упражнение-игра

«Отвечать» на ласковую pечь и звуки, произносимые взpослым, pебенок начинает с 5–6 недель. Для проверки этой реакции нужно наклониться над ребенком, удовлетворенным после еды, но еще не сонливым. Смотрите ему прямо в глаза, пока не добьетесь ответного зрительного сосредоточения на вашем лице. Начинайте обращаться к нему громко, дополнительно привлекая его внимание к себе. Произносите певучие звуки «ту-у-у», «ля-я-я», «бу-у-у» в течение 1–2 минут. Ребенок отвечает 2–3 раза отдельными звуками. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top