Обучение принципам здорового образа жизни детей. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. Пути формирования ЗОЖ

Обучение принципам здорового образа жизни детей. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. Пути формирования ЗОЖ

Не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.

Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

Государственные программы формирования ЗОЖ

Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.

Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне. К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в определенных местах, возрастные ограничения на их приобретение, повышение акцизов, стимулирование пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации, введение в образовательные программы специальных курсов, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки - как в правовом плане, так и в финансовом - такая программа реализуется крайне медленно.

В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.

Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством.

Принципы формирования здорового образа жизни

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

  1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельност и (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
  2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
  3. Двигательная активность.
  4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
  5. Сексуальная активность.
  6. Здоровое старение - это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
  7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Пути формирования ЗОЖ

Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% - от наследственных факторов, на 20-25% - от факторов экологии и только на 8-10% - от медицины и здравоохранения.

  1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
  2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
  3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

«Ялтинский медицинский колледж»

Д О К Л А Д

На тему: «Принципы здорового образа жизни»

Составил преподаватель: Л.А. Вялик

ЯЛТА - 2017

План.

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Литература.

Введение.

Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие. Авторы проанализированных мною работ отмечают различное их количество. Однако можно выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся:

1. Рациональное питание.

2. Физическая активность.

3. Общая гигиена организма.

4. Закаливание.

Всеми авторами без исключения были определены два первых компонента в виду их исключительной важности (“Рациональное питание и физическая тренировка – это те слагаемые в формуле здоровья, без которых быть здоровым, оставаться здоровым человек просто не может. Это те необходимые условия, без которых здоровья не сохранить”). Однако я считаю, что и третий компонент также подразумевался всеми (мне кажется, что он предполагался как нечто само собой разумеющееся). Специфической чертой работ русских исследователей в отличие от книги американских ученых было обязательное включение четвертого компонента – закаливания. Заметной же чертой зарубежной работы явился упор именно на отказ от вредных привычек (пятый компонент плана).

В своем реферате я как раз и постараюсь кратко охарактеризовать черты здорового образа жизни, совместив различные точки зрения на них (см. список литературы в конце реферата).

Основная часть.

1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, и в книгах, посвященных данному вопросу, он подвергается наиболее тщательному исследованию. Ведь несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. “ Рациональное питание , построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством. Нерациональное же питание напротив заметно повышает риск возникновения заболеваний, которые могут даже привести к смертельному исходу (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз).

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен “содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

Однако в рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить (на основе информации из всех использованных источников):

1. Копчености . Эта группа продуктов содержит вредные для организма вещества – нитриты, которые, накапливаясь в пищеварительном тракте, могут образовывать соединения, обладающие канцерогенной активностью. Для выведения из организма вредных веществ нужно употреблять в пищу овощи и фрукты, а также кисломолочные продукты, оздоравливающие кишечник.

2. Молочные продукты с высоким содержанием жира . Жир, содержащийся в молочных продуктах, может значительно увеличить уровень холестерина в крови (а сливочное масло также содержит и очень большое количество насыщенных жиров). Однако исключать их из рациона нельзя*, так как в них содержится множество необходимых для организма веществ (например, молочные продукты являются главным источником кальция), поэтому следует пить (или есть) их в обезжиренном виде.

3. Скрытые насыщенные жиры , содержащиеся в гидрогенизированных маслах и использующиеся при изготовлении множества продуктов чрезвычайно вредны для здоровья, так как они имеют такое же высокое насыщение, как, например, сливочное масло.

4. Соль . Следствием излишней соли в пище может стать повышенное артериальное давление. Натрий, содержащийся в соли, необходим организму, но в ограниченных количествах.

5. Сахар . Основные следствия избыточного употребления сахара – это заболевания зубов (кариес), диабет и избыточный вес, который может привести к атеросклерозу. Сахар – это сплошные калории, которые не успевают расходоваться организмом, а потому сахар больше полнит, чем любая другая пища равной калорийности.

6. Белые сорта хлеба . При изготовлении белой муки при размоле зерна тратится до 80% питательных веществ и ряд ценных витаминов, вследствие чего у человека снижается необходимость в белом хлебе. Помимо этого, такие сорта хлеба чрезвычайно калорийны. Намного полезнее и дешевле хлеб из муки грубого помола.

Большое значение в организации рационального питания уделяется правильной обработке продуктов питания. Необходимо знать, что “некоторые виды тепловой обработки пищевых продуктов (жарение, запекание), особенно если она длительна и интенсивна, отрицательно сказываются на качестве готовых изделий” . Одной из главных идей правильного питания является исключение или ограничение процессов жарения и пассерования. В результате таких воздействий в продукте происходят необратимые изменения с белками, жирами, углеводами, аминокислотами, разрушаются витамины, пигменты, ценные для организма активные вещества.

Важная характеристика рационального питания – это умеренность. Необходимо сознательно регулировать калорийность пищи, соблюдать энергетический баланс. “Об энергетическом балансе яснее всего говорит масса тела, которая сохраняется в пределах нормы лишь при энергетическом равновесии” . Также не следует делать больших перерывов между приемами пищи и поглощать ее в большом количестве.

Сложность в переходе к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. “Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение всей жизни, сразу не изменить . Американские ученые предполагают, что такой переход должен осуществляться постепенно, примерно в течение года. Зато результат от такой перестройки организма сразу же даст себя знать – улучшится самочувствие, аппетит, нормализуется масса тела, увеличится физическая активность и, что самое главное, откроются новые возможности для самосовершенствования человека.

2. Физическая активность.

Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Его сущность я изложу на основании исследований специалистов Станфордского университета. Американские ученые приводят массу доводов, которые могли бы убедить людей заниматься физическими упражнениями. Среди них:

· Физические упражнения – это удовольствие.

· Подходящий вид физических упражнений найдется для каждого.

· Через несколько месяцев вы так к ним привяжетесь, что уже ни за что не бросите.

А через полгода:

· Вы станете деятельнее, живее.

· Почувствуете прилив сил, улучшится координация движений, лучше станет реакция.

· Легче будет справляться с нервным напряжением и плохим настроением.

· Уменьшится содержание жировых отложений.

· Укрепятся костные ткани.

· Улучшится кровообращение.

· У вас повысится работоспособность .

Нельзя не согласиться с этими выводами, так как они многократно были подтверждены реальной практикой. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

Если рассмотреть собственно систему упражнений, предлагаемых американскими авторами, то мы увидим, что они не дают каких-либо особых упражнений, связанных с целенаправленной тренировкой мышц или специальным развитием каких-либо физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и т.п.) Для ведения здорового образа жизни, по их мнению, необходимы аэробные упражнения.

Аэробными называются такие упражнения, которые заставляют ритмично работать крупные группы мышц. Они не связаны непосредственно с физическими нагрузками, но они должны способствовать снабжению тканей кислородом и большему его потреблению” . Любой вид аэробных упражнений будет укреплять сердечно-сосудистую систему, если заниматься при нагрузках умеренной интенсивности по двадцать минут через день или хотя бы три раза в неделю.

К числу аэробных упражнений относят ходьбу или походы, бег, бег на месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам, греблю, катание на скейте, роликовых коньках, танцы, баскетбол, теннис. Как мы можем увидеть, практически все из этих упражнений не требуют никаких специальных физических навыков. Все они выполняются в особой, интересной для занимающегося форме. Естественно, что это является дополнительным стимулом к занятиям физкультурой, а значит и к ведению полноценного здорового образа жизни.

3. Общая гигиена организма.

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: “примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени” . Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела. Полагаю, что будет излишним напоминать о средствах и способах содержания кожного покрова в чистоте.

4. Закаливание.

Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали прежде всего или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко – закаливание означает “укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение” . К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливание к чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию.

Под воздействием высоких или низких температур в организме человека происходят физиологические сдвиги. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбудимость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растет активность клеточных ферментов” . Все это повышает устойчивость организма к условиям внешней среды.

Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда, когда человек сильно замерз.

Способы закаливания против холода всем давно известны. Это воздух, вода и солнце в совокупности с физическими упражнениями. “Наилучшие результаты дает комплекс приемов, состоящий из конвекционного (воздушные и солнечные ванны) и кондукционного охлаждения (обтирание и обливание, ножные ванны, купание, чередующиеся водные процедуры) .

Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.

5. Отказ от вредных привычек.

Прежде всего необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.

К вредным привычкам прежде всего относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, а, следовательно, и как большее зло для человека.

Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы. Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаются повышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта. “Сигареты ускоряют сужение артерий, уменьшают содержание кислорода в крови на целых 15%, а, следовательно, создают перегрузку всей сердечно-сосудистой системы” . Для желающих бросить курить

Не менее вреден для организма и алкоголь. У тех, кто злоупотребляет им, чаще встречается повышенное артериальное давление. Ну а то, что алкоголь разрушает печень, известно всем. Особенно прискорбен тот факт, что алкоголь и табак отрицательно влияют на врожденные характеристики детей и могут вызвать серьезные отклонения в их развитии.

Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

Заключение.

Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровый образ жизни – это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.

Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации жизнедеятельности организма.

Литература.

1. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.

2. Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988.

3. В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1987.

Здоровый образ жизни является сводом правил, которые определяют режим дня, физическую и умственную нагрузку человека. Его цель состоит в улучшении общего самочувствия. Среди перспективных задач всех его мероприятий – профилактика заболеваний и активное долголетие. В основе правил , выполнения которых требует здоровый образ жизни , является гармонизация энергетических затрат и расходов тела, обеспечение всех заложенных природой потребностей организма.

Принципы здорового образа жизни

Существуют общие принципы, опираясь на которые каждый человек сможет разработать индивидуальный комплекс мероприятий, позволяющий вести здоровый образ жизни. Для этого понадобится проанализировать ряд факторов, среди которых:

  • климатическая зона, в которой проживает человек
  • общее состояние организма
  • индивидуальные особенности организма
  • наличие хронических заболеваний и склонности к определенным недугам

В зависимости от солнечной активности и температуры воздуха будет рассчитано время и продолжительность прогулок и занятий физкультурой, продолжительность отдыха. Смена сезонов требует внесения корректив в распорядок дня, иначе стремление к дисциплине может превратиться в фактор ослабляющий иммунитет.

Составить представление о состоянии здоровья можно только после медицинского обследования. Здоровый образ жизни предусматривает компенсацию некоторых функциональных недоработок организма, а так же предотвращение ряда заболеваний за счет правильно подобранного рациона и занятий спортом. Человек должен быть внимателен к собственному самочувствию и в случае недомогания непременно обращаться за квалифицированной медицинской консультацией и помощью.

Распорядок дня

Здоровый образ жизни предусматривает составление строгого графика повседневных занятий. Ни одна из систем человеческого организма не рассчитана на длительную нагрузку. В то же время ряд психологических механизмов могут подавлять запросы тела об отдыхе, или пище. Что бы активность сменялась отдыхом, а необходимую энергию организм получал, не доходя до черты истощения, применяется привязка всех ежедневных мероприятий ко времени.

Распорядок дня должен включать трехразовый , прогулку на свежем воздухе продолжительностью не менее получаса, такое же время на физические упражнения, и 6-10 часов сна. Если человек занимается спортом профессионально, то расписание его тренировок определяет тренер. Можно совмещать прогулки с физической активностью. Чего нельзя делать ни в коем случает, так это замещать сон лишним приемом пищи. Усталость продолжает накапливаться, а плотный дополнительный ужин организм усваивает с трудом.

Одним из предназначений строгой дисциплины в чередовании периодов сна и бодрствования, занятий спортом и приема пищи является ежедневный анализ общего самочувствия. Ранние стадии любого заболевания имеют слабо выраженные симптомы. Отследить сбой в организме возможно, только отметив отказ от привычных занятий. Это касается только случаев, когда человек в течение года и более живет в одном и том же ритме. Иногда трудности на первых этапах привыкания организма к распорядку дня указывают на то, что менять придется составленный график.

Питание

Исключает любые продукты, в состав которых входят искусственные ингредиенты. Современная медицина и диетология не разработали методов нейтрализации возможных негативных последствий от употребления в пищу красителей и консервантов. Все нормы их содержания в продуктах весьма относительны. Кроме данной группы большой риск пищевого отравления несет употребление в пищу просроченной и испорченной еды. Молокоперерабатывающие предприятия используют только чистые штаммы бактерий. Определить все разнообразие, а, значит и риск, популяции микроорганизмов, испортивших молоко в холодильнике невозможно.

При трехразовом питании каждый прием пищи должен содержать максимальное количество необходимых организму веществ. К таковым относятся белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Блюда, содержащие один ингредиент, должны уступить место многокомпонентным. За основу рациона лучше взять продукты характерные для времени года и региона, в котором проживает человек. Экзотические ингредиенты могут дополнять меню.

Физическая активность

Спорт и физкультура появились в человеческом обществе только на заключительном этапе формирования цивилизации. Их популярность возрастала вместе с благосостоянием общества и распространением медицинских знаний о вреде гиподинамии. Физические упражнения не может заменить тяжелый труд. В отличие от него, они приносят пользу организму, предотвращают изнашивание костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Так же физическая активность улучшает общий тонус организма, благотворно влияет на пищеварение.

Делать зарядку можно на свежем воздухе, или в хорошо проветренном помещении. Для занятий спортом следует выбрать то время суток, в которое организм наиболее мобилизирован и готов к нагрузкам. Единственное правило: между тренировкой и временем сна должно проходить не менее часа. Нельзя приступать к занятиям немедленно после приема пищи. Так же не рекомендуется есть сразу же после тренировки – организм может не ощутить момента насыщения вовремя и превысить норму пищи, перегрузив желудок.

Начинать зарядку, тренировку, или спортивную игру нужно с разминки. Ее отсутствие приводит к травмам не готовых к активной работе мышц и связок. Быстрый переход организма из спокойного состояния к нагрузкам сокращает продолжительность тренировки.

План правильного распределения упражнений таков:

  1. разминка
  2. упражнения со средней нагрузкой
  3. наиболее сложные упражнения
  4. физическая активность в быстром темпе (танец, пробежка, акробатика)
  5. повтор группы упражнений №2 и разминки, которая начинала занятие

Труд и отдых

Даже для трудовой деятельности существует ряд правил, которые помогут снизить нагрузку на организм и увеличить продуктивность работы. Каждый из органов осязания человека собирает информацию непрерывно. Для того, что бы тот, который задействован в выполнении задачи, не переутомлялся, и не был отодвинут в сторону данными, полученными через другие рецепторы, ему нужно давать отдых. В это время следует дать активную работу другому виду осязания. На пример, закрыть глаза, и попытаться изучить какую-то мелкую деталь на ощупь.

Задачи, требующие четкости в исполнении, нужно чередовать с творческими играми. Это не только позволяет мозгу и организму отдохнуть, но и подсказывает новые пути решений задач. Желательно, что бы тематика разных видов работы не пересекалась. Это расширяет кругозор.

Отдых должен включать занятия, предполагающие физическую и умственную активность. Помимо тренировок, желательно найти вид деятельности, где важен будет результат. Это могут быть соревнования, работа над созданием какой-то практической вещи, или предмета искусства, туристический поход. Последнее может стать даже одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни . Организм человека нуждается в экстремальных нагрузках. Турпоход является именно таким испытанием на прочность.

Наиболее часто совершаемые ошибки

Человек, ведущий здоровый образ жизни, может излагать свои рецепты распорядка дня, тренировок и питания в форме аксиом. Забывая о том, что все это было сделано им на основе наблюдений за индивидуальными особенностями своего организма, он может дать окружающим не подходящую им модель.

Нередко здоровый образ жизни путают с первобытным. Это приводит к искусственному созданию массы ограничений жизненных потребностей организма. Постоянное пребывание в экстремальных условиях выживания приводит к исчерпанию жизненных сил и ресурсов, а это противоречит главной цели здорового образа жизни.

Бытует мнение, что люди, ведущие здоровый образ жизни, не нуждаются в помощи врачей. Это неверно, так как все принципы, на которых основан данный подход к распорядку дня, питанию и нагрузкам для тела и разума, были разработаны на основе медицинских знаний. Здоровый образ жизни предусматривает регулярные медосмотры и консультации со специалистами по интересующим человека вопросам. Желательно найти своего врача, который бы имел глубокие познания и личный опыт здорового образа жизни и спортивных тренировок.

Нельзя рассчитывать рацион согласно тому, сколько калорий сжигается во время тренировки. Такое меню будет покрывать не более половины всех суточных потребностей в пище и приведет к истощению. На протяжении дня организм человека выполняет массу незаметной работы, поддерживает постоянную температуру тела, нуждается в энергии и мозг.

Резко переходить от длительного сидячего положения на рабочем месте к занятиям физкультурой опасно. Сохраняя постоянное положение тела, определенные группы мышц испытывают серьезную нагрузку. Встав из-за стола, следует дать им отдохнуть. Можно прогуляться, максимум – совершить пробежку в медленном темпе. Только через полчаса можно приступать к серьезной разминке и зарядке.

Начинать вести здоровый образ жизни можно только после осознания того, какую пользу нововведения могут принести организму и убедившись в собственной заинтересованности в этом. Вносить коррективы в уклад жизни лучше всего летом. В этом сезоне низкая вероятность подхватить инфекцию, иммунитет активен, а продолжительность светового дня позволяет свободно экспериментировать с чередованием сна и бодрствования. Не следует начинать вести здоровый образ жизни во время отпуска, особенно если на этот период приходится поездка в рекреационных целях. Любой переезд, смена климата является стрессом для организма. В этот момент излишне нагружать его радикальными переменами в образе жизни. К тому же такое начало чревато тем, что все нововведения продлятся до окончания отпускного сезона.

Внедряя здоровые привычки в свою жизнь, человек должен не скрывать это от окружающих. Привлечение членов семьи и друзей к занятиям спортом и выбору полезных продуктов питания облегчит адаптацию к нововведениям. Особенно это касается вопроса физических нагрузок. Прогулки в компании могут совмещать двигательную активность и интеллектуальную беседу. Спортивные тренировки, если их проводить в режиме игры, или состязания, повышают мотивацию и заставляют человека более качественно выполнять каждое упражнение.

Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый человек, страдающий от алкоголизма, вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

  1. Ежедневно выполнять физические упражнения
  2. Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
  3. Закалять свой организм
  4. Полноценно отдыхать
  5. Быть счастливым.
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.

Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения :
  • Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
  • Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
  • Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
  • Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
  • Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

Ольга Новоселова
Обучение здоровому образу жизни

Обучение здоровому образу жизни

Существует весьма распространенное мнение, что задача Детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отрицать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь .

Слово «здоровье » , как и слова «любовь» , «красота» «радость» , принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Каждый человек хочет быть здоровым . Но что такое здоровье ? Как можно его измерить? И является ли состояние, «когда ничего не болит» , здоровьем ? Чаще всего мы начинаем задумываться над состоянием своего здоровья тогда , когда чувствуем какое-то недомогание, то есть тогда, когда наш организм перестает идеально выполнять свои функции. До этого момента большинство людей не обращают внимание на этот бесценный дар.

Очевидно, что улучшение нормального физического состояния детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием , через привитие соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни , создание мотивационного поведения направленного на «конструирование» собственного физического и духовного благополучия. Важным показателем является сформированности у них умения «комфортно» себя чувствовать и в условиях процесса получения знаний, и в социально-бытовых условиях : быть физически, социально и психологически защищенными при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Наиболее разрушительны для организма психологические и эмоциональные стрессы, возникающие из-за перегрузок и обид. Одна из основных задач педагога - сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом уже в дошкольном возрасте.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни ? Когда это начинать?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время понятие здоровье включает в себя нравственное и духовное благополучие.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства сохранения состояния полного физического, психического и социального благополучия.

Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью ; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья .

Поэтому важно :

1. Сформировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни .

2. Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

3. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Существуют основные приемы здоровьесбережения :

1. Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.

2. Внимание : на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.

3. Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения : отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ :

Занятиям физкультурой, прогулкам, правильному рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, созданию условий для полноценного сна, закаливанию, психологической закалки.

Занятия физкультурой, прогулки :

На участке ДОУ желательно оборудовать зоны подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий»

Правильное рациональное питание :

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Соблюдение правил личной гигиены :

Правила личной гигиены – это не что иное, как своеобразный свод требований , соблюдение которых способствует как раз и обеспечивает здоровый образ жизни , отсутствие проблем со здоровьем .

Создание условий для полноценного сна :

Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням.

- Закаливание :

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . Использование естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека .

- Психическая закалка :

Стимулирует и физиологические защитные механизмы : иммунитет, функцию эндокринных желез.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказании. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье , дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно , а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :

Формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо , а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья ;

Воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

Развивать умение рассказывать о своем здоровье , здоровье близких ;

Вырабатывать навыки правильной осанки;

Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

Развивать художественный интерес

Таким образом , здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников , без ущерба для здоровья .




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top