Методические разработки для специалистов центра. Тренинг для подростков: Семейные ценности

Методические разработки для специалистов центра. Тренинг для подростков: Семейные ценности

Юлия Федорова
Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни»

Цель : формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности .

Задачи :

1. Сформулировать собственные жизненные ценности .

2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь .

3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей .

Целевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 10-16 лет.

Ожидаемый результат : воспитанники закрепят знания о человеческих ценностях , особенно важных и необходимых.

Используемый материал : по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей , CD – проектор, ноутбук, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности.

План занятия :

1. Приветствие : упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

2. Вводная часть : просмотр видиоролика,

3. Основная часть : игра «На что потратить свою жизнь »

4. Заключительная часть : беседа «Ценности жизни »

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия : упражнение «Пожелание»

“Без ценностей человек уносится потоком,

как дерево в бушующих водах моря”

О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

1. Приветствие : Упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

Воспитанники сидят в кругу. Ведущий держит в руках предмет (мяч, шарф, яблоко) .

Сейчас я предлагаю поздороваться друг с другом. Но, здороваться мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. Сейчас мы будем перебрасывать его друг другу. При этом надо будут поздороваться с тем, кому мы бросаем этот мячик, назвать его имя и отметить, то необычное и интересное, что вы в нем сегодня заметили, может что – то изменилось в его внешности, или одежде, или в поведении?

Ваше обращение обязательно должно начинаться словами : «Здравствуй…., сегодня ты…» . Например : «Здравствуй Даша. Сегодня у тебя красивая прическа. Это тебе очень идет».

2. Вводная часть : просмотр видеоролика «Наши жизненные ориентиры . На что потратить эту жизнь

Беседа по ролику :

Вам понравился ролик?

Какие чувства он вызывает?

Сегодня речь пойдет о ценностях нашей жизни . И тема нашего занятия «Ценности жизни » .

Что такое ценности ?

Ценность - это важность , значимость, полезность чего либо.

Виды ценности :

здоровье,

материальная обеспеченность,

благополучие близких,

признание (уважение окружающих, популярность,

интересная работа,

качественное образование,

развлечения, отдых, хобби,

творчество

На что бы вы променяли свою жизнь ?

3. Основная часть : Игра «На что потратить свою жизнь » .

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить свою жизнь ?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей .)

Правила игры : Слайд.

1. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор : “потратить” жетоны или “сэкономить”.

2. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

3. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

4. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

5. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей :

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности .)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша, на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж, действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) . (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой . (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи , за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни . (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы :

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения : “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает . Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни , позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях .

4. Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать : “Я отдал жизнь недаром : я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно” . Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то . Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали : “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать : у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни ! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном : не продавайте свою жизнь дешево . Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

5. Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре ?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей , на ваш взгляд, не являются ценностями для других ?

4. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека ?

(В иерархии ценностей , т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы, лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих .)

6. Рефлексия : Упражнение «Пожелание» : воспитанники пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Используемая литература

1. Хаткевич О. А. Переходный возраст. – Минск : Изд. ООО “Красико - принт”, 2003

2. И. С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками : занятия , игры, тесты. – Москва : Изд. “Первое сентября”, 2003

Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

I. Вступление
Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Разминка для тренинга “Зоопарк”
Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

II.Основная часть:
Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
Упражнение «Скульптура семьи».
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
Упражнение «Семейные истории».
Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
Участникам раздаются бумага и маркеры.
Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

III.Заключительная часть.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.

Педагог-психолог Центра Осипова Елена Егоровна представляет упражнение «Мои ценности», которое она использует в работе с кандидатами в замещающие родители в рамках образовательной программы «Школа опекунов» по теме «Особенности ребенка, разлученного с семьей».

Для проведения упражнения слушателям группы необходимо пояснить смысл названия. Самое главное в нашей жизни — способность и возможность быть самим собой. Без этого можно жить, но нельзя быть счастливым и нельзя полноценно развиваться. Важнейший аспект в умении быть собой — это способность выстраивать и сохранять близкие отношения, быть привязанным к кому-то, любить. Особое значение привязанности имеют в жизни ребенка. Он не может вырасти полноценной личностью, членом общества, если с самого рождения не будет вовлечен в близкие, эмоциональные отношения с другими людьми.

Утрата близких отношений — это травма, боль от которой постепенно проходит, но память о ней остается, и в дальнейшем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на семейные и дружеские связи человека.

Воспитатель (замещающий родитель) должен уметь обеспечить потребности ребенка, и среди них две важнейшие: потребность в идентичности и потребность в привязанности.

Упражнение «Мои ценности» (работа в большой группе).

Цели: формирование представления о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.

Инструментарий: набор карточек для каждого человека в группе (каждая ценность написана на отдельной карточке), спокойная музыка.

Продолжительность упражнения: 45-60 мин.

Ход упражнения:

Попросить участников обратиться к списку ценностей:

1. Люди

Среди людей, важных для меня, наиболее значимы...

2. Группы людей

Я считаю себя участником, членом следующей группы людей...

3. Религия и/или убеждения

4. Места

Места, которые важны для меня, это...

5. Дела

Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни...

6. Удовольствия

Я получаю удовольствие от...

7. Желания

8. Прошлое

События из моего прошлого, которые важны для меня...

Индивидуальная работа каждого участника группы. Слушателям дать 1 минуту для ознакомления со списком ценностей. Объяснить, что они должны закончить предложения, описывая важную для них информацию. То, что они напишут, будет сохранено в тайне, и никто другой об этом ничего не узнает.

Необходимо предупредить участников, что упражнение может вызвать эмоции, но важно закончить каждое предложение. По каждому заголовку объяснить, что имеется в виду. Затем дать участникам время на то, чтобы записать свои ответы. Это должно быть сделано быстро, без долгих раздумий. (Во время заполнения карточек ведущий может включить спокойную музыку). Можно обратить внимание группы на тот факт, что в жизненной суете мы не обращаем внимание на то, что нас поддерживает, что нам ценно, а сейчас есть возможность подумать об этом.

  • Выполнив первое задание участникам необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой они на данный момент готовы расстаться. Для убедительности происходящего проговорите, что этот человек очень могуществен, и бороться с ним бесполезно, по сути, как и в жизни с некоторыми событиями. Важно убедиться, что все отложили какую-либо ценность.
  • Выполнив второе задание, участники снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Удовольствия».
  • Сделайте паузу, окиньте группу невозмутимым взглядом и скажите: «Кстати, те, у кого не карие глаза, должны лишиться еще одной ценности. Я намеревалась сказать об этом еще в самом начале».
  • Некоторые участники могут отказаться расставаться с ценностью, выражать недовольство, проявлять агрессию в адрес ведущего. Обратите их внимание, что так иногда реагирует и ребенок или подросток, но такое поведение часто характеризуют как «плохое».
  • Можете с помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

Обсуждение в общей группе.

  • Спросить каждого участника: «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?». Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что чувствует ваше тело - руки, ноги, голова?». (Чаще всего люди отмечают неприятные ощущения в груди - холод, тяжесть). Обращайте внимание на невербальное проявление волнения - манипулируют руками, потирают затылок, прячут взгляд. Когда участники говорят о чувствах, возможны слезы. В любом случае поблагодарите за открытость и переходите к следующему участнику.
  • После всех высказываний о чувствах, ощущениях на настоящий момент времени, обратите внимание участников, что именно это, по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи . Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека. В таких случаях важно помнить, каково ребенку чувствовать это.
  • Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.
  • Некоторые участники могут задать вам вопрос, почему вы попросили участников с не карими глазами вычеркнуть дополнительный пункт. Некоторые люди не видят в этом требовании ничего особенного. Тем не менее, вам всегда следует объяснять, что это разделение людей по какому-либо формальному признаку может ощущаться как проявление несправедливости.
  • Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.
  • Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело - руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.

Вывод: разлучение с семьей, с тем, что ценно для ребенка, негативно сказывается не только на его физиологическом состоянии, но и на психическом.

  • упражнения состоит в том, что участникам упражнения легче освоить понятие «психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Занятие с элементами тренинга для учителей

«Ценность моей жизни».

Формирование умений ставить и достигать дальние, средние и близкие цели в своей жизни - одна из важнейших задач. Научиться решать эту жизненную проблему спасет от саморазрушения.

Осознание ценности человеческой жизни и здоровья.

Постановка жизненных целей и приоритетов.

Самовыражение и повышение самооценки.

Развитие эмпатии.

Создание в коллективе атмосферы принятия и понимания.

Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

Приветствие.

Знакомство с группой. Называете своё имя и качество присущее вам на первую букву вашего имени.

Тренинг «Приветствие». Встаём в круг, здороваемся взглядом, с Японским почтением - наклоном, локтями, коленками, плечиками.

Тренинг «Сплочённость» Встать в колонну (ни говоря, ни слова) по возрасту: от младшего к старшему.

Тренинг «Я»

Кто сегодня проснулся с улыбкой, скажите – я.

Кто позавтракать успел, скажите – я.

Кто не опоздал на работу, похлопайте себе.

У кого есть дети, крикнете – ура.

У кого есть любимый человек, скажите – да.

Кто спешит домой с работы, крикните - есть куда.

Продолжим наше знакомство, изучая, что является вашими жизненными ценностями. Перечисляем их. (Дети, семья, работа, здоровье…)

Методика «колесо жизни».

Цель: выявить жизненные ценности и степень их удовлетворённости.

Возле каждой ценности напишите процент вашей удовлетворённости этой ценностью. Затем начертите круг. Поделите его на количество ваших ценностей. И закрасьте, как в диаграмме процент удовлетворённости. У вас получилось колесо. Можно на таком колесе отправляться в путь?

Мы свами находимся в постоянном стрессе. Нас преследует физический стресс, (коллективное давление), химический стресс (работа с риском для жизни), физиологический стресс (Вынужденная изоляция) работа в условиях дефицита времени. Всё это отражается на нашей психике.

Давайте определим психологический возраст каждого из нас. Для этого необходимо ответить на два вопроса.

1До скольких лет хотите прожить?

2На сколько процентов вы удовлетворены жизнью?

Количество желаемых прожить лет делим на 100, и умножаем на процент удовлетворённостью жизнью. Что у вас получилось?

Почему мы так часто не удовлетворены своей жизнью, часто нас гложет прошлое, мы не можем себя простить за какие то поступки. Сей час, мы попытаемся примерить своё внутренне « я» с самим собой.

Методика письмо прошлому – письмо из прошлого.

Пишем письмо прошлому.

Дорогое прошлое! Спасибо что ты было у меня. Благодаря тому, что произошло со мной, я получила хороший уроки мудрости любви, понимания. Мы с тобой многому научились. Благодаря тебе я есть то, что есть. И я этим довольна.

Пояснительная записка:
Детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознаёт самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути. Но не всегда ребята способны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях.
Ребята подросткового возраста более всего нуждаются в психологической поддержке, так как это переходный период от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своём развитии большой путь через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог - юности.
Подростки - кто они: уже взрослые или ещё дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им ответить. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.
Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом деле хотят. Не знают, как справляться со своими разочарованиями, неудачами и что делать, чтобы помочь себе.

Сегодня особенно актуальным является психологическое благополучие подростков. Отсутствие целенаправленного воспитания и просвещения учащихся о здоровом образе жизни, оставляют их один на один со своими проблемами. Социально - психологическая адаптация подростка - это один из путей направленного изменения (самосознания) взаимодействия своего "Я" со средой.
Семья и школа - это два института, образующие социальное пространство подростков. Школьные годы совпадают с возрастным периодом, когда остро встаёт вопрос психологического "выживания" - "совладения" с собственными проблемами.
По-видимому, пришло время давать советы и помогать ребятам уже как-то по-другому: не прямо "в лоб", а исподволь, незаметно. А ещё лучше, чтобы эти советы они изобретали сами себе. Мы же только должны создать условия для этого. Как? Вести с подростками групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать какие-то новые грани своего Я. Через игровые задания, давая им возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость. Но главное, на этих занятиях позволить себе не согласиться друг с другом, высказывать своё непохожее на других мнение по тому или иному вопросу. Это ещё раз утвердит их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе, позволит им сказать: "Меня поняли, и я хочу учиться понимать других".

Реализация программы. Адаптированная программа "Я сам строю свою жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных установок. Для составления данной программы использовались материалы профилактической программы "Поведение в трудной ситуации" Т.И. Жировой. Издательство "Панорама", 2006 год; программы "Тропинка к своему Я" О.В. Хухлаевой. Издательство "Генезис", 2005 год.
Новизна заключается в том, что в программу "Я сам строю свою жизнь" включён диагностический блок, который позволит подросткам лучше узнать себя, составить свой психологический портрет. Выявить и понять причины возникновения различных эмоций, что позволит лучше контролировать своё поведение и добиться успехов, преодолевая негативные состояния.

Целью данной программы является: формирование позитивных жизненных установок, которые будут содействовать психическому здоровью и личностному развитию подростков, а также психической готовности к самоопределению в жизни.
Поставленная цель будет достигаться за счёт решения следующих задач:
1. Создание условия для осознания своих проблем, а также научение выработки собственной позиции и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;
2. Обучение способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, психологической защиты;
3. Развитие навыков эффективного общения в различных жизненных (в том числе и кризисных) ситуациях (со сверстниками, взрослыми людьми);
4. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Объект развития: подросток

Средства развития: диагностические методики, игротерапия, методы групповой работы, таких как дискуссия и "генерация идей" (мозговой штурм), мини - лекции.
Предлагаемая программа предназначена для подростков 12-14 лет и рассчитана на учебный год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия
- от упражнений на групповое сплочение до обсуждения работы в группе.
Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также, чтобы участники могли сесть в круг.
Занятия по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений подростков по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.
Принципы проводимой работы:
- Доступность;
- Ориентации на зону ближайшего развития каждого подростка;
- Ускорения. Поскольку занятия ориентированы на относительно непродолжительный временной отрезок, а именно на урок - 40 минут, то исключительно важным для ведущего является инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование "разогревающих" упражнений;
- Образность. Это значит, что работа подростков над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должны быть "отписаны" ими в рабочих тетрадях. Это поможет ребятам запомнить и проанализировать полученную информацию, уловить суть проблемы, сформулировать алгоритм действий и системность мышления;
- "Проекция". Вес знания, навыки и умения, полученные подростками на занятиях, должны применяться в конкретных ситуациях.

Ожидаемые результаты.
В результате проведённого курса ребята должны иметь представления: о личности, о ценности жизни. Научиться правильно, оценивать ситуацию и решать создающиеся проблемы. Сформировать собственную позицию в отношениях со сверстниками, взрослыми, а также позитивные жизненные установки.

Тематический план

Тема
Количество часов

всего
теория
практика

1
"Что такое самопознание".
1
0,5
0,5

2

1
0,5
0,5

3
"Можно ли научиться управлять собой".
1
0,5
0,5

4
"Как поднять своё настроение".
1
0,5
0,5

5

1
0,5
0,5

6
"Поведение в трудной ситуации".
1
0,5
0,5

7
"Трудные дети" и "трудные родители".
1
0,5
0,5

8
"Мои жизненные ценности".
1
0,5
0,5

9
"Такой неповторимый мир".
1
0,5
0,5

10
"Формируем позитивные жизненные цели".
1
0,5
0,5

11

1
0,5
0,5

12
"А зачем мне это?"
1
0,5
0,5

13
"Дом моей души"
1
0,5
0,5

14
"Доверительный урок".
1
0,5
0,5

15
"Творческий урок"
1
0,25
0,75

16
"Творческий урок"
1
0,5
0,5

17
Итоговый урок
1
0,5
0,5

Всего: 17 часов

Календарно-тематический

Тема
Количество часов
Формы и методы организации занятий

теория
практика

1
"Что такое самопознание"
1
мини - лекция
игра, рефлексия.

2
" Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница".
1
беседа
тест, игра, выработка рекомендаций

3
"Можно ли научиться управлять собой"
1
дискуссия
упражнения, сочинение.

4
"Как поднять своё настроение"
1
беседа, "генерация идей"
дневник наблюдения, рефлексия

5
"Какие ситуации для вас являются трудными?"
1
беседа
анкетирование, игра

6
"Поведение в трудной ситуации"
1
мини - лекция
тестирование, игротерапия

7
«Трудные дети» и «трудные родители»
1
мозговой штурм
проигрывание жизненных ситуаций

8
«Мои жизненные ценности»
1
дискуссия
оформление плаката

9
« Такой неповторимый мир»
1
беседа
шуточный тест, изотерапия

10
"Формируем позитивные жизненные цели"
1
беседа, "генерация идей"
игры

11
"Бесконфликтное общение с "трудными людьми""
1
дискуссия
Игровая ситуация

12
"А зачем мне это?"
1
беседа
игры, работа в рабочих тетрадях, рефлексия

13
"Дом моей души"
1
беседа
упражнения, игры, рисунок.

14
"Доверительный урок".
1
индивидуальные беседы, работа в парах
упражнения, игры

15
"Творческий урок"
1
беседа, работа в парах
создание коллажа,

16
"Творческий урок"
1
беседа. работа в парах.
создание коллажа.

17
"Итоговый урок"
1
анализ и обобщение опыта
анкетирование, выдача рекомендаций

Всего: 17 часов.

Формы контроля:
наблюдения,
решение задач,
тестирование,
анкетирование

Содержание программы:
1. "Что такое самопознание" (1 часа)
Цель: Познакомить подростков с понятием "самопознания"
На этом занятии используется упражнение "цепочка" при помощи, которого они дают объяснения слову "самопознания". Игра "оптимисты" и "пессимисты" учащимся предлагается продолжить фразы, записанные на доске и высказать своё мнение. Рефлексия.

2. " Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница". (1 часа)
Цель: Научить учащихся изучать свой жизненный путь.
На этом занятии ребята смогут узнать о своём характере при помощи теста "Акцентуация характера" Леонгарда.
Упражнение "Лестница" поможет подросткам составить лестницу самых значимых событий в их жизни, начиная с того времени, как они начали себя осознавать. Затем "подняться по лестнице" - определить главные события своей жизни в будущем.

3. "Можно ли научиться управлять собой" (1 часа)
Цель: рассмотреть вопросы эмоционального самочувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями.
На этом занятии ребята научаться способам саморегуляции. Познакомятся с понятиями: самоубеждение, самовнушение. Итог занятия сочинения на тему: "О себе с любовью".

4. "Как поднять своё настроение" (1 часа)
Цель: Научить подростков регулировать своё настроение
На этом занятии ребята при помощи теста САН научаться оперативно, оценивать своё самочувствие, настроение и использовать эту методику самостоятельно по мере необходимости. А также познакомятся со способами влияния на своё плохое настроение: релаксация. Автобиография, дневник самочувствия.

5. "Какие ситуации для вас являются трудными?" (1 часа)
Цель: Выявление информативности сверстников по теме "Трудные ситуации". Игра "Звезда и журналист". Анкета "Трудные ситуации"

6. "Поведение в трудной ситуации" (1 часа)
Цель: Развитие самостоятельности суждений и умения отстаивать своё мнение.
На этом занятии подростки обучатся способам защиты от негативного воздействия со стороны окружающих, сформировать убеждения, что человек способен найти выход из трудной ситуации. Игра "Точка зрения", тест СПА.

7. "Трудные дети» и «трудные родители" (1 часа)
Цель: Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями Упражнения: «Копилка семейных трудностей», «Трудные родители и трудные дети».

8. "Мои жизненные ценности" (1 часа)
Цель: определение личностных ценностей. Коллективное рисование «Дерево»

9. "Такой неповторимый мир» (1 часа)
Цель: Углубление процессов самораскрытия, познание себя с помощью группы. Шуточный тест «Китайская рулетка». Игра «Путешествие в страну превращений»

10. "Формируем позитивные жизненные цели" (1 часа)
Цель: Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
На этом занятии ребята при помощи игр: " Мой выбор", "Преграды", "Помощь зала" смогут развить способности к самоопределению, прогнозированию ситуаций и преодолению жизненных преград, а так же осознать групповую принадлежность и развить навыки группового решения.

11. "Бесконфликтное общение с "трудными людьми"" (1 час)
Цель: Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «Агрессор»

12. "А зачем мне это?"
Цель: Создание условий для поиска подростками стратегии рационального целеполагания в конфликте. Игра «Красное и чёрное». Индивидуальная работа в тетрадях.

13. " Дом моей души"
Цель: актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе. Упражнение «Оптимисты и пессимисты». Игра «Цепочка хороших и плохих следствий»

14. "Доверительный урок"
Цель: Создание условий ля развития у подростков способности доверительно относиться к людям.

15 – 16. "Творческий урок" (2 часа)
Цель: Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей. Упражнение "Строим город"; "Ящик Пандоры" Создание плаката (коллажа) на тему " Я сам строю свою жизнь"
Итог упражнение "Чемодан в дорогу" (В этот чемодан можно сложить всё то, что они узнали на занятиях. Записи используются для оценки результативности занятий.

17. "Итоговый урок" (1 час)
Цель: Закрепление представлений участников о самих себе; анализ и обобщение опыта изменений. Анкетирование. Выдача рекомендаций.

Методическое обеспечение.
1. Диагностические методики:
"Акцентуация характера" Леонгарда;
СПА (шкала социальной психологической адаптации)
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) Приложение "Диагностический блок"
2. Игротерапия;
3. Упражнения;
4. Изотерапия;
5. Мини - лекции, беседа, дискуссия;
6. Анкетирование;
7. "Генерация идей".

Организация учебного процесса
Аудио кассеты;
Рабочая тетрадь;
Ручка;
Цветные карандаши, фломастеры;
Альбом, ватман.

Список литературы:
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб: Речь, 2006.
2. А. Герцов. Тренинг уверенного поведения для подростков - СПб: Питер, 2008 г.
3. А. Грецов, Т. Бедарева. "Психологические игры для подростков" СПб.: Питер, 2008 г.
4. Т. М. Жирова. "Твоя жизнь - твой выбор" - Волгоград: Издательство "Панорама", 2006 г.
5. В. Г. Казанская. "Трудности взросления" - СПб.: Питер, 2006 г.
6. Г.И. Макартычева Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008 г.
7. О.В. Хухлаевой. "Тропинка к своему Я" - М,: Генезис, 2005 год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю:
Директор_______________ Малафеева Е.В.
Приказ № _______
от « ___» ______________2014г.

Рабочая программа факультативного курса
« Я сам строю свою жизнь».

Количество часов: 17
Ульянова Наталья Викторовна
педагог - психолог

г. Радужный

13PAGE 14815

Рассмотрено:
НА НМС________________
Зам. Директора по НМР:
_____________ Суханова О.В.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top