Кровная месть на Кавказе. Традиции средневековья. Кровная месть: уроки прошлого и современность (II) Кто такой кровник на кавказе

Кровная месть на Кавказе. Традиции средневековья. Кровная месть: уроки прошлого и современность (II) Кто такой кровник на кавказе

Обычай кровной мести, который практикуется, в частности, у чеченцев, многим кажется диким средневековым пережитком. Но не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. По сути дела эта традиция защищает от разгула насилия.

По закону адата

В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.

Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.

Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести».

В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу. Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.

Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.

Как происходит примирение?

Срока давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше.

Процесс примирения обычно инициирует семья виновного. К кровникам отправляется посредник, заявляющий о желании примириться. По правилам, примирение может произойти не ранее чем через год после объявления «чира». Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Процедура примирения выглядит так. После того как достигнута договоренность между двумя сторонами, в назначенное время в назначенном месте (как правило, на околице села) встречаются представители обеих сторон, причем «по протоколу» они должны быть в темных одеждах и с покрытыми головами и не должны поднимать головы и смотреть в глаза «противной стороне».

Сначала звучит ритуальное приветствие и читаются молитвы. Затем следует сам обряд. Ближайший родственник убитого обривает голову и бороду убийцы, после чего тот считается прощенным. Мол, если во время бритья удержался от соблазна перерезать врагу горло – значит, простил…

Зачем нужна кровная месть?

Если тот, кого подозревают в убийстве, считает себя невиновным, и нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то он может снять с себя подозрения, поклявшись на Коране. Это происходит на глазах у десятков свидетелей. Случается, что преступник лжет и на Коране. «Кхера дуй» (ложная клятва) в исламе считается одним из тягчайших преступлений. Если выясняется, что человек солгал, то прощение аннулируется, а от клятвопреступник а отворачиваются все его родные.

В чем же смысл кровной мести? В том, чтобы люди поняли: убийство – страшный грех, и если ты убил, то грех этот падет не только на тебя, но и на головы твоих близких. То есть ужасный на первый взгляд обычай по сути удерживает от совершения преступлений.

Кровная месть - как теперь убивают на Кавказе

Кровная месть - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода. Он состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным . В последние месяцы появилось сразу несколько поводов для того, чтобы убедиться - на Северном Кавказе принцип кровной мести отнюдь не стал частью истории, а по-прежнему продолжает действовать как актуальный социальный механизм.

Ямадаевы - кровники Кадырова

30 января "Новая газета" опубликовала материал, согласно которому, по данным силовиков, за покушением на главу Чечни Рамзана Кадырова, которое готовилось весной 2016 года, но было предотвращено, могут стоять кровники главы Чечни - братья
Ямадаевы .

В марте 2017 года ГСУ СК по Чечне вынесло постановление о розыске Исы Ямадаева как подозреваемого в покушении на главу республики . В постановлении указано, что "с мая 2016 года Ямадаев И.Б., предполагая, что глава Чеченской Республики Кадыров Р.А. виновен в гибели его брата - Ямадаева Х.Б., действуя из чувства кровной мести, решил совершить его убийство»" .

Сообщения о том, что кланом Ямадаевых в отношении клана Кадыровых объявлена кровная месть публиковались и раньше. Так, после убийства в сентябре 2008 года Руслана Ямадаева , в "Рейтерс" появилась информация, что его брат Сулим Ямадаев якобы объявил кровную месть Рамзану Кадырову. Сам Ямадаев эти сведения тогда опроверг . В марте 2009 году в Дубае было совершено покушение и на самого Сулима Ямадаева, который в результате нападения скончался . Иса Ямадаев, который после смерти братьев Руслана и Сулима возглавил семейный клан, едва тоже не стал жертвой покушения летом 2009 года.

На поминках по Сулиму Ямадаеву в 2010 году в Гудермесе присутствовали Рамзан Кадыров и его двоюродный брат Адам Делимханов , что дало экспертам возможность говорить о достижении между сторонами конфликта мирового соглашения.

По шариату примирение кровников позволяет прекратить уголовное преследование. Когда Иса Ямадаев передал в суд Объединенных Арабских Эмиратов письмо о том, что он отказывается от претензий в отношении всех обвиняемых в нападении на брата, апелляционный суд Дубая заменил пожизненное заключение фигурантам дела об убийстве Сулима Ямадаева иранцу Махди Лорния и гражданину Таджикистана Максуджону Исматову на 27 месяцев лишения свободы.

По информации "Новой газеты", однако, примирение было искусственным и фактически не было признано ни одной из сторон. Оно якобы было необходимо только для того, чтобы снять обвинения в организации убийства Сулима Ямадаева с Адама Делимханова.

По данным издания, двое оставшихся на сегодня в живых братьев Ямадаевых – Бадруди и Иса - по-прежнему "считают виновным Кадырова в убийстве депутата Госдумы от ЧР Руслана Ямадаева и командира батальона "Восток" Сулима Ямадаева", и именно с фамилией Ямадаевых связывают недавнее покушение на Рамзана Кадырова чеченские силовики, ведущие расследование.

21 декабря 2017 года силовики провели операцию в Гудермесе по поиску Исы Ямадаева и его младшего брата Бадруди, на обыски приехали около сотни силовиков. Такой ажиотаж правоохранители объяснили тем, что Иса Ямадаев объявлен в федеральный розыск по подозрению в попытке покушения на Рамзана Кадырова. Хотя в контексте предыстории взаимоотношений Кадыровых и Ямадаевых, ситуация выглядит как использование админресурса для кровной мести.

Кровная месть родственникам боевиков

Другая история о случаях объявления кровной мести в Чечне связана с обострением ситуации в республике после боестолкновения в Грозном 17–18 декабря 2016 года. По официальной версии, в нападении на чеченских силовиков участвовали сторонники запрещённого в России "Исламского государства ". После столкновения власти Чечни организовали несколько сходов, на которых жители городов и селений потребовали не только выселить родственников преступников, но и объявить им кровную месть. Такие сходы прошли в селе Пригородном, в Грозном, Цоци-Юрте, Курчалое и Шали.

При этом, например, в Пригородном в сходе участвовали не только рядовые жители села, но представители власти – помощник главы Чечни и представители МВД, а также представители Духовного управления мусульман Чечни. Участники схода потребовали выселения из республики родственников Зелимхана Бахарчиева, подозреваемого полицией в организации декабрьских нападений. В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" представитель ДУМ сообщил, что "участвовавшие в сходе родственники убитых бандитами сотрудников полиции объявили кровную месть этой семье". Житель Пригородного по имени Муса рассказал корреспонденту "Кавказского узла": "Привели родных этого Бахарчиева . Сказали, что они виноваты в том, что по вине их человека погибли сотрудники полиции, что таким не место среди нормальных людей, что их надо изгнать из республики. Еще там были несколько человек, как оказалось близкие убитых полицейских. Они прилюдно заявили, что объявляют Бахарчиевым кровную месть ". К 26 декабря все мужчины из семьи Бахарчиевых покинули село .

Насторожено отнесся к произошедшему руководитель одной из местных НПО, посмотревший репортаж о сходе в Пригородном: "Кровную месть у нас вроде бы отменили. Во всяком случае, так утверждало наше руководство всего несколько лет назад, когда активно примиряло кровников. Теперь ее открыто объявляют целой семье". Он также отметил, что родственники убитых полицейских не имели оснований для объявления кровной мести семье Бахарчиевых: "Кровную месть у нас объявляют не напрямую, а через посредников, представителей других родов и тейпов. При этом даются объяснения, почему это делается. Здесь же прямо на сходе, при участии представителя муфтията и высокопоставленного сотрудника МВД родственники убитых говорят, что они это не оставят и что объявляют Бахарчиевым кровную месть. Я уже не говорю о том, что непосредственные убийцы этих полицейских были ликвидированы во время спецопераций. Какая может быть кровная месть, если убийца мертв?".

На сходе, который прошел 30 декабря 2016 года в Грозном с участием родственников убитых полицейских и боевиков, а также представителей их тейпов, старейшин и богословов советник главы республики Адам Шахидов, по сообщению корреспондента "Кавказского узла", призвал простить родственниковубитых в ходе спецоперации боевикови отказаться от кровной мести. Однако родственники убитых полицейских отказались пойти на такой шаг .

Источник "Кавказского узла" в чеченском Минздраве также сообщил, что трое задержанных после декабрьского столкновения в Грозном предполагаемых боевиков, которые находились с ранениями в больнице, были вывезены оттуда и убиты вооруженными людьми. При этом колумнист "Дойче Велле" Олег Кашин со ссылкой на анонимные источники сообщал, что раненые были убиты их собственными родственниками, которых поставили перед выбором - "или вы сами их убиваете, или мы уничтожаем все ваши семьи, включая маленьких детей" . Эти данные пока остаются без подтверждения, однако известно, что как минимум одна предполагаемая участница группы боевиков Мадина Шахбиева, раненная в ходе спецоперации в Грозном, была вывезена из больницы, убита и похоронена без поминальных обрядов . Эти сведения подтвердил достоверный источник ПЦ "Мемориал", который сообщил также, что родственники Шахбиевой, среди которых есть сотрудники силовых структур, "отказались" от нее после похищения из больницы.

Изгнание родственников боевиков из чеченских селений после боестолкновений 2016 года стало уже не первым подобным эпизодом. За два года до этого о введении принципа коллективной ответственности для семей участников вооруженного подполья заявил глава Чечни Рамзан Кадыров. Поводом тогда также стало нападение боевиков на сотрудников полиции в Грозном, случившееся в декабре 2014 года. Глава республики после той атаки заявил, что семьи боевиков будут немедленно выдворяться из Чечни без права на возвращение , а их дома - "сноситься вместе с фундаментом".

Игорь и Алан Алборовы: "Множественные колото-резаные ранения" за смерть отца

Чечня не единственный регион Кавказа, где продолжает применяться принцип кровной мести. Например, в середине января 2016 года суд в Черкесске заключил под стражу двукратного чемпиона Европы по боксу Игоря Алборова и его двоюродного брата Алана – по обвинению в убийстве по мотивам кровной мести.

Алборовы в течение десяти лет искали своего бывшего соседа Александра Гояева, который, как они считали, организовал покушение на отца Игоря Алборова - Олега Алборова. Выяснив, что Гояев живет в поселке Ударный Прикубанского района КЧР, Алан и Игорь Алборовы приехали туда и жестоко расправились с 70-летним Александром Гояевым и его 30-летним сыном Аланом, нанеся им множество ранений ножом.

Олег Алборов, за убийство которого хотели отомстить Игорь и Алан, был секретарем Совета безопасности Южной Осетии, а до этого возглавлял КГБ республики. Он погиб 9 июля 2006 года от взрыва бомбы, заложенной в его автомобиль .

Как обычай кровной мести сохранился до наших дней?

Исторически для народов Северного Кавказа обычай кровной мести был важным регулятором общественных взаимоотношений. У вайнахских народов (чеченцев и ингушей), народов Дагестана (аварцев, лакцев, ногайцев, кумыков и др.) обычай кровной мести регулировался сводом обычного права – адатами .

"У горцев кровомщение не есть необузданное, неудержимое чувство, вроде вендетты корсиканцев; это скорее обязанность, налагаемая честью, общественным мнением, требованием крови за кровь", – цитирует исследователя XIX века Леонтия Люлье Наима Нефляшева, автор блога "Северный Кавказ сквозь столетия" на "Кавказском узле".

Процедура объявления кровной мести на Кавказе предполагает, что, после выяснения на ком кровь, потерпевшая сторона сообщает о своем намерении уважаемому посреднику. Чаще всего это старейшина села или местный религиозный деятель. Затем посредник направляется к виновной стороне. Близкие родственники убитого обычно при этом не присутствуют. Тот, кто получил от посредника сообщение о мести, независимо от того, принимает он обвинение или нет, приобретает статус кровника .

Кровная месть не имела срока давности. Бывали случаи, когда месть была осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов до сих пор считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно. Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники – брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины .

С течением времени, особенно с изменением социально-экономических условий на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ в., возникло понимание, что кровная месть как способ решения конфликта приводит лишь к бесконечной череде взаимных убийств и подрывает общество изнутри. Поэтому в целях самосохранения был выработан ряд способов предотвращения убийств и замена их штрафом.

Например, такой вариант был принят почти у всех тюркских народов Дагестана, когда родственники убийцы выплачивали штраф пострадавшей стороне. Размеры штрафа зачастую зависели от влиятельности и многочисленности родни убийцы .

Подобная практика существовала и у других народов Кавказа, например у ингушей. Чеченцы в большинстве своем отвергали примирение посредством выплаты "цены крови", что считали большим позором: "Мы не торгуем кровью убитого", – нередко говорили в Чечне . Жившие по соседству с чеченцами терские ногайцы – пожалуй, единственные из народов Дагестана, также отказывались принимать выплату штрафа за убийство .

И в эпоху Российской империи, и в советское время власти пытались бороться с практикой кровной мести, однако полностью изжить обычай не получалось. Например, в дореволюционной России в Дагестане на почве кровной мести или по другим причинам, коренящимся в пережитках родового строя, погибало в среднем 600 человек в год .

Советские власти привлекли к борьбе с обычаем кровной мести общественность: из коммунистов и комсомольцев создавались окружные и сельские комитеты по борьбе с пережитками кровной мести. В 1929 году в Дагестане по судебной статистике зафиксировано 118 случаев кровных убийств, в 1930-м – уже только 30, в 1931 году - 22 .

Однако даже несмотря на жестокие советские карательные законы (в 1931 году была принята поправка к Уголовному кодексу СССР, согласно которой убийства на почве кровной мести стали квалифицироваться как "государственные преступления" по ст.58, п.8 с применением высшей меры наказания – расстрела и принятая позже 231-я статья УК, дававшее за уклонение от примирения до двух лет лишения свободы , больших успехов власти не достигли. В конце 70–начале 80-х годов XX века кровная месть была основным мотивом 47% зарегистрированных в больших городах телесных повреждений и 70% убийств на Северном Кавказе .

Как отмечает кавказовед Наима Нефляшева в своем блоге на "Кавказском узле" , именно со второй половины XX века "начинается деградация кровной мести – из традиции, имеющей внутреннюю логику и саморегуляцию, она превращается в самосуд".

Сегодня обычай кровной мести отчасти сохраняется во всех республиках Северного Кавказа. После распада Советского Союза - с ухудшением общей криминогенной обстановки - количество убийств и ранений на почве кровной мести на Кавказе даже превысило дореволюционный уровень . Например, в 2007 году из 170 убийств, зарегистрированных прокуратурой Дагестана, 42 составляли покушения на убийство, семь - без вести пропавшие, а четыре – на преступления на почве кровной мести. Тогда как в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью . При этом, как подчеркивают представители правоохранительных органов Дагестана, именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах, где этот обычай распространен больше всего .

Попытки контролировать кровную месть в Чечне

После прихода к власти в Чечне Джохара Дудаева и c началом военного конфликта, в республике сложилась ситуация, способствовавшая широкому распространению кровной мести. В условиях, когда представители одних кланов поддерживали федеральные силы, а другие оказывались на стороне сепаратистов, по разные стороны баррикад оказались сотни людей, до сих пор обвиняющих друг друга в преступлениях .

Попытки откорректировать применения кровной мести были предприняты в 1996–1999 годах, в период после окончания Первой чеченской войны , когда президент Ичкерии Аслан Масхадов пытался внедрить в республике вместо адатов – шариатский суд . Этот суд, основанный на исламском законодательстве, предполагал замену института кровной мести "талеоном" – "кисас" в исламе – равным возмездием . По словам исламоведа, д.и.н. Рената Беккина, этот Угловный кодекс Ичкерии образца 1996 года практически один в один соответствовал УК Судана, принятому за несколько лет до этого в соответствии с маликитским мазхабом (в Чечне преобладает шафиитский мазхаб): "Сторонники введения данного закона в Чечне так торопились, что забыли заменить в некачественно выполненном подстрочном переводе указанного кодекса Судана многие местные реалии. Например, там остались штрафы в суданских фунтах. Плата за кровь должна была взиматься верблюдами. А где вы найдете в Чечне, например, сто верблюдов за убийство дееспособного свободного мужчины, как того требует закон?" .

Эта попытка была во многом искусственна, так как традиционный образ чеченцев, обычаи, социальные отношения в большей степени базировались на адатах, а не на канонах шариата. Сферы влияния адата и шариата на социальную и духовную жизнь чеченцев всегда были разграничены. В ведении шариата находилось регулирование части семейно-бытовых, религиозно-погребальных и других социальных явлений, тогда как в ведении адата также оставался большой пласт этнической культуры: чеченский этикет, подчеркнутое гостеприимство, уважительное отношение к старшим, взаимопомощь, военная доблесть, кровная месть в большой степени базировались на нормах адата .

В 1999 году, когда в Чечне началась смена центральной власти, этот основанный на адатах кодекс, по мнению Игоря Киселева – заместителя начальника Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Северном Кавказе, "юридически закрепил право на существование обычаев кровной мести" .

В сентябре 2010 года глава Чечни Рамзан Кадыров создал и возглавил так называемую Комиссию по национальному примирению , которая была призвана урегулировать конфликты на почве кровной вражды. Кадыров призвал всех кровников простить друг друга, одновременно объявив о кровной мести находящемуся в Великобритании Ахмеду Закаеву , обвинив в причастности к произошедшему в конце августа 2010 года вооруженному нападению боевиков на Центарой , являющийся родовым селом главы Чечни .

По официальным - не поддающимся проверке - данным, за время работы комиссии, благодаря усилиям духовенства и старейшин, в Чечне удалось добиться примирения 451 семьи, состоявших в кровной вражде на протяжении много десятков лет. Например, в январе 2011 года в селе Тазбичи Итум-Калинского района, как утверждалось, примирились семьи Мамадиевых и Зулаевых. Их вражда длилась 106 лет с 1905 года, из-за ссоры, которая переросла в драку. От выстрела из ружья, который произвел Мамадиев Яхья, проживавший в селе Зумсо, погиб житель села Тазбичи Зулаев Деда .

17 октября 2011 года Рамзан Кадыров упразднил Комиссию по национальному примирению, как выполнившую свою главную задачу – урегулирование конфликтов на почве кровной вражды. Однако уже на следующий день, 18 октября 2011 года, была создана новая комиссия по национальному примирению - на это раз при чеченском Духовном управлении мусульман.

В новостную хронику попадают далеко не все случаи кровной мести. Можно вспомнить несколько громких историй, связанных с этим обычаем. Например, в ноябре 2016 года после крупной автоаварии под Грозным все родственники виновного в катастрофе Алама Хаджаева (сам Алам в аварии не выжил), покинули село Ачхой-Мартан , опасаясь кровной мести. После этого, в начале декабря 2016 года ДУМ Чечни рекомендовал имамам не участвовать в похоронах погибших виновников ДТП, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, а также не заниматься в таких случаях вопросами примирения кровников. По мнению жителей Чечни, подобное решение муфтията может повлечь за собой увеличение числа случаев вендетты.

Несколько историй о кровной мести, рассказанные участниками и очевидцами событий, приведены в статье "Плата за кровь ":

" У моего отца было две жены. С моей матерью отец разошелся, когда мне было лет десять, и уехал в Калмыкию, где женился на другой. Больше я с отцом не встречался, но слышал, что от второй жены у него тоже было несколько детей. Отец уже давно умер, так же, как и моя мать. И вот, в сентябре 2000 года ко мне ночью пришли несколько человек. Вызывают меня на улицу и спрашивают: "Ты - Абдурахман, сын такого-то, оттуда-то?". Я говорю: "Да". Они мне заявляют: "Мы пришли объявить, что на вас кровь, - твой младший брат убил в Калмыкии человека из такого-то рода, и мы объявляем вам кровную месть " .

В мае 2014 года, когда в военных действиях на востоке Украины участвовали добровольцы из Чечни, входившие в так называемую "Дикую дивизию", один из них заявлял газете Financial Times: "Мы заберем сотню их [украинцев] жизней за жизнь нашего брата. Наш народ верит в кровную месть". В связи с этим заявлением "Кавказский узел" опросил экспертов , которые сообщили, что у родственников убитых на Украине жителей Чечни нет права на кровную месть, так как это противоречит адату, а если один из участников конфликта является представителем другой веры, о кровной мести также не может быть речи.

В апреле 2011 года в Чечне жертвой вендетты стал принадлежащий к тому же тейпу, что и Рамзан Кадыров бывший заместитель командира спецбатальона ГРУ "Восток" Магомед Тайсумов (Тайсон). Следствие тогда рассматривало несколько версий происшедшего, но все они так или иначе связаны с местью – за участие Тайсона в боевых действиях во время второй войны в Чечне или совершенные им преступления в отношении гражданских лиц – похищения, убийства и вымогательства .

В соседствующей с Чечней Ингушетии 4 августа 2010 года был убит бывший замначальника центра госзащиты МВД Ингушетии Ибрагим Евлоев, ранее осужденный за убийство по неосторожности владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.Ru" Магомеда Евлоева . Его убийство, как посчитало следствие, также могло быть связано с кровной местью.

Кроме того, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в интервью "Кавказскому узлу" рассказывал, что ему известно о случаях кровной мести в отношении родственников членов вооруженного подполья. Как и в Чечне, в Ингушетии для разрешения конфликтов действуют "примирительные комиссии" .

Примечания

  1. Кровная месть // Большой юридический словарь. Под ред.А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских.М., 2003; Grathoff S. Fehde // Institut für Geschichtliche Landeskunde an der Universität Mainz.
  2. Недавнее покушение на Кадырова… // Новая газета, 30.01.2017.
  3. Иса Ямадаев объявлен в розыск по делу о подготовке покушения на Кадырова // Росбалт, 01.04.2017.
  4. «Решил убить Кадырова из чувства кровной мести» // Росбалт, 01.04.2017.
  5. "Многие говорят мне, что это сделал Рамзан" // Коммерсант, 29.09.2008.
  6. Деморализующий фактор Чечни // Deutsche Welle, 10.01.2017.
  7. Тарханова Ж. Кровная месть, пытки и много неясностей // Эхо Кавказа - Радио Свобода, 24.01.2017; По законам кровной мести. Почему чемпиона Европы подозревают в двойном убийстве // Life.ru, 24.01.2017.
  8. Албогачиева М.С.-Г., Бабич И.Л. Кровная месть в современной Ингушетии // Этнографическое обозрение, 2010, №6; Баснукаев М. Система норм обычного права у чеченцев // Традиции разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества. Сухуми, 2002. С.69-70; Гимбатова М.Б. Обычай кровной у тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале XX века // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, 2012–2013 гг. : Этнология, история, археология, культурология / Отв. ред. Ю.Ю. Карпов, М.Е. Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С.340–348; Лугуев С.А., Гимбатова М.Б. Традиционные обряды примирения кровников у тюркоязычных народов Дагестана (XIX – начало ХХ в.) // Вестник института ИАЭ, №4, 2012, С.63-70; Мусаева А.Г. Обычай кровной мести в Дагестане // Современные проблемы науки и образования, № 1, 2015; Абайханова П. Кровная месть-канлыят как институт обычного права на Кавказе: опыт историографического исследования // Наука и образование без границ. 2010. С.1-10; Исмаилов М.А. Багомедова Л.С. Институты обычного права народов Дагестана: кровная месть – механизм действия и принцип реализации // Северо-Кавказский юридический вестник, №4, 2012, С.41-50.
  9. Вернуть свою кровь // Сайт «Мемориал», 26 сентября, 2008 года
  10. Албогачиева М.С.-Г., Бабич И.Л. Кровная месть в современной Ингушетии // Этнографическое обозрение, 2010, №6; Баснукаев М. Система норм обычного права у чеченцев // Традиции разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества. Сухуми, 2002. С.72-73.
  11. Гимбатова М.Б. Обычай кровной у тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале XX века // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, 2012–2013 гг. : Этнология, история, археология, культурология / Отв.ред.Ю.Ю.Карпов, М.Е.Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С.341-343.
  12. Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // Кавказский этнографический сборник. Вопросы исторической этнографии Кавказа. Вып.9. М., 1989. С.144.
  13. Лугуев С.А., Гимбатова М.Б. Традиционные обряды примирения кровников у тюркоязычных народов Дагестана (XIX – начало ХХ в.) // Вестник института ИАЭ, №4, 2012, С.67.
  14. Лугуев С.А. О кровной мести у лакцев во второй половине XIX – нач. XX вв. // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1980. С.89-107.
  15. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред.В.А.Тишкова. М.: 2013, С.80.
  16. Кровная местность // Коммерсант, 18.08.2003.
  17. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред.В.А.Тишкова. М.: 2013, С.81.
  18. Мусаева А.Г. Обычай кровной мести в Дагестане // Современные проблемы науки и образования, №1, 2015.
  19. Мусаева А.Г. Обычай кровной мести в Дагестане // Современные проблемы науки и образования, №1, 2015.
  20. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред.В.А.Тишкова. М.: 2013, С.82.
  21. Кох А. Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда // Полит.ру, 03.09.2005.
  22. Беккин Р., Бобровников В. Северный Кавказ – не царство благородных разбойников // Татарский мир, №19, 2003.
  23. Баснукаев М. Система норм обычного права у чеченцев // Традиции разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества. Сухуми, 2002. С.73, 75.
  24. Назначен новый начальник главного управления Генеральной прокуратуры России в ЮФО // ДОН ТР, 14.09.2007.
  25. Рамзан Кадыров возглавил комиссию по национальному примирению в Чеченской Республике // Глава и правительство Чеченской Республики, 17.09.2010.
  26. В Чечне все на мести // МК, 14.10.2010.
  27. Комиссия по национальному примирению в Чеченской Республике примирила более 427 семей "кровников" // Чеченская Республика сегодня, 16.09.2011; В Чечне нет враждующих кровников… // Грозный-информ, 18.10.2011.
  28. Кровная месть в Чечне: жестокое наследие средневековья // РБК, 10.06.2011.
  29. Кровная есть // Коммерсант, 02.04.2011.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

Если в большинстве стран ссора - это обычное явление, и часто она ничем страшным не заканчивается, то на Кавказе дела обстоят несколько иначе. Там обидчиков может ожидать кровная месть за смерть за его поруганную честь, унижение и т. д. Вот именно об этом интересном, но весьма страшном обряде и будет рассказано в данной статье.

Что это такое?

В первую очередь обязательно необходимо определиться с понятиями. Итак, что же такое кровная месть? Согласно словарю, это особый обычай, который сложился еще при родовом строе общества как некий способ защиты даже имущества своего рода посредством убийства обидчика. Следует сказать и о том, что, согласно законодательству РФ, кровная месть в большинстве случаев классифицируется как

Немного истории

Интересным окажется и тот факт, что еще до возникновения законов Моисея кровное отмщение было защищено законом и не каралось. В Библии даже существует такой термин, как «гоэл», который означает «искупитель». Это значит, что человек, унаследовавший имущество, мог выкупить из рабства своего порабощенного родственника, а также его выкупленный земельный надел. А за смерть человека из своего семейства он должен был отомстить, пролив кровь убийцы. Занимательным окажется и то, что для людей, совершивших непреднамеренное убийство и боявшихся кровной мести, в то время были созданы города-убежища, где они могли скрываться. Если же человек выходил из него, и его настигала кровная месть, убивший его человек не считался преступником и не нес никакого наказания, согласно букве закона.

Недалекое прошлое

Со временем мстить за смерть или обиду близких людей таким вот образом запретили законами. Все случаи недоразумений рассматривали старейшины, не вынося окончательного приговора иногда годами. Однако несмотря на это, во времена недалекой весьма распространились количества атак кровной мести. Все просто, законы общества не действовали, первыми считались законы войны. Найти обидчика и отомстить ему было намного проще, да и наказание часто несли не все. В это время люди забыли, что простить человека - это так достойно и важно, как и кровное отмщение.

О самом обряде

Весьма интересным, хотя и по своей природе страшным, является обычай кровной мести. Если в какой-то ссоре был убит человек, а виновник является известным, к нему посылали людей именно из нейтрального окружения. Это нужно было для того, чтобы они сообщили, что убийце объявлена кровная месть. Если раньше мстили именно тому, кто совершил преступление, то во времена правления имама Шамиля это было несколько изменено. Отомстить могли не только тому, кто совершил преступление, но и его родственнику по отцовской линии, а выбирать доверяли самому семейству. И если убивший был человек не слишком уважаемый, могли казнить его брата, который в селе имел более сильный вес с общественной точки зрения. Все делалось для того, чтобы принести больше боли родственникам убийцы (однако это, скорее, было не правило, а исключение).

Важные факты

Итак, существует несколько правил кровной мести. Что же нужно знать?

  1. Кровники не могут проживать в одной местности, например, селе. Если такое случалось, то те, кому было объявлено об отмщении, в считанные часы должны были покинуть селение. Часто в таком случае практически за бесценок продавались дома со всем имуществом, а семьи бежали так далеко, чтобы обряд их не смог настигнуть.
  2. Как и в уголовной практике, кровная месть не имеет срока давности. Однако несколько лет тому назад она была снята, а усилиями старейшин враждовавшие семейства помирились.
  3. Отомстить за родственника может даже женщина, однако только в том случае, если в роду не осталось мужчин. Это может быть как мать, так и сестра.
  4. Различным может быть и мотив кровной мести. Так, казнили не только за убийство своего члена семьи, но также за обиду, унижение, посягательство на имущество и т. д.

В последнее время наблюдались случаи, когда в результате кровной мести погибал не один человек, а несколько. Случалось это потому, что обидчики не соглашались со своей виной, а мстители доказывали свое. Часто такие конфликты становились неуправляемыми и заканчивались весьма плачевно.

Примирение

Стоит сказать и о том, что кровная месть может не совершаться, для этого существует особый процесс примирения. В таком случае виновная сторона - все родственники, соседи и переживающие за них люди - может одеться в темные наряды, покрыть головы и идти к месту совершения ритуала. Так, нельзя просить о помиловании или смотреть в глаза тем, кто желает отомстить. Примирение может случиться после прочтения особых молитв и после того, как обидчику побреют налысо голову и сбреют бороду (делает это ответчик). Только после этого обидчик может считаться прощенным. Однако часто в момент этого действия умирал тот, кому была предъявлена кровная месть. Бреющий человек просто не мог сдержаться и перерезал горло противнику.

Выкуп

Существует также некий выкуп, спасающий от кровной мести. Началом примирения считалось то, что родственники убитого соглашались принять калым. Что касается величины, то она была различной. Варьировалась в зависимости от того, сколько родственников осталось у убитого - чем меньше, тем незначительнее и выкуп они должны были заплатить.

Выводы

Стоит сказать о том, что даже если сегодня кровная месть на Кавказе запрещена законами РФ, она все же существует и часто совершается. Однако сегодня также все больше людей согласны на помилование убийцы. Так, известны случаи, когда обидчики прощались благодаря определенной сумме денег, иногда - по решению старейшин.

Правообладатель иллюстрации TASS

Гудермесский суд Чечни готовится начать рассмотрение дела о покушении на убийство главы Чечни Рамзана Кадырова по мотивам кровной мести. Русская служба Би-би-си спросила исследователей этого обычая, в какой форме он сохранился до наших дней.

Кровная месть - это признак так называемого традиционного общества, где большая роль отводится обычаям - подобная практика социальной регуляции складывается веками. Речи о свободе поведения в таком обществе практически не идет: то, как следует поступать, определяется религией, общиной и родственниками.

В северокавказских регионах России - Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии - на современном этапе, считают специалисты, сложилось полутрадиционное общество: модернизация его затронула, но точечно и абсолютно не коснулась сферы общественных отношений.

Дело о покушении на Кадырова было передано в Гудермесский суд в конце мая этого года. Заказчиком покушения следователи считают Ису Ямадаева. По версии следствия, с его стороны это месть за смерть братье - депутата Госдумы Руслана Ямадаева, застреленного на Смоленской набережной в Москве в 2008-м году, и бывшего командир а батальона " Восток " Сулим а Ямадаева, убитого год спустя в ОАЭ.

  • Кадыров: убийство Ямадаева - кровная месть

Покушение на Кадырова, как считает следствие, обвиняемые готовили весной прошлого года на территории Ножай-Юртовского района Чечни. Материалы в отношени и Исы Ямадаева выделены в отдельное производство.

Перед судом предстанут бывший охранник Исы Ямадаева Азиз Альвиев, экс-боец батальона " Восток " Беслан Закараев и его сосед Шамхан Магомадов. Все они полностью признали вину.

За что объявляют кровную месть?

В основе кровной мести лежит принцип возмездия: за умышленное убийство человек, который его совершил, карается смертью, если семьям, к которым принадлежит убитый и убийца, не удается это урегулировать другими способами.

У некоторых народов Северного Кавказа кровная месть могла быть объявлена не только за убийство, но и за похищение женщины, прелюбодеяние и оскорбление.

Если речь идет не об убийстве, а ранении, то практикуется принцип "глаз за глаз".

Кровная месть - это только про мусульман?

Обычай кровной мести существует в обществах, исповедующих разные религии. В исламе он входит в категорию адата ("обычного права") - это совокупность обычаев в сфере имущественных, семейных и других отношений.

Так, адат регулирует традиции гостеприимства и почтения старшим, а также, например, обряд выкупа невесты.

Эти обычаи сложились в большинстве своем до того, как сформировался шариат - свод религиозных законов, основанных на богословско-юридическом толковании Корана.

Всем ли могут объявить кровную месть?

Кровная месть распространяется на любого человека вне зависимости от его положения. Даже если представить, что убийцей оказалась беременная женщина, она все равно будет подвергнута наказанию после родов и отнятия ребенка от груди.

"Сегодня кровная месть наступает чаще всего в случаях, когда виновный не признает вины, или же потерпевший чувствует свою силу и возможности, - говорит Шахбан Хапизов, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии дагестанского научного центра РАН. - В 95% случаев такие конфликты решаются все-таки в рамках современного уголовного кодекса РФ, по крайней мере, в Дагестане. Конечно, в этих случаях потерпевшая сторона чаще всего пытается давить на следствие и суд, добиваясь более сурового наказания. Но убийство за убийство - это 1-2% от общего количества смертельных случаев".

Можно ли обойтись без ответного убийства?

В большинстве регионов Кавказа в качестве одного из наказаний за убийство практикуется изгнание из общины - на время или навсегда.

"Несколько веков назад это было весьма суровое наказание, ведь убийца лишался всего имущества, родственников и поддержки общины, - поясняет Шахбан Хапизов. - В другой общине этот человек практически был бесправным".

В некоторых случаях кровная месть может быть заменена "платой за кровь" - денежной выплатой, о которой договариваются при посредничестве представителей общин или религиозных деятелей.

Обычно размер такой выплаты - постоянная величина, которая прямо указывается в своде законов.

Кровный мститель может убить самого убийцу или его ближайшего родственника, однако убийство родственника виновного вместо него самого в большинстве случаев осуждается. За этим могут последовать санкции по отношению к клану, который совершил кровную месть.

Однако если, к примеру, убийцу укрывает род, то наказать могут всех: изгнать из общины или разрушить дома.

Сожжение домов также практикуется, если преступник сам не сдался властям или потерпевшая сторона не смогла его найти.

Как можно помириться?

"Примирение возможно после суда старейшин рода, - рассказывает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - В зависимости от региона и этноса такой суд носит разное название. Суд выносит решение, по итогам которого одна сторона может простить другую".

Но есть и другие способы.

В Чечне, например, существует особый ритуал примирения между семьями. Это целый обряд, во время которого убийца и его родственники коллективно выражают скорбь и с извинениями приходят к дому убитого. Сам виновный стоит на коленях перед родственником потерпевшего - отцом или братом. Виновная сторона озвучивает, какое произошло преступление и просит прощения, выражает сожаление. Часто при этом ритуале виновный приходит с саваном.

В Дагестане, приводит пример Хапизов, в случае автомобильной аварии, где случилось непреднамеренное убийство, виновная сторона всегда приходит с извинениями. В случае увечий она может оплатить лечение. Если же виновник ДТП отказывается извиняться, это воспринимается как крайняя степень неуважения. После этого может последовать объявление кровной мести.

А что говорит российский закон?

Уголовный кодекс РФ (ст. 105) отдельно регулирует убийство на почве кровной мести, оно наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет. Однако по факту такой мотив правоохранительным органам сложно выявить, говорит Алексей Малашенко. "Это традиция, которую вряд ли возможно искоренить", - считает он.

Согласно практике применения УК, для квалификации убийства по мотиву кровной мести не имеет значения место совершения преступления, оно может быть совершено и за пределами территории, где кровная месть признается населением.

Власть и до революции, и после пыталась искоренить обычай кровной мести.

Так, например, в 1928 году в Уголовном кодексе РСФСР появилась 10-я глава "Преступления, составляющие пережитки родового быта".

В 1931 году после принятия поправки в Уголовный кодекс убийства по мотиву кровной мести стали "государственными преступлениями", за которые применялся расстрел. Комсомольцы объединялись в комитеты по борьбе с обычаем кровной мести и следили за такими случаями.

Однако свести на нет этот обычай не удалось. И уже на излете советской эпохи в регионах совершенно легально существовали созданные властями советы старейшин, а в постсоветское время в случае конфликтов со смертельным исходом населению рекомендовалось обращаться в шариатский суд.

В настоящее время в некоторых районах Кавказа настолько сильны правила адата, что порой при примирении враждующих потерпевшая сторона снимает все свои претензии к виновному в рамках уголовного разбирательства.

Суд и прокуратура в таком случае могут пойти навстречу, если между сторонами урегулированы все вопросы, говорит Шахбан Хапизов: "Они могут закрыть глаза на незначительное преступление: драка без ранений или с небольшими ножевыми ранениями".

Сколько поколений может длиться кровная месть?

У кровной мести не существует сроков давности.

Возмездие может настигнуть членов клана и через 100 лет, даже когда виновный и его близкие родственники умерли. Поэтому в интересах старших в роду решить все вопросы, связанные с местью, как можно скорее, чтобы не рисковать потомками. "Если примирения не происходит, гарантированно будут дальнейшие эксцессы. Поэтому старшие постоянно пытаются его добиться", - поясняет Шахбан Хапизов.

Эксперты сходятся во мнении, что кровная месть в том или ином виде продолжит существовать в традиционных и полутрадиционных обществах кавказского региона, где жизнь регулируется и адатом, и исламским правом, и российским законодательством.

10 июня 2011 года произошло убийство полковника российской армии Юрия Буданова, которое, по мнению следователей, совершили выходцы с Северного Кавказа. Оно позиционируется как кровная месть на Кавказе за похищение, изнасилование и убийство 18-летней чеченской девушки, Эльзы Кунгаевой, из-за которой в 2003 году осудили военного. В связи с этим, стали проводиться проверки официальных ведомств, откуда киллеры могли получить информацию о местонахождении убиенного. По словам сослуживца полковника, Евгения Демича, Буданов еще при жизни, с момента своего освобождения, чувствовал за собой постоянную слежку.


Это совершенно неудивительно, если принять во внимание факт, изложенный в интернет-издании «Свободная пресса», что в архив Министерства обороны и другие силовые ведомства Российской Федерации постоянно поступают запросы из Чечни о личных данных, фотографиях и местожительстве российских военнослужащих, принимавших участие в антитеррористической операции в начале 2000-х годов. Эта информация якобы нужна им для того, чтобы расследовать уголовные дела 10-летней давности о похищениях и убийствах мирных жителей, имевших место в ходе проведения военной операции. Именно такие запросы и могли помочь мстителям разыскать полковника Буданова .

Факты не врут

Об этом свидетельствуют многочисленные факты. За последние годы набралось уже больше тысячи таких примеров. В частности, чеченские следователи Н. С-Х. Баталов и Ковраев просили предоставить им некую информацию о военнослужащих, служивших на блокпостах в селе Гехи Урус-Мартановского района в июле 2002 года, и сведения о составе чеченского отряда «Горец» Федеральной службы безопасности Российской Федерации, командир которой, Руслан Байсаров, был расстрелян 5 лет назад в Москве.

Зачем же им нужны такие данные? Многие чеченские участники военных действий поклялись отомстить своим заклятым врагам, и, вполне возможно, что среди них есть родные и близкие следователей, которые, превышая свои полномочия, могут предоставить им данную информацию.

Кровная месть — дело святое

Как известно, обычай кровной мести на Кавказе существует очень давно и до сегодняшнего дня он остался практически неизменным, его не смогли вытеснить ни во времена Российской империи, ни в Советский период, ни даже во время репрессий. Кровная месть не имеет срока давности, даже если виновника уже нет в живых, под удар попадают его ближайшие родственники.

Так что же тогда будет, если подобная информация об амнистированных в 2000-х годах военных попадет к боевикам?

Альви Каримов, пресс-секретарь Президента Чеченской республики, данную информацию полностью отрицает, в его сообщении для радиостанции «Эхо Москвы» звучит мысль, что из Следственного комитета Чечни шли запросы в Министерство обороны Российской Федерации по поводу совершенных в республике уголовных преступлений во время антитеррористической компании. Кроме этого, чеченские следователи находятся в подчинении Следственного комитета России, что говорит о том, что если они попытаются совершить с полученными данными какие-либо незаконные действия, то будут уволены. Таким образом, получается, что чеченских силовиков просто не так поняли и убийство Буданова никак не связано с наведением подобных справок.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top