Костюм женский и мужской в древнем мире. История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные

Костюм женский и мужской в древнем мире. История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные

2.1. Костюм Древнего Египта

Египет (от греч. – загадка, тайна) – одна из древнейших цивилизаций на Земле. Историю культуры Древнего Египта делят на следующие периоды:

Додинастический (4 тыс. до н.э.).

Древнее царство (30-23 вв. до н.э.).

Среднее царство (22-18 вв. до н.э.).

Новое царство (16-11 вв. до н.э.).

Позднее время (11в-332г. до н.э.).

Все стороны жизни древних египтян строго регламентированы, в том числе и костюм. Египетская одежда на протяжении многих веков остается практически неизменной. И мужская, и женская одежда была драпированной и накладной.

Калазирис – плотно облегающее женское платье, сшитое из одного или двух прямоугольных кусков ткани; крепилось на плечах на одной или двух широких бретелях; юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги. В период Среднего и Нового царства силуэт расширяется книзу, появляются крылообразные рукава; широко используются плиссировки.

Оплечье – круглый воротник-ожерелье из разноцветных стеклянных бус и натуральных камней чаще синих и зеленых цветов (сердолика, малахита, бирюзы, бисера и др.).

Схенти – мужская набедренная повязка различной длины и формы: прямоугольная и треугольная, спереди различным образом задрапированная; на талии поддерживалась поясом. Со схенти или без него носилипередник – узкий треугольный, овальный или расширенный книзу. В период Нового царства мужчины носяткалазирис из тончайшей ткани.

Нарамник – мужская накладная длинная одежда из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, с боковыми швами.

Материалы . Основной материал –лен тонкий, хорошо драпирующийся, светлых натуральных оттенков и узорчатый. Орнамент – полосы, зигзаги, клетки и ромбы с точками и кружками, рисунки цветов и листьев лотоса, змеи.

Головные уборы. У простых людей – маленькиешапочки из кожи или холста; у знати и фараона:атеф – двойная корона, украшенная коршуном и змеей,клафт – платок из куска полосатой ткани (синий с золотом), сложенный по диагонали.

Обувь. Сандалии с золотыми и позолоченными украшениями носили знать и фараон; остальные ходили босиком.

Прическа. Густые черные волосы или парики, геометрически обрамляющие лицо. Борода была привилегией царей; носили фальшивые бороды из овечьей шерсти, покрытые лаком и переплетенные металлическими нитями.

Косметика. И мужчины, и женщины подкрашивали глаза, брови, губы.Украшения. Ручные и ножные браслеты, подвески, бусы, диадемы, пояса,

серьги, набедренные цепочки. Именно в Египте возникли все виды ювелирных украшений.

2.2. Костюм Ассирии и Вавилонии

Ассирия , располагавшаяся на территории современного Ирака, – военнодеспотическая рабовладельческая держава, впервые в истории претендовавшая на мировое господство (14-6 вв. до н.э.). Будучи соседями,Ассирия иВавилония постоянно соперничали и воевали друг с другом. В 605 г. до н.э. Ассирия была полностью уничтожена Вавилонией.

Одежда во многом более примитивна, чем у египтян; является примером рационального покроя, лаконичности отделки и общего впечатления силы и величия образа.

Каунакес – мужская набедренная повязка, напоминающая юбку с запахом, подвязанная на талии шнуром, с длинными ткаными волосами, имитировавшими мех.

Канди – мужская рубашка с цельнокроеными рукавами; у знати – обшитая бахромой.

Конас – прилегающий, не сшитый по бокам мужской плащ с бахромой. Линия борта скошенная, закругленная внизу; одевался на левое плечо и пропускался под правую руку.

У женщин основной вид одежды платье – свободное рубашкообразное с длинными узкими рукавами по типу мужского канди иплащ , напоминающий конас.

Головные уборы. Тиара – невысокий войлочный колпак.

Обувь. Сандалии, подметки которых прикреплялись к ноге двумя ремеш-

Прическа. Длинные волосы, часто собранные в пучок и украшенные вплетенными золотыми нитями. Усы тщательно завивали; бороду заплетали в косички.

Косметика. Как все народы Древнего Мира, активно использовали благовония, масла, румяна, белила, сурьму.

Украшения. Одежда знати богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, цветочным мотивом.

2.3. Костюм Персидского царства

Древняя Персия – рабовладельческое воинственное государство. Одежда персов – пример древнейшего кроеного костюма.

Рубаха – мужская нижняя одежда, узкая, закрытая, длиной до колен с длинными узкими рукавами.

Анаксариды – длинные штаны, достаточно плотно прилегающие к ногам, закладывались в башмак или собирались в сборки внизу.

Кафтан – верхняя одежда, основой кроя которого является круг; просторный с расширяющимися книзу рукавами; отделывался каймой или бахромой по низу рукавов, горловине, низу изделия и борту.

В Персии запрещалось воспроизводить облик женщины, поэтому достоверных сведений о женской одежде нет.

Материалы. Овечья шкура. Шерсть, лен, шелк – привозные чужеземные ткани. Цвет ткани для верхней одежды – пурпурный с белой полосой различных оттенков.

Головные уборы. Шарообразная кожаная или войлочная шапка; повязка; тиара и др.

Обувь. Башмаки на толстой подошве.

Прическа. Уложенные завитые волосы. Борода – привилегия царя.Украшения, аксессуары. Одежда знати богато украшена драгоценностя-

ми. У царя дополнением к костюму служило опахало, зонтик. Пальцы зимой прятали в футляры.

2.4. Крито-микенский костюм

Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря и на землях, где впоследствии возникла и развивалась Древняя Греция, создали интереснейшую и самобытную культуру. Их одежда в корне отличалась от одежды египтян.

Женская одежда представляла собой выкроенное и сшитое платье, разделенное на три части: лиф, рукава и юбка. Лиф с глубоким вырезом, обнажающим грудь; рукава короткие, узкие; юбка – длинная расширенная книзу, широкая, обычно украшенная воланами, скорее всего поддерживаемая обручами или юбка-штаны.

Критская мода в дальнейшем стала основой для возникновения многих модных течений, например, модерна. Ее называют модой первых кринолинов .

Мужская одежда в виде набедренной повязки, напоминающей одновременно схенти и короткие штаны.

Материалы цветные, узорчатые, ярких цветов: синего, зеленого, желтого, коричневого. Кроме тканей в мужской одежде применялась кожа, мех.

Головные уборы высокие конусообразные или низкие плоские.Обувь. Полувысокие богато вышитые сапожки на каблуке.Прическа. Уложенные завитые волосы.

Косметика. Красные губы, набеленное лицо, обводка глаз – у женщин.Украшения. Ожерелья, диадемы, головные уборы с перьями птиц, под-

вески и др.

Дополнения. Драгоценные пояса с фигурками, к которым прикрепляли кинжалы.

2.5. Костюм в Древней Греции

Античная Греция (Эллада) по политическому устройству заметно отличалась от деспотических государств Древнего мира. Основы древнегреческого государства – демократия и рабовладельческий строй.

Основной тип древнегреческого костюма – драпированный .

Хитон – мужская нижняя рубашка из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам вдоль левого бока туловища. Крепился на плечах завязками, пряжками –фибулами ; подпоясывался, образуя напуск. Длина зависела от возраста и положения. Женский хитон имел больше вариантов драпировки, чем

мужской: пояс мог повязываться на талии или под грудью, образуя напуск – колпос ; над грудью, отогнув по всей ширине верхний край, образуя отворот –

диплодий.

Гиматий – мужской или женский верхний плащ из прямоугольного куска ткани размером 3× 1,8 м, 4× 1,7 м, задрапированного вокруг фигуры различными способами.

Хламида – мужской верхний плащ, который использовался для верховой езды и путешествий. Прямоугольный кусок ткани, набрасываемый на плечи, скрепляемый на плече или на груди фибулой.

Пеплос – женское верхнее платье, по форме и способу драпировки напоминавшее хитон, но по длине, ширине и количеству складок значительно превосходившее его.

Материалы. Шерсть, лен. Из других стран привозили материалы из хлопка, доступные лишь знати. Цвета однотонные, светлые. Гладкокрашеные материалы отделывались вышивкой по краю или вытканной каймой; характерные орнаменты – меандр, критская волна и др.

Головные уборы носили в случае непогоды или в путешествие. Мужчины носили фетровую шляпу круглой формы с круглыми широкими полями –петас ; войлочную конусообразную или остроконечную шляпу с узкими полями –пилос ; для защиты от солнца – соломенную шляпу. Замужние женщины накидывали на голову шарф или край гиматия или хламиды.

Обувь. Сандалии на пробковой, кожаной или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах.

Прическа. Волосы окрашивались, так как красивыми считались светлые кудрявые волосы. Основной тип женской прически – греческий узел. Волосы украшались лентами, обручем, венками, гребнями, шпильками, диадемами, сеткой из золоченных шнуров.

Косметика использовалась в основном женщинами: белила, румяна, подводка для глаз и бровей, но очень деликатно, не как в Древнем Египте.

Украшения. Фибулы, пояс, ожерелья, диадемы, подвески и др. считались в основном принадлежностью женщин. Мужчинам обычай позволял лишь драгоценные пряжки и кольца-печатки.

2.6. Костюм в Древнем Риме

Основные принципы и гармоничный строй греческой моды заимствовали древние римляне. Город-государство Рим – могущественное государство, ведущее постоянно войны и завоевавшее многие страны Европы.

В Риме были более суровые климатические условия, чем в Греции, что требовало сравнительно теплых и закрытых одежд. Римская одежда была накладной и драпированной.

Туника – мужская и женская нижняя рубаха с круглым или квадратным вырезом горловины, с короткими рукавами или без них, с прямой проймой. Внешне напоминала греческий хитон, но, в отличие от него, была сшитой по плечам и одевалась через голову.

Тога – мужская верхняя одежда; кусок ткани 6× 2 м прямоугольной, полукруглой или эллипсовидной формы, складывающийся вдвое и окутывающий фигуру. Конец тоги перебрасывался через левую руку и висел отвесно.

Лацерна – мужской плащ длиной до колен прямоугольной формы типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.

Далматик – мужская длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Пенула – мужской и женский плащ по типу греческой хламиды, в крое которого круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивался капюшон.

Стола – женское верхнее платье с плиссированной оборкой по низу. Столу часто дважды перехватывали поясом – под грудью и ниже талии – и тщательно драпировали.

Палла – женский верхний плащ из прямоугольного куска ткани, окутывавший всю фигуру, даже голову.

Строфиум, маммиларе – нижнее белье типа современного бюстгальтера, для создания эффекта плоской груди.

Материалы. Шерсть, лен; позднее – хлопок, прозрачные и тонкие шелковые ткани, плотные и тяжелые типа парчи,. Парадный цвет – белый. Популярные цвета – желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Ткань украшалась вышивкой, бахромой, жемчугом, драгоценными камнями, золотыми ювелирными изделиями.

Головные уборы подобные греческим: шляпы и шапки из кожи, фетра, соломы; голову часто накрывали краем палы и тоги.

Обувь. Сандалии на толстой кожаной подошве различных вариантов.Прическа. У мужчин – стрижки из недлинных и легко подвитых волос с

челкой на лбу; у женщин – мелкие кудряшки вокруг головы как из своих волос, так и из белокурых париков. Прически украшались венками, диадемами, повязками и др.

Косметика использовалась в большом количестве: масла, пудра, крем, тушь, губная помада, румяно, мыло. Уходу за телом и внешним видом уделялось огромное внимание. Популярны бани.

Украшения носили и мужчины, и женщины: перстни, пряжки, ожерелья, браслеты и др.

Практическое занятие по теме 2

Цель занятия: изучение эстетических форм и конструкций костюма Древнего мира и их взаимосвязи с видом и свойствами материалов

1. Выступления с сообщениями по теме

2. Выполнение зарисовок копий исторических костюмов по теме

3. Выполнение композиционно-конструктивного анализа исторических костюмов

4. Анализ и обсуждение эстетических форм и конструкций костюма стран Древнего мира

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте историческую периодизацию культуры Древнего Египта. Расскажите об изменении формы костюма в периоды Древнего, Среднего и Нового царства

2. Назовите ткани и красители, используемые египтянами

3. Какую роль в костюме египтян играла символика? Назовите символы культуры Древнего Египта

4. Что являлось основой мужского костюма Древнего Египта. Расскажите о костюме фараона

5. Что собой представляло женское платье в Древнем Египте? Назовите используемые виды отделки? Что такое плиссировка?

6. В чем состоит ансамблевость костюма Древнего Египта? расскажите об обуви, прическах, аксессуарах, косметике Древнего Египта. Пользовались ли косметикой мужчины?

7. Почему крито-микенский костюм называют «модой первых кринолинов»?

8. Какое значение в истории костюма имеет ассиро-вавилонский костюм?

9. Каким был идеал мужской красоты в Ассиро-Вавилонии? Что являлось основой мужского костюма?

10.Из каких материалов изготавливалась одежда древних персов?

11.Каково значение персидского кафтана для дальнейшего формообразования одежды?

12.Какова основа кроя персидского кафтана? Как назывались штаны древних персов?

13.В чем для древних греков заключалось понятие о красоте?

14.Что такое драпировка? Какую роль в древнегреческом костюме играла драпировка?

15.Охарактеризуйте материалы для изготовления античных одежд? Какие ткани изготавливались в стране, какие были привозными?

16.Каковы цветовая гамма и орнаментация материалов в античном костюме?

17. Как выполнить наколку хитона ионийского?

18. Как выполнить наколку хитона дорийского?

19. Как выполнить наколку гиматия?

20. Чем отличался пеплос от хитона? Какие слои населения их носили?

21. В чем отличие римской культуры от греческой? Назовите греческие традиции в римсокм костюме

22. Определите разницу между тогой и гиматием, туникой и хитоном

23. Назовите типы верхней римской одежды

24. Что такое инстита? Опишите женский костюм в Древнем Риме

25. Опишите мужской и женский турецкий костюмы. Какую роль играла цветовая гамма костюма в сословном ограничении?

26.Почему арабскую культуру называют посредником между культурой стран Востока и средневековой Европы? Каким был арабский мужской и женский костюмы?

27.Что служило сырьем для производства тканей у арабских народов? 28.Перечислите виды китайских халатов?

29.Что такое бидзи в китайском костюме?

30.Кто такие мандарины? Каковы особенности костюма китайских мандаринов?

31.Какая ткань была впервые изобретена в Китае?

32.Что означает слово «кимоно»?

33.Что представляет собой мужской вид японской одежды хакама? Что такое хаори? Что такое оби?

34.Какие ткани использовались для изготовления японского костюма? Какие мотивы используются в росписях японских тканей?

35.Опишите прическу самурая

36.Производством каких тканей славилась Индия?

37.Что является основой мужского индийского костюма? 38.Что такое сари? Опишите способы надевания сари. 39.Что такое чоли?

40.В чем отличие чалмы от тюрбана?

41.Какой цвет в Древней Индии использовался в одежде высшей знати? 42.Какие украшения использовали в костюме женщины Древней Индии? Что

Самостоятельная работа по теме 2

1. Изучение теоретического материала по теме

2. Изучение и подбор иллюстративного материала по костюму Древнего мира

3. Подбор примеров использования мотивов костюма Древнего мира в творчестве дизайнеров 20-21 вв.

4. Подготовка сообщений (презентаций) по темам:

Костюм Древнего Египта

Костюм Ассирии и Вавилонии

Костюм Персидского царства

Крито-микенский костюм

Костюм в Древней Греции

Костюм в Древнем Риме

Арабский костюм

Китайский костюм

Японский костюм

Турецкий костюм

Индийский костюм

5. Ведение глоссария

Оде́жда — совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.

Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину.

История костюма Древнего Мира
Необходимость в одежде появилась еще в первобытном обществе. Это обу-славливалось в основном климатическими условиями, а также развитием чувства эстетики и красоты у древнего человека. Каждая нация имеет свою историю, в том числе и костюма. Одежда древних говорит нам о многом. На-пример, с ее помощью можно определять к какому сословию принадлежал человек, или каким видом деятельности он занимался. Каждая народность имеет свои отличительные черты, которые отражаются и на их одеянии.

Древняя Греция
Расцвет Древней Греции припадает на VII - I века до н.э. Именно этот период принято считать началом существования древней империи.

По сравнению с другими государствами, Греция имела совершенно другое политическое устройство. Основой древнего государства была демократия - управление народного собрания, а также существовал рабовладельческий строй.

Характер греческого искусства можно назвать реалистичным или правдоподобным. Уже в те далекие времена людьми осознавалась вся красота и ценность человеческого существования. Люди верили в необъятные творческие способности людей, а язык художников был прост и доступен каждому. Картины отражали только правдивость действительности. И благодаря именно этим чертам древнего искусства, греческое искусство и стало таким важным для всей европейской культуры будущего.

Древний Рим
Рим всегда считался территорией настоящих воинов, а спустя несколько веков небольшой город стал центром могучего государства, власти которого покорились территории современного Египта, Европы и Малой Азии. Имея классовую дифференциацию, роскошь и богатство с одной стороны, бедность и бесправие с другой, ведя захватнические войны, Рим становится могучей державой, которая теряет все общие черты с античной Грецией.

Существует условное разделение римского искусства - искусство Республики (IV - I вв. до н.э.) и искусство Империи (I-V вв. н.э.). Греция была завоевана Римом в период Республики (II в. до н.э.) и с этого времени греческая культура и искусство оказывают значительное влияние на культуру и искусство римлян.

Древние Персы

Изначальное назначение персидской одежды было очень простым, она в основном играла роль защиты для тела. А так как древние персы являлись отличными скотоводами и охотниками, их одеждой были плащи, сделанные из шкур животных. Только спустя некоторое время, когда персам удалось добыть сказочные богатства, завоевать и поработить соседние народы, они смогли узнать что такое роскошь, а их наряды стали намного богаче и пестрее.
Из-за суровых горных условий и влияния континентального климата персы были вынуждены носить одежду, которая закрывала все тело. Древнеперсидская одежда была весьма удобной и выкраивалась она так же, как и у шумеров. В будущем это станет толчком в развитии европейской одежды.
Одежда персов - смесь культур

Мужской наряд древних персов составляли анаксариды - меховые или кожаные штаны и кожаный кафтан с поясом. В тех местностях, где климат был более мягким, кафтаны и анаксариды изготавливались из тугой шерстяной ткани.
И даже после того, как царем Киром была покорена Мидия, а при дворе была введена мода на мидийские костюмы (которые позже стали официальными), простые люди не прекращали одеваться в свои прежние одежды. Верхняя одежда мидийцев изготавливалась из тонких шелковых и шерстяных тканей, цвет которых зачастую был темно-красным или пурпурным. Еще одним отличием было то, что медийская одежда была весьма длинной и широкой. Один наряд состоял из штанов, кафтана-халата и накидки.

Кафтан медийцев имел очень длинные полы (их подбирали и подпоясывали), а также он был довольно широким. Рукава самого кафтана также отличались своей шириной, а в их внутренней части образовывались лучеобразные складки. В некоторых случаях складки рукавов выполняли из ткани иного цвета. Медийские костюмы позволялось носить только высшим придворным чиновникам и приближенным царя Кира. Также эту одежду царь мог жаловать низшим чинам в качестве награды за верную службу.

По свидетельству Геродота персидский народ подвергался влиянию сторонних нравов больше, чем какой либо другой народ. Цари Персии не остановились только на том, что позаимствовали у мидийцев костюм, они себе много чего перебрали от других народов. Также персы отдавали предпочтения костюмам вавилонян, лидийцев, ассирийцев и фригийцев.

Со временем кожаную одежду простолюдинов сменили костюмы, которые шились из мягкой шерстяной ткани, а узкие кожаные штаны были заменены на шаровары.

Медийская одежда членов царствующей династии и знатных придворных была пурпурного цвета, а головной убор украшала бело-голубая повязка, такая же, как и у самого царя. У придворных менее высокого сана, вид одежды был таким же, отличалась она только цветом.

Благодаря древнеперсидским и древнеассирийским барельефам можно четко проследить за видами мужской одежды, но, к сожалению, женщины на этих барельефах не изображались. Можно предположить, что у древних персов женщинам было запрещено публично показываться, поэтому изображения женских фигур также запрещались. Узнать хоть что-то о древнеперсидском костюме женщины можно по изображениям на древнегреческих вазах, конечно же, к костюму были добавлены греческие гиматии.

Знатные персиянки носили костюмы, которые очень были похожи на мужской мидийско-ассирийский костюм. Женские костюмы были весьма длинные и широкие. Они изготавливались из дорогих тонких тканей, имели рукава, расцветки были весьма пестрыми, а отделывалась такая одежда каймой. Жены царей носили затканные золотом, пурпурные одежды и царскую тиару.

Древнеперсидская обувь являла собой обыкновенные кожаные сапоги и высокие кожаные сапоги. На женской обуви была богатая вышивка.

Древний Египет

Крупные черты лица, высокий рост, узкие талия и бедра, широкие плечи - у древних египтян это были черты идеального образа, а схематические изображения египетского народа на стенах храмов и колонн тому подтверждение. В Древнем Египте женским идеалом красоты считалась грациозная и стройная женщина с узкими бедрами и талией, которая обладала тонкими чертами лица, огромными глазами и полными губами. Нефертити была именно такой женщиной, а ее имя в переводе означало - “Красавица пришла”. В Египте, еще в пятом тысячелетии до н.э. люди уже знали, что такое грим, а модницы тех времен обильно его использовали.

Изобретение белил, пудры, всевозможных притираний и мазей, принадлежит именно египтянам. Египетские женщины капали в глаза сок белладонны - это придавало глазам блеск. Краска из углекислой меди использовалась в качестве подводки для век, а также ей подрисовывали длинные и толстые брови.

Легендарная правительница династии Птолемеев - Клеопатра, отлично разбиралась в косметических средствах и даже написала трактат “О лекарствах для лица”. Но историки утверждают, что титул красавицы достался Клеопатре незаслуженно, все это благодаря картинам итальянского живописца Тьеполо и фламандца Рубенса. У “настоящей» же Клеопатры были тонкие и злые губы, а также довольно длинный нос.

Георг Эберс (немецкий египтолог XIX века) в своем романе “Уарда” описал внешность одной из героинь, по которой можно увидеть, что именно считалось признаком идеальной женской красоты в Древнем Египте: “В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами”.

Ассирийцы

Платье с разрезом сбоку - это классический вид костюма зажиточных ассирийцев. Сверху на рубашку солидный ассириец мог надеть цветную ткань из шерсти, вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром. Шеи ассирийцев были украшены ожерельями, на руках красовались мощные браслеты, золотые, бронзовые или серебряные запястья, а в ушах были серьги. Платья, которые носили ассирийцы, были очень длинными и доходили до пят, а вокруг талии обвивался широкий пояс.
У землевладельцев воинов и ремесленников одеяния были куда проще. Рубашка-туника по длине доходила до колена и, таким образом, не стесняла движений.

Ассирийский царь носил весьма богатую и роскошную парадную одежду. Зачастую она состояла из верхнего платья темно-синего цвета, которое было расшито красными розетками. На талии это платье стягивалось широким поясом, с правильно сложенными тремя складками. Нижний край пояса обшивался бахромой, окончанием на каждой кисточке которой были четыре нитки стеклянных бус. Сверху на тунику одевалось что-то похожее на епанчу - верхняя одежда с короткими рукавами или вовсе без них. Вся она расшивалась узорами так, что материю за ними и вовсе не было видно, по длине же она доходила до поясницы. Голову царя украшала тиара, которая имела форму усеченного конуса, и она плотно прилегала к вискам и очертаниям его лба. В руке царя находился большой скипетр высотой в человеческий рост, а за ним вслед рабы несли большое опахало из перьев и зонт.

Одежде соответствовали украшения из драгоценных металлов. Обычай носить серьги в ушах мужчины тщетно берегли. На каждую руку одевалось по два браслета, один из которых носился выше локтя. Каждое из украшений это шедевр искусства. Все рисунки размещены со вкусом, очень выразительны головки льва, а сочетания узоров довольно оригинальны.

Древние евреи

В то время, когда евреи были покорены Египтом, в их одежде нельзя было увидеть ничего роскошного. И даже, находясь на Земле обетованной, они на протяжении многих лет сохраняли простоту одеяния. Частые столкновения с противником для евреев, были куда важнее забот о внешнем виде их одежд. Ситуация оставалась неизменной даже во времена судей. Но как только началась эпоха царей, одежда стала выглядеть значительно богаче (это в зависимости от социального статуса человека конечно). Главным отличием бедных от богатых было качество одежды и внешний вид человека. У бедных слоев населения для женщин и мужчин был общий вид одежды, это была рубашка с короткими рукавами, плащ или накидка и сандалии, которые имели самую простую форму. Одежда для неимущих шилась из козьей, овечьей и верблюжьей шерсти, также использовали грубый посконный холст.

Одежда богатых и знатных людей значительно отличалась от одежды простолюдинов. Материалом для изготовления такой одежды зачастую были хлопчатобумажные или тонкие шерстяные ткани, которые производились в государстве или же привозились из других стран. Такие одежды зачастую имели либо снежно-белый цвет, либо пурпурный, в то время это стоило не малых денег. За время правления Давида, а уж тем более Соломона, еврейская одежда заметно преобразовалась, стали появляться роскошные образцы, которые были подвергнуты влиянию вавилонян, ассирийцев, а со временем римлян и греков. Пояс являлся одним из самых важных атрибутов еврейской одежды, нижняя одежда подпоясывалась именно поясом. Пояса знати изготавливались из льняной материи или шерсти, их вышивали золотом, а в некоторых случаях золотыми пряжками и драгоценными камнями. У людей рабочего класса пояса были сделаны из кожи или войлока. Зачастую богатые люди носили на поясах письменные приборы (писец и книжник), кинжал или нож, а также пояс выполнял функцию кармана. Чуть позже в обиход вошло пенулу - римское дорожное зимнее платье, а также хламида - легкий плащ. Интересным фактом является то, что штаны, которые были позаимствованы у вавилонян и ассирийцев, имелись практически в каждом гардеробе знати, но большой популярностью они никогда не пользовались. Зачастую их носили только те евреи, которые заседали высокие должности.

Право на ношение обуви было только у знати (вне дома конечно же). Обувь тогда представляла собой красивые сандалии и башмаки, которые шились в других странах. Хотя и знать нередко ходила босиком, а обувь за ними несли их слуги. Бедная часть населения была вынуждена ходить либо босой, либо в грубых башмаках из дерева и кожи. Головные уборы знатных людей, а тем более женщин, зачастую украшались большим количеством драгоценных камней и золотых изделий. Весьма большое внимание уделялось евреями украшениям. Женщины носили кольца, браслеты, ожерелья, серьги (как в ушах, так и в носу), брошки и др. Мужчины украшали свои руки золотыми перстнями-печатками.

Также у евреев в отдельных случаях одежда служила в качестве определенного символа. Так, например, женщина, которая изменила мужу, представала перед священником на суде в черном платье, которое подпоясывалось грубой веревкой.
Наряд царя значительно отличался от нарядов знати по своей пышности и роскошности. Царь Соломон и Давид позаимствовали у царей Тира манеру шитья одежды, их мантии и их одеяния пурпурного цвета, которые украшались драгоценными камнями и были пропитаны благоуханиями. А также были позаимствованы знаки царской власти - венец и золотой скипетр.

Очень четко было описано облачение первосвященника Иосифом Флавием: роскошная пурпурная риза, драгоценный эфод, наперсник. Переднюю половину эфода украшала самая дорогая и важная принадлежность первосвященника, и называлась она - “урим и гуммим”. Урим и гуммим - это коробочка, которая выполнена из чистого золота и украшена 12-ю драгоценными камнями. Камни идут в следующем порядке: рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир, алмаз, яхонт, агат, аметист, кризолин, оникс, яспис. На каждом из выше перечисленных камней было вырезано название одного из 12 еврейских колен.

Внутри этой золотой коробочки находилось 12 алмазных жребиев, которые высыпались на скинию завета первосвященником, в зависимости от того какое они занимали местоположение, первосвященник выносил свое решение. Между прочим, данный обряд очень ярко описан в романе Лиона Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Кидар - это головной убор первосвященника, который украшался диадемой. Свадьбы богачей и знати также отличались пышностью нарядов. Жених представал перед невестой в узорчатых одеждах, а на невесту надевалось длинное платье со шлейфом, поверх которого надевали дорогой кафтан. В сопровождении музыки и танцев, закутанную в пурпурное одеяло новобрачную отправляют в дом к мужу, где происходит пиршество, за все время празднования на голове у новобрачного находится венок.


Дополнительно

Александр
Васильев

Задайте свой вопрос преподавателю

Историк моды с мировым именем, коллекционер, театральный актер, сценограф, автор более 30-ти книг, психоаналитик, лектор, ведущий одной из самых высокорейтинговых ТВ передач “Модный Приговор”.

Александр Васильев награждён медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году Васильеву была присуждена премия «Народное признание». В 2011 году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

A. Васильева можно назвать cвоего рода “посвященным” моды, прошедшим ступени познания истоков различных стилей и культур. Для маэстро А. Васильева культура моды стала настоящим призванием!

Александр
Васильев

советует: Занимайтесь любимым делом. Это настоящее вдохновение и удовольствие. Помните, что мы все не вечны и рано или поздно все закончится. Люди умирают и конец неизбежен. Если каждую минуту Вы будете помнить о том, что пробки на дорогах, сломанный холодильник, дождик, солнце, снег, шум ветра перестанут быть, то каждый день покажется самым счастливым. Вы будете его воспринимать как бесценный подарок. Радуйтесь тому, что Вы живы и все эти радости у Вас есть. И я все время живу в полной гармонии с миром потому, что я рад, что он существует.

Одежда Древнего Рима

Если история греческого костюма началась с необыкновенной азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок, то костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезности.

На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

От этрусков, своих ближайших соседей в древности, любивших роскошь и великолепие, бедное земледельческое население Рима навряд ли могло что-то перенять; во всяком случае, в первые столетия римский костюм развивался независимо. Об этом свидетельствует название «Roma togata» — «Рим, носящий тогу», — которое выделяло его среди всех соседних племен. Подобно Греции времен персидских войн, римляне выработали свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога.

Мужской и женский костюмы начали обособляться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а мужчины продолжали одевать римские тоги и плащи. Эта заметная разница существовала вплоть до поздней империи, когда с среди обоих полов был распространен почти одинакового типа глухой наряд, и мужской и женский костюмы становились похожими.

Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде.

Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу, в женском костюме тоже наблюдались классовые различия. Классовая разница в костюме в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения.

Убогость одежды простолюдинов была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников жена императора Клавдия (4І—54 гг. н. э.) в один из своих парадних выходов была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн, сестерций.

И так же, как в Греции, дело шло к тому, чтобы защитить национальную одежду от чуждого влияния и от распространяющейся роскоши. Примером может служить закон об одежде трибуна Оппия (215 г. до н.э.), направленный против роскоши нарядов римлянок.

Собственно говоря, более всего эта опасность угрожала со стороны Греции после того, как она стала зависимой от Рима (146 г. до н.э.) и римлянам представилась возможность непосредственно воспринимать греческую культуру, более высокую, чем их собственная.

Кроме того, одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон , в Риме начинает играть туника . Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений.

Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый, материалом служила шерсть.

Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.

Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами). По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.

Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу . Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию . Мы не знаем изображений ее ранней, более простой формы, а поздняя, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.

Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее. Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными.

Отличие тоги от гиматия заключалось в том, что обе части тоги, разделенные складкой, накладывали на тело одновременно; большая закрывала нижнюю часть корпуса; меньшая верхняя, идущая к плечу, образовывала своего рода накладку — umbo (букв, выступ на щите, позже — складка одежды, драпировка). Над этой накладкой делали на груди напуск наподобие кармана — так называемый синус (sinus — лат. дуга, напуск, пазуха), подтягивая для этого кверху передний конец тоги, волочившийся по полу, и открывая ступни. Потом umbo натягивали на правое плечо, закрывая его вместе с рукой.

Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная.

Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.

Подобно тому, как вне дома мужчины носили тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.

Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.

Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск. По низу столу обязательно обшивали плиссированной оборкой, иногда представлявшей нечто вроде шлейфа. Появляться без столы или паллы в общественном месте считалось неприличным.

Громоздкие тоги и паллы не позволяли быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества.

Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели права. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежду, окрашеннуя в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81—96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II категорически запрещалось носить даже придворным - пурпур стал исключительно императорским цветом.

В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшеный лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15-20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н.э. До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.

Орнаментальные полосы на одежде мотивами узора сначала мало чем отличались от древнегреческих, но позже они стали сложнее и более стилизованными. Появились пышные листья аканита, дуба и лавра, гирлянды из цветов, цветов и плодов, сложные растительные завитки. Позднее эти, еще полностью античные, реалистичные орнаментальные каймы изменились на полосы, полностью заполненные геометрическими узорами.

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.

У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное. Кроме тонкой шерсти, для одежды употребляли прозрачный шелк цвета морской волны — косский (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Италию через Грецию. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды.
Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. В соответствие с этим были приведены и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились mamillare -повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium — нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.

Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды.

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной, но во времена империи появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь.
Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т.п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили или обесцвечивали собственные волосы.

Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого «греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Прическу, кроме того, обильно уснащали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями. Для украшения служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой.

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.

До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

Рим. Воины и гладиаторы эпохи империи

1. Тяжело вооруженный легионер из VIII легиона Августа. Кожаная кираса, кожаные штаны, пояс с металлическими накладками, прямоугольный щит (scutum), меч на перевязи (balteus), метательное копье (pilum) и металлический шлем (cassis) с вертикальным украшением — султаном (crista).

2. Легионер (подобный изображенным на колонне Траяна). Кожаная кираса с накладкой — железной полосой (lorica segmentata).

3. Вексилларий, или сигнифер, — знаменосец с медвежьей или львиной шкурой. Панцирь с колечками, кожаная безрукавка, меч, кинжал и круглый щит (clipeus) из кожи с металлической обшивкой.

4. Аквилифер — знаменосец со знаком легиона — орлом (в легионе насчитывалось 4200 — 6000 воинов: 10 когорт по три манипула в каждой).

1. Сигнальщик с рогом (согпи) — большим изогнутым металлическим горном, в тунике с широкими полосами посредине.

2. Гладиатор с сетью (retiarius). Он защищен только панцирем, привязанным к левой руке, поясом с передником и поножами с обмотками. 3. Мирмиллон (mirmillo — гладиатор в галльском вооружении). Шлем с забралом, щит, пояс, поножи и меч.

4. Гладиатор-фракиец (thrax). Фракийское вооружение — такое же, как у мирмиллона, и, кроме того, еще одна пара поножей и фракийская короткая кривая сабля (sica).

5. Начальник гладиаторов (lanista) с жезлом, в широкой тунике с двумя полосами, жестом приказывающий прекратить сражение. Полуоткрытые ботинки-сандалии.

1. Центурион (лат. centurio) — командующий центурией. Чешуйчатый панцирь, на нем воинские знаки отличия — серебряные фалеры (phalerae — металлические украшения). Поножи с украшениями, сложенная вдвое накидка и жезл из виноградной лозы — знак отличия центуриона. Рядом шлем с султаном, меч в ножнах.

2. Старший офицер. Плащ из тонкой пурпурной шерсти. На шлеме султан в виде гусеницы. Круглый металлический щит в раннегреческом стиле. Колонна Траяна.

3. Всадник в кожаном панцире и штанах. Шестиугольный щит из кожи, искусно обшитой металлом. Копье всадника и длинный меч (spatha), вошедший в употребление с конца I в. н.э.

4. Солдат вспомогательного войска союзного римлянам народа (германцев). Передник, пояс, закрытая верхняя одежда (paenula) с капюшоном, овальный щит, меч, кинжал и два метательных копья. С надгробного памятника в Майнце.

Древний Рим. Мужская мода

1. Тога, уложенная простым способом поверх туники. Так называемая statua togata (статуя, одетая в тогу), портретное изваяние этруска в одежде мирного времени.

2. Понтифик (pontifex) — жрец, совершающий жертвоприношение. Тога покрывает и голову.

3. Поставщик жертвенных животных или помощник жреца при жертвоприношениях — victimarius (victima — жертва).

4. Житель города Габии в Лациуме, где носили тогу особым способом: конец подобранной тоги перебрасывался через левое плечо и из-под правой руки подтягивался к груди.
Слева: монета с головой Юлия Цезаря в лавровом венке.
Справа: монета времен правления императора Аврелиана (270 — 275 н.э.) с императорской короной.

5. Юлий Цезарь обращается с речью к своим солдатам. Поверх окованного бронзой панциря — военный плащ paludamentum, который носили главным образом полководцы во время войны. Он был длиннее, чем обычный военный плащ sagum, и скреплялся на правом плече застежкой — аграфом.

6. Юлий Цезарь в простой белой мужской тоге (toga рuга — чистая тога, или toga virilis — тога зрелости), которую римляне имели право носить с 17 лет.

7. Должностное лицо в позе оратора. Тога, окаймленная одной пурпурной полосой (toga praetexta — окаймленная тога), являлась отличительным знаком римлян, занимавших высокую должность.

8. Император в длинном плаще paludamentum, который носили преимущественно полководцы.

9. Ликтор — слуга из состава свиты, сопровождавшей высших сановников, с фасцией (fastis — связка прутьев, знак достоинства).

10. Император в длинной пурпурной тоге со шлейфом, которую первоначально носили цензоры — выборные должностные лица, следившие за поступлением налогов и благонравием населения. Постоянная одежда императоров, начиная с правления Домициана (81 — 96 н.э.).

11. Император в пурпурной мантии, расшитой золотом, поверх подпоясанной тоги.

12. Император, совершающий жертвоприношение, в тунике и пенуле — дорожном плаще.

13. Юноша в пенуле.

14. Воротник с капюшоном (cucullus).

15. Остроконечная шляпа для защиты от солнца, подобная женской шляпе статуэток из Танагры.

Древний Рим. Одежда горожан, женщин и жрецов

1. Возничий (auriga) на арене, в цветной тунике, с пальмовой ветвью — знаком победы.

2. Мужчина в длинной широкой тунике (tunica talaris — туника до пят) без рукавов.

3. Сельский житель в одежде из овечьей шкуры, высоких сапогах и широкополой шляпе.

4. Рыбак в короткой рубахе, оставляющей открытой грудь справа.

5. Пенула (плащ с капюшоном из войлока), вид сзади. Прототип североафриканского бурнуса.

6. Раб в высоко подпоясанной тунике и сандалиях с обмотками.

7. Camillus — юноша безупречного поведения из почтенной семьи, помогающий жрецу во время жертвоприношений. Подпоясанная туника. Непокрытые длинные волосы, венок.

8. Женщина в плаще и короткой подпоясанной тунике, под которой находится еще одна туника — внутренняя, или subucula (сорочка), более длинная, с плотно прилегающими рукавами.

9. Туника из цельного куска ткани (tunica recta — прямая), доходящая до ступней. Длинное покрывало под диадемой.

10. Жена Друза, полководца, успешно воевавшего с германцами в конце I в. до н.э

11. Женщина в подпоясанной тунике (tunica mulierbis — женская).

12. Весталки — жрицы Весты, богини домашнего очага и целомудрия. Плащ и покрывало поверх длинной туники.

13. Старшая весталка.

14. Императрица Агриппина Старшая (жена Германика и мать Калигулы, умершая в 33 г.н.э.). Туника в мелких складках, с полудлинными рукавами, поверх нее наброшен плащ. Парик с косами по бокам.

Прически в Древнем Риме

Прически римлянок при императоре Августе поражали своим разнообразием. Знатные дамы только для сооружения своих прическо держали по нескольку рабынь. Те, кто не мог себе этого позволить или не стремился к роскоши, конечно, довольствовались более скромными прическами и платками. Простые прически с пробором и узлом в целом соответствовали греческим. Но знатные и немолодые женщины предпочитали искусные прически. На 28 показан узел (nodus) с бантом из расчесанных на пробор и уложенных крест-накрест волос. Кроме лент носили сетки, повязки, диадемы или простые налобные обручи. Волнистая прическа наподобие греческой показана на 26. Косы, подобранные различными способами, показаны на 23, 25 (вид сзади), 27. Широко распространенной прической знатных римлянок были плотно прилегающие друг к другу и расположенные рядами завитки в виде колечек — 20, 22, 23. Очень искусной и величественной, почти как зубчатый верх крепостной стены, выглядит прическа императрицы Мессалины (21).

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Оценить материал:



Самое обсуждаемое
Шапка для девочки спицами: схемы и описание Шапка для девочки спицами: схемы и описание
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину


top