Когда день воздушного флота в году. День ВВС: дата. Военно-воздушные силы Российской Федерации

Когда день воздушного флота в году. День ВВС: дата. Военно-воздушные силы Российской Федерации

День ВВС по праву можно отнести к праздникам, способствующим развитию традиций военного дела в России и увеличению значимости военной службы.

Факты из истории

История возникновения ВВС в России началась в 1910 году благодаря появлению в стране первого воздушного флота, предназначение которого заключалось в ведении военной разведки. 12 августа 1912 года увидел свет приказ Военного ведомства, согласно которому в России была создана воздухоплавательная часть.

Этот воздушный флот существовал семь лет и поднялся до уровня лучшего в мире. Он сыграл основополагающую роль в формировании мировой авиации. С приходом революции в 1917 году имперский воздушный флот прекратил свое существование.

В 1918 году власть Советов создала собственную военную авиацию, принимавшую участие в гражданской войне. После ее завершения о военно воздушных силах в стране позабыли до начала тридцатых годов.

С наступлением тридцатых годов власти стали уделять пристальное внимание военной авиации. В стране стали возводиться авиационные заводы, открываться училища, производящие обучение летного состава.

Было расширено предназначение воздушного флота, военная авиация стала стремительно развиваться.

Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе резко увеличилось производство военных самолетов, стали внедряться новые технологии.

Факты о дате празднования

Есть достоверные сведения, что день ВВС не всегда отмечали в России 12 августа. В начале XX века во времена становления авиации летчики отмечали свой день 2 августа. Затем в 1924 году по решению Фрунзе праздник военно-воздушного флота стали отмечать 14 июля.

Сталин в 1933 году перенес дату празднования на 18 августа. В это же время день ВВС был признан государственным праздником. На это повлияло успешное развитие авиационной промышленности в стране.

С 1980 года дата, когда отмечают день ВВС периодически менялась.

В 2006 году, принимая во внимание исторические факты, президент России подписал указ, благодаря которому военно-воздушные силы нашей страны стали праздновать свой день 12 августа. Этот день с соблюдением всех формальностей стал профессиональным днем военных летчиков Российской Федерации.

Великая Отечественная война (роль ВВС)

Во время войны немцы применяли тактику стремительной войны, ожидая быстрой капитуляции советских войск. Одним из основных пунктов их плана было уничтожение аэродромов, служащих местом дислокации боевых машин. Немцы, благодаря сведениям полученным разведкой, были осведомлены об их местонахождении.

Получив предписание из центра, командование определенных военных округов не смогло в установленный срок передислоцировать самолеты на запасные аэродромы. Они не были подготовлены должным образом, поэтому в первые дни войны фашисты истребили большое количество наших самолетов. Этот факт позволил им некоторое время господствовать в воздухе.

Советские летчики, проявляя героизм, противостояли немецким асам, летающим на превосходящих наши по техническим характеристикам боевых машинах. Героические подвиги, совершенные летчиками, вселяли в фашистов страх. Своими действиями они заложили основы традиций ВВС России, наполненные мужеством, стойкостью и чувством долга.

К окончанию этой кровопролитной войны превосходство ВВС Советского Союза стало неоспоримым фактом.

Период холодной войны

После победы Советского Союза над фашизмом войска ВВС были подвергнуты серьезной модернизации. Велась активная работа по разработке новой техники, оттачивалась тактика ведения боя в воздухе. К концу 1980-х военная авиация Советского Союза стала самой мощной в мире.

ВВС СССР в те годы подразделялись на следующие виды:

  • Фронтовая.
  • Дальняя.
  • Военно - транспортная.
  • Вспомогательная.

Она также включала в свой состав отряды специального назначения, службы тыла. Но кризис в сфере экономики и распад страны привел к тому, что ВВС стали делить между собой новоиспеченные республики СНГ.

Россия в финале раздела стала единственным государством на территории бывшего Советского Союза, располагающим дальней авиацией.

Положение российских ВВС в настоящее время

Авторитет военной авиации России в наши дни в условиях любой военной конфликтной ситуации, невозможно недооценить. Редко кто может высказать свое мнение о том, что авиация России не способна решать боевые задачи при любых обстоятельствах.

Данная переоценка сути вещей стала возможна благодаря труду разработчиков новейших боевых самолетов; техническому персоналу, обслуживающему боевые машины в местах базирования, и непосредственно высококвалифицированному летному составу.

В наши дни военно-воздушные силы Российской Федерации активно подвергаются перевооружению и модернизации. Они выполняют огромный фронт работ по обеспечению безопасности границ нашей страны и патрулированию отдельных зон планеты в интересах России.

Даже в свой праздник (12 августа - день ВВС РФ) большое количество военных летчиков находится на боевом посту, охраняя спокойствие родной страны.

Задачи ВВС России

В наше время на военно-воздушные силы России возложено выполнение множества важнейших задач:

  • Разведывательные операции.
  • Транспортирование материальных ценностей и ресурсного потенциала.
  • Десантирование и оказание помощи сухопутным частям.
  • Защита страны от ударов с воздуха.
  • Нанесение в случае необходимости ударов по группировкам и военно-экономическим территориям противника.

Военно воздушные силы Российской Федерации играют одну из главных ролей в защите территории России от угрозы вражеского нападения. Они способны отразить любое удар и являются сдерживающей силой для замыслов любого недоброжелателя.

Традиции праздника

Ежегодно, когда наступает день ВВС, в местах размещения военных авиационных баз проводятся увлекательные экскурсии, демонстрации военных самолетов и другие мероприятия.

В определенных городах нашей страны, в день когда военная авиация Российской Федерации отмечает свой праздник, проводятся зрелищные летные шоу. Присутствующие на них могут полюбоваться на сложнейшие трюки и оценить высокий уровень профессионализма асов летного дела.

В день ВВС России (дата праздника с 2006 года остается неизменной) также показываются различные фильмы про военно-воздушные силы, проводятся увлекательные спортивные мероприятия. К могилам военных летчиков, отдавших свою жизнь за Родину, приносят цветы и венки ведь память о совершенных ими подвигах навсегда живет в душах русских людей.

В праздник также распахивают двери музеи авиации, их бесплатно могут посетить все желающие, проходят различные спортивные мероприятия.

12 августа все без исключения желают представителям военной авиации РФ, являющимся гарантами спокойствия российского народа, всего самого наилучшего.

Памятные даты

ЕЛИСЕЕВ Сергей Павлович - полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. Е-mail: [email protected])

О двух датах празднования Дня Военно-воздушных сил Вооружённых Сил РФ и Дня Воздушного Флота СССР

К 100-летию создания отечественной авиации

12 августа 2012 года в России будет отмечаться столетие Военно-воздушных сил Вооружённых сил РФ. Какие исторические события столетней давности послужили этому причиной? Ведь известно, что первые военные лётчики в России появились уже в 1910 году, а годом позже и первые авиационные подразделения. Почему День Военно-воздушных сил ВС РФ приходится на последний месяц лета, почему выбрана именно эта дата? Ответы на эти вопросы связаны с историей развития авиации в нашей стране.

В советские времена с 1933 по 1972 год 18 августа1 отмечался День Воздушного флота СССР. О его учреждении в № 6 журнала «Вестник воздушного флота» за 1933 год сообщалось следующее:

«По представлению Начальника Военных воздушных сил РККА т. Алксниса Революционным военным советом СССР было возбуждено ходатайство перед Правительством об установлении Дня праздника Воздушного флота.

По этому поводу состоялось постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому днём ежегодного праздника Воздушного флота назначен 18 августа.

Праздник приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военных воздушных сил, что позволяет совместить праздник с целым рядом состязаний и соревнований по авиационной технике, по технике пилотажа, огневой и тактической подготовке.

День Воздушного флота также может быть использован для широкой популяризации военной и гражданской авиации среди трудящихся масс Советского Союза. На массовом празднике авиации, в котором должны принимать участие ВВС РККА, Гражданский воздушный флот, советская авиационная промышленность и Осоавиахим, будут демонстрироваться достижения в области авиационной техники и авиационного строительства как могучего средства социалистической стройки, развития техники и укрепления воздушной обороны Советского Союза»2.

Само постановление удалось обнаружить в одном из фондов Российской государственной библиотеки3. Обращают на себя внимание лаконичность текста и отсутствие каких-либо ссылок на документы, послужившие поводом для издания данного постановления от 28 апреля 1933 года за № 859.

После обнародования этого сообщения Военно-воздушные силы РККА, Гражданский воздушный флот СССР, Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР, предприятия авиационной промышленности и другие учреждения и заведения страны стали готовиться к первому празднованию Дня Воздушного флота. Самым торжественным и ответственным мероприятием, намеченным на 18 августа, было проведение авиационного праздника в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе.

Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.

Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.

Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.

Однако не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Ведь первые военные лётчики в России появились летом 1910 года, а первые авиационные отряды в 1911 году. Первый показ возможностей авиационной техники в столице - «первая авиационная неделя» - состоялся в Петербурге в апреле 1910 года, а уже в мае началось обучение полётам русских офицеров-воздухоплавателей в только что созданном Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. Авиаотдел с 1914 года стал Гатчинской военной авиационной школой.

В ноябре 1910 года близ Севастополя, на берегу р. Кача, под патронатом великого князя Александра Михайловича было создано второе авиационное учебное заведение: Севастопольская офицерская школа авиации, но она в отличие от Гатчинской функционировала на общественных началах. Поэтому самолёты для Гатчинской школы закупались за границей военным ведомством, а самолёты для Севастопольской школы приобретались там же, но на добровольные пожертвования населения.

В 1911 году Главное инженерное управление (с 1913 г. - Главное военно-техническое управление - ГВТУ) создало два первых авиаотряда при воздухоплавательных частях. Правда, полёты в них начались только в 1912 году. Таким образом, первые ростки авиации зародились в Воздухоплавательной службе, которая относилась к инженерным войскам.

Однако 30 июля (по новому стилю - 12 августа) 1912 года приказом военного министра (при одобрении Николая II) за № 397 авиационные отряды передали в ведение Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ)4. Это было знаменательное событие, так как авиация официально была признана в качестве самостоятельной «Авиационной службы», выполнявшей в войсках задачи разведки и связи, причём независимо от Воздухоплавательной службы.

В результате из экспериментальных авиаотрядов, приданных некоторым воздухоплавательным частям, авиация стала самостоятельным структурным образованием с соответствующим положением и штатами. Для управления авиационными и воздухоплавательными частями осенью 1912 года в ГУ ГШ был сформирован Воздухоплавательный отдел, который имел авиационное и воздухоплавательное отделения. Общее название отдела - «воздухоплавательный» не должно дезориентировать читателей, так как под понятием «воздухоплавание» подразумевали (примерно до 1920 г.) «летание по воздуху» вообще, независимо от того, на каком летательном аппарате, тяжелее или легче воздуха, оно осуществлялось.

Вскоре, в конце 1913 года, произошла децентрализация управления авиационными отрядами: их подчинили в техническом отношении ГВТУ, а в организационном (прежде всего, в плане комплектования и боевого использования) - Главному управлению Генерального штаба. В связи с этой реорганизацией у некоторых авиаторов (и у некоторых авиационных историков, в том числе и современных) сложилось мнение, что авиация снова оказалась в инженерных войсках. В действительности согласно планам русского Генштаба в случае войны авиационные отряды должны были выступить на фронт и выполнять там боевые задачи по разведке и связи, находясь в оперативном подчинении штабов корпусов и армий. С началом Первой мировой войны всё так и произошло. Поэтому авиация де-факто стала родом сухопутных войск.

Но, несмотря на это, статус Военного воздушного флота России всё-таки строго не был определён, что было одной из причин созыва весной и летом 1917 года Авиационных съездов, сначала солдатского, а затем общего, с участием офицеров.

На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя «воинствующими атеистами», стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник.

Поэтому в двадцатые годы «День авиации» стали отмечать в июле, чаще всего приурочивая его ко Дню взятия Бастилии, то есть к 14 июля.

После первого большого показа авиационной техники И.В. Сталину, а случилось это 21 мая 1931 года, вновь назначенный начальник ВВС Я.И. Алкснис поблагодарил лётчиков за отличные полёты перед вождями партии, страны и армии и впервые назвал лётчиков «сталинскими соколами». И в самом деле, с этого времени И.В. Сталин лично взял на себя шефство над советской авиацией, что и стало поводом к определению её как «сталинской».

И.В. Сталин, понимая, что могущественный Воздушный флот - это и престиж страны, и воспитание молодого поколения, поручил Я.И. Алкснису изучить вопрос о написании новой истории авиации, в которой должна была быть показана руководящая и направляющая роль партии большевиков в деле её создания. Само собой разумеется, что в этой истории не должны были упоминаться бывший председатель РВСР Л.Д. Троцкий и его роль в создании советской военной авиации. Выполняя указания И.В. Сталина, Я.И. Алкснис создал специальную историческую группу во главе с одним из организаторов Красного Воздушного флота М.П. Строевым. В эту группу вошли бывший председатель Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания А.В. Можаев, бывший член Коллегии по управлению ВФ Республики Н.Д. Анощенко и другие участники создания РККВВФ в 1917-1920 гг.

В результате работы названной комиссии в конце 1932 - начале 1933 года в «Вестнике воздушного флота» появились несколько публикаций о создании советской военной авиации в 1917-1918 гг. Кроме того, в июньском номере журнала 1933 года в разделе «Хроника СССР» было напечатано сообщение, содержание которого приведено в начале данной статьи.

В некоторых исторических документах говорится, что Реввоенсовет СССР во главе с К.Е. Ворошиловым, начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис и руководство ВВС, объясняя выбор этой даты, исходили из того, что вторая половина августа - наиболее подходящее время для празднования Дня Воздушного флота, так как примерно в это время Военно-воздушные силы заканчивают летний период обучения в лагерях на полевых аэродромах и после совместных учений с сухопутными войсками возвращаются на постоянное место дислокации, где и проводится праздник с участием не только военных, но и гражданских властей и общественности. <…>

Военно-воздушные силы любой страны выполняют серьезнейшую работу. Это надежная защита государства в воздухе. В России этим силам отводится серьезная роль, поэтому они не могли не получить собственный праздник. Каждый год День ВВС празднуется 12 августа. Это российский праздник, потому что у стран-соседок это торжество назначено на другие дни. В этот день в центре внимания находятся не только пилоты, но и все люди, имеющие отношение к военной авиации, обеспечению ее работы.

История праздника

Двенадцатое августа - это дата, которая выбрана не зря. Для российской авиации она имеет серьезное значение. Но тут ведутся некоторые споры. Так, в одних источниках указывается, что 12 августа 1912 года Николай II подписал указ, благодаря которому и началась история воздушного флота в нашей стране. Но никаких точных подтверждений этому моменту не нашлось.

Есть и другой исторический документ - к его созданию имеет отношение военный министр Сухомлинов. Речь идет о приказе с подобным содержанием, но в данном случае создавалась конкретная часть (воздухоплавательная) под командованием М. И. Шишкевича. Подписан он был 12 августа, если считать по новому стилю, поэтому именно эта дата и была выбрана для торжества.

Интересным фактом является и то, что первые воздушные подразделения не были боевыми, они в основном использовались для разведки и имели ограниченное количество возможностей. Но со временем эта сфера значительно разрослась, из-за чего в ней стало работать намного больше людей. Все они и отмечают свой праздник 12 августа.

«ОРЕН.РУ / сайт» - один из самых посещаемых информационно-развлекательных сайтов в оренбургском интернете. Мы рассказываем о культурной и общественной жизни, развлечениях, услугах и людях.

Сетевое издание «ОРЕН.РУ / сайт» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68408.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Городской портал Оренбурга – удобная информационная площадка

Одной из характерных особенностей современного мира является изобилие информации, которая доступна любому желающему на различных онлайн-площадках. Получить ее можно практически везде, где есть интернет-покрытие, используя современную компьютерную технику. Проблемой для пользователей являются чрезмерная мощность и наполненность информационных потоков, не позволяющие при необходимости быстро отыскать необходимые данные.

Информационный портал Орен.Ру

Сайт города Оренбурга Орен.Ру был создан с целью обеспечения горожан, жителей области и региона, других заинтересованных лиц актуальной качественной информацией. Каждый из 564 тысяч горожан может, посетив данный портал, в любой момент получить интересующие его сведения. В режиме онлайн пользователи этого интернет-ресурса, независимо от местонахождения, могут найти ответы на интересующие их вопросы.

Оренбург – стремительно развивающийся город с активной культурной жизнью, богатым историческим прошлым, развитой инфраструктурой. Посетители Орен.Ру могут в любой момент узнать о происходящих в городе событиях, об актуальных новостях, запланированных мероприятиях. Тем, кто не знает, чем заняться вечером или в выходные дни, данный портал поможет подобрать развлечение в соответствии с предпочтениями, вкусами, финансовыми возможностями. Любителей кулинарии и приятного времяпровождения заинтересует информация о постоянно действующих и недавно открывшихся ресторанах, кафе и барах.

Преимущества сайта Орен.Ру

Пользователям доступна информация о последних событиях в России и в мире, в политике и бизнесе, вплоть до изменения котировок на биржах. Новости Оренбурга из различных сфер (спорт, туризм, недвижимость, жизнь и пр.) подаются в удобной для восприятия форме. Привлекает удобный способ размещения материалов: по порядку или тематически. Посетители интернет-ресурса могут выбрать любой из вариантов, соответственно предпочтениям. Интерфейс сайта эстетичен и интуитивно понятен. Узнать прогноз погоды, изучить театральные анонсы или телевизионную программу не составит ни малейшего труда. Несомненным преимуществом городского портала является отсутствие необходимости в регистрации.

Для жителей Оренбурга, а также тех, кто просто интересуется происходящими в нем событиями, сайт Орен.Ру – это комфортная информационная площадка с новостями на любой вкус и требования.



Ежегодно 12 августа наша страна отмечает день Военно-воздушных сил. Такая традиция появилась в России совсем недавно: в 2006 году Президент Российской Федерации подписал указ об установлении праздничных и памятных дней в Вооруженных силах.

  • История праздника
  • Традиции
  • День ВВС в СССР
  • День ВВС сегодня

История праздника




Несмотря на то, что дни памяти ВВС в России проходят только с 2006 года, корни торжества уходят еще в далекий 1912 год. Как считают некоторые источники, тогда 12 августа Всероссийский император издал указ об основании воздушного флота. Однако никакого официального подтверждения этому факту найдено не было.
Зато был найден другой документ - указ Сухомлинова о создании воздухоплавательной части под командованием Шишкевича. Причем указ тот был издат 30 июля 1912 года по юлианскому календарю.

Интересно!
Изначально воздушные подразделения не были рассчитаны как боевые. Тогда воздушные судна использовались исключительно для разведки. Свой рост эта отрасль получила чуть позже.

Традиции




Ежегодное чествование Дня Военно-воздушных сил всегда включает в себя неизменные атрибуты:
экскурсии на военных базах;
парады военных воздушных судов;
награждения;
праздничные концерты.

День ВВС в СССР

Военным Советом СССР было установлено празднование Дня праздника Воздушного флота. 18 августа ежегодно. Считалось, что это торжество помогало популяризовать гражданскую и военную авиацию среди трудящегося народа.
К тому же, это позволяло совместить празднование с различными соревнованиями и состязаниями.
Чествование авиации продолжалось с 1933 года по 1972 год.

День ВВС сегодня




Сегодня же День Военно-воздушных сил чествуется 12 августа в каждом уголке нашей страны.
В этот день отдают честь не только летчикам. Сейчас в авиации трудится огромное количество работников. Среди них и служащие, и разработчики, и ремонтники, и диспетчеры. Это неполный список тех, кто составляет авиацию России.


В их честь показываются фильмы, проводят различные спортивные мероприятия, как и много лет назад, отдают дань памяти летчикам, которые отдали свои жизни, защищая нашу Родину.
Мы от всей души поздравляем каждого, кто имеет отношения к этой замечательной отрасли. С предстоящим праздником!


Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top