Какие мероприятия входят в пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение граждан в рф. Пенсионный фонд Российской Федерации

Какие мероприятия входят в пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение граждан в рф. Пенсионный фонд Российской Федерации

Российская система пенсионного обеспечения развивается на протяжении нескольких лет. Серьезную реформу она пережила в 2002 году, затем в 2012 году и продолжается по сей день.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Меняется порядок начисления и выплаты, размер, система расчета. Только виды пенсионного обеспечения сохранили свою актуальность с прошлого века. И даже если до пенсии осталось несколько десятилетий, необходимо иметь представление о данном виде выплат.

Понятие

Пенсионное обеспечение – это государственная мера, направленная на материальное обеспечение граждан с ограниченными по возрасту и здоровью возможностями.

К ней относятся также льготные выплаты выделенным категориям граждан, считающихся социально незащищенными - это инвалиды с ограниченными возможностями, дети при потере родителей.

Пенсионное обеспечение в России направлено на обеспечение таких граждан ежемесячной материальной помощью.

Для получения выплат необходимо входить в специальную категорию лиц, устанавливаемую законодательством

Категория лиц Основание
Лица пенсионного возраста Достижение мужчиной возраста шестидесяти лет, женщиной – пятидесяти пяти лет
Лица пенсионного возраста, имеющие право раньше срока оформить пенсию Работа на вредном производстве, в экстремальной климатической зоне, с опасными радиационными технологиями
Лица с правом на ранний выход на пенсию по выслуге лет Работники сфер медицинского обслуживания, образования, госслужб, а также военные, служащие правоохранительных органов и т.д.
Лица, потерявшие трудоспособность при выполнении служебных обязательств Получение инвалидности
Граждане, в том числе, несовершеннолетние, оставшиеся без попечителей Потеря кормильца лиц – иждивенцев
Нетрудоспособные граждане Лица, по определенным обстоятельствам не имеющие возможность обеспечивать себя средствами для нормальной жизнедеятельности

Нормативная база

С момента введения закона о пенсионном обеспечении, нормативная база несколько раз терпела глобальные изменения.

В частности, было скорректирована формула расчета пенсии. Если раньше ее размер зависел от трудового стажа, то сейчас она формируется по .

Все виды пенсий формируются по отдельному закону №400-ФЗ:

  • статья №6 определяет порядок начисления страховой пенсии;
  • статья №8 формирует правила выхода на пенсию по трудовому стажу, а статья №30 и №32 указывает на возможность ;
  • в статье №9 сказано об условиях получения пенсии при инвалидности;
  • статья №10 регламентирует права на получение компенсационных .

Виды пенсий и общие условия их назначения

Система материального обеспечения льготных категорий граждан в виде пенсий подразделяется на выплаты двух видов: трудовые и социальные.

Трудовая пенсия подразделяется на типы:

  • по старости, если стаж составляет минимум 5 лет на 2019 год;
  • по инвалидности, полученной в результате трудовой деятельности;
  • за выслугу лет.

Социальная пенсия подразделяется:

  • по инвалидности;
  • при потере кормильца;
  • при уходе за инвалидами и/или престарелыми людьми.

В России пенсионное обеспечение также разделяется на три вида:

  • Государственное – выплаты производятся за счет средств регионального или федерального бюджета.
  • Страхование – выплата производится участникам системы обязательного страхования, их нетрудоспособным близким родственникам, гражданам, потерявшие кормильца.
  • Накопительное – негосударственная система, благодаря которой пенсионеры получают надбавку к ежемесячным выплатам. Для получения накопительной части пенсии заключается договор с негосударственным пенсионным фондом.

Страховые (трудовые)

Страховая пенсия – это регулярная ежемесячная выплата, компенсирующая застрахованным лицам получаемую ранее заработную плату, премию и другие денежные поощрения, и утраченными ими по достижению старости, вследствие инвалидности или при потере кормильца.

Выплачивается только официально трудоустроенным лицам, имеющим даже минимальный стаж работы.

Страховая пенсия назначается:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потери кормильца.

Трудовая пенсия состоит из трех составляющих:

  • Базовая часть. Назначается на федеральном уровне и не зависит от стажа, возраста и других показателей. Базовая часть подлежит индексации. В 2019 году она равна 4383 рубля. Пенсионеры, достигшие 80-летнего возраста, получают увеличенную компенсацию.
  • Страховая. Формируется, исходя из сделанных отчислений в страховую компанию. Компенсация зависит от стажа и заработной платы. Накопленная на счет сумма делится на 228 (такое количество месяцев (19 лет), в среднем, живет пенсионер) и выплачивается ежемесячно.
  • Накопительная. Выплачивается из накоплений в период работы. Отчисления делаются в негосударственный пенсионный фонд, который в равной пропорции производит ежемесячные выплаты.

По старости

Трудовая (страховая) пенсия по старости выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) и наработавшим необходимый стаж.

Рассчитывать на выплаты можно при соблюдении трех условий:

  • Достижение возраста.
  • Наличие трудового стажа, равного 6 годам в 2019 году. К 2024 году этот показатель увеличится до 15 лет.
  • Наличие баллов на пенсионном счету (начисляются в зависимости от размера заработной платы).

Пример:

Иванов за 2019 год получил 360 тысяч рублей. Процент отчислений в страховую часть составляет 16%. Предельная сумма его заработной платы составила 796 тысяч рублей.

Получаем: (360*16/100)/(796*16/100)*10 = 4.52. Данный коэффициент применяется при расчете пенсионной выплаты.

По инвалидности

Трудовая пенсия по инвалидности выплачивается лицам, имеющим инвалидность I, II и III групп. Для начисления пособий должен быть хотя бы один день рабочего стажа.

Если в нет отметки об официальном трудоустройстве, то инвалиду полагается социальная пенсия.

Второе условие – полученные увечья, приведшие к инвалидности, не должны быть умышленными. В спорных ситуациях назначается медицинская экспертиза.

Страхования пенсия выплачивается до достижения инвалидом пенсионного возраста. При этом за ним сохраняются другие льготы.

По случаю потери кормильца

Пенсионные выплаты после потери кормильца – это вид государственного обеспечения, направленного на выдачу компенсаций лицам, являющихся иждивенцами умершего пенсионера.

Положенные выплаты нельзя завещать, но на них могут рассчитывать определенный круг лиц.

К ним относятся:

  • дети умершего кормильца до исполнения ими 18 лет или 23 лет при условии очного обучения (пока являются студентами);
  • вдовам и вдовцам при условии, что на момент смерти кормильца они стали нетрудоспособны;
  • родители умершего лица при условии, что они являются нетрудоспособными по старости или инвалидности;
  • другие родственники (братья, сестры, внуки) при условии их признания инвалидами;
  • приемные дети;
  • приемные родители (мачеха, отчим) при условии, что они воспитывали умершего более 5 лет;
  • семьи пропавшего кормильца;
  • родные, взявшие на себя опеку над детьми умершего кормильца в возрасте до 14 лет.

Пенсия начисляется при отсутствии другого источника постоянного дохода.

Работающим пенсионерам

Если пенсионер продолжает работать, то ему положены надбавки к общей выплате.

Перерасчет производится по заявлению гражданина ежегодно 1 августа. Согласно сделанным страховым отчислениям за прошедший расчетный период, пенсионер получает увеличенные выплаты.

Перерасчет может быть произведен раньше, по требованию заявителя.

По государственному пенсионному обеспечению

На ежемесячные выплаты по программе пенсионного обеспечения могут рассчитывать:

  • граждане РФ при соблюдении условий, предусмотренных законодательством о назначении пенсии;
  • иностранные граждане и граждане, не имеющие российского гражданства на тех же основаниях.

В России пенсионеры вправе выбрать тип выплат. Два вида пенсии гражданам не полагается. Исключения составляют участники ВОВ, лица, получившие травмы в ходе военных действий, родители погибших военнослужащих.

За выслугу лет

Выплаты населению за выслугу лет назначаются лицам определенных профессий, имеющих специальный трудовой стаж.

К ним относятся:

  • военнослужащие;
  • космонавты;
  • летчики;
  • госслужащие.

Льготная пенсия назначается при условии, что в данной должности было отработано положенное количество лет.

По старости

В 2019 году размер фиксированной пенсии составляет 5629 рублей. Базовая выплата ежегодно индексируется.

По старости пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, независимо от трудового стажа.

Потеря кормильца

Выплаты в виде льготы по смерти кормильца производятся:

  • семьям погибших военнослужащих, чиновников, работников радиационных объектов;
  • иждивенцам погибшего гражданина.

Семьи погибшего военнослужащего получают:

  • 200% от размера социальной пенсии, если гибель наступила при выполнении служебных заданий;
  • в размере 150%, если смерть наступила от болезни;
  • дети кормильцев могут рассчитывать на 40% от суммы довольствия, рассчитанного на одного члена семьи.

По инвалидности

Если гражданин РФ получил инвалидность и не имеет трудового стажа, то ему положена государственная пенсия.

В 2019 году размер выплаты для инвалида 1 и 2 группы составляет 4558,98 руб., третьей группы – 2297,47 руб.

Социальная

Социальная пенсия – это вид государственного обеспечения нуждающихся граждан.

На ее размер не влияет отработанный период, размер заработной платы. При расчете не применяются коэффициенты, баллы и т.д.

Под социальной пенсией понимается пенсия по государственному обеспечению при достижении возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно).

Накопительная

Работодатель за каждого сотрудника делает отчисления в размере 22% от его заработной платы. Из них 16% отчисляется на страховую пенсию, а 6% — на накопительную.

Накопительная часть пенсия может направляться в негосударственный пенсионный фонд, где деньги накапливаются до ухода на пенсию.

С наступлением пенсионного возраста накопленная часть разделяется на несколько месяцев и выплачивается равными долями, как надбавка к основной пенсии.

В случае смерти плательщика выплату могут получить близкие родственники. Несмотря на многочисленные дискуссии по поводу перечисления накопительной составляющей пенсии в негосударственный фонд (например, Сбербанк), сделать это стоит в качестве инвестиций будущего.

Многие россияне выступают за отмену пенсий. Вот аргументы:
http://zhanna1984.livejournal.com/12973.html
Необходимость реформы пенсионной системы России признает любой здравомыслящий человек. А вот каким образом проводить эту реформу, единого мнения нет ни у граждан, ни в Правительстве и уж тем более в самом Пенсионном Фонде России, раздираемом противоречивыми руководителями и их действиями.
Давайте посмотрим на то, как у нас сейчас обстоят дела с пенсиями, населением и перспективами обеспечения этого самого населения теми самыми пенсиями и наконец-то поймем, что есть выход из сложившейся сложнейшей ситуации дефицита Пенсионного Фонда России

И так, что мы имеем.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости и на конец 2008 года составил 4 тысячи 902 рубля.

Численность населения России 142,0 млн.человек.

Численность пенсионеров 38, 5 млн.человек.

Экономически активное население 75 млн. человек (52,8% от всего населения). Но населения в возрасте от 20 до 64 лет составляет около 90 млн.человек.

Ежегодно население уменьшается на 500 тысяч человек.

Средний размер начисленных месячных пенсий составляет 99% от величины прожиточного минимума.

45,7% населения со среднедушевым доходом свыше 10 тысяч рублей в месяц.

Численность участников негосударственных пенсионных фондов т.е. тех, кто туда перечисляет деньги 6,5 млн. человек (8,6% от экономически активного населения), а получают пенсии из НПФ всего 685 тысяч человек или 1,8% от всех пенсионеров России.

О перспективах пенсионной реформы в своем недавнем выступлении министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что с 2015 года размер базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости будет зависеть от продолжительности страхового стажа. И может снижаться на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативного стажа в 30 лет. Либо повышаться на 6 процентов за каждый год, превосходящий «норму».

Таким образом понятно, что каждый из нас должен проработать не менее 30 лет, чтобы получать пенсию без скидок равную величине прожиточного минимума. Не думаю, что кого-нибудь из здравомыслящих людей устроит такое положение дел. Но всего 8,6% из нас на сегодняшний день озабочены своим пенсионным будущем, а остальные по старинке надеются на русский “авось” или на Государство которое “всем всегда должно”.

А между тем на выплату базовой части пенсии федеральный бюджет должен в следующем году перевести в Пенсионный фонд свыше 1 триллиона рублей на закрытие растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в следующем году должен выплатить пенсионерам 3 триллиона рублей. В 2010 году — 3,7 триллиона, а в 2011 году — уже 4,3 триллиона рублей.

Необходимо повернуть угрожающую тенденцию роста дефицита средств ПФР вспять. Вот и получается, что единственный способ обеспечить достойную старость тем, кому предстоит еще нормативные 30 лет работать это полностью отменить государственные пенсии. При 65 летнем пороге ухода на пенсию, к которому мы скоро прийдем, население моложе 35 лет должно быть полностью лишено государственных пенсий и, соответственно, само заботиться о своем будущем. Таким образом все средства ПФР должны распределяться среди текущих пенсионеров, а пополняться за счет тех, кто старше 35 лет и не достиг 65 лет, а это 56 миллионов человек. Простые вычисления показывают, что при ежегодной смертности населения страны в 2,4 млн. человек и при ежегодном выходе на пенсию в среднем 1,8 млн. человек в ближайшие годы в ПФР возникнет профицит и средства бюджета могут быть потрачены не на латание пенсионных дыр, а, например, на повышени уровня образования и медицинского обслуживания населения. Приняв в ближайшее время такие поправки в пенсионное законодательство Государство решит массу проблем не только с пенсионным обеспечением, но и с развитием внутреннего российского инвестиционного климата, получит серьезных долгосрочных инвесторов в экономику страны и существенно повысит финансовую грамотность населения.

2. Понятие и виды пенсионного обеспечения.

Пенсия (от лат. pensio - платеж) - это регулярная денеж­ная выплата (обычно она производится один раз в начале меся­ца), которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников (например, в случае с военнослужащими и др. - из федерального бюджета), предназначенных для этих целей.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются раз­личные юридические факты: достижение соответствующе­го пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной де­ятельности - выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российс­кой Федерации, можно разделить по функциональному назна­чению, источникам выплаты, а также по особенностям право­вого регулирования на два основных класса:

1) пенсии по обязательному пенсионному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в ПФР);

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование данных пенсий производится из федераль­ного бюджета).

Основными видами пенсий по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые и профессиональные пенсии. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачи­ваются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции", относятся:

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Пенсия по случаю потери кормильца.

По государственному пенсионному обеспечению в соответс­твии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации" могут назначаться следующие виды пенсий:

Пенсия за выслугу лет;

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Социальная пенсия;

Пенсия по случаю потери кормильца. Осуществление выплаты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого уста­новлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации". Кроме того, обязательное пенсионное страхование регу­лируется Конституцией РФ, законодательством Российской Фе­дерации о налогах и сборах, а также федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пен­сиях в Российской Федерации" и от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обяза­тельного пенсионного страхования".

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и орга­низационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахован­ного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федераль­ные органы государственной власти, страхователи, страхов­щик и застрахованные лица.

Единственным государственным страховщиком всех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Феде­рации (ПФР). ПФР по своему гражданско-правовому статусу яв­ляется государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы пол­ностью подотчетны вышестоящим. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами по финансовому обеспечению полной реализации накопленных пенсионных прав застрахованных лиц

Наряду с государственным страховщиком - ПФР - стра­ховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут также являться в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом (пока только по формированию накопи­тельной части трудовой пенсии), и негосударственные пенси­онные фонды (НПФ).

Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и их инвестирования, условия передачи пенсионных накоплений из ПФР (и обратно), уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, а также ограни­чения осуществления данными фондами их полномочий страхов­щика устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования на­копительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и отдельными нормативными актами Правительства РФ.

Однако, несмотря на пятилетний период реализации пен­сионной реформы, отдельные нормативные акты, необходимые для эффективного регулирования пенсионных накоплений, еще не приняты. Это обусловлено тем, что законодательно ус­тановленный период массовых выплат пенсионных накоплений начинается не ранее 2025-2037 гг. Для отдельных возрастных групп пенсионеров ограниченный период формирования пен­сионных накоплений (2002-2004 гг.) законодательно позволяет сформировать накопительную часть трудовой пенсии начиная с 2012-2013 гг. При этом следует обратить внимание, что право наследования пенсионных накоплений предусмотрено законо­дательно уже в настоящее время.

3. Формирование пенсионных прав застрахованных лиц в условиях пенсионной реформы.

После пенсионной реформы условия формирования пенси­онных прав радикально изменились. Для различных категорий граждан эти изменения имеют различную направленность, да и сами категории застрахованных лиц претерпели принципи­альные преобразования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхова­телями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица;

2) индивидуальные предприниматели (в том числе част­ные детективы и занимающиеся частной практикой нотариу­сы), адвокаты.

В тех случаях, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица в ПФР - это лица, на которые в со­ответствии с законом распространяется обязательное пенсион­ное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

Работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой (индиви­дуальные предприниматели, частные детективы, зани­мающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

Являющиеся членами крестьянских (фермерских) хо­зяйств;

Работающие за пределами территории Российской Фе­дерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

Являющиеся членами родовых, семейных общин мало­численных народов Севера, занимающихся традицион­ными отраслями хозяйствования;

Каждое застрахованное лицо приобретает право на откры­тие персонифицированного индивидуального лицевого счета в Базе данных персонифицированного учета ПФР. На этом ли­цевом счете накапливаются пенсионные права каждого застра­хованного лица. Условия и порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц в государственной системе персони­фицированного учетам строго регламентированы специальным пакетом законодательных и нормативных документов, среди которых центральное место занимает Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обя­зательного пенсионного страхования".

В условиях рыночной пенсионной реформы осуществлен переход с нормативного метода учета пенсионных прав за­страхованных лиц (исходя из установленных законодатель­ством стажа и заработка) на формирование этих прав исходя из непосредственной суммы страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР и своевременно отраженных на лицевом счете застрахованного гражданина.

Переход на такой порядок формирования пенсионных прав обусловлен тем, что пенсия теперь рассматривается как страховая выплата при наступлении страхового (пенсионного) случая, которым в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" принято наступление старости, потеря кормильца либо инвалидность. При этом страховым случаем установлено наступление сле­дующих рисков: старости (возраст мужчин - 60 лет, жен­щин - 55 лет), инвалидности (полная или частичная потеря трудоспособности в любом возрасте и в любой момент времени, начиная с рождения и детства) и потеря кормильца (для иж­дивенцев, которые утрачивают финансовый источник своего существования, также в любом возрасте и в любое время).

Согласно ст. 8 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховым риском признается утрата застрахованным лицом за­работка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательно­му пенсионному страхованию являются:

Страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан

2.1 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации

С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

"right">Таблица 1

Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий

Источник финансирования

Субъект формирования и выплат

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Государственная пенсия

Выплачивается:

· государственным служащим

· военнослужащим

· пострадавшим в техногенных катастрофах

· участникам ВОВ

· нетрудоспособным гражданам

Государственные органы

Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет)

Страховая часть

Страховые взносы

Накопительная часть

Страховые взносы и доход от инвестирования

ПФР или негосударственный пенсионный фонд

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственная пенсия

Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения

Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования

Негосударственный пенсионный фонд

С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.01.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2562 рубля в месяц.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

С 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей:

· страховой - дифференцированная часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

· накопительной -- выплачиваемая в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

Граждане вольны распоряжаться накопительной частью пенсии, в частности она может быть передана любой лицензированной коммерческой управляющей компании. При смерти застрахованного до пенсионного возраста, накопительная часть пенсии передается наследникам. Кроме того существует система государственного софинансирования пенсии в виде 100% участия государства, но с ограничением в 12000 рублей в год.

Анализ пенсионного обеспечения граждан по инвалидности

Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы

Гл. I Сущность гражданской и муниципальной службы 1.1 Понятие и принципы гражданской и муниципальной службы Гражданская служба и муниципальная служба являются органически сопряженными институтами публичной службы...

Государственное

Основным видом пенсионного обеспечения военнослужащих является назначение и выплата пенсий. Согласно ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»...

Особенности представления адвокатом интересов истцов по жилищным делам

Возникновение жилищных правоотношений может происходить на основании договора социального и коммерческого найма, в результате участия в долевом строительстве многоквартирных домов, а также на основании сделок...

Пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению семьям граждан, пострадавших вследствие техногенных катастроф

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей рассмотрены в статье 10 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г...

Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

Пенсия за выслугу лет, по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца военнослужащим и их семьям назначаются в порядке, установленном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД...

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

2.1 Исчисление и выплата пенсионного обеспечения Пенсии военнослужащим и членам их семей, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы...

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

С момента увольнения со службы у военнослужащего, а так же у членов его семьи, появляется право на получение пенсионного обеспечения. Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего...

Социальная пенсия может быть установлена гражданам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ, которые являлись получателями соответствующей пенсии или пособия на территории иностранного государства...

Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан

Пенсионное обеспечение работающих по трудовому договору и военнослужащих

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности...

Правовое регулирование системы профессионального пенсионного страхования в Республике Беларусь и пути его совершенствования

В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии...

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

В период с 1991 по 2002 гг. использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключалась в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, шли на выплату пенсионерам...

Пенсионное обеспечение – основной вид социального обеспечения.

Пенсия – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые нетрудоспособным гражданам в целях компенсации утраченного ими заработка, а так же предоставления нетрудоспособным членам семьи содержания, утраченного в связи со смертью кормильца.

Пенсии по своей истории являются самым первым видом денежного обеспечения. Петр Iвыплачивал пенсион государевым служащим. Пенсии назначались по усмотрению государя и включали как денежное обеспечение, так и предоставление земельных наделов. Позднее круг лиц, получавших государственное пенсионное обеспечение расширялся, но охватывал, как правило только две категории: государственных служащих и военнослужащих.

Первый российский НПА о государственном пенсионном обеспечении был принят в 1918 году и охватывал только 3 категории: рабочих, государственных служащих и военнослужащих.

Колхозное крестьянство впервые приобрело право на пенсию только в 1964 году. Это свидетельствует о классовом подходе в социальном обеспечении. Дифференциация в основаниях, условиях и размерах пенсионного обеспечения, отражающая различия по классам и социальным группам сохранялась до 1990 года. 1990 год, мая – закон «О государственно пенсионном обеспечении в СССР». Однако, в связи с политическим развалом союза, а так же более высокими нормами социального обеспечения в республиканских законах, закон о пенсиях просуществовал ровно 6 месяцев.

20 ноября 1990 года Верховный Совет РФ принял закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Данный закон действовал до 2001 года и являлся переходным от принципов построение социального обеспечения диктатуры пролетариата до принципов рыночной экономики.

В настоящее время действуют два НПА, регулирующих пенсионное обеспечение:

    ФЗ «О трудовых пенсиях»

    ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»

Эти законы распространяются на разный круг лиц, предусматривают различные виды пенсии, но главным различием являются разные источники финансирования расходов на выплаты пенсии.

До 1990 года источником финансирования пенсионного обеспечения являлся государственный бюджет, поэтому уровень пенсионного обеспечения зависел от состояния государственного бюджета. Такой порядок выявил существенные недостатки, основной – замораживание уровня пенсионного обеспечения, и требовал принципиального изменения. В 1991 году для финансирования пенсий был создан Пенсионный фонд СССР, а затем Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд – самостоятельная финансовая структура, формируется за счет страховых взносов, которые уплачивают работодатели, ИП, в ряде случаев – наемные граждане. Создание пенсионного фонда означало переход от принципов социального обеспечения к принципам социального страхования в сфере пенсионного обеспечения.

Виды пенсии.

В РФ, как и во всем мире сформировалось и существует 5 видов пенсии

    По старости . Основанием ее назначения является достижение лицом общеустановленного пенсионного возраста. Обязательным условием назначения пенсия является наличие у лица общего трудового стажа, а с 2001 года – страхового стажа. (лицо в обязательном условии должно работать). Разновидностями пенсии по старости являлись пенсии по возрасту. Основанием их назначения было достижение лицом льготного пенсионного возраста (снижался на 5-10 лет), однако, обязательным условием было наличие у лица специального трудового стажа (работа по вредных и тяжелых условиях труда, в определенных отраслях), наличие общего трудового стажа. Сегодня они существуют как досрочные пенсии по старости. Ст. 7, закона о трудовых пенсиях.

    Пенсии по инвалидности . Основанием для назначения пенсии по инвалидности является установление лицомI,II, илиIIIгруппы инвалидности. Обязательным условием назначения пенсии – наличие у лица общего трудового стажа. При отсутствии его пенсия по инвалидности не назначалась. (сейчас там назначается социальная пенсия), ст. 8 закона о трудовых пенсиях.

    Пенсия по случаю потери кормильца . Основанием является утрата кормильца, обязательным условием – наличие у погибшего кормильца трудового стажа. При отсутствии трудового стажа пенсия по случаю потери кормильца не назначалась. Ст. 9 закона о трудовых пенсиях.

    Пенсия за выслугу лет. Возникли позже всех. Основание для назначения пенсии – наличие у лица выслуги лет (специальный трудовой стаж по определенным профессиям). Пенсии за выслугу лет назначались военнослужащим, а так же врачам, учителям, горнорабочим, летчикам, театрально – зрелищным работникам. Принципиальным отличием пенсии за выслугу лет от других видов пенсии – назначаются независимо от возраста лица.

    Социальная пенсия . В РФ появился только в 1990 году. Предоставляется лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами, однако у них отсутствует трудовой стаж, и поэтому им не может быть назначена пенсия по старости или по инвалидности. Детям умершего кормильца пенсия назначается, если у кормильца отсутствует трудовой стаж.

В законодательстве СССР и РФ можно было выявить такую тенденцию, что отдельным категориям граждан пенсионное обеспечение предоставляется по отдельным законам

    персональные пенсии – за особые заслуги

    пенсии депутатам, космонавтам и спортсменам

в любой стране возникновение и развитие специальных пенсионных систем всегда обусловлено низким уровнем, установленном в общей системе пенсионного обеспечения.

Закон о трудовых пенсиях РФ.

Построен на страховых пр987инципах (связан с обязательной уплатой страховых взносов в пенсионный фонд). Страховые взносы уплачиваются работодателям и ИП, порядок и размер уплаты регулируются отдельным ФЗ. Доказательством уплаты является полис государственного пенсионного страхования.

Все расходы на выплат пенсии идут из пенсионного фонда. Закон распространяется на: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным и лицам без гражданства – при условии постоянного проживания на территории РФ. Сейчас непонятно, каким документом подтверждается постоянное проживание. Закон предусматривает три вида пенсии – по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Лицо, имеющее право на получение двух видов пенсии может получать только одну пенсию по выбору. Учитывая, что пенсионное обеспечение осуществляется из ПФ, они распространяются только на наемных работников.

Пенсия по старости предусмотрена ст.7 закона «о трудовых пенсиях». Основанием назначения является достижением мужчиной 60 лет, женщиной 55. Обязательное условие – наличие страхового стажа не менее 5 лет. При его отсутствии пенсия назначена не будет.

Размер пенсии складывается из двух частей – страховая (зависит от суммы уплаченных страховых взносов), накопительная (из накопительной части страховых взносов. С 2001 по 2006 год накопительная часть удерживалась с самих работников. Сейчас она так же удерживается от работодателя). Пенсия высчитывается: сумма страховых взносов делиться на 19. 19 – время дожития. Пенсия по старости назначается пожизненно и выплачивается в том числе и работающим пенсионерам. Два дня назад был поставлен вопрос о том, что работающему пенсионеру, возможно, не стоит выплачивать пенсию. Пенсия по старости пожжет быть назначена ранее общеустановленного пенсионного возраста.

75% выходящих на пенсию составляют выходящие по старости.

Пенсия по инвалидности. Основанием для назначения пенсии является признание лица инвалидом. Инвалидом Является лицо, имеющее стойкую утрату трудоспособности, приводящую к нуждаемости, социальной помощи. Обусловлено физическим дефектом или заболеванием. Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом – медико-социальной экспертной комиссией. При освидетельствовании лицу устанавливается одна из 3 групп. 1 группа инвалидности устанавливается лицам, у которых имеется стопроцентная утрата трудоспособности и нуждаемость в постоянном уходе, 2 группа устанавливается тем, у кого есть стопроцентная утрата трудоспособности, но они не нуждаются в постоянном уходе, 3 группа устанавливается лицам, которые частично сохранили профессиональную трудоспособность. Критерии утверждаются министерством здравоохранение. Группы инвалидности устанавливаются лицам старше 16 (18) лет. Детям инвалидам группы инвалидности не устанавливаются, а он признается «ребенком-инвалидом». Подтверждением инвалидности является справка МСЭК, в которой указывается группа инвалидности. Лица, которым установлена группа инвалидности, обязаны периодически проходить переосвидетельствование. Инвалиды 1 и 2 группы проходят переосвидетельствование 1 раз в 2 года, инвалиды 3 группы ежегодно.

Лицам предпенсионного возраста инвалидность назначается бессрочно и они не обязаны проходить освидетельствование.

Обязательным условием для назначения пенсии по инвалидности – наличие страхового стажа, продолжительность которого не имеет значение, важен только факт.

Размер пенсии определяется по формуле, где сумма страховых взносов делится на 19 лет. Пенсия по инвалидности устанавливается на весь период признания лица инвалидом. Если инвалид не проходит своевременно освидетельствование, выплата пенсии приостанавливается. После прохождения освидетельствовании, выплата пенсии возобновляется.

Пенсионерам, имеющим иждивенцев, к назначенной пенсии производятся доплаты. Размер доплат зависит от числа иждивенцев и группы инвалидности самого пенсионера.

Лица, которым назначена пенсия по инвалидности, могут работать и получать пенсию в полном объеме.

Пенсия по случаю потери кормильца. Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца, признание его безвестно отсутствующим, признание лица умершим.

Смерть лица подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемом органами ЗАГСа. Безвестное отсутствие подтверждается решением суда о признании лица безвестно отсутствующим (отсутствие лица в течение 1 года). Признание лица умершим так же подтверждается решением суда, но производится по истечение 3-5 лет.

Обязательным условием для назначения пенсии является наличие у умершего кормильца страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения.

Право на пенсию имеют лица:

    члены семьи умершего, находившиеся на его иждивении и являющиеся нетрудоспособными на день смерти. К ним относятся:

    • дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет

      родители, если он достигли пенсионного возраста или являются инвалидами

      супруги, если они так же нетрудоспособны

      бабушка – дедушка, если они не имеют лиц, обязанных по закону из содержать (дети)

      дед – бабушка, брат- сестра, осуществляющией уход за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет

для всех лиц, кроме детей, для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо подтверждение факта иждивения. При отсутствии у кормильца страхового стажа, пенсия по случаю потери кормильца не назначается. В таком случаем сожжет быть назначена социальная пенсия, но она назначается только детям. ПППК назначается на период, пока лицо является нетрудоспособным – детям до 16 лет, если они продолжают обучение в очной форме – до окончание учебного заведения, но не более, чем до 23 лет.

Такое лицо может работать и будет получать пенсию в полном объеме. Определяется так же, как и предыдущие. Для некоторых категорий – в твердой сумме.

Они выплачиваются ежемесячно и в целях сокращения расходов на доставку, они зачисляются на лицевой счет в банке.

Пенсионер, который продолжает работать, размер пенсии пересчитывается каждые 12 месяцев. Перерасчет осуществляется автоматически и не требует заявлений лица. Пенсионер в любой момент может перейти на другой вид пенсии.

Скоро – закон о профессиональным пенсиях, который станет регулировать пенсии по работе в тяжелых условиях.

«Закон о государственном пенсионном обеспечении »

Предусматривает назначение:

    пенсии за выслугу лет

    пенсии по старости

    пенсии по инвалидности

    пенсии по случаю потери кормильца

    социальные пенсии – назначаются лицам, которые не производили уплату взносов в страховой взнос: военнослужащие, лица которые не работали и некоторые другие категории.

Военнослужащие.

Пенсионное обеспечение регулируется ФЗ от 12 февраля 1993 года. Закон предусматривает 3 вида пенсии: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Распространяется помимо военнослужащих на работников прокуратуры, следователей, наркоконтроль, лиц, осуществляющих работу органов исполнительной системы. Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по контракту.

    Пенсия за выслугу лет. Два основания:

    1. Наличие у лица выслуги лет 20 лет и более (Возраст не имеет значения)

Размер пенсии – 50% оклада денежного содержания +3% за каждый год сверх выслуги.

      Нет выслуги 20 лет. В этом случае пенсия может быть назначена при наличие сложного юр состава:

    Увольнение со службы по:

    • Достижению предельного возраста пребывания на службе

      Увольнение в связи с оргштатными мероприятиями

      Увольнение по состоянию здоровья

То есть, увольнение помимо воли лица. На момент увольнения лицо должно достичь возраста 45 лет и общетрудового стажа 25 лет и 12 лет и 6 месяцев выслуги лет.

Пенсия за выслугу лет выплачивается только при условии оставления военной службы.

При выходе они могут работать на другую работу.

Назначенная пенсия пересчитывается при изменении оклада денежного содержания военнослужащих.

    Пенсия по инвалидности.

Основание – установление военнослужащему 1, 2 или 3 группы инвалидности. Устанавливает медико-социальная экспертная комиссия. Продолжительность выслуги лет не имеет значения. Размер пенсии зависит от причины инвалидности. У них может быть 2 причины:

    Военная травма. Устанавливается военнослужащим, у которых травма получена при исполнении обязанностей военной службы.

    Заболевание, не связанное с прохождение военной службы.

Пенсии по инвалидности устанавливаются в более высоких размерах пи исполнении обязанностей. Устанавливается на весь срок инвалидности и выплачивается из государственного бюджета. Инвалидам, имеющих иждивенцев, производятся доплаты.

    Пенсия ППК.

Основание – смерть кормильца или признание лица безвестно отсутствующим. Право на пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Причина смерти, как и причины инвалидности, может быть в следствии военной травмы и не связанной с исполнением военных обязанностей.




Самое обсуждаемое
Почему горько на свадьбе Почему горько на свадьбе
Подставка для карандашей и ручек Подставка для карандашей и ручек
Лилия из одноразовых ложечек своими руками Лилия из ложек одноразовых Лилия из одноразовых ложечек своими руками Лилия из ложек одноразовых


top