Как отвечать на детские "неудобные" вопросы. Памятка родителям: как отвечать на детские вопросы

Как отвечать на детские


Родителям маленьких "почемучек" иногда приходится отвечать на сто разных вопросов в день, но что делать если ребенок задает вам совсем не простой вопрос, а "неудобный"?

Неудобный вопрос - вопрос, ответ на который вы, конечно же, знаете, но боитесь неправильно сформулировать его для ребенка и тем самым испугать, расстроить или еще больше его озадачить.

Воспользуемся принципом "предупрежден - значит вооружен" и рассмотрим как отвечать детям на самые распространенные "неудобные" вопросы.

Мы уже писали о том как отвечать ребенку на главный вопрос подобного рода - , продолжим список в этой статье.


1. Кого ты больше любишь, брата/сестру или меня?

Возраст:
Вопрос обычно задают дети до 7 лет, вскоре после появления младшего ребенка в семье.

Причина:
Такой вопрос возникает ввиду соперничества между детьми в семье, на почве детской ревности к родителям.

Как отвечать:
Нужно дать ребенку понять, что ваша любовь к своим детям безгранична и равноценна, несмотря на видимую разницу между ними.

Помочь ребенку может сравнение с его такой же равноценной любовью к маме и папе.

Объясните, что вы любите своих детей одинаково и вашей любви хватит на всех.

Избегайте манипуляций на основе детской привязанности. Не стоит говорить что ваша любовь сильнее к другому ребенку, потому что он в чем-то лучше, в надежде смотивировать спрашивающего на изменения в поведении. Это поселит в малыше тревогу и испортит отношения между детьми.


2. Почему я - это я?

Возраст:
Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Причина:
Задаваясь вопросом, почему он родился именно таким - с такими способностями и внешностью, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, нащупывает собственную индивидуальность.

Как отвечать:

Объясните ребенку, что каждый человек сочетает в себе те качества, с которыми он родился и те, которые приобрел в жизни. Мы все меняемся благодаря другим людям, своей деятельности и другим факторам.

От рождения мы получаем внешность, которая досталась нам от наших родителей.

Также, мы рождаемся уже определенного пола, с определенным уровнем здоровья, а позже постепенно приобретаем привычки и умения. Находится то, что мы любим и то, чего не любим.

К тому же, каждый человек рождается в своей семье, городе, стране с определенным окружением и правилами поведения.

Из всего этого и складывается в итоге наша личность.

Не бывает одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые, это называется индивидуальность.

3. Зачем вы меня родили?

Возраст:
Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем уже в переходном возрасте, добавив к вопросу страдальчески-риторическую нагрузку и соответсвующий тон.

Причина:
Этот вопрос ребенок задает тогда когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или он пытается смягчить наказание за проделку, взывая к вашим самым глубинным чувствам по отношению к нему.

Как отвечать:

Расскажите ребенку, что мама и папа очень любят друг друга, поэтому завели семью.
В полной семье всегда есть дети, как плод любви и нежности родителей. Скажите что очень хотели иметь умного, доброго и красивого малыша, поэтому родили его.

Дайте ребенку понять, что он особенный и желанный.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок испытывает потребность в проявлении ваших чувств любви к нему, стоит уделить время удовлетворению этой нужды.

4. А я умру?

Возраст:
Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, на данном этапе их интересует почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом.

Причина:
Подобный вопрос может возникнуть, когда ребенок неожиданно сталкивается со смертью близкого человека или своего питомца.

Как отвечать:
, не стоит делать акцент на неотвратимости кончины всех живых существ.

Упомините об этом вскользь - всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни.

И сделайте упор на то, что сначала его ждет долгая и счастливая жизнь - садик, затем школа и институт.

Расскажите ребенку, что у него тоже когда-то будет своя семья, дети, хорошая работа и много-много путешествий и открытий.

Объясните, что для того чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно обязательно заботиться о своем здоровье и всегда помнить о правилах безопасности.

Если ребенок еще совсем мал, допускается поверхностное объяснение, такое как "бабушка смотрит теперь на нас с неба".

Если же ребенку более 6 лет, не забудьте упомянуть, что загробная жизнь не существует в той форме, которую демонстрируют в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

5. Почему у меня нет того, что есть у других?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 3 лет и старше.

Причина:
Причиной является появление новой способности ребенка к сравнению, внутреннее чувство несправедливости.

Как отвечать:
Это очень хорошая тема для обсуждения, предоставляющая возможность преподнести азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

Расскажите ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения. О том, как зарабатываются деньги, что для этого взрослые ходят на работу и выполняют там множество задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме - еда, одежда, игрушки, даже свет, газ и вода стоят денег, поэтому так важно тратить с умом, чтобы на все хватило.

Попробуйте предложить ребенку альтернативу - возможность заработать самому.

Дайте ему какое-нибудь посильное задание по дому, за выполнение которого он сможет получить определенную, заранее оговоренную денежную сумму.

Пусть ребенок попробует сам накопить деньги на желаемую вещь.

Возможно, потом он уже не захочет тратить эти деньги на ту самую машинку, ведь они достались ему с трудом.

А может быть, наоборот, его покупка станет еще слаще, ведь он сам приложил усилия для осуществления своей мечты. Позвольте ему прочувствовать такие моменты.

6. Чем мальчики отличаются от девочек?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 2-3 лет.

Причина:
Такой вопрос чаще всего подразумевает, что малыш уже увидел различия в мужских и женских половых органах, например, в детском саду.

Как отвечать:
Если ребенок маленький, достаточно будет сказать, что так задумано природой, чтобы мальчики отличались от девочек.

Для ребенка более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

7. Почему вы ругаетесь с папой, разве вы не любите друг друга?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно с 2,5 лет.

Причина:
Очевидна.

Как отвечать:

Ссоры бывают в каждой семье и если малыш стал свидетелем этого, то ваша задача сделать так, чтобы он не усомнился в крепости вашего союза, снизить его уровень тревоги.

Объясните ребенку, что у каждого человека есть свое мнение. Напомните о том, что сам малыш тоже иногда карпризничает, если родители не соглашаются идти на его условия.

Так и у взрослых - иногда мама и папа не сходятся во мнениях и спорят друг с другом. Но потом обязательно вспоминают про свою любовь и про то, как хорошо быть вместе и перестают спорить.

8. А дед Мороз есть на самом деле?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от от 3-х лет.

Причина:
Вероятных причин две:
1 - Ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки.
2 - Ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться.

Как отвечать:

В первом случае, если вы не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку.

Во втором случае можете рассказать ребенку, что добрый волшебник просто живет в наших сердцах и люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.


9.
Почему мне нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно 4-7 лет.

Причина:
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Запрет родителей ребенок может расценивать как посягание на собственную "взрослость" и самостоятельность.

Как отвечать:
Учитывая реальность, следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет, например:

Объясните ребенку, что пока он маленький ему еще трудно самому разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Расскажите, что некоторые злые могут улыбаться и даже предложить конфету или пригласить посмотреть щенка, но верить им нельзя - они желают плохого.

Напомните, что если на улице к нему подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, нужно насторожиться, не разговаривать с незнакомцем и отойти от него подальше.

Скажите, что если это добрый человек, то он поймет и не обидится. А если это нехороший человек, то так ему будет трудно сделать зло.

10. Почему другие дети считают меня некрасивым?

Возраст:
Этот вопрос может задать ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад или младшего школьного возраста.

Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Причина:
Для ребенка, живущего в семье, наполненной любовью и нежностью, столкновение с враждебно настроенными детьми может оказаться неприятным сюрпризом и доставить психологический дискомфорт.

Как отвечать:
Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, затем показать свое положительное отношение к нему и сравнить с собственными проблемами в таком возрасте.

Расскажите ребенку, что у каждого человека свои представления о красоте и способностях.

Это как с фильмами или книгами: кому-то нравятся приключения, а кто-то любит комедии, просто симпатии у всех разные.

Обязательно скажите ребенку о своей симпатии к нему, обратите его внимание на то, что считаете в нем достоинствами.

Объясните ребенку, что всегда есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным и те, кому ты не очень нравишься. Секрет в том, чтобы дружить с теми людьми, с кем тебе легко и не придавать значения словам тех, с кем тебе не по пути.

Расскажите, что в детстве вы тоже иногда из-за этого переживали, но потом встретили папу, который полюбил вас такой, какая вы есть.

Ох, уж этот чудный период детских «почему?». Начинается он обычно в возрасте 3-4 года, когда малыш уже хорошо говорит и каждый день дарит ему удивительные открытия, о которых он и не знал раньше. А кто поможет разобраться с очередным «почему», если не самый близкий и авторитетный человек, то есть вы! Сегодня мы обсудим, как правильно отвечать на детские вопросы и почему это так важно.

Почему так важно отвечать на все детские «почему»?

Все достаточно очевидно. Ваш малыш только начинает осваивать этот большой и непонятный мир, а вы для него – самый доступный источник информации. Отвечая на его вопросы, вы, таким образом, не только развиваете кругозор ребенка, но и подогреваете дальнейший интерес малыша к познанию. Именно поэтому так важно не отмахиваться даже от тех вопросов, которые вам кажутся глупыми, а постараться дать серьезный ответ.

Маленькая «почемучка» 🙂

Как правильно отвечать на детские вопросы?

Правильно отвечать на детские вопросы – целое искусство, которым вам непременно нужно овладеть!

Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться родителям маленьких «почемучек»:

Правило №1. Никогда не раздражайтесь, когда малыш задает вам вопрос!

Даже если вы на него отвечали вчера или то, о чем он спрашивает, вам кажется абсолютно бессмысленным. Малыш, видя ваше раздражение, решит, что он делает что-то не так и у него может и спрашивать о чем-то вас.

Правило №2. Отвечайте простым языком.

Наверняка, вы можете многое объяснить с научной точки зрения. Но ребенок в 4 года вряд ли поймет эти термины, а, соответственно, не удовлетворит свой интерес. Постарайтесь говорить максимально просто, доступными малышу словами, хоть это и не всегда легко!

Правило №3. Отвечайте на любой вопрос и отвечайте честно.

А если не знаете правильный ответ, ничего не выдумывайте, а лучше смело признайтесь малышу в этом и вместе отыщите ответ: в книжках, Интернете или спросите у других членов семьи.

Правило №4. Спрашивайте в ответ.

На некоторые вопросы вместо того, чтобы дать готовый ответ, лучше поинтересуйтесь, что думает сам малыш, помогите ему порассуждать, выводя на правильный ответ.

Правило №5. Фильтруйте вопросы.

Иногда малыши спрашивают нас о чем-то не потому, что им нужен ответ, а для того, чтобы привлечь наше внимание или просто пообщаться. Например, знакомая всем череда вопросов, вытекающих из ваших ответов, которую невозможно закончить:

— А что ты делаешь?

— Уборку.

— А зачем?

— Чтобы было чисто.

— А зачем надо, чтобы было чисто?…

В такие моменты нужно не забывать про правило №1 и правило №4 : не нервничайте и спросите что-нибудь в ответ: «А ты как думаешь, для чего нужно убираться?». Или отшутитесь еще после первого вопроса: «Дрова рублю!». Посмейтесь вместе и предложите малышу помочь вам.

Желаем вам терпения в ответах на все вопросы малышей!

Дети от природы любознательны, у них не ленивый, а очень живой ум, который требует интересоваться всем, что его окружает, и поэтому ребёнок начинает задавать вопросы, бывает даже не очень удобные для родителей.

Эти «неприличные» и многие другие требующие научных знаний вопросы могут завести в тупик не только молодых родителей, но и родителей с опытом.

Самый любознательный период жизни у ребёнка это 3-5 лет, хотя и позже дети много спрашивают, не зря же их называют «почемучками». Ответы на детские вопросы родители порой могут не знать, поэтому взрослым лучше с раннего возраста приучать ребёнка находить ответы на свои вопросы, сначала, вместе с родителями, а дальше самостоятельно в книжках и энциклопедиях. А если дети очень маленькие и не умеют читать, они обращаются за ответом к взрослым, потому что они главный источник информации для них. Чтобы не заглушить интерес у крохи знакомиться со всем, что его окружает в этом мире, не отворачивайтесь от него по причине недостатка времени или не знания ответа на вопрос.

  1. «Не знаю» или «потому что погода такая», или «спроси у папы/мамы или «ты ещё не поймёшь». Эти пустые слова-ответы показывают ребёнку, что родители не хотят с ним общаться, игнорируют его и, постепенно могут потерять в его глазах свой авторитет. В дальнейшем, он, возможно, перестанет задавать вопросы и будет искать ответы в других местах, вероятнее, эти ответы окажутся неправильными или не такими, какие родители хотели бы дать. В дальнейшем, могут последовать другие вопросы, не исследовательского плана, а для привлечения к себе внимания, дети могут знать ответы на вопросы («Что ты делаешь?», «а зачем ты это делаешь?»), но будут задавать их взрослому снова и снова.
  2. Вопросом на вопрос («А ты как думаешь, почему идет дождь ?) следует отвечать в том случае, если взрослый подразумевает дальше вместе с ребёнком найти правильный ответ. Это заставит его мыслить и рассуждать вместе с мамой или папой, но, скорее всего, от ребёнка последуют другие вопросы, надо быть готовым к этому и не злиться.
  3. «Для того чтобы люди увидели радугу» или «На тучке сидит капитошка с лейкой и поливает нас, чтобы мы быстро росли как цветочки» – такие вариативные или сказочные ответы подойдут для совсем маленького 2-3 летнего малыша, но потом, когда он подрастёт, взрослому придётся исправить свой ответ.
  4. «…образуется конденсат, иначе говоря, капли воды. Когда они становятся очень тяжелыми, их накапливается много, образуются грозовые тучи, а потом капли падают на землю под воздействием силы тяжести – дождь идет!» Научные длинные объяснения утомят ребёнка, он потеряет суть ответа, не поймёт и, ему станет скучно.
  5. Ответ должен быть коротким, понятным и правдивым. «На небе есть облака, в них накапливается вода, когда её становится много, белые облака превращаются в серые тучи, капли начинают падать на землю.

Ирина Козина
Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать?»

Детские вопросы : как правильно на них отвечать ?

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы . “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают , иногда отмахиваются от ответов . Оставлять "почемучек" без ответов нельзя , но и отвечать нужно умеючи .

Возраст «почемучек» - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей ? Нужно ли отвечать на все вопросы ? Как на них отвечать ? Давайте разберёмся. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают , как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать , чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам , разумно и правильно на них отвечать . Развивать детское внимание , память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка , надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить : «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так , чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы , избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский » , подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке") .

Нередко дети задают вопросы , на которые они могли бы дать ответ сами , если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы . Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос : «А ты как думаешь?» Например : «Почему чашка разбилась?» – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого : «Потому что она стеклянная» . Ответ правильный , но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу : «А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?» , постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку : «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ !» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос - ни в коем случае не «придумывайте» ответ . Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе : ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой . Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос , покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос .

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка . Не бойтесь сказать ему :

«Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос ».

Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется

взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

Умение ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей. Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос , отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное , бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование - краткость, ясность, определенность ответа . При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт.

Задача родителей - следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите. И не забудьте это сделать, только не будьте навязчивы.

Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение.

Вопросы дети задают иногда с совершенно разными целями, это зависит обычно от возраста ребёнка и его пола. Малыши (от 2 до 4 лет примерно) часто спрашивают обо всём на свете просто ради общения, чисто «чтобы поговорить» . Поэтому вопросы у них сыплются , как из рога изобилия, и наши ответы их мало интересуют (бывает, что дети и не дожидаются, когда мы им ответим , сразу же задают следующий вопрос , или сами же и отвечают ). Такой особенностью обладают и девочки : они спрашивают больше для того, чтобы установить эмоциональный контакт; мальчикам же, в отличие от них, куда важнее получение информации. Ну, а в возрасте «почемучек» - около 5 лет - дети, естественно, хотят узнать как много больше нового, потому что им это интересно, поэтому важно не упустить столь благоприятное время и правильно отвечать на их разнообразные вопросы , иногда очень простые, а иногда – и весьма каверзные.

Ну, а теперь о том, как же отвечать ?

Во-первых, нельзя смеяться над детскими вопросами , какими бы глупыми они вам ни показались (ваши знания ведь тоже не были врождёнными) . Иначе рискуете лишиться доверия ребёнка, причём очень надолго, а это вам самим потом боком выйдет.

Также не стоит уходить от ответов на них , даже если они очень деликатные (например, откуда берутся дети, а кто мой папа и тому подобные) . Тут, конечно, надо приложить усилия и очень постараться, но дать ответ обязательно , иначе ребёнок может отправиться его искать в совершенно ненадёжных источниках.

Объясняя детям интересующие их вещи, лучше говорить простым языком, используя понятные слова и, желательно, наглядность (картинки, рисунки, схемы и пр.) . Особенно это касается дошкольников.

Желаем вам успехов в воспитании детей!

Несколько советов.

Давайте попробуем разобрать несколько вопросов , на которые нам трудно ответить нашему ребенку .

Почему животные не улыбаются?

Улыбаются, и еще как, но по-своему. Мы это редко замечаем. Вот например собаки. Фокстерьер и тойтерьер. Они улыбаются, когда радуются, когда идут гулять, при виде новой игрушки или когда получают лакомство, когда мы возвращаемся домой – приветливо встречают. Улыбку можно определить по оголенным резцам при поднятии верхней губы. Это своего рода «голливудская улыбка» . Лошади – обладатели такой звездной улыбкой. Морские свинки – хорошее настроение сопровождают звуками специфическими. Кошки – оттягивание уголков рта, при поглаживании, при игре с ними, при чесании за ушком. А вспомните обезьянок, которые корчат рожи?

Почему небо голубое?

Интересно, почему же? Ведь небо состоит из того же воздуха, каким мы дышим, но вдыхаемый воздух прозрачный и не имеет цвета. А небо голубое! Откуда и как? Это солнечный лучик окрашивает наше небо в голубые оттенки. Как известно, солнечный луч разноцветный (имеет все цвета радуги, но проходя сквозь слои атмосферы (а их много, немного рассеивается и остается только голубой, т. к. он преобладает в радуге. Так что, голубое небо – это голубые брызги разноцветного лучика солнца.

Почему трава зеленая?

Все дело в хлорофилле! Он есть в каждом листочке, в каждой травинке. Это своего рода настоящая «фабрика» внутри растений. Хлорофилл поглощает солнечный лучик, все, кроме зеленого. И на поверхности остается не поглощенный зеленый лучик – его то мы и видим.

Откуда берется радуга?

После дождика, на улице, в небе мы видим необычайную красоту разного цвета. Это радуга. Откуда она берется? Все дело в капельках дождя и опять же, лучиках солнца. Разноцветный лучик солнышка проходит сквозь капельки дождя, преломляются и отражаются разными цветами. Так получается радуга.

Радуга бывает и ночью, когда луна освещает небо и моросит дождик.

Бывает радуга даже и в морозы, когда солнечные лучики проходят сквозь кристаллики льдинок.

Почему листочки на деревьях желтеют?

Летом все понятно, а вот осенью листочки на деревьях приобретают необычные окраски : фиолетовый, красный, желтый, коричневый. Хлорофилл, который содержится в листочках, очень легко разрушается, и летом очень быстро восстанавливается за счет света (солнечных лучиков) . А вот осенью, солнышко все реже выглядывает из-за тучек, света листочкам становится мало, хлорофилл разрушается и медленно восстанавливается, и листочки меняют цвет. С переменой погоды, в листочках, появляются другие красящие вещества, которые и влияют на окрас листьев.

Вопросов , исходящих от наших детей ежедневно – множество. Помните, ваши ответы – важны и очень влияют на знания и развитие вашего ребенка.

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Как же отвечать на детские вопросы, чтобы и не соврать ему, когда не знаешь ответа, и не отмахнуться и при этом стимулировать познавательный интерес ребенка?

Детские вопросы нельзя игнорировать

Никогда не игнорируйте вопрос ребенка, даже, если у вас совсем нет времени или вопрос вам кажется глупым или неважным. Очень часто мы считаем глупыми те вопросы, на которые не знаем, как ответить. Взрослому все кажется простым и очевидным, а ребенок только начинает познавать мир, и ему многие вещи и понятия кажутся очень странными и непонятными, а вы для него - самый главный и авторитетный источник.

Давайте возьмем для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим, как можно ответить на него. Подобным образом можно ответить на любое детское «почему».

Ответ-пустышка

Ну потому что не падает и все. Потому что. Ты еще маленький и не поймешь. Иди спроси у бабушки. Подрастешь — поймешь и т.п.

Согласитесь, это не ответы, а отмазки.

Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупым и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах.

Ответ-провокация

А почему ты считаешь, что оно должно упасть? А почему Земля не падает на Солнце?

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (быстренько погуглить или заглянуть в детскую энциклопедию).

Ответ со ссылкой на мироздание

Так устроен мир. Законы физики не дают ему упасть. Так захотел Бог.

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что по сути вы ничего не объяснили. А главное ребенку - нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…

Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов для что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем. Потому что оно лучиками держится за небо.

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы - очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?».

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе - хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребенка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим странным, абсурдным или неоднозначным вопросам - растите своего ребенка мыслящей личностью и достойным собеседником.

Читайте также:

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

В чем проблема плохого воспитания?

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Чудеса случаются: мама родила близняшек с разным цветом кожи

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Ошибки родителей во время конфликтов с детьми

Советы родителям

Просмотрено

Безопасные домашние средства, чтобы облегчить симптомы простуды и гриппа у вашего ребенка!

Советы родителям

Просмотрено

Эффективные способы приучить ребенка чистить зубы

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям

Это интересно!

Просмотрено

Гимнастика для ГЛАЗ: У нас в школе в каждом кабинете такой плакат висел




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top