Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы. Чтение в ритме скороговорки. Методические основы обучения чтению по слогам

Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы. Чтение в ритме скороговорки. Методические основы обучения чтению по слогам

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом, как научить ребенка читать в домашних условиях. Дети растут, приближается школа, наступает время, когда нужно знакомить малыша с буквами. Кто-то начинает заниматься с ребенком еще с трех лет, кто-то непосредственно перед первым классом. В этой статье вы узнаете, как понять, что малыш физиологически готов к обучению, с чего начинать процесс, познакомитесь с основными методиками чтения.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка. Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики , неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Возрастные особенности

Несмотря на то, что психологи твердят о том, что не нужно нагружать детей до четырехлетнего возраста, многие родители все равно стремятся отдать ребенка в школу раннего развития или самостоятельно пытаются обучить своего малыша, уже начиная с годика. Давайте рассмотрим, каковы особенности формирования навыка чтения у малышей в разновозрастной период.

  1. С детками от года до трех лет преимущественно занимаются по методике Глена Домана. Пособием являются карточки больших размеров, на которых с красным цветом написаны слова. Для ребенка в таком возрасте необходимо проводить занятия исключительно в хорошем настроении. Время, необходимое на проведение одного урока — не больше 5 минут и не чаще, чем раз в день.
  2. У малышей четырех лет самым большим спросом пользуются кубики Зайцева. Основным пособием являются картонные или деревянные кубики. Как правило, занятия проводят до пяти раз в неделю, если малыш проявляет особый интерес – можно и чаще. По времени детки занимаются в основном до 20 минут.
  3. Если вы задаетесь вопросом, как научить читать ребенка в 5 лет, а также в 6, то лучшим способом для формирования навыка будет обучение Букварю. Если процесс изучения начат, пропускать занятия не рекомендуется. Малышу шести лет необходимо ежедневно читать не меньше, чем одну страницу в день.

Подготовительный период

Возможно, вы и не знали, но подготовка малыша к обучению навыков чтения начинается еще до первого знакомства с буквами. В первую очередь важно, чтоб карапуз имел чувство ритма и обладал фонематическим слухом.

Для того, что развить данные навыки у ребенка, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Включайте малышу музыку, танцуйте с ним.
  2. Пусть активные игры будут со звуковым сопровождением.
  3. Чтобы развить у малыша фонематический слух вам потребуется заниматься с ним в игровой форме, выполняя определенные упражнения:
  • произнесите короткое слово, начинающееся на легкий звук, и попросите малыша, чтобы он его назвал;
  • Скорее всего, с первого раза это не получится, ребенок может не понять, что от него требуется, объясните ему на примерах, как нужно играть;
  • когда звук будет определен, предложите, чтоб карапуз придумал слово, начинающееся на этот звук;
  • в дальнейшем можно поиграть в «слова», пусть малыш называет слово на последнюю букву вашего слова и наоборот;
  • можно проводить и другую игру. Вы загадываете ребенку определенный звук, однако, на этот раз он находится не в начале слова, а в его середине. После того, как малыш услышал задание, вы начинаете называть несколько слов и лишь в одном должен присутствовать загаданный звук. Когда ребенок его слышит, он дает об этом знать, например, начинает хлопать.

Методики обучения

На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.

Азбука в помощь

Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.

Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.

На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.

Учимся с Букварем

С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.

На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей. Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению.

Метод Домана

Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.

Суть данного метода в следующем:

  • мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
  • теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
  • под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
  • теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
  • в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
  • через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.

По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.

Кубики Зайцева

Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.

Моему сыну данный способ нравился больше всего. У нас были и пластиковые и мягкие кубики с азбукой. Ребенок с удовольствием складывал разные слоги, а потом словам. Конечно, в первое время только с моей помощью, затем постепенно перешел на самостоятельные действия.

Метод Монтессори

Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.

Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.

Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.

Учим буквы и слоги играя

  1. Постройте буквы из конструктора или из спичек, пластилина. Ребенок с удовольствием будет конструировать новые буквы. Походу дела будет запоминать, как они изображаются. Только не забывайте говорить, как каждая литера называется.
  2. Сделайте альбом, на каждой странице которого будет домик для буковки.
  3. Играем с мячом. Вы загадываете звук, после этого кидаете ребенку мячик, произнося какое-то слово. Если в произнесенном слове такой звук имеется, малыш должен поймать мячик.
  4. Настольные игры прекрасно знакомят детей с алфавитом. Например, домино или лото с буквами.
  5. Рыбалка. Для игры нужно использовать картинки, нанесенные на магниты и специальную удочку для детской рыбалки, у которой вместо крючка магнитик. В тазик помещаются магниты, а малышу дается задание выловить те карточки с картинками, в названии которых имеется загаданный звук.

Бывают случаи, когда малышу сложно создавать слоги, используя два звука. Ребенок просто не понимает, как это сделать правильно. Например, один звук он соединяет с названием буквы, соответственно неправильно произносит сложившийся слог. Помочь ребенку можно следующими способами:

  1. Приобретите специальную книгу с азбукой, нажимая на буквы, будет звучать звук. Таким образом, ребенок сможет нажимать на несколько букв, будет слышать их звучание, составит первые слоги.
  2. Можно смотреть мультфильмы, сопровождаемые субтитрами в виде слогов или просто обучающего характера. В таких роликах автор будет произносить то, что изображено на экране, читая по слогам.
  3. Попробуйте пропеть слоги. Способ эффективный, но не стоит сильно увлекаться. Как только у малыша получится, попросите его прочитать выученный слог.
  4. Можно разместить на стене слоговую таблицу. Вы можете самостоятельно произносить то, что там изображено, чтобы он запоминал или же приобрести таблицу с аудио сопровождением, и ребенок будет подходить, нажимать кнопочку и слушать, как звучит то, что там написано.

Также данный процесс можно подавать в игровой форме.

  1. Найди слова. Ребенку дается слова, внутри которых прячутся другие. Когда малыш их находит, должен произнести вслух.
  2. Игра в магазин. На монетке для данной игры должен быть написан первый слог названия предмета, который ребенок хочет приобрести. Например, малыш пришел за молоком, значит на монетке должен быть написан слог «мо-», за батоном — слог «ба-».
  3. Половинки. Ребенку даются фрагменты слова изображенные на разных карточках. Малыш должен найти две карточки, которые соединят слово в одно целое. Начиная играть, необходимо использовать не больше трех слов, состоящих из двух слогов, то есть 6 карточек.
  4. Аналогичная игра – «закончи слово». Можно использовать карточки с предыдущей игры. Только теперь необходимо в одну сторону положить половинки с началом слов, в другую с концом. Мама берет карточку, на которой написано начало слова, произносит громко то, что там написано и говорит, что должно получиться. Задача малыша в кучке с концами слов найти подходящий слог.
  5. Собираем слова из вырезанных букв или магнитов с азбукой. Для начала используйте слова, состоящие из четырех букв, не более. Выложите перед малышом данные литеры в вольном порядке. Назовите ребенку слово, которое должно получиться. Задача — из имеющихся букв правильно составить загаданное слово.

Упражнения в помощь опытному малышу

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка читать быстро и правильно? Существуют различные способы вспомогательного действия, которые помогут повысить технику чтения ребенка.

  1. Предложите читать на время. Выберите небольшой текст или отрывок, засеките время, за которое малыш его читает. Теперь и вы должны прочитать этот текст и также засечь время. После этого нужно обратить внимание ребенка на результаты. Малыш увидит, насколько быстрее вы справились со своей задачей, у него появится стимул достичь высоких показателей.

Мы также пользовались данным упражнением. У ребенка действительно появляется спортивный интерес читать не хуже, чем мама. Еще мы делали по-другому. Я засекала минуту, а сын читал, сколько успевал, потом подсчитывали количество слов, записывали его результат, затем приходила моя очередь. В итоге малыш видел, сколько слов в минуту читает он, а сколько я.

  1. Во время чтения книг, только когда малыш вас внимательно слушает, обязательно останавливайтесь, говорите, что устали, просите ребенка продолжить.
  2. Учите скороговорки. Это позволит научиться быстро читать, также будет тренировать дыхание.
  3. Когда отправляетесь на прогулку, обращайте внимание малыша на надписи на магазинах, на таблички с названиями улиц. Просите ребенка, чтобы он прочитал то, что видит.
  4. В течение дня делайте маленькие перерывы на чтение, буквально нескольких строчек. Не забывайте о необходимости пересказать прочитанную информацию.
  5. Родители должны понимать, слова, которые состоят из нескольких согласных, идущих друг за другом, представляют особую сложность для ребенка. Если вы столкнулись с таким словом, лучше всего написать его на отдельной карточке, чтоб малыш смог его выучить и в дальнейшем называть, просто на него взглянув.
  6. Регулярно занимайтесь пересказами прочитанного материала, только учтите, что такие тексты должны быть маленького размера.
  7. Посмотрите с ребенком диафильм. В нем некоторые фразы должны заменяться яркими картинками, это облегчит малышу чтение и позволит отдохнуть его глазкам.

У нас с техникой чтения были большие сложности. Сын медленно читал, вообще практически не проявлял никакого интереса к книгам. В начальной школе его показатели техники чтения, например, были 20 слов в минуту, когда нужно было не меньше 60. Ему самому было сложно перечитывать параграфы по урокам из-за того, что он слишком медленно читал, уставал еще на половине темы. Вот и приходилось применять один способ — очередность чтения, то есть я читаю два-три предложения, потом он читает, и снова по очереди. Такой способ сильно понравился моему сыну. Возможно, именно это поспособствовало развитию быстрого чтения, потому что сегодня мой сыночек имеет хорошую технику чтения.

Учим запоминать прочитанное

Иногда дети, которые научились читать, просто машинально называют буквы, слоги и слова, при этом не осознают смысл прочитанного, не могут его запомнить и пересказать. Давайте разберемся, как научить малыша держать в голове то, что недавно было им прочитано.

  1. Позаботьтесь о том, чтобы во время чтения книг не было отвлекающих факторов. Сбивать могут даже разговоры родителей в соседней комнате.
  2. Если малыш просто не понимает значение прочитанных слов, необходимо с ним позаниматься. Читайте одно предложение, затем анализируйте данную информацию. Пусть ребенок, когда читает, называет слова, которые ему непонятны. Ваша задача — объяснить их значение.
  3. Бывает, что малышу сложно запоминать большие куски текста. В такой ситуации вам достаточно разбить материал на несколько частей. Пусть ребенок прочитает одну часть, перескажет содержание, затем вторую и тоже перескажет, затем третью. А потом пусть попробует пересказать весь материал целиком. Важно начинать с маленьких текстов, несмотря на то, что вы их все равно делите на части. Желательно, чтобы частей было не больше трех.
  4. Чтоб ребенку проще запоминался материал, можно предложить делать небольшие зарисовки к каждому прочитанному абзацу.
  5. Рекомендуется читать книги с утра. Как правило, с наступлением вечера, в голове малыша крутится столько информации за прошедший день, что ему сложно удержать еще что-нибудь.

  • занятия должны проводиться в игровой форме, без давления;
  • начинаю урок, убедитесь, что ребенок в хорошем настроении, он не голоден;
  • в процессе обучения сменяйте умственные нагрузки другими, можно какое-то время заниматься, а затем поменять род деятельности, например, сделать зарядку, порисовать, поиграть мячом;
  • первые уроки должны быть совсем короткими, не больше пяти минут, со временем можно будет увеличивать нагрузки, но делать это нужно постепенно;
  • используйте яркие пособия, которые смогут привлечь внимание малыша к обучению;
  • пусть в процессе формирования нового навыка, участвует не меньше трех чувств: зрение, слух, тактильное ощущение;
  • буквы и слова, которые вы изучили можно вешать на специальный ватман, который предварительно необходимо разместить в комнате ребенка, таким образом, малыш сможет наблюдать за своими достижениями;
  • никогда не применяйте шантаж, угрозы и уж тем более физическое насилие, так вы не только отобьете все желание учиться читать, но и травмирует психику ребенка;
  • начинаю обучать малыша, нужно его знакомить со звуками, а не с буквами, гораздо проще запомнить то, как звучит буква в каком-то слове, чем то, как она называется;
  • детям проще дается учить слога, а не отдельные буквы.
  • информация должна быть дозированной, поступать к ребенку частями;
  • не забывайте о необходимости закрепления изученного материала;
  • помните, что ребенка необходимо хвалить даже за самые маленькие достижения, вы видите, как он старается, хвалите уже за это.
  • если у малыша имеются дефекты в речи, он неправильно произносит отдельные буквы, то рекомендуется показать его дефектологу или логопеду, особенно, если школа уже не за горами.

Мой сын не мог выговаривать букву «р» и были проблемы с произношением шипящих звуков. Мы пошли на консультацию к логопеду, где мне объяснили, как с ним заниматься, какие делать упражнения. Мы добросовестно выполняли все задания и ко времени первой встречи со школой, у малыша не было проблем с речью.

Обучать ребенка чтению может быть легко, а может и сложно. Будьте готовы к тому, что придется запастись терпением. Не нужно давить на ребенка, требуя от него моментальных успехов. Вы должны понимать, что обучение под давлением может отбить охоту, а также повлияет на психическое здоровье малыша. Желаю вам выбрать самую подходящую методику, также можно их и комбинировать. Пусть ваш процесс обучения будет приятным и уже в ближайшем будущем ваш ребенок научиться читать.

«Нынче в школе первый класс – вроде института», – пела звезда эстрады Алла Пугачева в 80-е годы. С тех пор учиться первоклашкам проще не стало. Через школьный порог большинство детей переступает, уже умея читать и писать. Поэтому многие родители пытаются научить своего ребенка читать собственными силами. Как правильно это делать – рассказывают специалисты BrainApps.

5 ключевых преимуществ чтения для ребенка

В жизни ребенка чтение играет важную роль и дает ряд преимуществ:

  1. Расширяется кругозор. Читая сказки, стихи, рассказы, малыш узнает о разных природных явлениях, видах животных, профессиях, городах и странах. Эти знания составляют надежный фундамент для успешного освоения разных школьных предметов.
  2. Пополняется лексический запас. Малыш постигает новые слова и начинает использовать их в общении. Это позволяет с легкостью выражать свои мысли и желания, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. Повышается уровень грамотности. Ребенок зрительно запоминает образы слов, которые видит в книгах, и безошибочно отображает их на письме. Многие люди пишут без ошибок, хотя утверждают, что помнят мало правил. Секрет этого явления часто напрямую связан с любовью к чтению.
  4. Развивается память и внимание. Пересказывая прочитанное, дети учатся правильно воспроизводить полученную информацию.
  5. Появляется хорошая альтернатива современным гаджетам. Уделяя полчаса времени изучению интересной книги, юный читатель вынужден отвлечься от обязательных атрибутов современного детства: планшета, смартфона и других устройств, к которым дети тянутся чуть ли не с рождения.

Типичные ошибки родителей

Мамы и папы желают детям только добра, но часто допускают ошибки, которые мешают успешно научить ребенка читать по слогам. Типичные ошибки родителей:

  • Принудительные занятия. «Садись заниматься, мы должны научить тебя хорошо читать, а то в школе двоечником будешь», – подобные фразы недопустимы. Применяя давление, можно надолго отбить у малыша желание учить буквы и слоги.
  • Неудачное подобранное время. Если ребенок устал, плохо себя чувствует или увлечен какой-то игрой, не стоит приступать к занятиям.
  • Неправильный подход. Эта ошибка характерна для большинства взрослых, которые взялись научить ребенка правильно читать слоги.

Некоторые родители в первую очередь учат с малышом буквы, произнося: «Эс», «Эн», «Бэ», «Дэ». А усвоив весь алфавит, радостно приступают к этапу чтения по слогам. Но тут их подстерегает сюрприз. Малыш начинает вместо «баба» читать «бэабэа», а вместо «дуб» – «дэубэ». Что тут скажешь? Как научили – то и получили.

Чтение в домашних условиях – оптимально с 5-го года

Некоторые родители пытаются неоправданно опережать события и учить буквы чуть ли не с пеленок. Что ими движет? Зачастую – желание показать превосходство своего малыша над сверстниками или стремление вырастить вундеркинда. Современные психологи советуют обдуманно подходить к применению передовых методик раннего развития. Часто по прошествии нескольких лет «супер-методику» развенчивают, доказывая ее недостатки. Но к тому времени уже вырастает поколение детей, над которыми экспериментировали их родители. Поэтому, прежде чем применить ту или иную методику в развитии (в том числе, в обучении ребенка чтению по слогам), почитайте отзывы специалистов и мнения родителей.

Признаки готовности

Чтобы определить, готов ли ваш ребенок учиться читать по слогам, обратите внимание на следующие параметры:

  • Малыш связно разговаривает полными предложениями. Он способен рассказать, где он был, что видел. Может составить мини-рассказ.
  • Ваш сын или дочь обладают хорошим фонематическим слухом: могут определить, с какого звука начинается слово или каким заканчивается. Этому способствует игра «В города», когда надо называть слово, которое начинается с того звука, на который закончилось предыдущее. Тематика может быть разная, не обязательно связанная с городами.
  • Ребенок нормально ориентируется в пространстве, понимая суть понятий «под», «над», «сзади», «впереди», «слева», «справа», «вверху», «внизу».
  • В речи отсутствуют логопедические нарушения. То есть дошкольник внятно и чисто произносит звуки (не картавит, не гнусавит, не шепелявит). Чистоте речи способствует отсутствие «сюсюканья», когда окружающие взрослые ясно и четко разговаривают между собой и с детьми.

Если все приведенные факторы характерны для вашего ребенка, значит, он созрел для обучения. Если не все перечисленное имеет место, то это не повод для грусти, а руководство к действию: вам будет понятно, в каком направлении работать. А буквы и слоги еще выучите – все только начинается.

11 ступеней обучения

Процесс обучения чтению по слогам, можно разделить на несколько ступеней.

1. Покупка букваря

Отправьтесь в книжный магазин и рассмотрите буквари, которые предлагают разные издательства. От того, какой будет эта обучающая книга, во многом зависит интерес ребенка к чтению. Важен формат (должен быть удобен для держания в руках), шрифт, качество бумаги. Многие родители, когда решают научить ребенка читать к пяти-шести годам в домашних условиях, пользуются букварем Н.Жуковой.

2. Знакомство с гласными звуками

Гласные звуки можно тянуть, петь. Это а, о, у, ы, и, э. «А как же я, ю, е?» – удивляются некоторые родители. Это буквы, которые могут обозначать на письме по два звука. Например, звуки «й» и «а» – буква «я». Но не всегда. Например, в слове «песня» буква «я» обозначает звук «а», а стоящая перед ней буква «н» – мягкий звук «нь». Но, конечно же, малышам вы не будете сразу объяснять такие тонкости. Главное, чтобы вы сами не путались в понятиях и осознали, что буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. Буква может обозначать звук (звуки) на письме.

3. Изучение согласных

Как мы уже обращали внимание, согласные звуки надо произносить правильно: б, н, м (а не «бэ», «эн», «эм»). Сначала следует познакомиться со звонкими согласными, потом – с глухими и шипящими. Чтобы запомнить визуальный образ буквы, полезно:

  • Рисовать ее в воздухе.
  • Находить вокруг себя предметы, похожие на эту букву (например, «п» – турник, «с» – долька лимона).
  • Обращать внимание, чем отличаются похожие буквы.

4. Составление слогов

Озвучьте ребенку, как две буквы соединяются в слог. Прочитайте его сами. Попросите малыша повторить. Если ошибся – мягко поправьте. Он должен запомнить правильный вариант, чтобы потом не переучиваться. Если дите устало, отворачивается от букваря – не настаивайте. Прекращайте занятие. В первое время занимайтесь не дольше десяти минут.

5. Закрепление пройденного

Знакомство с новыми слогами следует начинать с закрепления пройденного. Помимо занятий это можно делать в другое время, ненавязчиво. Например, увидев знакомые буквы и слоги на афише, витрине или объявлении. Малыш должен запоминать зрительные образы.

6. Открытые и закрытые

Легче сначала изучать открытые слоги (которые заканчиваются на гласные). После этого можно осваивать закрытые.

7. Простые слова

Когда вы научите своего ребенка читать первые слоги, то можно переходить к простым словам: «Ма-ма», «па-па», «Ма-ша», «ду-да». После этого попробовать коротенькие односложные слова из трех букв, где к знакомому слогу приставляется одна буква. Например: «кот», «мак», «дуб».

8. Не забывайте о паузах

Иногда малышам легче постигать чтение нараспев. Но некоторые дети, которых учили таким образом читать, начинают просто петь целые абзацы, не делая паузы ни между словами, ни между предложениями. Впоследствии такую манеру тяжело искоренить. Поэтому лучше сразу обращать внимание на такие моменты и не забывать о паузах.

9. Читаем предложения

Когда маленький ученик успешно освоил несколько слогов, то он может прочитать первое предложение. Например, классические: «Мама мыла раму», «Раму мыла мама». Заметьте, здесь каждое слово состоит из двух открытых слогов.

10. Не забывайте о похвале

Успехи маленького читателя непременно надо отмечать и поощрять. Искреннее мамино восхищение, слова «умница», «молодец» всегда будут радовать. В свои 5 или 6 лет научившийся читать малыш будет чувствовать себя настоящим героем.

11. Первая книжка

Букварь – это учебное пособие. А первая книжка, которую ваш ребенок прочтет собственными силами, может стать настоящей семейной реликвией. Сохраните ее, и подросший сын или дочка с интересом будут перелистывать свою детскую книжечку, спустя несколько лет.

Дружба с книгой на долгие годы

Читать в свое время учили каждого человека. Но у одних в итоге не развилась любовь к литературе, а другие – не могут ни дня обойтись без книги. На это во многом оказал влияние процесс обучения чтению. Поэтому от родителей зависит, подружится ли ребенок с книжкой. Однако не забывайте, что научить читать – это еще не все. После этого вам предстоит поработать над разными сторонами чтения:

  • Осмысленность. Надо стараться, чтобы ребенок давал правильные ответы по сути прочитанного текста. Пояснял, как он понял содержание.
  • Запоминание. Умение пересказывать крайне важно не только для усвоения полученной информации, а и для успешного изучения разных учебных дисциплин гуманитарного цикла.
  • Выразительность. Логические ударения, передача эмоций героев произведений голосом – все это формирует хорошие ораторские способности, а также развивает воображение.

Команда BrainApps желает, чтобы ваш малыш легко и непринужденно освоил все премудрости чтения. А вам, главное, запастись терпением.

10 правил как научить ребенка читать по слогам

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», - сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:

Итак, вот основные правила

1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них - уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу - не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет - в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра - это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро - за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Ну и напоследок две методики обучения чтению детей на видео:

1) На этом видео представлена традиционная методика:


2) А на этом видео представлен популярный в последнее время ребус-метод (но я все-таки считаю, что лучше всего использовать представленную мною методику):


Полина Васильева специально для женского сайта "Себе на заметку"

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Почему обучение быстрому чтению дается не всем?

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может). Внимание - главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае - обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

Причина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия - так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина№ 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного: .

Обучение быстрому чтению: шаг первый.

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

Обучение быстрому чтению: шаг второй.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

Обучение быстрому чтению: шаг третий.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

Обучение быстрому чтению: шаг пятый.

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

Обучение быстрому чтению: шаг шестой.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы: 1. глаза читают текст, 2. в мозг идет сигнал, 3. подготавливаются органы речи, 4. текст проговаривается вслух, 5. уши воспринимают, 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным. При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» - совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.

Игры с ударением.

Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста - главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением. Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг девятый.

Жужжащее чтение.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать - она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

Обучение быстрому чтению: шаг десятый.

Развивайте зоркость.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.

Развивайте сообразительность.

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру: 1. кот - рот, 2. кот - кит, 3. лес - вес, 4. лес - лещ. Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой. Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее. .

Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.

Развивайте антиципацию - так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово. Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.

Сосредоточение.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.

Наращивайте слова.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.

Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.

Чтение в сопровождении.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.

Простукивание ритма.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.Семейные игры. Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.

Чтение согласных.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных - подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.

Складывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.

Чтение с выражением. Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее. Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.

Тренируем внимание. Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова - абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.

Ролевое чтение.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово - тот победитель. Поощрительные призы - приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.

Таблицы Шульте.

По сути - эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача - в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений. Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным. Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой. Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие. Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.

И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.

Малыш взрослеет. Растут и его умения – он уже может говорить предложениями, знает цвета и формы, ориентируется в буквах и цифрах. Но как научить ребенка читать? С какого возраста начать обучение? Как вообще подойти к такому непростому делу?

Когда учить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик обучения малыша чтению: это и метод Домана, и бархатные буквы Марии Монтессори, и кубики Зайцева, и метод Тюленева. Перечислять можно бесконечно. Все эти способы и пособия рассчитаны на обучения ребенка в домашних условиях самими родителями, но существуют и специальные кружки и курсы, где с малышами занимаются опытные преподаватели.

Но как понять, что пришло время учить ребенка читать? Это раньше родители не предавали большого значения домашнему обучению, а дети учились читать в школе в 6-7 лет. Сейчас ситуация изменилась, и малышей учат чтению чуть ли не с пеленок.

Чтобы понять, что чадо готово к обучению, стоит рассмотреть несколько факторов.

  • Прежде всего, кроха должен хорошо владеть речью, быстро составлять предложения, понимать значения простых слов.
  • У малыша не должно быть проблем со слухом и с произношением.
  • Кроха должен знать базовые направления: лево-право, верх-низ.

Впрочем, многие дети сами проявляют интерес к книгам – маме остается лишь доходчиво объяснить чаду, как это – читать.


12 правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

Правило 1. Не заставляйте

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

Правило 2. Никаких букв

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).

Правило 3. Учите слоги, а не буквы

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

Правило 4. Повторяйте

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

Правило 5. От простого к сложному

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

Правило 6. Учите простые слова

  1. Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
  2. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
  3. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
  4. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

Правило 7. Учитесь везде

Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

Правило 8. Играйте!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

Правило 9. Заинтересуйте.

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.

Правило 10. Чтение вслух

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

Правило 11. Чтение с закладкой

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

Правило 12. Частые занятия

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать.


Заключение

Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top