Как играть с девятинедельным ребенком, и что необходимо для его развития в этом возрасте? Физические показатели развития

Как играть с девятинедельным ребенком, и что необходимо для его развития в этом возрасте? Физические показатели развития

Ребенок 9 месяцев от роду уже обладает необходимой мышечной силой для того, чтобы стать «человеком прямоходящим». В данный период он начинает учиться самостоятельно вставать без помощи опоры. Пока еще ребенок 9 месяцев не готов сделать первый самостоятельный шаг, поэтому, постояв немного, шлепается обратно на пол.

Развитие ребенка 9 месяцев: пальчиковые игры

Наступает самое время у ребенка. Маленькие пальчики достаточно любопытны для того, чтобы залезать во всевозможные дырочки и щелочки, но они пока плохо слушаются малыша. Когда он хочет посмотреть книжку с тонкими страницами, его ручки, пытаясь перевернуть листы, рвут их. Чтобы избежать таких катастроф, стоит давать «почитать» ребенку специальные книги для самых маленьких, которые сделаны из толстого картона.

Развитие мелкой моторики ручек ребенка 9 месяцев можно начать с простейших занятий, например, сыграть с ним в игру «Собери орешки». На игровом ковре рассыпать десяток грецких орехов и попросить ребенка помочь их собрать в мешочек. Орехи можно заменить более мелкими предметами: пуговицами или фасолью, но в этом случае придется внимательно следить за тем, чтобы ни один из предметов не попал в маленький ротик.

Летом на улице игровые занятия по развитию моторики будут еще интереснее, ведь существует такая замечательная вещь, как песок. Набор формочек и совочек прекрасно подойдут для игр на улице. Занятия в песочнице будут благоприятно воздействовать на развитие ребенка 9 месяцев.

Развиваемся вместе с мамой

В помещении можно проводить развивающие игры с водой. Ребенок 9 месяцев будет в восторге, переливая теплую водичку из одной мисочки в другую. Во время купания тоже можно немного поиграть с малышом (если он не боится воды) или научить его мыть свои ручки.

Ребенок в 9 месяцев уже знает многие части тела, те о которых мама чаще всего ему рассказывает: носик, глазки, ротик, ушки, ручки, ножки. При этом он понимает, что они есть не только у него, но и у мамы, и очень любит ей их показывать. Рассматривая и трогая маму, чадо иногда находит очень интересные вещи: сережки, часы, цепочку. Он запоминает их местоположение и, оказавшись на руках в следующий раз, пытается отыскать.

Развитие памяти позволяет малышу успешно запоминать и последовательность действий в пестушках и потешках. Он с удовольствием хлопает в ладоши, закрывает ручками глазки и топает ножками в нужные моменты. А может и «подпевать» маме, лепеча милый набор слогов.

Занять малыша полезным делом, совершенствующим развитие ребенка 9 месяцев, не сложно. Ему доставит удовольствие возможность рвать и мять бумагу (желательно не газету) и рисовать, окуная ручки в краску.

Общение с мамой для малыша является прекрасной школой жизни. Именно у родителей ребенок перенимает стиль поведения, привычки, постигает основные правила. Он получает бесценные уроки, усвоение которых напрямую влияет на развитие ребенка 9 месяцев.
Посмотрите что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Посмотрите видео про комплекс упражнений в 9 месяцев

Развитие ребенка от 9 до 10 месяцев

Рост: 68-73

Вес: 8-9,5

9 месяцев – возраст интенсивного роста, развития, закрепления и совершенствования ранее освоенных навыков. У младенца уходит много сил на становление костно-мышечного аппарата, так как тело активно готовится к долгожданному прямохождению.

Развитие ребенка 9 месяцев подразумевает получение всех основных умений, открывающих двери в мир самостоятельности. Малыш уже не так сильно огорчается собственным неудачам, потому как готов многократно совершать попытки осуществить желаемое. Его терпение награждается множеством достижений.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

С каждым месяцем жизни ребенок показывает удивительные возможности своего организма, тела, силы воли. Маме достаточно сложно разграничить временные интервалы характеризующие новые этапы развития. В этом поможет нехитрый перечень достижений, специфических для каждого из них. Согласно последним, младенец:

  • самостоятельно садится, находится в положении сидя около 10-15 минут;
  • в положении сидя может тянуться, брать рукой игрушку;
  • встает держась за опору, делает несколько мелких шагов;
  • держась за спинку стульчика передвигает его и совершает шаги;
  • уверенно ползает по-пластунски, не всегда или недолго - на четвереньках;
  • совершает много прицельных движений: двумя пальцами берет мелкие предметы, старается детально изучить, ощупать их;
  • крепко держит все, что попало в его сильные пальцы, с трудом разжимает их (нервничает, если пытаются изъять из ладони предмет).

В возрасте 9 месяцев у ребенка начинают, либо . Несмотря на общепринятые нормы, у многих детей первые резцы появляются уже в 4 месяца, или напротив, в 10-12 месяцев. В любом случае это не должно особенно смущать родителей. Основное внимание необходимо фокусировать на самочувствии младенца.

У некоторых детей зубы режутся практически безболезненно, с проявлением легкой капризности, повышением температуры тела до 37°С. А у других наоборот - болевой синдром настолько выражен, что малыш с трудом способен отвлечься от него, заиграться. Температура повышается порой выше показателей 38-38,5°С. Без обезболивающих мазей для местного использования и препаратов системного действия (жаропонижающие, обезболивающие), в таком случае не обойтись.

В столь нелегкий период развития ребенка 9 месяцев, ввиду интенсивного стресса, иммунитет крохи резко снижается, потому, нередко, присоединяются инфекционные заболевания. Беззащитный организм не борется с вирусами и бактериями в полной мере, ввиду этого, недуг протекает с выраженной интоксикацией, высокой температурой, нарушением общего состояния ребенка.

Несмотря на то, что первопричиной служит прорезывание зубов, необходимо незамедлительно начать противовирусное/антибактериальное лечение. Зубная боль через несколько дней утихнет, а банальная простуда способна трансформироваться в более серьезные заболевания с развитием осложнений, со всеми вытекающими последствиями.

Особенности развития ребенка 9 месяцев

Помимо основных специфических признаков развития, характерных для ребенка 9 месяцев, существует много значимых особенностей на которые важно обращать внимание. Рассмотрим их подробнее.

Моторика

Лежа на спине ребенок легко запрокидывает ноги к голове, захватывая их ручками, тянет стопы в рот. Легко переворачивается во всех направлениях, самостоятельно переходит в положение сидя. Сидит без поддержки, держит спину ровно, уверенно сохраняет равновесие. Может поворачиваться вокруг своей оси, немного продвигаться вперед.

Теперь ребенок начинает ползать «на карачках». Хватаясь за кроватку или другую мебель, становится на ножки, один за одним совершает мелкие шаги. На несколько секунд задерживается в положении стоя без поддержки. Пытается сделать шаг, но попытка завершается мягким приземлением на попу.

В истории эволюции, возможность противопоставлять большой палец указательному, являлся одним из примеров величайшего прогресса в развитии. Теперь первобытный человек смог осваивать использование более удобных орудий труда, начать обучаться примитивному письму.

Для развития ребенка 9 месяцев этот навык также, несомненно, играет важнейшую роль. Он более уверенно держится за опору, тем самым открывая для себя новые возможности познания, обеспечивая безопасность при выполнении непростых движений. Крепко держит в ручке игрушку, чашку, пустышку. Это означает, что малыш способен адаптироваться к более самостоятельному существованию, перестав привлекать маму по малейшему поводу.

Одним словом, уже с 9 месяцев начинается новый этап, на котором ребенок учится многое делать без помощи папы и мамы, а родители, в свою очередь, воздерживаться от лишнего вмешательства и опеки, но в то же время, не терять бдительности, активно страхуя малыша.

Развитие речи и социальный контакт

Из уст девятимесячного ребенка можно услышать много новых звукосочетаний. Прежние дада, мама, папа, тата украшаются яркими интонациями, порой, слова звучат осознанно, применяются по отношению к определенному объекту.

Услышав свое имя ребенок оживляется, поворачивает голову, улыбается, может восторженно вскрикнуть. Эмоции крохи открыты и непосредственны: он не скрывает ни радости, ни злости, ни обиды. Если смеется, то искренне и громко, если плачет - от души, на всю мощь.

Умеет привлечь внимание к себе, затем указать пальчиком на то, что конкретно интересует. Внимательность, присущая жаждущему новых впечатлений малышу, позволяет запомнить, что красивый апельсин спрятали в холодильник, а пупырчатую расческу - в шкаф. Кроха настойчиво будет показывать на дверцу, требуя достать предмет, которым игрался ранее.

Некоторые дети понимают и отвечают на просьбы: «дай», «на», пытаются качать головой: «нет», «да». Начинают понимать значение фраз: «Иди сюда», «Туда нельзя», «Смотри сюда» и т.п. Одним словом, развитие ребенка 9 месяцев позволяет ему активно взаимодействовать со взрослыми.

Оптимальные условия для развития ребенка

Надежным помощником для развивающегося ребенка может стать грамотно продуманный режим сна и отдыха для которого будут созданы оптимальные условия. Периоды бодрствования наполняются активными играми, сбалансированным питанием, процедурами гигиены, общением, уймой познавательных занятий. Необходимо помнить о некоторых важных аспектах, которые иногда остаются упущенными.

Кормление

К привычным кормлением грудью, в режим входят 2-3 «взрослых» кормления. Если ребенку еще тяжело принимать такие изменения, спешить не стоит. Любые новшества в пищевом рационе необходимо вводить постепенно, «закрепляя» их несколькими днями повторений.

Для интенсивного развития ребенка в 9 месяцев уже недостаточно одного молока, потому, соответствующих возрастным потребностям является обязательным. Кормления грудью/смесью остаются на вторую половину дня.

Отдых

Девятимесячный ребенок днем спит два раза по полтора-два часа. Ночной сон составляет примерно 10 часов. Согласно прежнему режиму, просыпается на кормление ночью, хотя больше не из чувства голода а из-за потребности в тактильном контакте. Организм должен полностью восстановиться после насыщенного событиями дня. Для этого должны создаваться определенные условия:

  • тишина;
  • приглушенный свет;
  • температура в пределах 20-22°С;
  • комфортная одежда;
  • оптимальная влажность воздуха (не ниже 50%).

Перед сном необходимо проветрить комнату в течении получаса-часа. Важно следить за тем, чтобы в помещении не было сквозняков.

Если не обеспечить малышу качественный сон, он проснется расстроенным и капризным. Грядущий день не будет для него интересным и познавательным, как в случае с продуктивным отдыхом.

Прогулки и профилактика инфекционных заболеваний

Ежедневно на прогулки должно уходить от полутора до четырех часов в день. Если позволяют условия гулять можно дольше. Единственное, не стоит радикально менять режим дня малыша из-за внеплановых прогулок. Всего парочка отхождений от привычных режимных моментов и малыш полноценно переключится на более свободные, непривязанные ко времени условия.

Те самые внеплановые прогулки уместны в случае, если страдает самочувствие малыша, тогда свежий воздух служит неким переключением внимания, успокоительной пилюлей.

Парковая зона, или двор частного дома - идеальная местность для прогулок с ребенком. Тень деревьев задерживает прямые солнечные лучи, что в этом возрасте как нельзя кстати. Если таких условий нет - прячем ребенка от прямых солнечных лучей навескиком коляски, избегаем места скопления народа.

Условная изоляция во время прогулок является профилактикой инфекционных заболеваний. Дополнительным мероприятием, предотвращающим активность патогенной флоры является ежедневное протирание/увлажнение носовых ходов специальным солевым раствором (особенно в холодное время года), и контроль влажности воздуха в детской комнате. Оптимальный уровень - 50-70%. Если нет возможности приобрести увлажнитель воздуха, можно на ночь положить на батарею мокрое полотенце - маленькая полезная хитрость.

Развивающие игры и массаж

Развивающийся малыш 9 месяцев продолжает активно познавать мир. Путем игры информация осваивается быстрее, проще и в удовольствие. Кроха часто использует нестандартные подходы, пытаясь получить желаемое. К примеру, бросает игрушку в дверной проем, чтобы позвать маму. Или пытается встать на крупную игрушку, чтобы дотянуться желанному объекту. То, что шар не будет лежать на другом шаре, а кубик - катиться, познает опытным путем. Ударяя игрушку о другие игрушки, понимает, что звучание будет разным. Именно эти, на первый взгляд незначительные особенности, помогают понять какие игры и новые игрушки уместны для дальнейшего рационального развития ребенка.

Малыш по-прежнему все пробует «на зуб», потому предметы, которые даются крохе, должны быть чистыми и безопасными (исключить наличие токсичных красителей, травмоопасных элементов). Если игрушки нельзя обдать кипятком, необходимо их тщательно вымыть под проточной водой.

Ребенок начинает подолгу играть без участия взрослых. Небольшая пирамидка, кубики, неваляшки и погремушки разных размеров, форм и звучания - лучший ассортимент для этого возраста. Развивающий коврик также остается актуальным: теперь младенец более сознательно рассматривает, трогает составляющие коврика, изучает картинки на нем.

Несложная гимнастика для глаз и слуха будет отличным помощникам для развивающихся анализаторов. Если это не выполнение конкретных рекомендаций специалистов, достаточно просто тренировать умение младенца реагировать на разные звуки, следить за движущимся предметом.

Для того, чтобы появился стимул ползти - достаточно положить яркую игрушку на расстоянии метра-полутора. Следуя цели, ребенок сможет проползти гораздо дальше (родители могут незаметно отодвигать предмет).

Легкий массаж стимулирует кровообращение и расслабление мышц. Поглаживание, растирание, пощипывание верхних, нижних конечностей и спинки - самое то. Для животика применяем мягкие круговые движения ребром ладони. Направление - по часовой стрелке.

Что должно насторожить родителей

Дети не могут развиваться в четком соответствии с какими-либо стандартами. И тем не менее, те навыки, которые вполне естественны для определенного возраста, должны быть освоены. Родителям стоит проконсультироваться у педиатра, если ребенок 9 месяцев:

  • в положении сидя плохо держит равновесие;
  • не может ползти вперед;
  • не пытается самостоятельно держать чашку;
  • не стягивает шапочку с головы;
  • не заинтересовывается игрой;
  • проявляет очень скудные эмоции;
  • одинаково реагирует на близких и чужих людей.

Каждый из указанных навыков может прийти в норму, тем не менее, некоторые детки должны прилагать больше усилий нежели остальные, а как это сделать они не знают. Специальные занятия и процедуры помогут малышу «догнать» норму, а иногда, предотвратить серьезные нарушения физического и психомоторного развития в будущем.

Частые визиты к детскому врачу, всевозможные школы мам, обучающие курсы материнства, львиную долю внимания уделяют первому году жизни ребенка. Именно эти 12 месяцев являются определенной точкой отсчета на самом старте длинного, тернистого пути к неизведанному будущему.

Стоит ли родителям отдавать все силы и старания для помощи неопытному человечку? Однозначно да. Уже через несколько лет бессонные ночи и головная боль обернутся наибольшей наградой в мире - присутствием в их жизни здорового, жизнерадостного, любознательного ребенка. Есть ли что-то более важное для любящих родителей?

Ребёнок в 9 месяцев – это уже не беспомощный младенец, а достаточно адекватный человек. Грудничок не только вырос физически, он умеет ярко и к месту выражать свои эмоции. Может заразительно смеяться, когда папа или мама подбрасывают его вверх, и горько плакать, если не дают то, что хочется.

Дети в 9 месяцев имеют свою точку зрения. Снимают мешающую шапку, выбирают дорогу для прогулки, стремятся заполучить понравившийся предмет. Дети по природе эгоисты. На 9 месяце жизни они уже могут осознать, чего хотят, но не понимают, почему этого «нельзя», что их желания часто противоречат интересам других людей.

Ребёнок ещё не готов к запретам, поэтому нужно постараться и убрать из поля его зрения все предметы, которые опасны для него или по каким-то другим соображениям не должны оказаться у малыша в руках.

Если карапуз всё-таки заполучил что-то запретное, нужно отвлечь его. В этом возрасте это ещё достаточно просто сделать. Можно показать игрушку, заинтересовать видом из окна.

Ребёнок много времени проводит на полу, ползая, шагая вдоль мебели, изучая окружающие предметы. Мамины руки теперь свободнее, но в целях безопасности оставлять одного малыша нельзя.

Особенности

Главное новшество 9 месяцев – подготовка к хождению. Ребёнок уже умеет хорошо сидеть, самостоятельно стоять недолгое время, это совершенно новое ощущение, к которому необходимо привыкнуть и психологически, и физически. В 9 месяцев малыш умеет шагать, держась за диван или другую опору, приседать, ползать.

Сидя ребёнок достаёт, берёт руками игрушки, изучает их. Из-за роста физической активности замедляются темпы набора веса. За девятый месяц ребёнок прибавляет 0,3-0,5 кг. Вес составляет около 9 кг, рост примерно 70.

Навыки

Что умеет ребёнок в этом возрасте:

  • Показывает части лица, тела. Если малыш ещё этого делать не умеет, это не значит, что он недостаточно развит. Просто ему ещё никто не показал.
  • Суёт свои пальчики в любые дырочки, тянет в рот изучаемые предметы.
  • Листает книги.
  • Рвёт бумагу, мнёт пальчиками тесто, пластилин.
  • Крепко держит в руках чашку, еду. Он хорошо берёт пальчиками предметы. А разжать их ещё не может. Поэтому если малыш схватил что-то, отобрать у него предмет очень трудно.
  • Лепечет, поёт, произносит отдельные слоги или простые слова. Некоторые хорошо повторяют за взрослыми. Произносят звуки и обозначают ими определённые предметы или людей. В разговоре появляются интонации, скопированные из речи взрослых.
  • Отвечает простыми жестами: кивок или покачивание головой, означающие согласие или отрицание.
  • Зная своё имя, отзывается на него, улыбается при этом.
  • Понимает несложные просьбы, например, «иди сюда», «возьми мяч».
  • Начинает проявлять интерес к одеванию, помогает, просовывая в рукава руки, в ботинки ноги. Самостоятельно снимает шапку или носок.
  • Обращение с игрушками сводится к изучению из свойств. Ребёнок в 9 месяцев любит разбирать их по частям, вкладывать одну в другую, бросать и наблюдать за полётом. Это не вредность – так малыш познаёт мир.
  • Малышу нравится игра в «ку-ку», прятки. Он просит повторить много раз. Слово «ку-ку» вызывает у него бурю эмоций. Это можно использовать, когда малыш злится или расстроен. Напомнить ему слово, и на лице обязательно появится улыбка.
  • К тому времени, когда 9 месяцев ребенку уже исполнилось, он научился различать близких людей и чужих. Карапуз боится или сторонится незнакомых.

Режим дня, питание

Чтобы малыш мог нормально развиваться, он должен полноценно питаться, гулять на воздухе, хорошо высыпаться. Если в жизни ребёнка есть режим, он привыкает к определённой последовательности действий каждый день, не сопротивляется им.

У ребенка в 9 месяцев развитие и питание тесно связаны между собой. В этом возрасте малыш уже ест многое из «взрослой» пищи. Главное условие: питание должно быть разнообразным, максимально полезным, включать достаточно клетчатки, витаминов. У ребёнка уже достаточно зубов, чтобы учиться жевать. Необходимо постепенно переходить с пюре на более твёрдую пищу.

К 9 месяцам дети спят ночью около 10 часов, а днём два раза по 2. Каждый малыш индивидуален, эти цифры могут отличаться. Главное, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, развит физически и психически.

Груднички ночью просыпаются поесть. Причина – не голод, а психологическая зависимость от матери. Это нормально и пройдёт вместе с отлучением от груди. Женщине обычно такое ночное кормление особого дискомфорта не доставляет. Малыш сосёт грудь во сне и спокойно спит дальше.

Занятия и игры

Малыш уже способен некоторое время сосредоточенно и увлечённо что-то делать. Чтобы помочь в развитии 9-месячному ребенку, нужно направить его активность в правильную сторону:

  • Учить необходимым в будущем действиям. Например, снимать, одевать одежду, есть ложкой. Вероятно, ребёнок заинтересуется и захочет примерить все свои вещи или что-то из маминого гардероба. Не нужно этому сопротивляться. Чем больше он будет тренироваться, тем быстрее научится.
  • Развивать моторику рук. Это важное условие не только для будущего умения красиво писать, но и для формирования правильной речи, выполнения бытовых действий.

Детям очень нравится рвать бумагу. Это хороший развивающий метод. Дайте малышу рулон туалетной бумаги. Это надолго его увлечёт. Здесь важно показать ребёнку с самого начала, что нельзя рвать книги. К ним необходимо формировать особое отношение, беречь. Лучше, если некоторое время доступными будут только картонные книги, пока малыш окончательно не поймёт, что их рвать нельзя.

Интересная и полезная игра – перебирание мелких предметов. Подойдут пуговицы, бусинки разных цветов, макаронины необычных форм, камешки, зубочистки. Малышам нравится рассматривать и перекладывать мелкие предметы.

Но родители должны быть очень внимательными, ребёнок способен потянуть любой предмет в рот, попытаться засунуть в нос или ухо.

Игре следует быть совместной, контролируемой. Если малыш устал, необходимо всё сложить и убрать подальше, чтобы он не смог достать.

Ускорить развитие ребёнка в 9 месяцев, развитие его моторики помогают занятия лепкой, рисование. Маме нужно творить вместе с ребёнком. Ему понравятся получившиеся фигурки, он будет стремиться сделать так же. Если в тесто вжать бусинки или макаронины, ребёнок будет их выковыривать. Он должен мочь это сделать.

Игры в ванной

Купание превращается в 9 месяцев в занимательную игру. Резиновые звери, формочки, стаканчики – всё интересует ребёнка. Переливание из ёмкостей, мытьё игрушек увлекает малыша. Он может долго не соглашаться заканчивать купание. Чтобы без слёз решить этот вопрос, можно предложить ему попрощаться с игрушками. Сказать, что малыш обязательно скоро с ними снова встретится, помахать ручкой и спокойно вынуть его из воды. Или незаметно слить воду и сказать, что она уже убежала.

Утром нужно учить ребёнка умываться. Показать, как это делать, на себе. А затем помочь ему повторить. Нужно рассказывать малышу, как важно быть чистым. Хвалить его за вымытые ручки и личико. Говорить, какой он стал красивый.

Игрушки

Главное правило выбора – безопасность. Игрушки не должны содержать острых углов и деталей. Ребёнка 9 месяцев интересует всё: заводные, говорящие, мягкие зверушки, куклы, машинки, кубики и пирамидки, конструкторы. Нужно учить маленького человека играть с ними. Можно показывать, как ездит машинка или паровозик, как собирать пирамидку, как строить, как «ходят» кукла или мишка, покормить их «понарошку», умыть, пожалеть.

Дети быстро запоминают и копируют действия взрослых. Вскоре малыш сам будет играть и придумывать что-то новое. И у мальчиков, и у девочек должна быть хотя бы одна кукла. На ней нужно учиться показывать глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик, спинку. А потом то же найти у самого ребёнка, у мамы и папы.

По мере роста к этому списку можно добавлять более мелкие детали, например, пальчики, колени, ресницы. Кукла – это наглядное пособие для изучения человеческого организма. Кроме того, она станет хорошим другом малыша, с ней можно всё делать вместе, на игрушке нужно показывать то, что сам ребёнок ещё делать не умеет или боится.

Физическое развитие

Чтобы развивались мышцы и ловкость, нужно помнить про . Нравятся малышам разных размеров, цветов мячи.

Нужно учить ребёнка ловить и бросать мяч, приносить и подавать, перекатывать по полу, чтобы он понимал разницу в этих действиях. Это отлично развивает ловкость, координацию и приносит всем много радости.

Можно сделать свою собственную «дорожку здоровья». На кусок ткани наклеить или пришить пуговицы, камешки, лоскутки разных на ощупь тканей. И давать малышу ходить по нему босыми ножками. Пока кроха не умеет сам передвигаться вертикально, нужно его поддерживать. А через пару месяцев он сам с большим удовольствием будет ходить по дорожке.

Это способствует закаливанию, является массажем стоп, улучшает координацию и ориентацию. Сначала нужно дать малышу изучить всё руками, потрогать, оценить. А потом можно давать команды, на что наступить, добавив разнообразие в игру.

Детей привлекает зеркало. С ним тоже можно играть:

  • рассматривать отражение разных предметов, людей;
  • сравнивать увиденное с оригиналом;
  • строить гримасы;
  • показывать радость, гнев, удивление, страх.

Это очень хорошо для развития эмоций. Упражнения для лица стимулируют хорошую речь.

Ребёнок 9 месяцев требует много внимания. Часто мамы жалуются, что им не хватает времени на все дела и игры. Но не обязательно отрываться от домашней работы, можно совмещать её и общение с малышом. Время, уделённое ребёнку, обязательно положительно повлияет на его развитие.

Чем старше ребёнок, тем более самостоятельным он становится. В 9-месячном возрасте кроха уже может проявлять свои личностные особенности и желать социального взаимодействия. Подросший малыш начинает подражать интонациям взрослых, копировать поведение других детей, откликаться на своё имя и искать глазами названный предмет. Он уже умеет самостоятельно передвигаться: ползать, садиться, стоять у опоры. Какие ориентиры должны быть у родителей для того, чтобы понять, что все физиологические потребности их чада удовлетворены? Сколько он должен спать в день и какому режиму подчиняться?

Сон 9-месячного малыша: педиатрические нормы

Сон 9-месячного малыша составляет 12–14 часов в сутки. Из них 10–12 приходится на ночной отдых, 3–4 - на два дневных.

График с двумя дневными снами по 1,5–2 часа скорее теоретический. У каждого малыша есть свои особенности, поэтому нормой считается и трёхкратный отдых днём. При этом первый и третий могут быть непродолжительными - около 40 минут каждый, а второй - длиться до трёх часов.

Режим сна зависит от эмоционального и физического состояния малыша, его утомляемости. В этом возрасте ребёнок может не спать 3–4 часа подряд. Бодрствование проходит активно и кроме игр включает в себя подготовку к отдыху и засыпание. В 9 месяцев ещё сложно говорить о режиме дня, скорее это определённый ритм, соответствующий физиологическим потребностям ребёнка.

К 9 месяцам около 70% детей могут спать всю ночь. Но нормальным считается одно ночное пробуждение для того, чтобы поесть. Если малыш находится на грудном вскармливании, это кормление будет важным для поддержания лактации.

Нарушения сна и их причины

К нарушению дневного сна относится то, что малыш спит более трёх раз, при этом продолжительность отдыха длится не дольше получаса. Но самая частая родительская жалоба - частые просыпания ночью. После них крохе бывает сложно уснуть снова, а дальнейший сон становится поверхностным и некрепким. Почему так происходит? Причин несколько.

  1. Сильное переутомление: большое количество гостей, слишком навязчивые игры, громкая музыка.
  2. Неправильные условия в комнате, где спит ребёнок: температура выше 18 градусов и излишняя сухость воздуха.
  3. Пренебрежение режимом: иногда родители «сдвигают» сны, подгадывая их под свои дела.

Для того чтобы нормализовать сон, нужно соблюдать несколько условий:

  • перед укладыванием в кроватку хорошо проветрить комнату;
  • надеть на малыша комфортную одежду - пижама не должна жать или натирать;
  • соблюдать «ритуал» - несколько действий, которые постоянно повторяются перед сном в одном и том же порядке;
  • за 1–2 часа до сна заменить активные игры спокойными;
  • стараться выдерживать распорядок дня.

Педиатры говорят о том, что через капризы при засыпании и даже отказ от дневного отдыха проходит большинство детей. Родителям нужно мягко настаивать на своём, выполнив при этом все рекомендации по нормализации сна.

Здравствуйте, я хотела задать вопрос по поводу сна моего ребёнка. Нам 9 месяцев, днём очень плохо засыпаем, всё начинается с утра, она просыпается, завтракает, затем через определённое время идём на первый дневной сон. Ребёнок начинает сильно капризничать, кстати, спим дома, я ложусь рядом. Капризы, плачь занимают около часа, затем от усталости она падает и засыпает, после обеда та же история. В коляске она перестала со мной засыпать, также плачет. Но когда приходит няня, с ней она спит, но также недолго. Ночью она засыпает хорошо, спокойно. За ночь просыпается 2 раза. Но иногда бывают моменты, что она очень беспокойно просыпается и плачет. Посоветуйте, как быть.

Отвечает Семенченя Татьяна Николаевна, педиатр:

Здравствуйте! Вам не нужно переживать, все дети проходят через такой момент, когда начинаются капризы и отказ от сна в дневное время. Главное - не уступать малышке, так как этот сон ей просто необходим. В этом возрасте норма сна около 15–16 часов в сутки. Постарайтесь создавать для сна особую атмосферу, полумрак, спокойная музыка или ваше убаюкивание, качание в коляске, отсутствие раздражителей, громких звуков. И это хорошо, что ночью малышка спит. Удачи вам 🙂

Семенченя Т.Н., педиатр

https://health.mail.ru/consultation/1655487/

Часто в ночное время плохо спят малыши, находящиеся на грудном вскармливании по требованию. Такой подход предполагает совместный сон. Близость мамы и запах молока создают ситуацию, когда ребёнку нужно прикладываться к груди несколько раз за ночь.

Любое существенное изменение качества сна, внезапное пробуждение или желание спать в необычное время должны насторожить маму. Сонливость может быть признаком повышенной температуры или недостатка жидкости в организме. Если у родителей возникают какие-то сомнения относительно отдыха ребёнка, нужно обратиться к детскому неврологу.

Часы бодрствования

Время бодрствования 9-месячного ребёнка следует наполнить полезными и интересными занятиями. Важным в этом возрасте является развитие моторики - с такой сложной задачей помогут справиться пальчиковые игры, которые обычно очень нравятся малышам, или яркие лоскутки ткани с пришитыми на них пуговицами. Дети любят рассматривать картинки, поэтому среди игрушек вполне могут появиться картонные книжки или карточки. Большинство из них уже умеет ползать, поэтому можно играть с ними в догонялки или прятки, давать мячики.

У каждого карапуза свои предпочтения по части игр, но важным правилом является чередование активных занятий с более пассивными. При этом время непосредственно перед сном лучше провести спокойно.

В распорядке дня ребёнка должна быть гимнастика. Проводить её нужно ежедневно в одно и то же время. Оптимально делать это через 40–50 минут после завтрака. Так между приёмом пищи и активным времяпрепровождением будет достаточный перерыв, но у малыша останется время до первого дневного сна.

Как и более младшие дети, подросшие крохи любят гимнастику на фитболе. Это не только весело, но и полезно для развития крупной моторики и вестибулярного аппарата. Этот спортивный тренажёр можно чередовать с упражнениями на пелёнке.

Упражнения на фитболе для детей до 1 года - видео

Дневные прогулки

Важным элементом в распорядке дня являются прогулки. Если малыш спит в коляске, то на свежем воздухе можно проводить один из снов. При двух дневных отдыхах лучше устраивать на улице первый, а при трёх - самый долгий, как правило, второй. Но не все дети в 9 месяцев соглашаются на эти условия. В таком случае прогулка становится способом получить новые впечатления.

При хорошей погоде гулять нужно 2 раза в день. Продолжительность нахождения на улице зависит от времени года и желания родителей. Например, летом можно проводить на воздухе несколько часов, взяв с собой в парк или сквер плед и лёгкий перекус. Зимой при несильном морозе длительность прогулки составляет около 1–1,5 часов.

Плохая для прогулки с ребёнком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40, -30). И следует честно признать, что под понятием «плохая погода» часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя, по большому счёту, не только лень или занятость родителей виноваты. Достижения цивилизации: телевизор, компьютер, игрушки - всё чаще и чаще приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребёнком рассматривается как более предпочтительное.
Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

Комаровский Е.О., педиатр

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Купание

В большинстве семей принято купать детей перед ночным отдыхом - чаще всего это занятие действует расслабляюще, помогает «смыть» дневные эмоции. В этом случае оно становится частью ритуала отхода ко сну, который можно дополнить пожеланием спокойной ночи родителям или игрушкам, пением колыбельной, чтением сказки.

Но есть и такие малыши, которых купание, наоборот, возбуждает. Для них водные процедуры лучше проводить утром или после дневного сна. Но, главное, не стоит вовсе отказываться от ванной.

Кормление: когда и сколько должен есть и пить малыш в 9 месяцев

Питание ребёнка 9 месяцев зависит от некоторых обстоятельств. У большинства деток к этому возрасту есть несколько зубов, поэтому малыш уже хочет пробовать новую пищу. Можно постепенно изменять консистенцию привычной еды, но делать это нужно осторожно и плавно.

Особенности кормления зависят и от вида прикорма, который выбрали родители. Те, кто склоняется к традиционному, или педиатрическому, прикорму, к этому возрасту дают ребёнку каши, овощи, фрукты, мясо. Некоторые мамы уже начинают вводить в рацион детский творожок.

В последнее время всё чаще можно увидеть информацию о педагогическом прикорме. Это направление развилось в качестве альтернативы традиционному прикорму с точными объёмами пищи и порядком введения новых продуктов. По схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки - это микродозы всех продуктов, которые едят в семье. Естественно, речь не идёт о «нездоровой» пище.

Интересно, что большинство педиатров являются сторонниками классического педиатрического прикорма, а последователи идей «естественного» воспитания склоняются к педагогическому.

Традиционная схема предполагает пятиразовое питание. Объём каждого приёма пищи составляет около 200 мл. Первое и последнее кормления даются в виде грудного молока или смеси. Если ребёнок находится на грудном вскармливании по требованию, он дополнительно в течение дня получает грудь.

Не стоит забывать о питьевом режиме. В качестве питья лучше предлагать обычную воду - кипячёную или специальную детскую, продающуюся в магазинах. Если ребёнок просит пить, нужно давать ему столько воды, сколько он хочет. Особенно это касается искусственников: грудное молоко состоит из воды на 87%, а в смеси её гораздо меньше. Обезвоживание организма способно вызывать проблемы с пищеварением, запоры, а в тяжёлых случаях - нарушение в крови баланса натрия и хлора и почечную недостаточность.

Примерный объём жидкости, которая поступает в организм малыша в сутки, составляет примерно 1 литр. В этот показатель входит и вода, содержащаяся в пище. Исключением являются хронические заболевания сердца и почек. В этом случае рекомендации по питьевому режиму даёт врач.

Более подробно о питании ребёнка в 9 месяцев .

Примерный распорядок дня девятимесячного ребёнка

При установившемся режиме питания распорядок дня малышей на искусственном и естественном вскармливании не различается, кроме случаев, когда грудное вскармливание происходит по требованию.

Примерный распорядок дня ребёнка 9 месяцев - таблица

Временной интервал Элемент режима
7:00–7:30 Пробуждение, утренний туалет и первое кормление (грудное молоко или смесь)
7:30–9:30 Игры, гимнастика
9:30–11:30 Первый дневной сон (желательно на воздухе)
11:30–12:00 Пробуждение, второе кормление (каша или фруктовое пюре)
12:00–13:00 Игры
13:00–15:00 Прогулка
15:00–15:30 Третье кормление (овощное пюре с мясом или супчик на овощном бульоне)
15:30–17:30 Второй дневной сон
17:30–19:00 Игры, прогулка
19:00–19:30 Четвёртое кормление (кашка с мелко нарубленным мясом, творожок)
19:30–20:30 Игры
20:30–21:00 Купание
21:00–21:30 Пятое кормление (грудное молоко или смесь)
21:30–7:00 Ночной сон, который может прерываться кормлением

Причины нарушения режима дня

В течение первого года жизни распорядок дня ребёнка кардинально меняется несколько раз. Это зависит от увеличения времени бодрствования и уменьшения количества сна. Режим у детей до 1 года подчиняется их естественным ритмам, поэтому на отклонения в 20–30 минут обращать внимание не стоит. Если он сбивается более существенно, этому может быть несколько причин:

  • прорезывание зубов;
  • болезнь;
  • уменьшение потребности во сне;
  • недостаточная двигательная активность;
  • овладение новыми навыками.

Часто случается так, что после болезни или отдыха в другом часовом поясе режим дня сбивается. Если этот период не сочетается с другими причинами, то распорядок восстановится сам. В других случаях нужна деликатная помощь родителей. Допускается будить ребёнка для того, чтобы уложить спать на ночь пораньше. Главное, делать это плавно и последовательно, ориентируясь на примерные возрастные нормы сна.

Особую роль в восстановлении режима играет ритуал отхода ко сну. Его начало даёт малышу сигнал о том, что скоро нужно ложиться в кроватку. Примерно за час до отдыха нужно прекратить активные игры и исключить посторонние шумы.

Если родители позволяют себе смотреть телевизор в присутствии ребёнка, самое время его выключить. Можно подобрать тихую спокойную музыку и порассматривать с крохой картинки.

Но самым главным правилом является спокойствие и уверенность мамы. Дети мгновенно считывают настроение и эмоции близких взрослых: если они нервничают, ребёнок сам станет капризным и возбуждённым. Н и в коем случае нельзя допускать вспышки раздражения. Тактильные и словесные проявления любви и заботы помогут карапузу быстрее успокоиться.

В возрасте 9 месяцев многие малыши становятся взрослее, осваивают навыки самостоятельного передвижения. В это время огромное значение для детей имеют совместные занятия с родителями. Если понимать физиологические и социальные стороны развития ребёнка, беззаветно любить его, то воспитание маленького члена семьи принесёт только счастье.

Здравствуйте! Меня зовут Наталья, имею два гуманитарных образования. Сейчас нахожусь в декрете. Заниматься копирайтингом стала около 8 месяцев назад. В первую очередь, для меня это возможность немного отвлечься и заняться тем, что я люблю и что у меня, я думаю, уже получается.

Часто родители с нетерпением ждут появления первого зубика у малыша, а он все не прорезывается. Известные нормы сроков прорезывания первых зубов – от 4 до 7 месяцев жизни. И если проходит время, а у ребенка нет зубов в 9 месяцев, у многих мам начинается паника. Они переживают, все ли нормально с развитием организма малыша, нет ли у него какого-либо заболевания. Рассмотрим, сколько зубов у ребенка в 9 месяцев должно быть, согласно норме, и почему иногда зубы появляются позже.

Сколько зубов у ребенка в 9 месяцев

Существуют установленные сроки прорезывания первых зубов, на которые ориентируются педиатры, чтобы контролировать общее развитие ребенка. Но родители должны понимать, что все такие нормы являются приблизительными. Некоторые детки рождаются с зубиками, а у других первый зуб может появиться в 15-16 месяцев.

Если родителям интересно, сколько зубов у ребенка должно быть в 9 месяцев, можно воспользоваться специальной формулой. Такая формула очень простая, и с ее помощью можно определять количество зубов у детей до двух лет.

Приведем эту формулу:

К = М – 4, где К – количество зубов, М – число месяцев жизни малыша.

Согласно этой формуле, количество зубов у ребенка в 9 месяцев равно: 9 – 4 = 5.

Как правило, в возрасте девяти месяцев у малыша бывают верхние и нижние передние резцы и один верхний, иногда нижний, боковой резец.

Почему у ребенка в 9 месяцев нет зубов

Если у малыша в 9 месяцев еще не появились зубы, не стоит волноваться. Стоматологи считают вполне естественной задержку роста зубов в 5-6 месяцев у детей. Обычно первые зубы прорезываются раньше у девочек, мальчики ждут первого зубика дольше.

На время прорезывания первого зуба влияют многие факторы. Можно выделить основные причины того, почему у малыша нет зубов в 9 месяцев:

  • Наследственная предрасположенность. Родители должны знать, что если у них зубы вылезли поздно, то ожидать раннего появления зубика у малыша не стоит. Особенно это касается наследственности со стороны мамы.
  • Заболевания матери в период вынашивания ребенка. Некоторые заболевания беременной женщины во время закладывания зубных зачатков могут спровоцировать задержку прорезывания первых зубов. Зубные зачатки закладываются на 6 неделе беременности, а на 14 неделе начинают формироваться твердые ткани зуба. Особо опасны в этот период беременности инфекционные заболевания женщины.
  • Нездоровый образ жизни будущей мамы. Врачи указывают на пагубное воздействие алкоголя, никотина и наркотиков на прорезывание и рост зубов у малыша.
  • Болезни ребенка в первый месяц жизни. В это время формируется эмаль и дентин зуба, и некоторые заболевания могут стать причиной замедленного роста зубов. К таким патологиям относятся болезни кишечника и желудка, краснуха, врожденный сифилис.
  • Развитие рахита – заболевание, которое вызывается дефицитом кальция в организме. Для него характерно нарушение образования костей и недостаточность их минерализации.
  • Недостаток витаминов и микроэлементов. Вызвать задержку роста зубов может дефицит витаминов (особенно витаминов D, А, Е, В) и микро- и макроэлементов, в частности кальция и фтора.
  • Индивидуальные особенности развития малыша. Каждый человеческий организм уникален и может развиваться по своим срокам, которые немного отличаются от общепринятых.

Часто мамы волнуются, не связано ли то, что у малыша в 9 месяцев нет зубов, с развитием адентии – заболевания, при котором отсутствуют зачатки зубов. Но в таком возрасте еще нельзя говорить об этой патологии. Нужно подождать еще несколько месяцев, и если зубик не появится, можно показать ребенка врачу. Наличие зачатков зубов проверяют с помощью рентгеновского исследования.




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top