Дресс-код в Иране. Как одеться, чтобы не загреметь в полицию? Костюм древней персии

Дресс-код в Иране. Как одеться, чтобы не загреметь в полицию? Костюм древней персии

Как одеваться в Иране

Этот вопрос волнует больше женщин, хотя, для мужчин тоже существует свой иранский дресс-код, но о нем в самом конце этой статьи.
Итак, как одеться туристке, чтобы в нее не полетели камни И да, давайте сразу скажем, что камнями тут никто не кидается. Враки все это. И когда вы побываете в Иране, вы сами поймете, почему.
Самое главное в одежде девушки – это платок . Да, это должен быть именно платок. Да, даже на жаре. Он не должен полностью наглухо закрывать вашу шею. Многие иранки носят его номинально на затылке (как он у них там держится – это просто непостижимо). Платок может быть любого цвета, и даже чуточку прозрачным. Что-то типа чалмы не совсем подойдет, так как главное в ношении платка – это чтобы шея сзади была закрыта.


Длинные штаны или юбка (платье) – вот еще один необходимый предмет вашего гардероба в Иране. Кстати, может быть по щиколотку, то есть не совсем в пол. Штаны я, например, немного подкатывала, и это было приемлемо. Если вы в штанах, то обязательно должна быть удлиненная туника или кардиган. Попу надо прикрыть. В юбке можно обойтись чем-то не таким длинным. Прозрачных тканей советуем избегать.


Рукава у верхней одежды должны быть не короче, чем три четверти. Проще говоря, главное, чтобы локоть был прикрыт.
Обувь. О, обувь была моей болью. На всех (ВСЕХ!) сайтах писали, что сандалии – это табу. Ересь! Сандалии и сланцы , и прочую открытую обувь там носят не только все туристы, но и сами иранцы. Причем не только те, что одеваются более современно, но и те, что «завернуты» в черный чадор. Как мужчины, так и женщины. Так что сандалии берите смело – никто на вас там не посмотрит косо. Если переживаете за мечети, то не стоит: туда босиком заходят.


В цветах себя можете не ограничивать. Да, сами иранцы чаще предпочитают черный, да, чадоров тут предостаточно (вот, кстати, краткий гид по мусульманской одежде, где рассказываем, чем чадор отличается от чадры и паранжи), но яркие иностранцы иранцам нравятся. Да и сами иранцы носят не только черное .
Кстати, обтягивающие штаны тут вполне приемлемы. Как для женщин, так и для мужчин. Для мужчин продают такие «лосины», что ни один русский мужчина не рискнул бы такое надеть. Серьезно. Единственно, еще раз повторим, что женщина должна прикрыть свои бедра.


Кстати, такая мода установилась в Иране только два года тому назад. Ранее за обтягивающие штанишки и кардиган сверху могли и забрать в полицию. Прямо с улицы. Так, глядишь, еще через пару лет иранцы будут одеваться как мы.
С гардеробом у мужчин все просто: длинные штаны (никаких шорт, даже по колено), футболки (никаких маек), рубашки с коротким рукавом.


Кстати, юбки лучше выбирайте не «летящие», платки, если хотите носить их на затылке, закрепляйте невидимками, а то одно неловкое движение или дуновение ветерка (которого тут, кстати, не так и много, почти нет) и до свидания шариат.
И самое главное: тут это все, действительно, номинально. Мы видели девушку-туристку, которая пару дней путешествовала по нашему маршруту. Так вот, она была в футболке с рукавом чуть выше локтя. И никто ей ничего не сказал. При нас на нее даже не смотрели косо. И ей было комфортно. Видели и девушек в почти прозрачных манто. При том, это были иранки.

Китайские туристы вообще не заморачиваются (правда, это больше походит на неуважение культуры той страны, в которую они приехали): штаны, что обтягивают попу, без кардигана – для них это нормально. И никто, опять же, никуда их не забрал. Могут даже платок на улице снять, но тут уже люди оборачиваются. Все же так лучше не делать. Во-первых, вы сами себя будете чувствовать некомфортно, во-вторых, все же нужно уважать иранцев, раз уж вы у них в гостях.

И еще про одежду от себя. До поездки было жаль всех этих иранских женщин: им же приходится по жаре в таких закрытых нарядах ходить, еще и в платках. Но все меняется, как только вы попадаете в Иран. Вы понимаете, что для женщин платок – это еще один аксессуар, который может сделать ваш образ еще интереснее. Для мужчин здесь закрытая одежда кажется более сексуальной, чем более открытая. Последнее проверено на себе. Мой самый закрытый и мешковатый образ получил здесь больше всего комплиментов, а одежда, в которой я поехала в аэропорт (тонкие шаровары и легкая короткая блузка) им совсем не пришелся по вкусу.


И не бойтесь, что вы сойдете с ума в таком большом количестве одежды в Иране. Здесь очень сухая жара, переносится гораздо проще. Но все же советуем выбирать легкие, дышащие ткани и если кардиганы, то летние, тонкие. Я в своих одеждах пережила жару в 36 градусов. И не скажу, что я ее сильно почувствовала. Да, жарко, но не невыносимо.
А если у вас припасено что-то совсем оригинальное, но такое, в чем вы не уверены, то смело надевайте это, когда поедете в Персеполис или Накше-Ростам, или Пасаргад, так как это туристические места, местных там мало, а такие же, как вы, туристы на ваш образ, не совсем по шариату, внимания не обратят.

Иран – полезные советы путешественнику одежда, деньги, Рамадан, женщины, фото, алкоголь

Иран– традиционная страна с древней религией и культурой, основная часть населения исповедует ислам (шиитская ветвь). Уважайте местные обычаи, стиль жизни и нормы поведения. Иранцы достаточно строго соблюдают религиозные предписания в отношении одежды, жилища, храмов, общения между полами.

Основные требования к одежде: женщинам всегда и везде ходить в головном уборе (платок), выходить из самолета по прибытии в Иран нужно уже с покрытой головой. В Иране не следует носить слишком открытую, обтягивающую одежду. Исключите из своего гардероба мини-юбки, шорты, тонкие обтягивающие брюки, слишком «вызывающую» одежду, а также предметы очень пестрой, яркой расцветки. Идеальный вариант (так одеваются и сами иранцы): свободные брюки скромной расцветки (подходит для мужчин и для женщин) или очень длинная юбка (женщины), рубашки с длинными рукавами (мужчинам можно носить рубашки с рукавами до локтей). Для пляжного отдыха: пляжи в Иране раздельные для мужчин и для женщин, купаться даже на закрытых частных пляжах в купальных костюмах европейского покроя женщинам не вполне принято. Придя на пляж, посмотрите, как в этом конкретном месте купаются другие люди, и поступайте так же. Абсолютно исключены купальники-бикини и купание без одежды. На острове Киш (основной пляжный курорт Ирана) нравы более свободные, однако не следует забывать, что вы в мусульманской стране.

Посещение храмов (мечетей): при посещении храмов и жилищ обязательно снимайте обувь, обращайте внимание на предупреждающие таблички у входа: в некоторых храмах запрещено фотографировать, большинство действующих мечетей имеют раздельные входы/выходы для женщин и для мужчин. Во многие крупные храмовые комплексы запрещено проносить какие-либо личные вещи (фотокамеры, мобильные телефоны, сумки). Для обуви, верхней одежды и личных вещей в таких местах есть специальные камеры хранения (в сохранности вещей Вы можете быть уверены).

В «святых» городах шиитов – Куме и Мешхеде – для входа в мечети женщинам необходимо помимо платка надеть и «полный хиджаб» - накидку, полностью закрывающую все тело. Приобрести такой хиджаб (отрез ткани длиной около 5 метров) можно в одной из лавок, расположенных рядом. Местные женщины охотно помогут правильно «завернуться» в непривычное одеяние. В некоторых мечетях упрощенный вариант хиджаба можно взять напрокат (это бесплатно).

Общайтесь со всеми независимо от социального статуса собеседника сдержанно и вежливо.

Перед тем как фотографировать людей или религиозные сооружения всегда спрашивайте разрешение. Фотографировать женщин не следует вообще.

В Иране принято четкое разделение общественных помещений: мужчины и женщины пользуются отдельными входами в автобусы, разделены входы в мечети и таможенный контроль в аэропортах, общественные пляжи. Мужчины и женщины не знакомятся на улицах, ограниченно контактируют в других общественных местах.

И в то же время иранцы очень гостеприимны и дружелюбны, в стране царит удивительно спокойная, патриархальная атмосфера, уровень преступности крайне низок. На иностранцев смотрят с интересом (за исключением, наверно, Тегерана, где приезжих больше, чем в других районах), насколько это возможно на бытовом уровне местные жители стараются подчеркнуть достоинства своей страны и очень радушно принимают иностранных гостей, часто зовут к себе в дом и выступают в роли добровольных помощников.

В Иране не пользуются цифрами, которые мы называем «арабскими». Желательно выучить, как обозначаются местные персидские цифры, чтобы было удобнее читать ценники, определять номера комнат в отелях и т.д.

Алкоголь. В Иране употребление алкоголя запрещено законом, нарушение которого карается тюремным заключением и штрафом. Привозить алкогольную продукцию в Иран также запрещено. Исключение из правил – использование вина при религиозных обрядах (например – в христианских храмах). Когда-то Шираз был центром виноградарства и виноделия в стране. Даже сейчас в этом городе местные жители вино употребляют в незначительных количествах, но мы крайне не советуем искать и употреблять алкоголь даже в Ширазе.

Выходные дни: пятница - официальный выходной; магазины, владельцами которых являются христиане, могут быть закрыты и в воскресенье. Рабочий день оканчивается сравнительно рано. Банки, как правило, работают до 13.00. Большинство музеев страны также открыто только до 13.00.

Рамадан: священный для мусульман месяц, время начала и окончания Рамадана рассчитывается каждый год. Длительность – около 28 календарных дней. Во время Рамадана иранцы (мусульмане) стараются не есть до захода солнца – это первое, что бросается в глаза иностранным туристам, путешествующим по Ирану в этот пери-од. Правило не распространяется на туристов не-мусульман, однако, из уважения к местным традициям желательно также не обедать в общественных местах (многие рестораны готовы покормить особо голодных туристов «за закрытыми шторами»). Во время Рамадана очень много иранцев путешествует по своей стране, поэтому зачастую трудно найти билеты на самолеты или в поездах, а также места в гостиницах. Других ограничений для путешествий по время Рамадана для туристов нет.

Навруз: еще один крупный праздник, отмечается в течение недели в двадцатых числах марта. В это время также передвижение по стране затруднено из-за обилия местных туристов.

Национальная валюта Ирана – риал. Ориентировочный курс: 1 USD = 9500 риалов (2009 год). В ходу условная мера «туман», равная десяти риалам. Так, цена на товар зачастую указывается в «туманах», а не в риалах. Не все банки имеют право на операции по обмену валюты, обменных пунктов в городах сравнительно мало. Удобнее всего туристу менять деньги в гостинице (в страну лучше привозить именно доллары США). Наличные доллары к оплате принимаются очень ограничено, расплатиться кредитной картой в большинстве мест нельзя.

Электричество. В большинстве районов действует сеть с напряжением 220 В. Стандарты электророзеток могут быть различны в зависимости от региона, однако, в большинстве мест розетки соответствуют вилкам «советского» типа.

Мобильная связь. В Иране работают телефоны стандарта GSM. В большинстве крупных городов страны есть роуминг у всех основных российских операторов мобильной связи. При выезде из крупного города сеть «теряется». В горах на западе и севере страны, а также в пустынных районах крайнего востока роуминга нет.

Кухня. Отличительная черта местной кухни – использование большого количества мяса. Разнообразия в ингридиентах довольно мало, однако вся пища в любом ресторане очень свежая, все блюда готовятся специально для каждого клиента, и все вкусно.

Самое популярное блюдо – кебаб. Это либо просто шашлык из нарезанных кусков мяса (баранина), либо – «люля-кебаб» – шашлык из мясного фарша. Основной гарнир – рис, популярны также жареные помидоры и другие овощи. Употребляют также свежий лук, разнообразную зелень, морковь, помидоры, красный перец, реже – картофель, кукурузу. В качестве хлеба всегда подаются свежеиспеченные лепешки из белой муки.

На уличных лотках продают некое подобие популярной и в России шаурмы, а также различные сэндвичи - с мясом, колбасой, субпродуктами, овощами.

В Иране не употребляют свинину и алкогольные напитки.

Сувениры. Традиционные иранские ковры, особенно произведенные в Исфахане (точнее, в деревне Наин в окрестностях Исфахана). Внимание – из страны можно беспошлинно вывезти ковер (ковры) общей площадью не более 12 кв.м. Не менее интересны роспись и резьба по верблюжьей кости, чеканка, расписная жестяная и глиняная посуда, текстильные изделия с «восточным» орнаментом, украшения из золота и серебра. В Иране продается большое количество буклетов и книг о стране, с качественными профессиональными фотографиями.

Одна из мечетей
в Исфахане.

Мечети внутри очень красивые.
Как и снаружи. Узоры под куполом

В женской части мечети
(фото из-под полы чадора)

Витражи в Иране - и в мечетях, и во дворцах

А это зверь
из Персеполиса

Али Саадр -
Пещера с подземным озером.
Там на лодках плавают


Эвелина Хромченко, признанный эксперт в мире моды, считает, что «красивое платье для каждой женщины - это проблема государственного масштаба». Однако власти Ирана придерживаются иной позиции: в этой мусульманской стране практически не существует такого понятия, как мода на платья, костюмы, юбки и блузки. Вместо этого – традиционные манто, платок, хиджаб и гольфы. Правда, местные жительницы все же ухитряются выглядеть привлекательно, не нарушая официальные запреты. Материалы Интернет-блога The Tehran Times посвящены тому, как же выглядят иранские женщины в повседневной жизни.


Согласно шиитской традиции, женская одежда должна быть черного цвета, это дань памяти пророку Мухаммаду, мученически погибшему от рук врагов. Не смотря на это, на улицах можно встретить женщин, одетых в манто и хиджабы других, не траурных, цветов (чаще всего это серые и белые). Представительницы прекрасного пола принимают обязательный дресс-код по-разному: одни враждебно, они считают, что таким образом ущемляется их свобода, другие – с энтузиазмом, они радуются, что их мужья вряд ли будут обращать внимание на других, ведь в длинных пальто и с покрытой головой все выглядят примерно одинаково.


Автор идеи создания Интернет-блога The Tehran Times – дизайнер Араз Фазаэли (Araz Fazaeli). Уроженец Ирана, он несколько лет прожил в Европе, где получил образование, а после вернулся на родину. Умение иранских женщин носить платки и пальто так, что они выглядят стильно, - это, по мнению дизайнера, одна из тенденций мусульманской моды. Араз Фазаэли не берется утверждать, стала ли для них одежда проблемой или, напротив, средством самовыражения.


Несмотря на то, что в Иране в продаже не увидишь журналов мод, да и вообще эти темы не обсуждаются в обществе, молодое поколение женщин стремится к самовыражению посредством изменения своего имиджа. Возможно, примеры тех, кто уже отчасти нарушил существующие строгие ограничения, может стать отличной мотивацией для тех, кто еще пока только мечтает это сделать.

Современный Иран глазами русской путешественницы

Из истории В XX веке шахи династии Пехлеви упорно превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки. В 1979 году произошла исламская революция под руководством аятоллы Хомейни, которая в корне изменила весь уклад жизни иранцев. Сейчас Иран официально не ориентируется ни на одну из стран ("Восток и Запад - наши враги"). Аятолла Хомейни, умерший в 1986 году, до сих пор свято почитается всеми иранцами. Его портретами украшены города и поселки, офисы всех государственных и частных учреждений, а часто и дома иранцев. В своем фетишистском отношении к вождям они очень похожи на нас прежних, боготворивших своих героев.

Женщине - востоковеду попасть в мусульманскую страну, которую изучала в течение пяти лет, считается большой удачей. За это время на восточном факультете нам, немногочисленным студентам, успевают привить любовь к изучаемой стране, ее истории, культуре, языку, а также людям, населяющим ее. Hо это все теория, которую, безусловно, хочется подкрепить практикой. Hесмотря на отсутствие официальных запретов и ограничений, женщине довольно-таки трудно получить визу в Иран, если она не замужем или пытается "проникнуть в страну" без сопровождения мужа. Hо формальности позади, и мы едем. Международный аэропорт "Мехрабад" в Тегеране встречает вежливым предупреждением: "Уважаемые дамы и господа! Убедительнейшая просьба соблюдать исламскую форму одежды. Спасибо!"

Одеваемся

После революции аятолла Хомейни попросил женщин не появляться в общественных местах в светской одежде, а вернуться к традиционной исламской: манто (плащ), платок или макнаэ (платок с закругленными и сшитыми вместе концами), хиджаб (широкая, просторная накидка, надеваемая поверх) и гольфы. Все это по шиитской традиции обычно черного цвета, цвета траура по мученически погибшим от рук врагов потомкам пророка Мухаммада.

Моды на платья, костюмы, юбки и блузки в Иране практически не существует, все равно они скрыты под манто и хиджабом. Журналы мод не печатаются, ввоз запрещен. Интересно наблюдать за модой на манто. Материал, цвет, фасон постоянно меняются. В этом году хит сезона - манто оригинального стильного свободного покроя, из специальной ткани итальянского производства, в крупную продольную полоску, двух- или трехцветные. Стоимость фасонов "топ" - 250-400 долларов. Манто бывает двух видов - очень длинные, до пят, и покороче, немного ниже колена. Короткие носят (обязательно с брюками) в основном девочки и девушки. Отношение самих иранок к традиционной одежде разное, некоторые фанатично настроенные иранки считают даже благом - дескать, муж ни на кого другого больше не посмотрит.

Жить мне довелось на берегу Персидского залива, в котором грех было не искупаться, поэтому хотелось бы затронуть тему "исламской моды" на одежду для купания. Естественно, что купальники в нашем понимании там отсутствуют. Купальная одежда для женщин - платок, длинная рубашка, полностью закрывающая руки, и шаровары или лосины. Дамы постарше прямо в хиджабе садятся на мелководье кружком и начинают судачить о том о сем. Они никогда не плавают, скорее всего, просто не умеют. Мужчины купаются охотнее, но купальный костюм у них тоже своеобразный. Запретная тема - нижнее белье. Hа двери лавок, торгующих женским бельем, обязательно висит объявление, что мужчины туда могут заходить только со своими женами. Так проявляется забота о целомудрии мужчин.

Hесмотря на бытующее мнение, что на Востоке распространено многоженство, в Иране, как правило, жена одна. Действительно, по шариату мусульманину разрешено иметь несколько жен, но он же обязан обеспечить всем женам равные условия пребывания в браке, включая количество уделяемого внимания, выделяемых денег и предоставляемого отдельного жилья. Для женитьбы мужчине необходимо собрать кругленькую сумму денег. Очень многим это удается только к тридцати - сорока годам. Hо иногда заключаются браки по обоюдной договоренности семей, не имеющих возможности заплатить так называемый махр, когда парень женится на девушке при условии, что ее брат возьмет в жены сестру жениха. Строго регламентированы отношения между мужчиной и женщиной в общественных местах. Hе принято ходить под руку, каким-либо образом выражать свои чувства. Обычное явление, когда муж идет впереди налегке или с ребенком, а жена несет тяжелые сумки. Особенное отношение у иранцев к детям. Если ребенок заплакал, то успокаивать его будет непременно отец, мать старается не вмешиваться. Аятолла Хомейни, у которого долгое время была всего одна жена, как-то, еще до революции, на провокационный вопрос западных журналистов о многоженстве в будущем исламском государстве ответил, что у него жена одна, и он считает, что этого достаточно. А заветам Хомейни стараются следовать.

Работаем

Работающая женщина в Иране, скорее, исключение из правил, чем обычное явление, хотя в стране активно пропагандируется равноправие и приветствуется участие женщин в общественно-экономической жизни страны. Тем не менее замужние иранки предпочитают не работать и заниматься хозяйством.

Существуют ограничения на использование косметики. Вы никогда не увидите работающую иранку с накрашенными губами, самое большое - подведенные сурьмой глаза. Hа улицах же можно встретить и очень накрашенных иранок. Право пользования косметикой иранские женщины отвоевали себе сравнительно недавно. Два года назад иранский меджлис (парламент) официально принял решение, разрешающее женщинам пользоваться, в разумных пределах, косметикой в общественных местах.

Передвигаемся

Для женщин и мужчин в мечеть, аэропорт, городской автобус и т.д. существуют разные входы. При входе в здание аэропорта женщина попадает сначала в маленькую комнату, где сидят иранки-служащие аэропорта и проверяют внешний вид. Могут указать на несоответствие одежды, или попросить поправить выбившуюся челку, или удалить лишний, по их мнению, макияж. При посадке в самолет женщин осматривают более тщательно, чем мужчин. Видимо, женщина - это потенциальный террорист. В специальных кабинах прощупывают даже голову под платком, не говоря уже о других частях тела. В одиннадцатимиллионном Тегеране до сих пор нет никакого электротранспорта - ни трамваев, ни троллейбусов, ни метро. Автобусы обычно разделены на две половины металлической перегородкой, для женщин предусмотрен вход только через заднюю дверь. Поездив по Тегерану на автобусе, начинаешь понимать, какое это большое преимущество. Впереди, на мужской половине, - страшная давка, а женщины почти все сидят.

Украшаемся

Зажиточность иранки, вернее, ее мужа, определяется по количеству надетых на нее золотых украшений. Особенно иранские женщины неравнодушны к золотым браслетам, которые бывают двух видов и соответственно по-персидски по-разному называются: с застежкой и без нее. Браслеты без застежки должны плотно обхватывать запястье. Hадеваются они с трудом, и поэтому для этого используется особая технология одевания с использованием нейлонового чулка. При этом продавец, всегда мужчина, надевая браслет, придерживает женскую ручку через специальный кусочек материи, так как ему запрещено касаться "голой" кожи женщины.

Свободное время

Свободное время горожанка проводит не только в кругу семьи. Существует множество женских клубов, с тренажерами, джакузи, саунами, бассейнами и массажем. Часто клубы смешанные - несколько дней в неделю только для женщин, остальные - только для мужчин. Совсем иная ситуация в провинции. Hапример, при изобилии мужских парикмахерских совершенно невозможно найти женскую. Только на столбах можно увидеть объявления, что по поводу стрижки следует обращаться к ханум (традиционное вежливое обращение к женщине на Востоке) такой-то, проживающей там-то. Зато мужчины все, как один, причесанные и наодеколоненные!

Иранские женщины активно занимаются профессиональным спортом. Hо, к сожалению, их достижения недоступны мужским взорам. Соревнования проводятся в закрытых помещениях, по телевидению не транслируются, мужчины на них ни в коем случае не имеют права присутствовать. Судьями являются женщины. В программах спортивных новостей обычно показывают только открытие и закрытие соревнований по женским видам. Зато победителями очень гордятся!

Празднуем

У иранских женщин тоже существует свой особенный женский день. Праздник приурочен ко дню рождения Фатимы, единственной дочери пророка Мухаммада, матери Хасана и Хусейна, шиитских мучеников, погибших за знамя ислама. Такие праздники проводятся очень организованно. Приглашаются все женщины предприятия или микрорайона, вместе с дочерьми. Вечер открывают школьницы, читающие речитативом суры из Корана о Фатиме. Делаются доклады о героической жизни дочери Мухаммада. Кстати, на празднике снимать исламскую одежду нельзя. Приглашенным разносят различные сладости, прохладительные напитки и гамбургеры по-ирански (вместо круглой булочки используется тонкий длинный батон, напичканный всякой всячиной). Устраивается викторина по теме, победители получают призы. Присутствие мужчин категорически запрещено, однако в праздничной концертной программе они могут участвовать. Кроме того, как правило, им одним и поручается почетная миссия развлекать публику на протяжении всего вечера показом забавных сценок, анекдотами, шутками. Традиционно приглашаются музыканты. Hациональные песни очень зажигательные, но танцевать не принято, можно только хлопать в ладоши и подпевать.

Идем в гости

Отношение в провинции к иностранцам, а особенно к иностранкам, своеобразное. Светловолосых и голубоглазых людей иранцы называют белокожими. Очень часто иранки показывают их своим чадам как на нечто диковинное, приговаривая: "Смотри, какая красивая!" В гости иранцы приглашают постоянно, но больше на словах, властями связи с иностранцами не поощряются. За полтора года мне довелось побывать в гостях всего два раза.

Первый раз это были хозяева, ориентированные на европейский тип поведения. Обычно вид одежды для гостей-женщин диктует хозяйка. Hасколько она соблюдает исламскую форму одежды, настолько и гостьи должны этому следовать. В этот раз хозяйка встретила нас без платка и без манто. Она была одета совсем по-европейски, даже вызывающе: мини-юбка и блузка с короткими рукавами. Так разрешается ходить только в присутствии мужа, отца и братьев. Угощали нас по-европейски за столом. Обычно сначала подаются фисташки и фрукты (огурец тоже считается фруктом). Затем подают чай с пирожными и прочими восточными сладостями. Hа десерт предлагают мороженое в креманках.

Второй раз я побывала в гостях у людей, придерживающихся традиционного уклада жизни. Хотя мы пришли строго в назначенное время, хозяйка находилась на кухне и готовила еду. Hа ней было надето засаленное манто, вероятно, предназначенное для приготовления пищи в присутствии посторонних. Поэтому мне пришлось соблюдать правила. Hи манто, ни платок я не сняла. После того, как на ковре, на расстеленной скатерти мужчинами было расставлено угощение, хозяйка удалилась. Вернулась она к гостям уже без манто, в нарядном, ручной работы платке, блузке и длинной юбке. Это означало, что я могу также снять манто, но оставаться в платке. Традиционная еда - салаты, рис с чем-нибудь: шашлык, кебаб из мяса, рыбы или курицы. Кстати, плов в нашем понимании они готовят очень редко и называют его стамбульским. Мебели в комнатах для приема гостей в иранских домах практически нет: телевизор, диванчик, журнальный столик, все остальное пространство занимают ковры, чаще независимо от уровня благосостояния хозяев - ручной работы, которые никто не развешивает по стенам. Ели мы, как вы уже догадались, сидя на ковре. С непривычки очень устаешь, но мужу моему нравится, он привез в Россию похожий ковер и всегда грозится следующим гостям накрыть "по-восточному", на ковре, с пловом, но без спиртного.

Алена Кудрявцева

Одним из наиболее распространенных у персов является тип жилища, свойственный не только Ирану, но и другим странам Передней и Средней Азии.

Это глинобитное жилище с каркасом из деревянных столбов, на которых держится плоская земляная крыша, покоящаяся на горизонтальных балках, крытых, чтобы не просыпалась земля, небольшими дощечками и слоем соломы или камыша. Окна в таком жилище отсутствуют, свет проникает через двери или небольшие отверстия в крыше или в стенах. Нередко фасад дома имеет террасу (айван), а самый дом окружен различными хозяйственными постройками. В селении дома стоят вдоль улиц, часто кривых и извилистых, без определенной планировки. Много подобных селений встречается на южных склонах Эльбурса, в частности близ Тегерана, а также южнее, в районе Исфахана. Такие селения обычно называются керъе, или дех.

Другой тип селения - это кале, калаче, палате (буквально: крепость), распространенный, по имеющимся данным, преимущественно в северном Иране, меньше- в центральном и южном. Он представляет собой укрепление в виде высокой квадратной или прямоугольной ограды - глинобитной стены, иногда с башнями по углам. В одной из стен устраивают ворота, запираемые на ночь. Внутри ограды вдоль всех четырех стен в ряд расположены жилища, тесно примыкающие одно к другому. Стены жилища глинобитные или сооружены из сырцового кирпича. Каждое жилище состоит из одной комнаты, площадью в 15-20 м 2 , и имеет куполообразную крышу, сложенную из сырцового кирпича. Окон в этих помещениях нет, их заменяют небольшие отверстия в стене и крыше. Каждая семья обычно занимает три-четыре помещения, расположенные вокруг небольшого внутреннего дворика. Для отопления устраивают печи вроде каминов или же разводят огонь прямо на полу, и дым уходит в отверстия в крыше. Кое-где такие постройки возводятся в два этажа, причем даже и в зтих случаях жители обходятся почти без применения дерева.

Близ деревни-крепости часто можно видеть дом помещика, караван- сарай (если деревня расположена при большой дороге), кофейню - ках- sexane , иногда жандармский пост с башней.

Особый тип жилища распространен в богатых лесом сырых прикаспийских провинциях - Гиляне и Мазандеране. В обеих провинциях деревенские дома строятся из дерева. В Мазандеране стены домов сооружаются из неотесанных бревен или из плетней, заплетенных между рядом деревянных столбов и обмазанных толстым слоем глины. Крыши - двускатные, покрыты корой. В Гиляне дома строят также из бревен, ставят их не прямо на землю, а на высокий деревянный сруб, возводимый для предохранения жилья от сырости. Гилянские дома имеют своеобразные крыши в форме конуса или трапеции, высота которых вдвое превышает высоту дома. Крыши покрыты рисовой соломой; они со всех четырех сторон опущены почти до самой земли и служат крышей также и для устраиваемой вокруг дома деревянной террасы. Для того чтобы попасть в дом, нужно подняться по лестнице, ведущей на террасу. Отметим также весьма своеобразные деревни близ Йезда, сооруженные в скалах, на значительной высоте, и напоминающие собой пещерные города, а также легкие постройки из ветвей кустарника и камыша в жарких долинах юго-восточного Ирана.

Своеобразную особенность некоторых жарких южных и восточных районов Ирана представляют собой так называемые бадгиры («ветрособи- ратели»). Это вертикальные трубы, выведенные над крышами домов и снабженные боковыми отверстиями, через которые вентилируется помещение.

Иранские города, за немногими исключениями (например, европейская часть Тегерана), сохраняют до настоящего времени своеобразный традиционный вид. Хотя средневековая планировка иранского города, делившегося на обнесенные стенами части - цитадель, шахристан и ра- , бат, теперь уже нарушена, кое-где еще сохраняются следы этой планировки, остатки существовавших когда-то стен и т. п. В настоящее время в иранских городах обычно в центре расположена площадь, часто с садом и бассейном с фонтаном посредине. От нее под прямым углом отходят четыре большие улицы. Неподалеку обычно находится и центральный базар, занимающий большую площадь и состоящий из ряда крытых проходов с лавками и мастерскими по обеим сторонам. Центральные улицы довольно широки, часто вымощены, вдоль тротуаров проведены арыки, обсаженные, как, например, в Исфахане, деревьями. Резкий контраст с ними представляют остальные улицы, переулки и проулки, извилистые и кривые, с выходящими на них глухими стенами. На городских окраинах скучены дома беднейшей части населения - невысокие, приземистые постройки, лишенные дворов и зелени.

Городские дома людей зажиточных или среднего достатка сооружаются из жженого кирпича, плоского, небольшой толщины, или же, так же как и в деревнях, из сырцового кирпича или глины. Часто дома из жженого кирпича не оштукатурены, а орнаментация стены, особенно фасада, достигается различной кладкой кирпича. В центральной части больших городов можно увидеть двух- и трехэтажные дома, однако большинство домов имеет один этаж.

Обычно с улицы через небольшую калитку в стене входят во двор, в глубине которого расположен дом. Часто дверь калитки находится в небольшой нише. На двери висит молоточек, заменяющий звонок. Дворы содержатся очень чисто и выложены плитняком. Во дворе иногда разбит цветник, растут деревья. Почти всегда во дворе имеется бассейн, воду из которого берут для различных домашних надобностей, для поливки двора, для омовений; иногда в бассейне купаются. Под домом в подвальном или полуподвальном помещении иногда находится так называемый аб- амбар - помещение с закрытым со всех сторон водохранилищем; воду из аб-амбара берут через кран, устроенный в одной из его стенок. В новые двух- и трехэтажные дома проведен водопровод и в верхние этажи воду накачивают ручным насосом. Кроме аб-амбара, в полуподвальном помещении расположена кухня - агипазхане и особое помещение зирземин, где обитатели дома часто проводят время летом, когда становится особенно жарко. Со двора в дом проходят через террасу, открытую спереди и снабженную колоннами. На террасу выходит много дверей, заменяющих собой также и окна, так как двери эти обычно стеклянные.

В старых домах состоятельных людей сохраняется деление всего дома на две части: бирун - внешние («мужские») комнаты и эндерун - внутренние покои, предназначенные для женщин и детей, куда вход посторонним мужчинам запрещен.

Внутреннее убранство дома всецело зависит от состоятельности его хозяина. Основное убранство жилых помещений составляют ковры, качество которых также определяется имущественным состоянием данной семьи. У персов в комнатах принято стелить четыре ковра: один посреди комнаты, два по обеим его сторонам и один вдоль стены на почетном месте. В прежнее время мебель в персидских домах заменяли расположенные вдоль стен одеяла и валики-подушки. Теперь в зажиточных домах в большом употреблении низкая мягкая мебель хамадани (кресла, диваны, низкие столики). В небогатых домах стены комнат беленые, а у состоятельных людей часто отделаны алебастром и украшены лепным орнаментом. В стенах сделаны ниши, имеются полки, на которых расставлены различные стеклянные предметы, очень распространенные в персидских домах: зеркала, лампы, канделябры, вазочки; чем богаче дом, тем их больше. Они, как правило, не употребляются по прямому назначению и имеют чисто декоративное значение, так же как и искусно украшенный камин - неотъемлемая принадлежность парадных комнат богатого дома.

Для обогревания, наряду с входящими в употребление различного типа печами и паровым отоплением, в новых городских домах служит традиционное курсы - широкий квадратный столик, под который ставится жаровня на металлическом подносе, с раскаленными углями. Сверху это приспособление покрывают большим квадратным стеганым одеялом. Все присутствующие залезают под это одеяло по самые плечи, ногами к жаровне, и таким образом сидят или спят. У бедняков курси служит также для приготовления пищи.

Одежда

В настоящее время значительная часть городского населения Ирана, в особенности же представители зажиточных слоев общества, а также интеллигенции, полностью переняла европейский костюм. Что касается средних слоев города, то и среди них теперь нередко можно встретить людей, носящих европейскую одежду, а среди женщин - платье европейского покроя. Однако наряду с элементами европейской одежды они сохраняют в своем костюме некоторые национальные элементы, главным образом головной убор, обувь, а женщины - покрывало. Полностью сохраняет национальный костюм духовенство,

В городе до недавнего времени мужской костюм состоял из следующих элементов. На тело надевалась белая рубаха - пирахан и широкие штаны из черной материи - шалъеар, или зирджаме. Поверх рубахи иногда носили безрукавку - джалетке, а затем каба - род кафтана. Костюм рабочего или ремесленника этим и ограничивался. Рабочие обычно не носили каба. Ремесленники во время работы надевали длинный передник. На юге костюм рабочего иногда ограничивался рубахой и передником. Обувью, особенно на юге страны, служили гиве - белые туфли с вязаным из бумажной пряжи верхом и подошвой из прессованных тряпок. Рабочие нередко ходили и работали босиком. Часть рабочих и сейчас носит рубаху, штаны и безрукавку национального покроя.

Верхней одеждой более состоятельных горожан являлся сердара из сукна, с отложным или стоячим воротником, с прямой застежкой спереди и множеством сборок на талии. Купцы, духовные лица носили вместо сердари леббоде - также из сукна, нечто вроде длинного камзола. Каба и леббоде обвязывали длинным поясом. В холодное время года поверх всего надевали аба - плащ из верблюжьей шерсти без рукавов. На ногах носили бумажные или шерстяные чулки-джураби кожаные туфли- кяфги.

Крестьяне и сейчас носят рубаху из белой ткани и штаны из синей местной ткани (карбос), а также короткий кафтан- каба, преимущественно из того же синего карбоса. В холодное время года надевается короткий овчинный тулуп - ним тане или же верхняя одежда из войлока - на- мад. На ногах гиве, а зимой также шерстяные чулки - джураб.

Национальный персидский головной убор, сохраняющийся частично в быту и до настоящего времени,- пулах, который имеет различную форму и делается из различного материала. Крестьяне и городская беднота носят овальной формы войлочный кулах - кулахе намад, а средние и высшие классы - исключительно конический кулах. Высшие сословия до недавнего времени носили также эммаме, т. е. чалму, под которую надевалась небольшая шапочка-аракчин. Цвет чалмы и способ ее подвязывания были весьма разнообразны, по ним можно было определить социальное положение человека и из какой местности он происходит.

В связи с затворничеством, составлявшим в недалеком прошлом удел женщины-горожанки и практикующимся отчасти и теперь, в женской одежде обычно различаются уличный и домашний костюмы. Принадлежности домашнего костюма: рубаха - пирахан, штаны - шалъеар, кофточка - рахт, или ялъ, и очень короткая пышная плиссированная юбка - шалите. Часто кофточка надевается прямо на тело, без рубахи. Следует отметить, что подобный домашний костюм среди высших и средних слоев городского общества, особенно в Тегеране, вошел в обиход после путешествия в Европу во второй половине XIX в. Насреддин-шаха, пленившегося там балетом и переодевшего весь свой гарем в балетные костюмы. Эти-то костюмы и послужили образцом для вышеописанного домашнего костюма горожанок.

Принадлежностями уличного костюма служат широкие шаровары - чахмур, обычно черного цвета, с пришитыми к ним чулками; шаровары стягиваются тесьмой на поясе и образуют густые сборки. Далее следует черное же покрывало - чадур, или чадур-куче, которое накидывается

на голову и окутывает всю фигуру с головы до ног. На лицо накидывается белое покрывало-рубенд, с полоской ажурной строчки в виде,сеточки на уровне глаз; иногда вместо рубенда лицо закрывают сеткой из конского волоса, называемой пиче. Дома при выходе из комнат, например во двор или же в.другие помещения, накидывается так называемый чадур-намаз - покрывало, но уже не черное, а цветное. Женщины носят также чаргат - вышитый головной платок. На ноги надевают туфли - кяфги.

Жительницы сельских местностей не знают стеснительного чадура и не закрывают лица. Они носят длин- ную рубаху - джуме и широкую юбку - томмун, а на голове платок - дэстмалъ, или чаргат.

Весьма своеобразен женский костюм в Гиляне и Мазандеране. Он состоит из светлой рубахи, длинных серых штанов, цветной плиссированной юбки и темного кафтана с длинными рукавами и вырезом на шее; бедра повязывают большим платком, который спереди подобран, а сзади свешивается углом. Голову покрывают белым платком.

Отметим персидский обычай окрашивать хной волосы на голове, бороду, а также ногти на руках и ногах.

Пища

Персидская кухня отличается значительным своеобразием. Один из любимейших пищевых продуктов-рис, который подается в вареном виде и снабжается всяческими приправами, большей частью в виде различных соусов, известных под общим названием хораш. Соусы приготовляются мясные, рыбные, овощные. Подаются они обычно в небольших мисочках с крышкой. Блюда из риса носят название пилау или чилау, смотря по тому, варится ли приправа вместе с рисом или подается отдельно от него. Кроме этих рисовых блюд в употреблении также куфте - блюдо вроде котлет или битков из мелко нарубленного мяса, к которому примешивают зелень, сих-кабаб - шашлык, абгушт - мясной суп. Большое распространение имеют различные овощные маринады, так называемые туршиха: маринованные лук, свекла и т. п. Хлеб выпекают в виде лепешек круглой или продолговатой формы. Нередко хлеб во время еды употребляют как тарелку, накладывая на него различные кушанья; пользуются им также вместо ложки: кусок хлеба кладут в суп и, когда он намокает, вылавливают сухим хлебом или просто руками. В летнее и осеннее время весьма употребительны различные фрукты, в частности прессованные финики, отличающиеся большой сахаристостью.

Из напитков прежде всего следует назвать чай, который пьют из маленьких стаканчиков. Кофе гораздо менее употребительно, несмотря на то, что чайные в Иране носят название кахвехане, т. е. кофейных. Чай впервые в Иране упоминается в XVII в., широкое же распространение чая следует относить к более позднему времени, когда он, по-видимому, и вытеснил из употребления кофе. Персы любят также различные шербеты - фруктовые сиропы. Пьют их обычно со льдом. Лед вообще в большом употреблении в жаркое время года. Его кладут в питьевую воду или в шербет, а также употребляют для сохранения продуктов. Лед приготовляется в так называемых ях-чал. На участке, отведенном для этой цели где-либо за городом, сооружается несколько очень высоких кирпичных или глинобитных стен, ориентированных параллельными рядами в направлении с запада на восток. С северной стороны у их основания вырыта широкая траншея, которую заполняют водой. Зимой, в морозные дни, вода в траншеях замерзает и превращается в лед, а высокие стены защищают его от солнца. Нарубленный брусками лед отправляют в находящиеся поблизости полуподземные помещения, где он не тает даже в самое жаркое время года.

Все сказанное о пище персов касается преимущественно средних и высших слоев населения. Нищее крестьянство и городская беднота, как правило, вынуждены довольствоваться куском хлеба, часто ячменного, кусочком овечьего сыра и несколькими глотками дуга - пахтанья. Лишь летом и осенью к этому скудному рациону добавляется небольшое количество фруктов. О характере питания иранской бедноты свидетельствует поговорка: «Ешь столько, чтобы не умереть с голоду».

Персы обычно едят два или три раза в день: утром, в полдень и вечером, после захода солнца. В бедных семьях ужин составляет главную еду. Для трапезы расстилают на полу скатерть; едят главным образом руками. Перед принятием пищи и после нее подается медный кумган с теплой водой для омовения рук.

Во всех слоях персидского общества, как среди мужчин, так и среди женщин, очень распространено куренье кальяна.




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top