Детские капризы. Причины, пути предупреждения и преодоления. Советы как побороть детские капризы

Детские капризы. Причины, пути предупреждения и преодоления. Советы как побороть детские капризы

Мой ребенок непрерывно скандалит и чего-то требует… и его ничем нельзя образумить

Когда вашему ребенку хочется игрушку, игру или что-то еще, а вы ему в этом отказываете, он злится иногда так сильно, что поведение его кажется вам ненормальным, не соответствующим обстоятельствам. Даже если вы абсолютно правы, отказывая сыну или дочери, их невозможно убедить в том, что вы поступаете справедливо, - а ведь, по существу, тут всего лишь недоразумение: вы слишком по-разному подходите к предмету спора.

Для вас сила, да и сама возможность желания определяются ценностью объекта или пользой, которую он может принести, для ребенка только само желание придает ценность объекту. Малыш переживает не потому, что эта игрушка лучше другой, - он не может смириться с несбыточностью своего желания, ему трудно пережить то, что его вынуждают от этой игрушки отказаться.

В полтора года желаниями ребенка управляет большей частью принцип удовольствия *, именно этот принцип - главный в психологии младенца, который получает удовлетворение уже от того, что плачет.

Подрастая, ребенок открывает, что принцип реальности делает невозможным такое вот, немедленное удовлетворение, - и малыш вынужден учиться откладывать исполнение желаний, а то и совсем от них отказываться. В основе воспитания лежит в том числе и эта наука.

— Ваш ребенок вынужден признать, что он не всемогущ, что не обладает правом верховного решения. Желание малыша сталкивается с желанием другого человека, с вашим, и именно ваше желание диктует в этой «схватке» свои границы и свои законы.

— Ребенок обнаруживает, что не может добиться желаемого всего лишь силой стремления к нему: ребенок должен попросить, а вам иногда приходится отказывать в просьбе.

Начиная с двух-трех лет капризы возникают в контексте приступов непослушания: говоря родителям «нет», ребенок использует один из способов отстоять свою индивидуальность, борется за независимость, автономию.

Ребенок капризничает, потому что желает действовать по своему усмотрению. Он хочет сам выбирать себе одежду, хочет оставаться во дворе, когда зовут домой, и так далее. Капризы часто возникают в обстановке, когда вам особенно трудно сказать «нет» или отнять у малыша то, что ему сейчас приспичило иметь: утром при сборах в ясли, на улице, в магазине…

Как реагировать на детские капризы?

— Не сдавать позиций, держаться стойко, но не кричать.

От ваших криков вопли или плач малыша только усилятся.

— Иногда надо абстрагироваться от обстоятельств и не обращать внимания на то, что на вас смотрят: если, например, конфликт произошел на улице.

— Если ребенок настаивает на своей просьбе и, по вашему мнению, просьба эта в принципе не совсем неисполнима, вместо того чтобы противопоставлять желанию малыша твердое и незыблемое «нет», вы можете пообещать, что сделаете то, о чем он просит, позже.


— Подумайте, не стоит ли за данным капризом какая-то еще причина, кроме желания иметь то-то или то-то. Возможно, капризы для ребенка - только предлог, чтобы выразить огорчение по совсем другому поводу. Часто случается, что за материальными требованиями прячутся чисто эмоциональные.

— Если ребенок требует в магазине купить ему игрушку или конфету, иногда можно предотвратить скандал, переключив внимание малыша на другой предмет, более, как вам кажется, подходящий ему по возрасту.

— Но это отнюдь не означает, что, стремясь поскорее выйти из конфликта, вы должны всегда предлагать сыну или дочке какой-либо вариант удовлетворения его (ее) просьбы: такая модель поведения приучит ребенка извлекать капризами вторичную выгоду**.

«Нет» - полноправная фраза!

Когда ребенок начинает капризничать, вам - точно так же, как и во время приступов у него ярости - полезно «отойти в сторону» и не входить с сыном или дочерью в резонанс***.

Твердое и спокойное «нет» куда более действенно, чем вымученное «нет», ставшее результатом угрозы сведения счетов в будущем.

— Конфликты подобного рода следует решать немедленно, а когда все закончится - уже не напоминайте о них ребенку.

— И наоборот, если ваш ребенок повел себя правильно, можно его похвалить: возможность выйти из конфликта с чувством своей правоты всегда необходима!

Пережив трудный период оппозиции, непослушания и капризов, ваш ребенок с четырех-пяти лет начинает взрослеть: теперь он капризничает куда реже и с капризами этими гораздо легче справиться.

* Принцип удовольствия - господствующий, по Фрейду, принцип регуляции психической деятельности, согласно которому в основе поведения человека с раннего детства лежит бессознательное стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. В качестве основной противостоящей ему силы Фрейд рассматривал принцип реальности, который выражается в учете реальных условий и возможностей удовлетворить влечение.

** Вторичная выгода - термин в психоанализе, обозначающий бессознательно мотивируемое стремление извлечь преимущества (выгоду) из невротических симптомов или болезни.

*** Термином «эмоциональный резонанс» в психологии обозначается путь возникновения эмоции, рождающейся как отклик на чужие переживания.

Если у вас растет «маленький капризуля», вот несколько правил как справиться с капризами

Ребенок своим капризами доводит вас до ручки. Как только малыш начинает капризничать у вас не получается его успокоить. Когда вы повышаете голос на своего ребенка или даже шлепаете, то позже начинаете сожалеть. И вы не знаете, как поступить в такой ситуации.

Детские капризы – это норма?

Капризы и истерика – это проявление детства. Просто одни дети капризничают чаще, а другие – реже. Многих родителей это очень раздражает, а некоторые проявляют терпение и стараются не обращать внимания. Поверьте, сложно встретить «ангелочка», который никогда не закатывал истерики.

Почему малыш капризничает?

Каприз – это поведение малыша, которое выходит за рамки нашего терпения.

Однако это не означает, что капризы — это отклонение от нормы. Вы можете считать такое поведение не нормальным, неадекватным, но по существу в этом нет ничего необычного. Конечно, бывает, что на самом деле поведение ребенка ненормальное, но чаще родительское терпение выходит за рамки нормы.

Возможно в вашей семье поведение малыша и ваше терпение в норме, но ваши требования к малышу немного завышены. Малыш по каким-то причинам не хочет или не может их выполнять. Потом начинается круговорот, в котором перемешаны ваше разочарование, ведь малыш не смог выполнить ваши требования и защитная реакция ребенка в виде капризов. Для того чтобы в дальнейшем между вами было взаимопонимание, вы не должны злиться и проявлять гнев, как бы малыш не сердил вас.

Подумайте, возможно, вы предъявляете к малышу слишком высокие требования, которые он не в состоянии выполнить в силу своего возраста. Возможно, долгие время вы небыли требовательны к малышу, жалели его, а сейчас решили «одним махом» перескочить через собственные ошибки в воспитании малыша.

Капризами не рождаются, а становятся

Малыши чаще всего посылают свои капризы, потому что их сигналы не доходят до взрослых. Все потому что родители не всегда понимают ребенка, а он еще не умеет ясно выразить что он хочет. Он начинает капризничать, надеясь, что таким образом родители его услышат и поймут его желания.

Капризы начинают проявляться еще с рождения. Взрослые игнорируют потребности своего чада. Лишь когда ребенок начинает громко плакать, родители замечают, что он в чем-то нуждается. А до этого кроха может сколько угодно ворочаться, кряхтеть – к нему никто не подойдет. Поэтому малыш еще с раннего возраста начинает понимать, что если он хочет, чтобы его услышали, узнали о его нуждах, нужно кричать как можно громче. Взрослея, такие детки начинают понимать, зачем тратить время, чтобы объяснить свои желания, ведь их все равно не услышат, поэтому они неадекватно выражает свои эмоции в виде капризов.

Ребенок подрос и с помощью истерики, научился манипулировать родителями. Он понимает, что слезами и криками может получить все что захочет. Такое поведение ребенка обескураживает родителей, и они идут у него на поводу. Некоторые родители, считают, что если это сразу не пресечь, ребенок будет манипулировать ими и с самого начала его подавляют. Но крайние меры могут нанести вред. Конечно, не стоит потакать капризам малыша, но и не стоит игнорировать его насущные потребности.

Ребенка нужно научить высказывать свои желания обычным голосом, а родители должны прислушиваться к его просьбам. А настойчивые просьбы на повышенных тонах, наоборот лучше игнорировать. Было бы значительно проще, если родители изначально прислушивались к малышу. Но если этот момент в воспитании был упущен, то ситуацию нужно исправлять постепенно.

У любого ребенка появляется желание покапризничать. Все дети любят экспериментировать с окружающим миром и родители не исключение. Малышу интересно, как взрослые отреагируют, если он начнет кричать и плакать. И в этой ситуации возможны три варианта поведения родителей. Если на крик ребенка, родители ответят тем же, то малыш придет к выводу, что ему дозволено общаться с родителями на повышенных тонах. Если взрослые будут стараться удовлетворить любую просьбу, ребенок поймет, что голос – это хорошее оружие для манипулирования. А если родители игнорируют и не обращают внимания на его капризы и предложат ему подумать, нужно ли ему это, а если нельзя, то объяснять, почему нельзя. Малыш сделает выводы, что не все его желания будут сиюминутно выполнятся, а для того чтобы его услышали совсем не обязательно кричать и плакать.

Метод ни кнута и пряника, а доброта и понимание

Очень часто поведение ребенка зависит от ситуации (капризничает, потому что хочет спать, устал, не хватает вашего внимания), можно снять напряженность, устранив причину. Если капризы для ребенка – это эффективный способ получить желаемое. Лучшее, что можно сделать, это поцеловать малыша и сказать ему спокойным тоном: « Я понимаю, почему ты расстроен… Но это невыполнимо, потому что… Лучше давай поступим так…».

Не ждите, что ребенок сразу же измениться, эта тактика должна проводиться последовательно, поэтому вы сохраните душевные силы себе и своему ребенку.

Хуже, если мама не смогла сдержаться и начинает шипеть ребенка, затем видя слезы на глазах своего крохи, начинает просить прощение и чтобы задобрить предлагает намного больше, чем первоначально требовал малыш.

Что нужно делать, чтобы ребенка никогда не капризничал:

  • Старайтесь не слишком часто произносить слово «нельзя». А если действительно вы установили запрет, то объясните причину.
  • Запрещайте лишь то, что представляет опасность.
  • Если вы хотите, чтобы ребенок сделал что-то нужное, то объясните ему цель и значение этого дела.
  • Старайтесь не применять силу, чтобы заставить малыша сделать то, что вы хотите.

Как справиться с капризом:

  • Изначально пресекайте истерики и капризы.
  • Не давайте малышу возможности «зациклиться» на капризе.
  • Игнорируйте его капризы.
  • Не уступайте, если вы уверены, что правы.
  • Скажите малышу, что его неадекватное поведение – неинтересный спектакль.
  • Какой-нибудь шуткой постарайтесь отвлечь внимание.
  • Показывайте свою любовь.

Не всегда это каприз

Вы должны понимать, что плохой аппетит, ребенок не проситься на горшок, не может вовремя уснуть или проснуться, это не является проявлением характера и капризом. Иногда это может причиной недомогания или болезни. Также следует обратиться за помощью к специалисту, если ребенок стал слишком агрессивен, наблюдаются необоснованные приступы злости, он стал всего бояться. Возможно, у малыша появилась безосновательные истерики: топает ножками, бьется в истерике на полу, начинает синеть. В этой ситуации нужно обратиться к психотерапевту.

Консультация для родителей

«Детские капризы»

Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Нет какого-то определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов».

Капризы -это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко «бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего С ПОМОЩЬЮ каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще».

Иными словами, наша неверная реакция на капризы - наиболее частая причина, из-за которой они повторяются.

Как же нужно бороться с капризами?

1. Как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.

2. Если вам не удалось это сделать, ОСТАВЬТЕ РЕБЕНКА В ПОКОЕ, не обращайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев - это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир, что у него «плохая» мама.

3. Можно попробовать отвлечь внимание ребенка, переключить на что-то другое (нужно иметь с собой всегда какую-нибудь интересную для ребенка вещь).

4. Самые эффективные способы лечения капризов - те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал. Если ребенок капризничает в многолюдном магазине или в каком-нибудь другом месте, где вы не хотели бы ударить в грязь лицом, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле сколько ему угодно.

Первые капризы чаще всего начинаются дома. Это объясняется тем, что ребенок большую часть времени в проводит в квартире, в обществе родителей. Так что если вы справитесь с первым капризом, то легко избежите его повторения в общественном месте. Помните, гораздо легче осилить первый или шестой по счету каприз, нежели сотый или двухсотый. Действуйте разумно с самого начала, и тогда вам не придется долго страдать.

5. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы все равно любите его и убеждены: он никогда больше не станет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется.

Такая реакция на капризы ребенка столь же важна, как и те рекомендации, что предложены выше. Подобный разговор с малышом необходим, чтобы у него не возникло чувство вины, как это нередко случается после бурных всплесков гнева.

Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины.

Внешними проявлениями детских капризов чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики". Капризы могут носить случайный, эпизодический характер и возникать в результате эмоционального переутомления; иногда они являются признаком или следствием физического недомогания или выступают в качестве своеобразной реакции раздражения на препятствие, запрет.

В то же время детские капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно с близкими взрослыми) как средство достижения своих целей и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. В норме естественным (хотя и не обязательным) является учащение капризов в периоды кризисов развития, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.

Преодоление капризности требует четкого определения причины возникновения каприза

Наиболее типичными ошибками взрослых, провоцирующих капризы у детей, являются:

2) заласкивание ребенка , потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований ("капризы баловня");

3) отсутствие необходимого ребенку внимания , безразличное (малоэмоциональное) отношение к поведению и действиям ребенка, отсутствие последовательной системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").

Ребёнок по сути своей, уникальное создание, чистое светлое, не испорченное социальными установками и негативным опытом. Уровень его капризности всегда зависит от уровня нашего внимания к нему. Ведь не забывайте, ребёнок, особенно в ранние годы зависим от нас фактически полностью.

Очень важно знать, что внимание, как и всё, впрочем, в нашей жизни, должно быть умеренным, ребёнок не должен чувствовать себя отвергнутым, но и корону на него одевать не стоит .

В первую очередь, Вас должен потревожить тот факт, что ребёнок начал манипулировать, ведь капризами он пытается добиться всего того чего пожелает. В один прекрасный момент он просто почувствовал, что таким вот способом взять можно, и, причём очень просто. Помните, что такое поведение вашего малыша не только влияет на ваши нервы, оно непосредственно портит нервную систему ребёнка, в результате могут возникнуть неврозы, чувство тревожности, бессонница, может пропасть аппетит.

Чтобы избежать таких последствий, постарайтесь выяснить причину каприза, иначе устранить его будет сложно.

Ваш ребёнок, это и вправду ещё ребёнок, ему сложно решать важные задания, ему хочется играть, ему сложно усидеть на одном месте, он набирается опыта и, причём по ускоренной программе. Как часто мы думаем, что ребёнок избалован, изнежен и поэтому капризничает. Но вспомните своё поведение, ведь чрезмерное внимание утомляет и нас с вами, что ж тогда творится с ребёнком, у которого психика послабей будет. Из радостного смеха всё переходит в плач, в апатию.

Но и не забудем о том, что недостаток внимания, равнодушие вызовет всё те же капризные реакции. Малыш от нехватки материнского внимания может стать агрессивным, раздражительным, могут даже наблюдаться отставания в умственном развитии.

Итак, узнав причину каприза, выяснив каприз ли это нужно приступать к устранению:

Прежде всего, будьте сдержаны, терпеливы и спокойны . Попробуйте оставить ребёнка на некоторое время одного (если конечно это каприз). Ведь капризность это как фильм, а вы главный зритель, лишившись объекта, у малыша не будет другого выхода, как закончить своё выступление. Переплакав, немного всхлипывая, он обязательно к вам подойдёт, узнать, почему вы неотреагировали, что за обстановка. Да, и не забывайте, ведь он просит о помощи, и надобность в ней не отпала, просто отпал способ, которым он хотел её попросить.

- Не стоит напоминать ребёнку об этой ситуации , говорить с ним о его переживаниях, иначе всё может, повторится, воспоминания нахлынут, и Вы будете свидетелем очередного каприза.

- Уважаемые родители, будьте внимательны к своим чадам, знайте, что всегда есть причина и как результат – следствие, помните, что ребёнок это ребёнок и фактически всё зависит от вас. Старайтесь не допускать ошибок, а, допустив, разумно их исправлять .


« Детские капризы»


Введение


Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте.

Капризы - это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.

Иными словами, неверная реакция родителей на капризы - наиболее частая причина, из-за которой они повторяются.

Прежде чем применять какие-то исправительные меры, нужно осознать, что капризы тормозят развитие ребенка. Причем правило это не имеет исключений.


Причины детских капризов


Самый первый, а потому самый трудный «пик капризов» приходится на возраст 2 - 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но правильно ли ведут себя родители в этот период? И как можно выйти из него с минимальными (прежде всего для ребенка) потерями?

В возрасте 3 - 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием «Я сам», начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы, так пугающие родителей. До этого такой покладистый ребенок вдруг словно забывает все другие слова кроме «нет» и «не хочу», становится капризным и строптивым, упорно отказывается выполнять наши требования. И ведет он себя при этом крайне, на наш взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под руку, бросается на пол. Причем все это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих.

Существует несколько основных причин детских капризов.

Во-первых, ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, например, у него что-то болит, но сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствует и понимает взрослый.

Во-вторых, капризничая, малыш, возможно, просто хочет привлечь к себе ваше внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, внимания, вашей любви, наконец.

В третьих, ваш ребенок, вероятно, уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться от вас всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться. Это верный сигнал того, что вам не хватает твердости в борьбе с детскими капризами. Но твердость вовсе не означает категоричность и авторитарность. Необходимо спокойно, без криков и наказания дать понять ребенку, что есть в этой жизни правила, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены. Малыш в этом возрасте вполне способен понять, что не все в этом мире подчиняется его желаниям. И в ваших силах объяснить ему это.

И наконец - вариант четвертый, самый распространенный, на котором мы остановимся подробнее в силу того, что многие родители просто не подозревают о его существовании, объясняя капризы ребенка первыми тремя причинами. И - как следствие - неправильно себя ведут, только усугубляя ситуацию. Очень часто капризами ваш ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это тем более естественно, если вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, стремясь привычно диктовать малышу все его поступки. При этом мы руководствуемся самыми лучшими побуждениями, ведь мы знаем «как надо». Но в этом возрасте ребенок способен уже критично оценивать это «надо», оно для него далеко не всегда очевидно. Именно поэтому лучше спокойно объяснить ребенку, почему вы именно этого от него хотите, чем требовать безусловного послушания. Ведь очень часто малыш реагирует именно на категоричный тон запрета, не оставляющего ему никаких альтернатив для проявления самостоятельности, а не на сам смысл.

Многочисленные исследования психологов показывают, что ребенку уже с раннего возраста для гармоничного развития необходим определенный баланс между опекой (запретами) и свободой. Он должен чувствовать, что его не только опекают, но и дают ему право самостоятельного выбора, уважают его. Многие родители, уверенные, что придерживаются демократического стиля воспитания, на самом деле ведут себя прямо противоположным образом. Такие «заботливые» родители буквально шагу не дают ступить своим чадам самостоятельно: «Туда не ходи», «Это не трогай», «Здесь не играй!». Всегда ли необходимо оберегать малыша от неприятностей? Ребенок не кукла и не кусок глины и во многом творит себя сам, нравится вам это или нет. Ему необходимо все узнать и все попробовать самому, а без набивания шишек это не получится. Гораздо полезнее объяснить ребенку, как надо поступать в той или иной ситуации и какие последствия его ждут в случае того или иного поступка, а не запрещать все подряд. И пусть он сам сделает выбор. Не нужно бояться этого. Гораздо больше, чем настойчивое упрямство, вас должно насторожить безоговорочное послушание малыша.

Подчас во многих семьях чрезмерная строгость диктуется интересами родителей, которым послушное дитя доставляет меньше хлопот. Ведь всегда удобнее, если ребенок тих, спокоен, сидит в уголке и никому не мешает, не отвлекает взрослых вопросами и просьбами поиграть. Но каким вырастет такой малыш?

Переступив трехлетний порог самостоятельности под названием «Я сам», ребенок хочет распространить ее на все, а родители своими нотациями, запретами и наставлениями препятствует ему, ущемляют его хоть маленькое, но человеческое достоинство. И в который раз, даже не заметно для себя, но ощутимо для него, показываем, что он - «ничто», а мы - «над ним». И малышу остается только возгласом несогласия утверждать свое Я.


Упрямство

Упрямство - это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее его Я - основа будущего характера. Подумайте, какой ценой вы стремитесь оставить его в прежних рамках? И не думайте, что в случае вашей авторитарной «победы» над упрямством малыша вам станет легче жить. Как раз наоборот. Вы рискуете получить безвольного, безликого человечка. И очень скоро вам придется бить тревогу по другому поводу: «Что делать, ведь мой ребенок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен в себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит со сверстниками». С жалобами подобного рода обращаются к психологу около половины всех родителей. Причем возраст детей при этом варьируется от 5 до 16 лет. И невдомек таким родителям, что корни инфантилизма их детей находятся в этом самом, первом «пике капризов», когда взрослым удалось-таки сломать втиснуть в удобные для них рамки своего ребенка. А ведь из детского эгоизма в дальнейшем формируется самоуважение, а из упрямства - настойчивость.

Поэтому так важно не воевать с упрямством, не «давить» его, а найти с ребенком общий язык, уважая его личность. Любое новое требование или запрет должны быть, прежде всего, разумны и понятны малышу. Необходимо стараться говорить с ним, как с равным, это очень важно для становления его характера. И это единственный способ облегчить первый «пик капризов» и для себя и для ребенка.

Вам кажется, что он все делает вам назло? Помните, как звучал ваш запрет? Если это было просто «нельзя», без всякого объяснения, то вы почти наверняка столкнетесь с упрямством. Ведь в этом возрасте на свете нет ничего заманчивее, чем попытаться сделать то, что «нельзя». И в этом суть любой индивидуальности.

Обвиняя своего ребенка в упрямстве, родителям необходимо подумать, а не упрямы ли они сами? Кто упрямее: родители, весь день твердящие «ты должен», «это нельзя», «надо делать так…» или ребенок, упорно протестующий против всего этого, отстаивающий свое Я? А может, у самих родителей недостаточно гибкости, воображения, желания и времени, наконец, чтобы объяснить ребенку, почему они именно этого от него хотят или переключить его упрямство на что-то захватывающее и интересное. Или родителям важнее всего только его беспрекословное послушание? Ведь так просто унять каприз, грозящий перерасти в истерику, сказав, например: «Посмотри, сколько слезок! Давай собирать их в бутылочку». Или «Ой, у тебя на плече сидит маленький капризик! Какой хорошенький! Давай поиграем с ним в прятки». Вряд ли найдется на свете ребенок, который, услышав нечто подобное, не переключится с удовольствием на новую игру. А потом спокойно сделает то, о чем вы его безуспешно просили в приказном порядке.

А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них. Одним из наиболее частых запросов, с которым приходится сталкиваться психологу в его повседневной практике, является обращение родителей двух-трехлетних малышей по поводу «необъяснимого» перевоплощения их «милых ангелочков» в «ужасных монстров», каждодневно терроризирующих всю семью деспотическими, унижающими достоинство взрослых, требованиями.

Многим недоумевающим родителям труднее всего смириться с собственным обесцениванием в глазах двухлетнего «бунтаря», отвергающего любые, казалось бы, весьма разумные ограничения и запреты, с помощью которых мамы и папы стремятся отрегулировать его поведение.

В настоящий момент, в среде начитанных родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, «само пройдет».

На самом деле происходит смешение различных понятий: с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития, а с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей.

Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания «идти на поводу у баловника». Это также сигнал родителям о том, что они ведут себя с ребенком неправильно, не адекватно его возрастным возможностям, предъявляя «неразумные» требования к «маленькому тирану».

Поэтому очень важно знать, что же такое возраст негативизма и упрямства, какое значение он имеет для всего дальнейшего развития личности ребенка, и почему ребенок, топнувший на маму ножкой, имеет право быть не доведенным до истерики.


Протест


На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, характеризующийся его неотделимой от взрослого позицией, превращается в мир «Я», для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции ребенка. Для того чтобы впоследствии установить новые, более высокие взаимоотношения с окружающим взрослым миром, ребенку необходимо пройти этап отделения себя от предметов и живых существ, с которыми первоначально он ощущал неделимую связь.

Как ребенок может узнать о существовании других точек зрения, если не имел сначала своей, а, главное, если ее не принимали во внимание? Как научиться отстаивать свою точку зрения, если он - часть чужой точки зрения?

Итак, ребенок отделяет себя от окружающего мира и вырабатывает свое собственное ко всему отношение. Начинается процесс построения собственной индивидуальности. С чего начать проще всего? С протеста!

Однако, протест ребенка - это не самоцель, это только способ, с помощью которого ребенок отстаивает себя, свое право на отдельное существование. Ведь очень часто малыш, добиваясь именно того, что ему запрещали, ощущает разочарование. Поэтому очень важно разрешить ребенку все, кроме основополагающего запрета: на действия, в результате которых может пострадать его собственное здоровье или здоровье и благополучие других людей.

Все остальные запреты и ограничения должны относиться не прямо к ребенку, а опосредованно, к персонажам, с которыми, на время игры, идентифицируются и взрослый, и ребенок. Игра поможет взрослому освоиться в мире детской реальности, а ребенку - научиться принимать правила, которые в игре строго соблюдаются.


Игра


Игра - это единственная деятельность, с помощью которой сначала взрослый «войдет» в мир ребенка, а потом оттуда «поведет» его в свой взрослый мир. Качественное отличие этой точки зрения от общепринятых в социальной психологии состоит в том, что детство - это не просто подготовка к будущей взрослой жизни. Детство обладает собственной уникальной ценностью. И только те родители, которые поверив в существование особого, отдельного мира ребенка, захотят заглянуть туда, осторожно ступая по его тропкам, смогут поговорить с ребенком на его языке - языке игры, только такие родители выпустят во взрослую жизнь зрелую личность.

Ребенок, живущий в мире, который не уважают самые дорогие для него люди, надолго остается в нем, чтобы самостоятельно решить волнующие его вопросы. Ребенок, у которого было детство, смело вступает во взрослую жизнь, унося с собой из детства самое главное для каждого человека - веру в себя, надежду на понимание и любовь к окружающему миру.


Воспитание


В чем же причина того, что многим родителям трудно принять своего ребенка таким, какой он есть, и, вместо организации среды, наиболее соответствующей потребностям его развития, при сдерживании ребенка лишь в особых случаях, им легче воздействовать на малыша средствами и способами воспитания, моделирующими его будущую личность?

Субъективно причина - в тех условиях воспитания, в которых пришлось развиваться самим родителям ребенка. Как часто мамы и папы, недовольные тем, как их воспитывали собственные родители, повторяют те же ошибки уже со своими детьми!

Объективно истоки этой проблемы видятся в позиции официальной педагогики, взявшей за основу развития ребенка идею формирующего обучения: подход, при котором ученик никогда не превзойдет своего учителя. Ребенок рассматривается как неполноценный взрослый, который отличается от последнего только тем, что все делает хуже. Точка зрения официальной педагогики на раскрытие индивидуального потенциала, заложенного в ребенке от рождения, проста: всеми доступными средствами «втиснуть» малыша в рамки, заранее предопределенные воспитателем, учителем. Последствия - капризы, истерики, в более старшем возрасте - неврозы.

Американский психолог У. Бронфенбреннер в своей книге «Дети в США и СССР» с удивлением описывает, как легко наши, российские, соотечественники вступают в общение с чужими детьми, и приходит к заключению, что, по-видимому, воспитание детей - любимое национальное занятие у русских.

Однако воспитание воспитанию рознь. Если максимально схематизировать все способы общения взрослых с детьми, то можно выделить шесть основных параметров, характеризующих эмоциональное отношение взрослого к ребенку (принятие - непринятие), организацию повседневного общения (ограничительство - разрешительство) и отношение родителей и воспитателей к собственным решениям (противоречивость - непротиворечивость).

Сочетание этих параметров и будет тем стилем общения с ребенком, который предпочитает взрослый, и анализ которого поможет понять истоки детских капризов и истерик, а также неврозов, если процесс «втискивания» ребенка зашел слишком далеко.

В результате непринятия и ограничительства при одновременно высокой противоречивости родительских требований формируется невротический тип личности ребенка. К развитию невроза страха приводит эмоциональное непринятие ребенка значимыми для него взрослыми, а также большое количество ограничений и запретов, тормозящих поступательное движение ребенка на пути реализации его способностей. Истерический невроз развивается в результате сверхпринятия и ограничительства с одновременной противоречивостью требований.

Наиболее агрессивно ведут себя дети, чьи родители или воспитатели эмоционально не принимают их, при этом, то «ничего нельзя», то «все можно». Сегодня нельзя то, что можно было вчера, вчера ругали за то, за что сегодня хвалят, а что будет завтра, пока неизвестно, так как родители или воспитатели сами еще не в курсе, какое у них завтра будет настроение.

Дети, родители которых эмоционально их принимают, не предъявляют к ним противоречивых требований, но при этом ограничивают их исследовательскую активность, стараясь сформировать желательный для окружающих облик, отличаются достаточно хорошей социальной приспособленностью, не склонны к капризам и истерикам, но, при этом, они внушаемы, зависимы от мнения окружающих, несамостоятельны.

Эмоциональное принятие ребенка, разрешительство (со сдерживанием в особых случаях), непротиворечивость повседневных разумных, доступных для понимания ребенка, требований приводят к независимому, автономному поведению ребенка младшего дошкольного возраста, способствуют безболезненному отделению себя от значимых взрослых, формированию собственной внутренней позиции ребенка, принятию себя, что впоследствии, в результате развития игрового поведения, помогает ребенку понять и принять других.

В то же время, дети, не пережившие этапа отделения себя от других, дети, которые не были приняты самыми дорогими для них людьми, плохо осознают цели и потребности окружающих, у них плохо развито воображение, они с трудом понимают и принимают возможность другой точки зрения, не владеют самостоятельными, индивидуальными способами деятельности. Чем раньше взрослые пытаются «втиснуть» ребенка в коллектив, заставляя уважать коллективистские ценности, тем меньше шансов на то, что такой ребенок сможет стать полноценным участником коллективной деятельности, тем больше вероятность формирования невротического типа личности.


Рассмотрим конкретную ситуацию


Решаю сам!

В чем проблема? В гости пришла бабушка и попыталась взять внучку на руки. Но малышка рассердилась и начала топать, повторяя «Нет! Нет!»

Внимание на себя!

Не только разные события в течение дня учат и развивают ребенка, но и реакции родителей, слова и их собственное поведение. Спровоцировать внезапные вспышки детского раздражения очень часто может и собственное настроение родителей.

Почему это происходит?

Когда ребенок произносит «Нет!», он замечает по реакции мамы и папы, что это слово имеет силу. И знает, что, отказавшись от бабушкиных объятий, он привлечет к себе большое внимание. А чем больше внимания, тем интереснее! Малыш желает чувствовать, что он сам контролирует свою жизнь, ведь теперь он - независимая и самостоятельная личность, со своим, взглядом на мир. Малыш демонстрирует это постоянно, даже если требования родителей самые обыденные и непритязательные. Рутина, которую навязывают родные, диктуя выполнение всяких непонятных ребенку «взрослых» условностей, часто провоцирует малышей на протест. Дети в возрасте 2?3 лет жаждут перемен и при любом удобном случае стараются заполучить роль хозяина положения.

Как с этим справиться?

Первым делом стоит объяснить бабушке, что такая реакция дочки не относится к ней лично и что с недавних пор слово «Нет!» вы слышите утром, в обед и вечером. А малышке нужно предложить: «Может быть, в следующий раз ты будешь повежливее?» или «Пойду поблагодарю бабушку, что пришла навестить нас. Ты со мной?» Не стоит ругать девочку! Поверьте, она пока не понимает значения своих поступков, а просто тестирует окружающих. Позже, укладывая малышку спать, объясните ей, как важно быть вежливыми с людьми, почему в мире взрослых принято говорить «здравствуй», «спасибо», «до свидания», особенно тем, кого мы любим и кто любит нас.


Заключение


Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.

Таким образом, мы рассмотрели несколько не противоречащих друг другу, а, скорее, взаимодополняющих точек зрения на причины возникновения у детей капризов и истерик: неумение родителей и воспитателей говорить с малышом на его языке - языке игры, навязчивое поведение взрослых, пытающихся воздействовать на ребенка не адекватными его возможностям средствами и способами воспитания, невротический стиль общения взрослого и ребенка.


Библиографический список

каприз воспитание детский упрямство

1. А.И. Захаров. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 1998.

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.

Н.Н. Палагина. Воображение у самого истока. - М.: Институт практической психологии, 1997


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас. Ребенок учит родителей терпению, любви, доброте, четкому планированию своего времени, учит маму успевать сделать 100 дел за день... Правда, иногда стремление ребенка управлять выходит за всякие разумные пределы. При помощи плача, крика, истерик он пытается добиться от нас невозможного.

Сразу оговоримся, что говорить о капризах будем здесь только по отношению к здоровому малышу, у которого хорошее настроение и живой интерес к окружающему миру. Ведь для больного ребенка каприз вполне естественен.

Каприз: первая помощь

Ваше драгоценное дитя требует пойти гулять в ноябре в летней курточке. Получив решительный отказ, начинает плакать, кричать, падает на пол и дрыгает ручками и ножками. Сердце кровью обливается при виде зареванного, корчащегося на полу малыша? Как быть?

Первым делом успокойтесь. Ваш ребенок здоров и он в безопасности. Ничего страшного с ним не произойдет. Поплачет, покричит, потом успокоится. Чтобы бороться с капризами, надо, прежде всего, показать, что таким поведением он ничего не добьется.

К каждому малышу в этом вопросе, конечно, нужен индивидуальный подход. Кого-то излечивают от капризов песни-дразнилки, кто-то перестает плакать, увидев в зеркале свое зареванное лицо. Но в любом случае это не должно быть угождение, потакание прихотям.

Есть и общие правила для тех, кто хочет минимизировать капризы.

  • Когда требование ребенка неразумно, вредно для него, то, как бы он ни кричал, ни плакал, ни топал ножками, его исполнять нельзя.

Надо проявить достаточную твердость в этом. Если вы один раз сказали, что нельзя, значит, нельзя. Не меняйте свою позицию, несмотря ни на какие истерики. Иначе ваше чадо усвоит, что, поплакав и покричав, всегда можно добиться своего. И, соответственно, будет плакать и кричать еще больше.

То же самое происходит, если один родитель говорит "можно", а другой "нельзя". Ребенок поймет, что, закатив скандал, можно получить желаемое.

  • Нельзя ласкать и утешать капризничающего малыша. Так вы только поощряете его дурное поведение. "Я тебя люблю и уважаю, но не одобряю сейчас твой поступок", — вот основной посыл в этой ситуации.

"Каприз представляет собой внутренний конфликт между требованиями реальности и собственными желаниями ребенка. Другими словами, когда малыш капризничает, это означает, что он не желает или не может по каким-либо причинам принять сложившуюся ситуацию, ему сложно приспособиться к ее требованиям. Почему же так происходит? Поведение ребенка напрямую связано с состоянием родителей и сложившимися в семье отношениями. Взрослые должны привить детям навыки адаптации и умение принять существующую действительность. Поэтому предъявляйте к ребенку разумные требования, всегда выполняйте свои обещания, а также совместно научитесь переживать чувства обиды и досады из-за несбывшихся желаний. Это требует от мамы и папы большого количества внимания, понимания и любви! Капризы неизбежны в процессе взросления ребенка. Они дают возможность научить его чему-то, а также узнать что-то новое и самому родителю", — говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и Открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.

Как вырастить капризулю?

Если вы хотите, чтобы каприз расцвел буйным цветом, балуйте ребенка. Баловство, потакание всем прихотям — благоприятная почва, на которой будут произрастать капризы.

Нередко это происходит в тех семьях, где по каким-то причинам (обычно это чрезмерные нагрузки на работе) взрослые не могут уделять детям достаточно внимания. Но его отсутствие стараются компенсировать подарками. Однако гораздо важнее для маленького человека сама родительская любовь, а не ее блеклое отражение в куклах, нарядной одежде, безделушках. Проведите лучше с малышом лишние полчаса в день, прочтите ему сказку, вместе сделайте аппликацию, склейте домик из спичек. Ваше внимание будет лучшим подарком для него.

"Конечно, можно и нужно дарить ребенку подарки. Особенно когда вам самим очень хочется порадовать его. Выражайте свои положительные эмоции. Но нельзя, чтобы новая игрушка становилась воплощением чувства вины или способом успокоения каприза. Ведь тогда подарок перестает быть подарком. Он становится средством", — объясняет психоаналитик Татьяна Илларионова.

Капризы скорее появятся в той семье, где им потворствуют. Ребенок просит дать ему конфету. Получив отказ, он плачет, затем падает на пол и бьет ручками и ножками (а иногда и головой), продолжая при этом неистово реветь. "Не плачь, мой хороший. Сейчас, сейчас, мой маленький, я дам тебе конфетку", — говорит сердобольная бабушка. Он получает то, что хочет, и твердо запоминает ситуацию. У него формируется устойчивая реакция: "Хочешь получить желаемое — падай на пол, бейся головой, кричи и плачь". Так эта модель поведения закрепляется. И каждый раз, желая чего-то добиться от родителей, малыш будет вести себя подобным образом.

Как отучить ребенка от капризов?

Каприз — это всегда результат неправильного воспитания. Если не хотите, чтобы у вас в семье рос капризуля, не балуйте малыша.

Развивайте в малыше уверенность в себе. Он должен уметь что-то делать помимо того, что от него требуют в школе или саду. Пусть учится вязать, шить, танцевать, плести украшения из бисера, лепить... Пусть по мере своих сил помогает вам в домашнем хозяйстве. И пусть по праву гордится своими достижениями.

"Наша жизнь подчинена принципу получения удовольствия. Поэтому при общении с ребенком положительные стимулы будут намного эффективнее. Похвала, ласковый голос и взгляд, гордость за ребенка, любимое блюдо на ужин, развлекательная совместная поездка или просто прогулка — все это наиболее действенные способы установления контакта с малышом. При помощи этих средств вам будет легче договориться с ним и научить его расставлять приоритеты, уметь отказываться от сиюминутных желаний, учиться ждать обещанного удовольствия. В будущем это поможет выбирать стратегию сотрудничества и совместного договора при решении конфликтов", — рассказывает психоаналитик Татьяна Илларионова.

Мы удивляемся, что ребенок поступает не так, как мы от него ожидали. Но если нам удалось бы думать так, как он и испытывать те же чувства, его поведение перестало бы быть для нас загадкой. Поэтому всегда старайтесь поставить себя на место маленького человека, понять его, посмотреть на ситуацию его глазами. Тогда вам будет легче объяснить ему свою позицию.

Например, малыш недавно получил конфету или кусок пирога, а тут мама говорит ему: "Хватит есть, давай быстрее одеваться гулять!" Как себя чувствует при этом ребенок? Он же только что начал смаковать долгожданное лакомство, а тут его отнимают. Обидно, правда? Естественно, тут появятся плач, непослушание.

Если у вас возникают разногласия, не применяйте силу: не повышайте голос, не пугайте наказанием. Лучше постарайтесь договориться: "Ты хочешь пойти в летней куртке? Но сейчас слишком холодно, замерзнешь, заболеешь. А давай лучше наденешь зимнюю, но зато сам выберешь красивый шарф. Хочешь, я даже разрешу тебе надеть свой, ты его давно просил поносить?" Умение приходить к консенсусу будет полезным и во взрослой жизни.

Кроме того, вы всегда можете предоставить ему возможность сделать самостоятельный выбор. Например: "Хорошо, решай. Или ты надеваешь летнюю куртку и остаешься дома один, или идешь гулять в зимней одежде со мной".

Причины капризов могут быть достаточно глубокими, крыться в самой атмосфере семейной жизни, нерешенных родительских проблемах.

Может, ребенок капризничает, потому что ему чего-то не хватает? Не удовлетворяется его любознательность? Не хватает общения с родителями или со сверстниками? Или просто скучно, нечего делать? А, может, в семье нервная обстановка, постоянные скандалы?

"Когда чувствуете, что не справляетесь с капризами, раздражаетесь на ребенка, никак не можете договориться с ним, а также когда он очень часто капризничает по поводу и без, сам провоцирует вас на ссору и наказание, обратитесь за помощью к психологу, психоаналитику. Для наилучшего разрешения трудностей необходимо действовать системно. Нужно признать, что помощь необходима не только малышу, но и вам. Специалист поможет выстроить новые отношения, в которых на смену капризам придет понимание и принятие друг друга", — рекомендует психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и Открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.

В любом случае нельзя добиваться от ребенка хорошего поведения при помощи насилия: криков, угроз, наказаний, оскорблений и унижений. Ваше поведение — это эталон поведения для малыша. Вряд ли вам хочется, чтобы он, став взрослым, повышал голос на своих детей, жену или мужа. Или на вас.

Как вы желаете, чтобы малыш вел себя в будущем, так и поступайте по отношению к нему сами. Взрослый должен быть справедливым и доброжелательным к ребенку, но обязан твердо пресекать всяческие хулиганства. Главное в воспитании — это собственный пример. Помните об этом.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top