Что делать родителям, если ребенок необщительный? Основные причины. Как воспитать общительного ребенка? Необщительный ребенок: что делать родителям

Что делать родителям, если ребенок необщительный? Основные причины. Как воспитать общительного ребенка? Необщительный ребенок: что делать родителям

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos - сам, поэтому аутизм - это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует: «Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Все родители желают своим детям самого лучшего, они видят их успешными, яркими, умными, красивыми и счастливыми людьми. Успех подразумевает контакты с разными людьми, умение добиваться поставленных целей, нравиться людям. Общение – это одно из наиболее важных качеств, которым наделил нас Господь, именно общение с интересными людьми, друзьями, родственниками, коллегами, детьми делает нас счастливыми, коммуникабельными, активными людьми. Именно поэтому родители так переживают, если малыш растет необщительным.

Как помощь необщительному ребенку?

Сначала определитесь, что вы понимаете под словом общительность, и как вы сами ведете себя в компании людей? Обычно существует 2 проблемы, которые связаны не с ребенком, а с родителями:

1. Родители слишком многого требуют своего чада , не понимая, что он либо еще не дорос до этих требований, либо не имеет тех черт характера, которые удовлетворяли бы их требованиям.

2. Родители сами не являются общительными , коммуникабельными людьми, а ребенок берет пример именно с них.

Рассмотрим первую проблему . Вот пример, мама двухлетнего малыша жалуется, что ее ребенок не хочет играть с детьми в песочнице, что он забирает свои игрушки, что когда кто-то из посторонних пытается с ним заговорить, он прячется за мамины ноги и не отпускает ее ни на шаг. Тут сразу нужно расставить точки над «и», нормальный обычный ребенок готов к социализации и требует общения с другими детьми, начиная с возраста 3 лет, до этого ему достаточно общения и игры с близкими родственниками. Потому для двухлетнего малыша такое поведение вполне нормально, и если мама начнет ему навязывать общество посторонних людей, отдаст его в сад, где он будет плакать, то ничего кроме стресса для ребенка и проблем, связанных с этих стрессом (это одна из причин частых болезней) не получит. Конечно, есть дети, которые уже в 1,5 года без проблем идут в сад и общаются с малышами и взрослыми, но это скорее исключение, чем правило, потому каждый родитель должен понимать, что его ребенок индивидуален, и что придет время, когда ему захочется играть с другими ребятами. Мама же должна мягко подталкивать его к совместным играм с детками. Чтобы малыш не пугался нового общества, нужно не сидеть с ним в 4-х стенах, а ходить в гости, приглашать к себе друзей с детками, посещать развивающие занятия, культурные мероприятия. Гуляйте рядом с детьми , если видите, что ребенок заинтересовался чьей-то игрушкой или игрой, то ненавязчиво предложите ему попросить ее поиграть, познакомиться с другим ребенком. Чаще разговаривайте с малышом , причем стройте общение не в форме монолога, а диалога. Задавайте крохе вопросы, просите отвечать вам, обязательно объясняйте, что можно получить желаемое, если просто и конкретно попросить об этом, за попытки пообщаться, познакомиться с другими ребятами.

Эти же советы подходят и мамам детей, у которых проблемы в общении со сверстниками уже в детском саду или начальной школе . Рассказывайте малышу, как правильно строить беседу, учите его задавать вопросы, знакомиться, чаще играйте с ребенком в , проигрывайте ситуации, которые он встречает в жизни. Обязательно хвалите ребенка, похвала – это сила, которая может исправить очень многие проблемы . Учите ребенка делать комплименты другим детям, ведь малыш запросто может завязать общение с другим крохой, если, например, похвалит его игрушку или одежду.

Детям-школьникам нужно объяснять, что такое настоящая , учите ребенка искренности, откровенничайте с ним, расскажите ему о своих проблемах, а он вам расскажет о своих детских радостях и неприятностях, вместе ищите пути их разрешения. Читайте и обсуждайте с ним книги, мультфильмы, в которых показана дружба, например, такие произведения как «Буратино», «Приключения Незнайки», «Пеппи- длинный чулок» и др.

Вторая же проблема связана с тем, что прежде чем требовать чего-то от своего чада родители должны проанализировать себя . Если вы по своей натуре необщительны, замкнуты, если в доме у вас редко бывают гости, если вы, как муж и жена, мало общаетесь друг с другом, если в семье не принято обсуждать проблемы, чувства, покупки, события прошедшего дня, то малыш будет расти таким же замкнутым, так как он не будет видеть перед собой пример правильного поведения в обществе. Никогда человек не научится искренности, сопереживанию, если он не будет находиться в мире, где его понимают, любят и уважают. Поэтому сначала начните работать над собой, разберитесь в себе, добавьте нежности, чувственности, дружбы в ваши отношения с близкими, и вы заметите, как все люди вокруг сами начнут раскрываться перед вами. У вас будут появляться новые знакомые, друзья, а значит, в доме зазвучат новые голоса, смех, и ребенок потянется за вами, станет более открытым к общению.

Ну и конечно, есть причины замкнутости ребенка в обществе, которые не зависят от вас , например, те, которые связаны со стрессом, потерей близкого человека, агрессией или насилием над личностью. Эти ситуации решаются не в один день, здесь нужно терпение, понимание и время. Окружите ребенка любовью, старайтесь создавать в его жизни больше приятных моментов, отвлекайте его от неприятных мыслей. Если вы видите, что не можете справиться с ситуацией в одиночку, и не знаете как помочь необщительному ребенку, то обратитесь за помощью к детскому психологу, профессионал поможет разобраться и решить проблему.

Если ребенок сознательно избегает общества своих сверстников или у него в садике или школе нет друзей, не следует впадать в панику, но вместе с тем нельзя игнорировать сложившуюся ситуацию.

Нежелание общаться со сверстниками может быть связано с внешними причинами


В одних случаях «нестандартное» поведение может быть проявлением личности малыша, что вполне естественно для интровертов. В других случаях замкнутость и неумение/нежелание ребенка общаться связано с внешними причинами, которые обязательно нужно выявить и устранить. Задача родителей – выяснить, что является сдерживающим фактором для конкретного ребенка.

Интроверт: особое восприятие дружбы

По типу темперамента всех людей делят на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Но существует еще одно разделение – в зависимости от того, каким образом человек пополняет свою душевную энергию.

Одним людям, которых называют экстравертами, для энергетической подпитки нужен внешний источник – общение с другими людьми. А вот интроверт черпает силы в самом себе. Дети-интроверты не любят суеты и шумных компаний, они предпочитают тишину и одиночество. Интровертов намного меньше, чем экстравертов – по мнению экспертов, не более 30%, поэтому их поведение считается «нестандартным». Присмотритесь к своему чаду. Если ребенок сторонится больших компаний и часто «уходит» в себя, не расположен к общению, раним и обидчив, предпочитает тихую возню со своими игрушками вместо активных игр с другими детьми, скорее всего, в вашей семье растет интроверт.

Психологи настойчиво советуют не пытаться «растормошить» такого ребенка. Не навязывайте ему лишнее общение, не тащите силой на игровую площадку к другим детям – такое обращение может заставить кроху замкнуться в себе.

Вместе с тем родителям нужно попытаться разобраться, является ли поведение малыша исключительно интроверсией, или дополнительно имеет место застенчивость. В чем же разница?

Интроверсия

Интроверсия + застенчивость

Один ребенок-интроверт может обладать достаточным уровнем самооценки и обходиться без дополнительных контактов.

Такие дети уверены в себе, они не ищут новых знакомств, но и не боятся общения, просто им комфортно в одиночестве. Когда они встретят достойный (по их мнению) объект для дружбы, то непременно найдут способ познакомиться.

Другие малыши-интроверты могут быть склонны к повышенной стеснительности. Они не только боятся общения, но и теряются в различных ситуациях.

Обратите внимание: если интроверсия является врожденной предрасположенностью, которую нельзя изменить, то застенчивость можно преодолеть.

Застенчивость: почему нужно от нее избавляться

Необщительный, потому что стесняется, – так зачастую считают взрослые, дети которых не идут на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему излишняя застенчивость – это недостаток, который следует преодолеть?

Все люди время от времени чего-то стесняются – это «универсальное» свойство, присущее всем. Но если у одних оно проявляется в исключительных случаях (на приеме у врача, при встрече с человеком, которому мы симпатизируем), то другие страдают от него постоянно. Например: ребенок стесняется подойти к своим одногодкам во время уличной прогулки или боится поднять руку на уроке, хотя знает ответ. Ваша задача – помочь ему преодолеть дискомфорт от общения, потому что патологическая застенчивость в будущем сулит множество проблем:

  • малыш будет страдать от критики сверстников – слишком стеснительных детей зачастую дразнят и игнорируют;
  • вследствие постоянных сомнений, переживаний и отрицательных эмоций у стеснительного ребенка развиваются тревожность, неврозы, депрессия и т.д.;
  • стеснительному крохе трудно раскрыть свой потенциал в детском возрасте и проблематично достичь профессионального и карьерного успеха (сложности начинаются еще в детсаду);
  • в будущем могут возникнуть сложности при создании семьи (застенчивые люди часто остаются одинокими или вступают в неудачный брак) и т.п.

Ребенок не умеет общаться со сверстниками: причины

Вы уверены, что ребенок – вовсе не интроверт, он совсем не против того, чтобы наладить коммуникации с другими людьми, но у него не получается. Помогите ему.

Лучше всего развитие навыков социализации начать еще с песочницы. Если одни малыши смело вступают в разговор и играют в коллективные игры, то другие достаточно болезненно относятся к любым попыткам общения. Если такая реакция наблюдается постоянно, ребенок требует повышенного внимания.

  • Эксперты уверены, что неконтролируемое смущение и застенчивость у детей можно заметить уже с двух лет. В этом возрасте малыш любым способом избегает людей (прячется за родителей) и дружеской компании.

Такие дети отличаются повышенной возбудимостью, они редко смеются (особенно в присутствии посторонних) и часто без причины обижаются. Вместе с тем психологи уверяют, что примерно до 10 лет взрослые могут повлиять на развитие личности маленького человечка, главное – найти источник проблемы и действовать целенаправленно. Если же спохватиться уже в подростковом возрасте, прививать навыки коммуникации будет весьма затруднительно.

Что может стать причиной застенчивости и проблем с социальным развитием?

    1. Чрезмерная стеснительность и, как следствие, необщительность, развиваются как защитная реакция, например, если у ребенка есть врожденные физические недостатки, из-за которых он чувствует себя неполноценным.

    Огромное значение имеет поведение родителей. В семье с авторитарным воспитанием дети опасаются гнева за любой поступок. Они не знают, чего ждать от посторонних, поэтому предпочитают свести к минимуму внешние контакты, а взрослея, сохраняют эту привычку.

    2. Ограничение круга общения ребенка со стороны родителей. Некоторые взрослые сами, осознанно или вынужденно, с раннего детства ограничивают круг знакомств своего ребенка, и дети, вырастая рядом с одной мамой, бабушкой или няней, не получают навыков общения с другими людьми.

    3. Нельзя забывать про проблемы неврологического характера. Если у ребенка постоянно болит голова, повышенная/постоянная утомляемость, проблемы со сном, то ему просто не хочется общения с более активными и здоровыми детьми. В подобных случаях требуется консультация невролога.

    4. Поведенческие проблемы. Если одни дети совершенно искренне и бесконтрольно робеют перед другими людьми, то есть и такие, которые капризничают, демонстрируя свое упрямство. Причем временное упрямство со временем может перерасти в постоянную привычку и модель поведения. Проблема с социализацией возникает также у эгоцентричных детей, которые хотят, чтобы все подчинялись их воле. В свою очередь, эгоцентризм обычно развивается вследствие чрезмерной опеки со стороны близких.

    5. Трудности с коммуникативными навыками возникают у детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Нарушения памяти и внимания мешают социально-психологической адаптации так же, как и различные осложнения психического развития.

  1. 7. Задержка социального развития. Ребенок по мере взросления должен пройти несколько этапов – от самостоятельной игры до командного взаимодействия со сверстниками, предполагающего распределение ролей. К последней стадии дети обычно приходят в 4–6 лет. Если же и в этом возрасте малыш так и не научился играть вместе со сверстниками, возможно, он задержался на каком-то этапе. Причинами, почему малыш «не взрослеет» могут быть:

    • длительные болезни (когда ребенок долгое время находится в больнице);
    • переживания из-за рождения в семье других детей (малыш страдает из-за недостаточного внимания);
    • чрезмерная занятость (такое встречается, когда родители хотят вырастить ребенка-вундеркинда: из-за того, что дети много занимаются, у них не хватает времени для традиционных детских игр, которые позволяют освоить навыки общения).

Что делать если ребенок необщительный?

Как видим, причин отсутствия у ребенка необходимых социальных навыков множество.

Помогите ребенку преодолеть застенчивость и стать общительней!


С одними родители могут попробовать справиться сами, с другими следует обратиться за профессиональной помощью (в частности, если проблема связана с психическими травмами или неврологическими заболеваниями). В любом случае:

  • Не нужно напоминать малышу о его проблеме, чтобы у него не развился комплекс неполноценности.
  • Оцените обстановку в семье и убедитесь, что для малыша созданы все условия для нормальной .
  • Поощряйте попытки ребенка выражать свое мнение. Приучайте его принимать участие в домашних делах, покажите, что его мнение важно.
  • Ненавязчиво помогайте стеснительному малышу преодолеть застенчивость и заводить друзей. Приглашайте других детей к себе домой и не оставляйте ребят самих – попробуйте поиграть втроем, впятером. Учите детей знакомиться и дружить.
  • Внимательно присмотритесь, нет ли у вашего ребенка чего-нибудь такого, что выделяет его из компании сверстников (застенчивому малышу ни к чему повышенное внимание). Может быть, неправильная речь или одежда? Устраните причину неприятия.
  • При освоении и коррекции коммуникативных навыков специалисты советуют обратить внимание на специальные игры и тренинги, которые разрабатываются опытными психологами.

В некоторых случаях, помимо психологических методов, детям может быть рекомендован прием средств, помогающих улучшить когнитивные способности и справиться с повышенной тревожностью и возбудимостью. Маленьким детям (от 3 лет) с этой целью врач может назначить Тенотен Детский.

Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.

С. Льюис

Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

  1. Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
  2. У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
  3. Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
  4. С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
  5. Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
  6. Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
  7. Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
  8. Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
  9. Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
  10. Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
  11. Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
  12. Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях... Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
  13. Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
  14. Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
  15. Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
  16. Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
  17. Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
  18. Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
  19. Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
  20. При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
  21. В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
  22. «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
  23. Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
  24. Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
  25. В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи...

Обсуждение

Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где - то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах. При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как - будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу. Что делать? Как быть? Может у кого - то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!

10.05.2018 21:03:48, Жанна

Из этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.

Комментировать статью "Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов"

Относитесь к нему как к ребёнку и пазл сложится. Конечно, все дети разные и то, что помогает одному, может не помочь другому. Может быть проблема одноклассника не в маме-бабушке за ручку, а в его робком и необщительном характере?

Принято считать, что ребенок просто обязан быть веселым, шумным, очень активным. Что нормальный ребенок – это источник огромного количества вопросов, желаний и шалостей. Но как быть, если ваш ребенок не вписывается в этот усредненный портрет? Если он шумным развлечениям в среде сверстников предпочитает спокойные развлечения в одиночестве. Более того, ребенок настороженно относится ко всем попыткам расшевелить и развеселить его. Все попытки вывести его на контакт приводят к тому, что ребенок...

Каждый человек хочет быть счастливым. Некоторым хочется быть богатыми, другим успешными. Кто-то желает признания, а кто-то стремится обрести совершенное здоровье. Есть те, кто хотят быть любимыми и любить, а есть такие, кто хочет стать красивым и сексуальным. Но всех объединяет желание быть счастливым. Во все времена существования человек находится в поисках счастья, ищет ответы на вопросы «как его найти» и «как его не потерять». «Счастье является наивысшим благом, к нему следует стремится...

Не смотря на все многообразие папских мыслей, для счастливой семейной жизни во всех его думах разбираться совсем необязательно. Подчас папа открывает рот, чтобы высказать свои мысли вслух. И не дай Бог ни маме ни маленьким детям пытаться осмыслить его, папины, идеи. Впрочем дети и не пытаются, а вот мамы часто проявляют полное не понимание и хуже того, начинают агрессивно спорить!!. Еще бы!, такую чушь пороть, еще и при детях-то. Папу конечно такая реакция на его светлые идеи не слабо...

1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 9. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...(что вы делали...

И старайтесь, чтобы понемножку он помогал младшему. знаете,вам нужно искать совета и помощи только у тех,у кого такая же ситуация-здоровый+больной ребенок в семье.напишите на нашей конфе,что ли... вы ему мать,вы, а не ваш подросток. он не будет так же как вы...

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Всегда была убеждённой сторонницей садиков. Но глядя на моего очень необщительного, неадаптивного и своенравного ребёнка, мне становится всё страшнее и страшнее: как ему будет в садике? Стоит ли вообще туда идти? Я, в принципе, и дома могу поработать... Вот статья про положительные стороны детского сада ([ссылка-1]). Но так и не знаю, относится ли всё это и к нам тоже?

До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7-10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет - Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)...

Часто слышу, что с подростком невозможно договориться: не слушает, от советов отмахивается, а то и грубит… Но ведь можно договориться, можно! Просто надо настроить ребёнка на разговор. Ну, отвык он, или считает, что вы его не поймёте, что вам его мысли неинтересны; а если расспрашиваете – так только затем, чтобы придраться и/или дать наставления. Так как же поговорить по душам, если ребёнок разговаривать не желает? Для начала стоит попробовать поймать подходящий момент. Бывают моменты, когда...

В подростковом возрасте вообще труба.... сейчас ничего, журналистом работаю:)) Не самая, гм, необщительная профессия Сколько не прошу помочь мне с переговорами с аборигенами - ноль, ни в какую. Хотя помощь бывает реальна нужна. 09.03.2011 21:27:18, химчанка.

Дара,МоЗайка,К.,Яснотка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы. 15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка. А почему не водить-то?! Неужели это так сложно - помочь ребенку одеться??!

частичный отказ! мол ей меня жалко, муж меня бросит с больным ребенком. и она мне это Светочка, милая, у меня для Вас только один совет - как можно скорее заберите малыша Дай-то Бог Ванюше поправиться... 26.04.2007 00: 25:10, Горсточка. ох уж эти добрые врачи...

Моему ребенку при таком кашле помогает на ночь выпить чай или молоко с медом - две кружки с перерывом в час. Как правило в замкнутых коллективах - семья, сад, школа и т.п. 21.10.2004 22: 25:21, Соколов.

Как вы относитесь к уринотерапии или как называется лечение мочой? Мне сегодня из двух источников советы пришли, один источник доктор. Если мать боится, что средство не поможет - значит, скорее всего, ребенку оно помочь не сможет.

29.02.2004 19: 25:03, LaLin. ребенку НЕТ и двух лет!!!.. он НЕ есть аналитик, ему создали определенные условия, и он их ПРИНЯЛ. Просто я хочу сказать, что мамочка просит совета и помощи, а не упреков, пусть и справедливых! А маму "лупить" поможет?

Кто уже рассказал своим детям, помогите, как вы об этом сказали. 01.08.2016 11:27: 25. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Срочно ищите кого-то кто Вам поможет приложить ребенка к груди. Если никого нету, сообщите. Купите молокоотсос или пусть Вас научат сцеживать руками. Натали вы даете советы для прибытия молока а не наоборот 25 .05.2001 09:06:18, larisa. Спасибо большое дрогоая Натали...




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top