Чем на самом деле отличается мужской мозг от женского

 Чем на самом деле отличается мужской мозг от женского

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Все начинается с рождения. У мальчиков на первой неделе жизни вдруг повышается концентрация мужского полового гормона тестостерона в крови. Его высокие значения сохраняются две недели, а затем постепенно снижаются. У девочек повышаются эстрогены примерно со второй недели жизни и держатся около месяца.

Природа очень рационально распоряжается ресурсами организма. Так для чего же нужен этот гормональный фейерверк у младенцев, напоминающий мини-репетицию пубертатного возраста? Нейрофизиологи считают, что это необходимо для «программирования» половых различий мозга.

На этом удивительное не заканчивается: исследования показывают, что рецепторы к эстрогенам, прогестерону и тестостерону у человека есть не только в половых органах и гипоталамусе – гормональном «дирижере» мозга, но и в других мозговых структурах, которые отвечают за память, эмоции, планирование. А это наводит на мысль, что мозг у мужчин и женщин должен функционировать по-разному. Более того, нервные клетки не только восприимчивы к действию мужских и женских половых гормонов, но и сами способны их образовывать!

И этот факт становится причиной множества спекуляций на тему различия интеллектуальных способностей мужчин и женщин. Пытливые сторонники патриархальных ценностей быстро находят информацию о том, что мозг женщины в среднем меньше по объему, чем у мужчины. Да еще и серого вещества у дам обычно меньше – получается, и нервных клеток у них в мозге тоже кот наплакал! Чем не доказательство того, что мужчины от природы сообразительнее, умнее и смекалистее женщин?

Однако факт большего объема мозга – это скорее манипуляция из области евгеники. Его нельзя назвать весомым аргументом. Им не получится оперировать в научном сообществе – засмеют. Увеличение объема и массы мозга вовсе не обещает стремительного повышения интеллекта и появления новых умений и навыков. Большой мозг может быть не очень функциональным. Просто он закономерно принадлежит крупной особи.

Иными словами, слесарь Васек с тремя классами образования, массой тела 100 кг и мозгом внушительных размеров имеет куда меньше шансов получить Нобелевскую премию, чем нейробиолог Елена Андреевна с двумя высшими, активной научной деятельностью, массой тела 56 кг и мозгом куда миниатюрнее, чем у Васька

Функциональность мозга зависит не от размера, а от организации нейронов и от того, насколько часто владелец его использует для решения разнообразных задач, получения нового опыта и запоминания информации. Поэтому пол не определяет развитие мозга и уровень интеллекта. Все решает среда и то, насколько эффективно с ней учится взаимодействовать человек.

Половые гормоны и мозг

Предполагается, что нормальный уровень женского полового гормона эстрогена помогает поддерживать достаточно высокий уровень интеллекта. Конечно, если эстроген выше нормальных значений, это не сделает вас Софьей Ковалевской. Однако возрастное снижение уровня эстрогенов у женщин некоторые исследователи считают предрасполагающим фактором в возникновении болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных недугов. Есть и еще один интересный эффект эстрогенов: чем выше их уровень, тем труднее женщине дается ориентировка на местности и запоминание абстрактной информации. С другой стороны, эстрогены улучшают декларативную память, то есть способность запоминать события, расположение предметов, подмечать разные детали.

Исследования показывают, что женщины в среднем хуже запоминают новые маршруты, делают больше ошибок при попытке повторно пройти по новому пути. У мужчин же хуже развита вербальная память. Им сложнее запоминать имена, даты, а также пополнять свой лексикон новыми словами. Можно было бы предположить, что такая разница связана с отличиями в воспитании детей разного пола, потому что у парней принято поощрять исследовательский интерес, смелость и любопытство, а у девочек – усидчивость и прилежность. Однако исследования на других млекопитающих показывают аналогичную картину. А значит, причина различий здесь все же кроется во влиянии половых гормонов на головной мозг.

Прогестерон способен изменять синаптическую передачу между нервными клетками. Иными словами, он может делать общение нейронов более тесным, ускорять обмен информацией, делать ее усвоение более продуктивным. Эксперименты на крысах показали, что повышение уровня эстрогенов и прогестерона может улучшать работу гиппокампа – структуры мозга, ответственной за память. Кроме того, прогестерон способствует восстановлению миелиновых волокон. Вероятно, с этим связано улучшение самочувствия у пациенток с рассеянным склерозом во время беременности. Очень часто они выходят в длительную ремиссию. К сожалению, после родов нередко наступает резкое ухудшение, и болезнь вновь начинает разрушать нервную систему…

Андрогены, мужские половые гормоны, тоже влияют на развитие мозга. Предполагается, что они отвечают за латерализацию функций мозга, то есть за специализацию и углубление его функций. Это делает мозг мужчины «однозадачным». У женщин взаимодействие полушарий более полное, поэтому они «многозадачны», умеют быстро переключаться и иногда даже делать несколько дел сразу. Не стоит воспринимать идею латерализации функций мозга слишком серьезно: она была основана на том, что повреждение зоны Брока (участка, который отвечает за речь) у мужчин вызывает куда как более катастрофические последствия, чем у женщин. Однако современные данные показывают, что все не так однозначно и в большей степени зависит от возраста, интеллекта и обширности поражения.

Чей мозг лучше?

Существует масса публикаций о влиянии половых гормонов на развитие мозга. Не вызывает сомнений факт, что мозг мужчины и женщины действительно отличается – не только по причине разной плотности нейронов в речевых центрах (у женщин серого вещества там в среднем больше, поэтому и вербальная память обычно развита лучше), латерализации функций и других сложных нейрофизиологических штук.

Не стоит забывать, что окружающая среда оказывает куда большее влияние на развитие мозга и личности, чем все нейрофизиологические причины, вместе взятые (если речь идет о здоровом человеке). Девочек воспитывают иначе, чем мальчиков. И ожидания тоже отличаются: в некоторых семьях принято считать, что если девочке не нравится математика и физика, то это «просто не дано по природе» и не стоит напрягаться, мол, все равно основная задача женщины – выйти замуж и родить ребеночка. А мальчика в той же семье попытаются замотивировать к занятиям точными науками всеми возможными способами: посулят новый смартфон за сданный экзамен, наймут репетитора, купят книг для самостоятельных занятий.

Отличия в работе мозга мужчины и женщины действительно есть, но это не повод манипулировать научными данными, чтобы доказать, что женщины «от природы» глупы, невежественны, не умеют управлять своими эмоциями и сделали куда меньше научных открытий, чем мужчины.

К сожалению, до сих пор в серьезных изданиях можно встретить публикации, где авторы позволяют себе делать сексистские выводы. Вот цитата из статьи в журнале «Психологические проблемы современного образования» от 2007 года (автором которой является женщина): «Женская форма ответственна за сохранение и прошлое, мужская – за изменение и будущее… Это соотносится с положением о том, что женщины предпочитают и успешнее решают репродуктивные задачи (в которых минимальны требования к новаторству) при высоких требованиях к совершенству решения, а мужчины предпочитают и лучше решают задачи, которые встречаются впервые (в которых максимальны требования к новаторству) при минимальных требованиях к совершенству решения. Высокой поисковой активностью объясняется и большее количество оригинальных ответов в работах мальчиков». Иными словами, автор статьи безосновательно заявляет, что женщина создана для занятия бытом и детьми, в то время как мужчины завоевывают мир, ибо так устроено природой и к тому же именно такой порядок всем очень нравится.

На обилии подобных публикаций и создается мифология о мужском и женском мозге. Подобные заявления становятся основным (и, как правило, единственным) аргументом в сетевых баталиях на тему равноправия полов.

Мужской мозг прекрасен по своему устройству ровно так же, как и женский. Однако ни один мозг не создан исключительно для «решения репродуктивных задач». Хитрая организация нейронов и их многочисленных отростков нужна исключительно для одной цели: чтобы делать мозг и его обладателя (или обладательницу) счастливым. Поэтому нервные клетки хранят в себе огромный потенциал к познанию, получению нового опыта и его использованию себе во благо. А что это будет: родительство, научная карьера, спортивные достижения, волонтерство или творчество, а может, все сразу, – решать только вам. Независимо от наличия У-хромосомы в генотипе.

Отличия между полами и связанная с этим дискриминация — тема, особенно остро стоящая в современном мире. Различается ли мозг мужчины и женщины, влияет ли это на поведение и интеллект – волнующий многих вопрос.

Рассматривая вопрос о том, чем отличается мужской и женский мозг следует уточнить исходное понятие пола.

Существует два термина:

  1. пол – определяется биологией и анатомией, закодированными в ДНК;
  2. гендер, который детерминируется генетикой, анатомией и признаками поведения.

Определение разницы мужского мозга от мозга женщины начинается только после обозначения того, с какой точки зрения мы ее рассматриваем. Половые различия определяют архитектуру и функции, намного сложнее с понятием гендера (смена пола не означает изменение строения органа).

Гены решают все

Первые различия в строении органа закладываются на уровне формирования эмбриона. Комбинация ХУ хромосом определяет развитие человеческого зародыша-мальчика, вариант ХХ – предопределит проявление девочки.

Хромосома Х содержит 1500 генов, отвечающих за развитие человека. Мужской организм использует все гены материнской хромосомы – выбора у него нет. Женский, получивший в свое распоряжение две Х-хромосомы, действует избирательно, используя гены из обеих, причем его выбор происходит в случайном порядке. Девочки заведомо получают в свое распоряжение в 2 раза больше генетического материала, чем мальчики.

Большее количество из этих полутора тысяч генов определяют формирование и деятельность органа. Исследования, проведенные в начале этого столетия учеными США, определили, что они предопределяют процесс производства белка, отвечающего за архитектуру мозга и определяют: мышление; навыки речи; тип социального поведения; интеллект.

Гены воспроизводят молекулы для выполнения обязанностей клеток, где они содержатся. Мозг – создан из клеток, испытывающих действие половых хромосом, под их влиянием формируется тип. Женский мозг отличается от мужского толщиной участков, отвечающих за вынесение решений (лобной доли и префронтальной коры), строением лимбической зоны, отвечающей за познание и эмоции. Существенно различие в строении миндалевидного тела, отвечающего за возникновение, запоминание эмоций. У мужчин она значительно больше, связь миндалин у женского мозга определяется с левым полушарием, у джентльменов все наоборот.

Женщины интересуются людьми, а мужчины — вещами. Женщины стремятся к сопереживанию, мужчины предпочитают систематизирование. Конечно, ведь мозги мужчин и женщин совершенно разные. Мозги женщин лучше снабжаются кровью. Зато мужские — тяжелее. У женщин больше серого вещества, у мужчин — белого. Таких предполагаемых отличий, как эти, можно предостаточно найти в интернете, но с научной точки зрения они довольно сомнительны. Потому что совсем неясно, какое влияние эти различия оказывают на функциональность.

Миф о том, что мужской мозг выглядит и функционирует совершенно иначе, чем женский, прочно укрепился. При этом различия, как правило, очень незначительны, заявляют исследователи. И неясно, связаны ли вообще эти минимальные отличия каким-то образом с поведением или определенными способностями. Только в одной области головного мозга обнаруживаются отличия, здесь разница действительно не просто велика. Ученые также уверены, что именно она на самом деле отражается в поведении женщин и мужчин.

Часть мозга, о которой идет речь, занимает всего несколько миллиметров. Она располагается глубоко в мозгу, в эволюционно очень старой области, промежуточном мозге. Ее функции большей частью настолько основополагающие, настолько инстинктивные, что у людей она навряд ли сложнее, чем у остальных млекопитающих. И там находится так называемая Nucleus präopticus medialis: небольшое ядро нервных клеток, то есть группа нервных клеток, совместно выполняющих определенные задачи.


Различия закладываются в утробе матери

Эта область мозга относится к человеческому сексуальному центру. У самцов млекопитающих она является узловой точкой, которая отвечает за «типично мужское» поведение: доминирование, агрессивность и половое влечение. Женщины же, напротив, не имеют единого центра управления. У них доминирование, агрессивность и половое влечение разъединены и контролируется разными нервными центрами в промежуточном мозге.

Поскольку эту особенную функцию у мужчин выполняет Nucleus präopticus medialis, его размер более чем в два раза больше женского. Поэтому большое клеточное ядро — единственная часть мозга, по которой исследователи могут с уверенностью определить, принадлежит ли мозг мужчине или женщине.

И уже на достаточно раннем этапе. К началу третьего месяца беременности плод развивает свои зародышевые клетки: яичники у девочек и семенники у мальчиков. Y-хромосома мужского эмбриона сообщает через медиаторы мозгу матери, что ей нужен тестостерон, чтобы развиться в мальчика, и строит место связывания рецептора с раздражителем для гормона. Кроме того и в миндалине мозжечка, которая перерабатывает эмоциональные впечатления и где в итоге зарождается сексуальное и агрессивное поведение.

«Вряд ли сегодня кто-то еще сомневается в том, что такое дородовое отличие между мужчинами и женщинами имеет определенное влияние на поведение», — говорит Герхард Рот (Gerhard Roth), который является специалистом в нейробиологии и поведенческой психологии в университете Бремена.

Контекст

Люди-волки и неспящий спящий мозг

ИноСМИ 11.08.2017

Власть разрушает мозг

The Atlantic 25.06.2017

Музыка - лекарство для уставшего мозга

Helsingin Sanomat 22.04.2017
Существует множество научных доказательств

Есть доказательства того, что Nucleus präopticus medialis действительно отвечает за «типично мужское» поведение. Так, например, ученые пересадили самкам крыс Nucleus präopticus medialis мужских сородичей. После этого крыса начала взбираться на других самок. Она стала также агрессивнее, чем прежде, и участвовала в боях за территорию.

Среди людей тоже есть указания на то, как значительно нервное ядро для поведения полов. Тогда, когда мужчины или женщины чувствуют сексуальное влечение к людям того же пола. Еще на стадии формирования плода у гомосексуальных мужчин Nucleus präopticus medialis заметно меньше, чем у их гетеросексуальных товарищей по полу.

Обратное верно и для женщин-лесбиянок. У них нервное ядро больше, чем у гетеросексуальных женщин. В определенных случаях это может привести к тому, что генетический пол больше не соответствует гормональному. Тогда говорят об интерсексуальности.

Ученые предполагают, что в таком случае имело место нарушение коммуникации между эмбрионом и гормональной системой матери. Это проявляется в более или менее выраженной форме для более 5% беременностей.

Гормон стресса кортизол тоже играет роль

Исследователь мозга Рот делает заключение из проведенных ранее исследований, что за различия в поведении между полами, прежде всего, ответственны гормональные взаимосвязи. Это подтверждают и результаты поведенческих исследований. Так, известно, что женщины сильнее реагируют на стресс, чем мужчины, и обычно более пугливы и тревожны, чем мужчины.

Стресс тесно связан с гормоном кортизолом: высокий уровень кортизола увеличивает страх перед болью и опасностью. У женщин в мозгу нет специального ядра невротизма в мозгу. Но есть гормональный цикл, который легко может объяснить, почему женщины нервознее мужчин.

Это связано с тем, что тестостерон подавляет гормон стресса кортизол. Поскольку у женщин, в среднем, в мозгу циркулирует меньше тестостерона, гормон стресса у них может беспрепятственно действовать. У мужчин в насыщенные тестостероном моменты влияние кортизола снижается.

Поскольку такие гормональные различия закладываются еще до рождения, вероятно, они влияют на то, как развивается манера поведения. Например, исследователь мозга Рот предполагает, что в течение своей жизни мальчики развивают лучшее пространственное мышление, потому что они гормонально настроены на то, чтобы исследовать окрестности и делать открытия. Они карабкаются, строят и пробуют новое.

Только средние значения существенно отличаются

Девочки из-за своего более высокого уровня кортизола осторожнее. Они часто предпочитают оставаться с людьми, которые им знакомы. И поэтому рано обучаются общаться с другими. Так в среднем можно объяснить лучшие вербальные способности, не заявляя об особенно хорошем языковом центре женского мозга.

Если бы это действительно было так, объясняет Рот, мы могли бы увидеть отчетливые различия в области коры головного мозга. В части мозга, где находятся все зоны, которые превращают нас в интеллектуальных существ, где возникает язык, логическое мышление и сложные чувства.

Тому, что женщины предпочитают работать с людьми, а мужчины — с вещами, могут способствовать определенные гормональные предпосылки. Но качества, которые дети разовьют в течение своей жизни, в большей степени зависят от воспитания. И это не противоречит тому, что Эмма станет отличным инженером, а Лукас — любимым учителем в школе.

И в заключение, при обсуждении разницы между полами речь всегда идет только о средних значениях. Уровень тестостерона у человека может значительно варьироваться. Так маленькая Эмма может с удовольствием бегать и лазать или опрокинуть своего партнера по дзюдо. А Лукас, может, лучше спокойно поиграет в настольные игры с соседским мальчиком, чем в мяч в саду.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Мужской мозг более вариативен по некоторым нейроанатомическим показателям, однако в целом у мужского мозга и женского сходства больше чем отличий.

Вряд ли кого-то нужно убеждать в том, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Однако видимые, внешние различия интересуют всех намного меньше, чем различия психологические. А где психология, там и нейробиология, то есть - мозг. Есть ли различия между мужским мозгом и женским мозгом, и если есть, то как они проявляются в психике?

Сейчас уже накопилось много сведений о том, в чем мозг мужчин отличается от мозга женщин: это и иной ландшафт коры, и разные объём некоторых мозговых зон, и разное устройство внутримозговых соединений (например, несколько лет назад исследователи из Медицинской школы Пенсильванского университета сообщили на страницах журнала PNAS , что у женщин лучше развиты межполушарные связи, а у мужчин – внутриполушарные).

Вместе с тем, как пишет портал Science , в подобных исследованиях либо мозг оценивали уж слишком по-крупному, не вдаваясь в детали того, как устроена какая-нибудь небольшая зона, либо в экспериментах участвовало не очень много человек, обычно менее сотни, чего явно недостаточно для того, чтобы распространить полученные результаты на всех людей.

Нейробиологи из Эдинбургского университета использовали в своей работе не сто, а свыше пяти тысяч мозгов – точнее, не самих мозгов, а результатов магнитно-резонансной томографии, собранных в базе данных UK Biobank. Для анализа взяли 2750 женщин и 2466 мужчин в возрасте от 44 до 77 лет, а в самом мозге сравнивали размеры 68 разных мозговых участков и, кроме того, толщину коры и рисунок извилин на ней.

В среднем, как говорится в препринте статьи на сайте bioRxiv , кора у женщин оказалась толще, но все подкорковые зоны у мужчин оказались больше по объему – а среди таких подкорковых зон были и гиппокамп, который работает одним из главных центров памяти, и миндалевидное тело, отвечающее за эмоции и принятие решений, и полосатое тело, участвующее в обучении, и таламус, распределяющий сенсорную информацию по разным мозговым анализаторам. Однако если подкорковые зоны сравнивали в контексте всего мозга в целом, то различия во многом сглаживались: четырнадцать зон оказывались больше у мужчин, десять зон – у женщин.

С другой стороны, нейроанатомические параметры варьировали у мужчин сильнее. Тут авторы работы напоминают о результатах некоторых психологических исследований, в которых в среднем никакого различия в интеллекте между мужчинами и женщинами не было, но у мужчин был больше разброс – это как будто вполне соответствует тому, что мужской мозг более вариабелен.

Еще один важный вывод заключается в том, что, хотя в мозге и можно найти характерные половые особенности, сходства между мужскими мозгами и женскими больше, чем отличий, и даже специалист с большим трудом сможет сказать (если вообще сможет), какой перед ним мозг, просто глядя на результат томографического сканирования.

С другой стороны, не будем забывать, что человеческий мозг довольно пластичен, он меняется не только в связи с теми задачами, которые ему приходится выполнять постоянно, он также отзывается и на внутренние факторы – например, на изменения в гормонах. Мы уже как-то писали о том, что женский мозг , видимо, реагируя на разные фазы менструального цикла, и что мужской мозг может работать . Так что, говоря о «женско-мужских» отличиях, следует все это иметь в виду.

Что до того, как толщина коры и объемы гиппокампа, полосатого тела, таламуса и пр. связаны с психическими особенностями, то тут какого-то четкого ответа пока нет, и вряд ли он появится в ближайшем будущем. (Мы говорим, разумеется, о научном ответе; так-то в бездельных рассуждениях на эту тему недостатка нет.)

Сами нейробиологи полагают, что сейчас лучше сосредоточиться на как можно более полном и тщательном описании именно нейроанатомических отличий, возникающих в мозге под действием тех или иных факторов, поскольку для психологических выводов у нас пока что просто не хватает нейробиологических данных.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top