Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей. Возрастные особенности пищеварительной системы человека

Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей. Возрастные особенности пищеварительной системы человека

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то - дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны. Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует. Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания. У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни. Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания. Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз. Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых. Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание. Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра. Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций - это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

Главная опасность детских кишечных инфекций - обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций - это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением.

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком. Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами. Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей . Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для - Диана Руденко

Всех молодых родителей крайне интересует абсолютно все, что связанно с детьми. В том числе и особенности органов пищеварения у детей. То, что пищеварительная система крох отличается от оной у взрослых людей, не вызывает никаких сомнений. А вот в чем именно эти различия? Именно это мы и попытаемся выяснить сегодня в данной статье.

А как все начиналось?

И давайте мы начнем разговор про особенности системы пищеварения у детей с самого начала, а именно – с момента имплантации яйцеклетки в слизистую оболочку матки. Ведь и на данном этапе развития питание плоду просто жизненно необходимо. Как только зародыш имплантировался в матку, он начинает питание секретом, который вырабатывается слизистой оболочкой матки.

Спустя примерно неделю зародыш начинает питаться содержимым желточного мешка. А уже примерно с середины второго месяца беременности питание крохи становится гемотрофным – то есть плод получает питательные вещества из организма матери, при помощи плаценты.

Однако и собственная пищеварительная система плода не остается в стороне – она принимает непосредственное участие в переработке таких питательных веществ, как белок, вода, глюкоза и прочих, получаемых им из материнского организма. Несмотря на то, что созревание системы пищеварения у плода происходит крайне быстро, на свет ребенок появляется с весьма существенной физиологической незрелостью слюнных желез, поджелудочной железы, печени и прочих органов, отвечающих за правильное пищеварение.

К счастью, природа крайне мудра. Она предусмотрела и это – первые несколько месяцев после появления крохи на свет единственным продуктом питания для него является материнское молоко. Материнское молоко не только без труда усваивается еще незрелой пищеварительной системой крохи, но и полностью удовлетворяет все его физиологические потребности. Кстати говоря, все это справедливо и в отношении искусственных молочных смесей. Хотя, конечно же, если есть возможность кормить кроху грудью, лучше отдать предпочтение материнскому молоку.

Слюнные железы

Анатомическое формирование слюнных желез крохи заканчивается к моменту появления на свет. Но секреторная функция слюнных желез еще далека от идеала. И начнут они полноценно функционировать только в 4 – 5 месяцев. Кстати говоря, активная выработка слюны, которая происходит у ребенка в этом возрасте, очень часто принимается родителями за сигнал о том, что у крохи начинают резаться зубки.

На самом же деле сильное слюнотечение у крохи обусловлено ярко выраженной незрелостью механизмов, регулирующих слюноотделение и заглатывание. Слюна играет очень важную роль в пищеварении крохи – первые несколько месяцев жизни она необходима для правильной герметизации ротика во время сосания. Кроме того, именно при помощи слюны образуются мелкие сгустки казеина – вещества, содержащегося в материнском молоке.

А уж в тот период, когда в рацион питания ребенка вводится первый прикорм, роль слюны просто невозможно переоценить. Она просто необходима для того, чтобы сформировался правильный пищевой комок. Если этого не будет происходить, то очень велика вероятность развития у малыша самых различных проблем с пищеварением.

Поджелудочная железа и печень

К моменту появления крохи на свет его поджелудочная железа еще относительно незрелая. Хотя с расщеплением тех легкоусвояемых питательных веществ, которые находятся в материнском молоке или искусственных молочных смесях, она справляется очень легко. Кстати говоря, в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, созревание поджелудочной железы происходит гораздо быстрее. У всех же остальных крох, которые кушают мамино молочко, окончательное созревание поджелудочной железы происходит в тот период, когда в их рацион питания начинают вводить прикорм.

Именно поджелудочная железа поставляет в двенадцатиперстную кишку сок, содержащий такие ферменты, как липаза, расщепляющая жиры, и трипсин, расщепляющий углеводы. Ну и, разумеется, именно поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, играющий огромную роль в регуляции углеводного обмена. В том случае, если инсулин продуцируется в недостаточном количестве, очень высока вероятность развития такого неприятного заболевания, как сахарный диабет.

Поджелудочная железа выделяет в двенадцатиперстную кишку панкреатический сок, который содержит ферменты: трипсин, переваривающий белки, липазу, расщепляющую жиры, амилазу, расщепляющую углеводы. Кроме того, поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, который является основным регулятором углеводного обмена. При недостаточной выработке инсулина развивается тяжелое заболевание - сахарный диабет.

Печень. Несмотря на тот факт, что размер печени новорожденного ребенка достаточно велик, до функциональной зрелости ей также еще далеко. Выделение тех желчных кислот, которые необходимы для переваривания твердой пищи, еще слишком мало. Оно начинается примерно в то же время, когда в рацион крохи вводится дополнительный прикорм.

На момент появления крохи на свет его печень примерно в два раза больше, чем у взрослого человека. Разумеется, в процентном соотношении к размерам тела. Но, как уже упоминалось выше, печень малыша еще весьма и весьма незрелая. Хотя, несмотря на это, печень успешно справляется со многими возложенными на нее функциями. Печень является настоящим складом многих питательных веществ, например жиры, гликоген, белки. И еще одна крайне важная функция печени – это антитоксическая. Именно печень является одним из основных «фильтров», которые выводят из организма человека все токсические вещества.

Желудок

Несмотря на то, что объем желудка у новорожденного ребенка стремительно увеличивается, секреторная его функция крайне слаба. Полноценное его функционирование начинается примерно на 9 – 10 месяце жизни малыша. Да и анатомические и физиологические особенности желудка крохи весьма своеобразные. Дно желудка развито крайне слабо, как и весь мышечный слой. А вот вход в желудок у маленького ребенка еще достаточно широкий.

Именно совокупность всех этих трех факторов и приводит к тому, что маленькие дети очень часто срыгивают. Да и рвота у них тоже достаточно часто встречающееся явление. Хотя, разумеется, свою лепту вносит и заглатывание крохой воздуха во время сосания.

Слизистая оболочка желудка ребенка крайне нежна, изобилует кровеносными сосудами. Желудок ребенка имеет все те же железы, которые есть и у взрослых людей. И именно поэтому и в желудочном соке ребенка содержатся почти все «взрослые» составляющие, такие как сычужный фермент, пепсин, соляная кислота, липаза и многие – многие другие. Однако, разумеется, совершенно в ином процентном соотношении, чем у взрослых.

Так, например, сычужный фермент крайне важен для пищеварения ребенка – именно он вызывает створаживание молока. Кстати – женское молоко створаживается более медленно, чем коровье, на основании которого изготавливается большинство молочных смесей. После створаживания молока в дело вступает пепсин, который призван расщеплять белки молока. А расщепление жиров происходит под воздействием липазы.

Ротовая полость

Ротовая полость ребенка тоже имеет свои особенности, так или иначе связанные с сосанием молока. Сама ротовая полость у крохи еще очень мала – из-за низкого неба, пока что еще не имеющего свода. Язык у маленького ребенка широкий и короткий, с ярко выраженными сосочками. Кроме того, у ребенка крайне хорошо развиты жевательные мышцы.

Именно благодаря всему этому комплексу крохе удается очень плотно обхватывать сосок материнской груди. В его ротике создается отрицательное давление, благодаря чему молоко и попадает в ротовую полость малыша. Если кроха появился на свет доношенным, все сосательные и глотательные рефлексы у него развиты очень хорошо.

Слизистая оболочка полости рта у ребенка крайне богата кровеносными сосудами, но очень сухая. Помните, мы говорили о том, что слюна у малышей первых месяцев жизни еще не продуцируется в полном объеме. Вся потребляемая ребенком пища жидкая, поэтому никаких проблем не возникает.

Но тут стоит напомнить родителям о том, из-за повышенной сухости полости рта слизистая оболочка особо чувствительна. Поэтому необходимо относиться к ней с повышенным вниманием и осторожностью. Следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот грубые пеленки, игрушки. В противном случае на поверхности слизистой оболочки ребенка могут появиться потертости и ранки. Эти повреждения крайне болезненны и могут привести к тому, что ребенок не сможет высасывать необходимое ему количество молока.

В слюне ребенка, как, впрочем, и любого другого человека, содержатся различные ферменты, которые начинают расщеплять пищу еще в ротовой полости. Разумеется, речь сейчас идет уже о прикорме, а не о молоке.

Кишечник

Не меньшую роль в пищеварении играет и кишечник. У малышей кишечник компенсирует незрелость всех остальных органов пищеварительной системы. Ведь именно кишечник ребенка отвечает за мембранное пищеварение, столь актуальное для крохи, кушающего мамино молоко или молочную смесь. Именно в кишечнике происходит моментальное расщепление питательных веществ на составляющие. И уже из кишечника эти самые питательные вещества всасываются в кровь.

По мере того, как попавшая в желудок пища переваривается, под воздействием перистальтики кишечника она перемещается в кишечник. Первый ее этап – это двенадцатиперстная кишка, где под воздействием ферментов, продуцируемых поджелудочной железой и печенью, и происходит дальнейшее переваривание.

Покидая двенадцатиперстную кишку, пища попадает в иные отделы тонкого кишечника, где продолжает перевариваться уже под воздействием кишечных соков. Именно тут и завершается процесс переваривания пищи. Кстати говоря, длина кишечника у ребенка в два раза больше, чем у взрослого человека – он в шесть раз больше роста крохи.

У кишечника ребенка очень активная перистальтика – он совершает движения двух типов:

  • Червеобразные движения

При помощи данного типа движений пища продвигается по различным отделам кишечника. Без этих движений нормальный процесс пищеварения просто невозможен.

  • Маятникообразные движения

При помощи маятникообразных движений происходит непосредственно сам процесс переваривания пищи, а также ее последующее всасывание в кровь человека – в данном случае ребенка.

В норме перистальтика кишечника у взрослого человека возникает под воздействием попавшей в него пищи. Однако у малышей перистальтика может возникать и усиливаться не только из-за механического воздействия пищи, но и под воздействием некоторых иных факторов: длительный плач ребенка, перегревание, излишняя физическая активность.

Слизистая оболочка кишечника ребенка крайне нежна и чувствительна, а ее стенки обладают исключительно высокой проницаемостью. Именно поэтому для маленького ребенка кишечные инфекции и токсины представляют особую опасность. Они очень быстро проникают через кишечную стенку в кровеносную систему, тем самым провоцируя развитие интоксикаций, подчас очень сильных. У маленьких детей самое обыкновенное пищевое отравление может обернуться такими тяжелыми последствиями, как сердечная недостаточность, менингит и прочими.

Микробы желудочно-кишечного тракта

Во время внутриутробного развития кишечник крохи абсолютно стерильный. Однако всего за несколько часов после рождения кишечник малыша заселяет огромное количество самых разнообразных бактерий. Они пропадают в организм ребенка через нос, рот, задний проход. Примерно на вторые сутки после рождения в испражнениях крохи можно найти огромное количество самых разнообразных бактерий. Причем ни в желудке, ни в верхних отделах кишечника бактерий практически нет. В основном они локализуются в толстом кишечнике и нижней части тонкой кишки.

То, какие именно микробы преобладают в кишечнике ребенка, зависит исключительно от характера вскармливания ребенка. В том случае, если ребенок питается материнским молоком, которое крайне богато углеводами, в кишечнике ребенка главным образом будут преобладать те бактерии, которые необходимы для брожения углеводов. Именно эта микрофлора и является физиологической для грудного ребенка.

В том же случае, если ребенок получает искусственные молочные смеси, изготовленные на основе коровьего молока, в его кишечнике его преобладает кишечная палочка. К сожалению, данная микрофлора кишечника для ребенка уже не является физиологической. И поэтому под влиянием неблагоприятных факторов они могут спровоцировать развитие различных кишечных заболеваний. Именно поэтому чаще всего кишечными расстройствами страдают именно те дети, которые находятся на искусственном вскармливании.

Стул у детей

Нельзя обойти стороной и вопрос о стуле ребенка. Ведь в грудном возрасте испражнения малыша могут очень многое рассказать о его здоровье. В рамках физиологической нормы в первые сутки – двое после рождения у ребенка должен выделиться первородный кал – меконий. Меконий имеет вязкую маслянистую консистенцию и темно – зеленый свет.

Меконий не имеет никакого запаха и стерилен. Образуется он в кишечника малыша во время внутриутробного развития – из пищеварительных соков, проглоченных околоплодных вод и эпителия кишечника. Нормальные испражнения появляются примерно на третьи сутки. Состоят они в основном из остатков не переваренного крохой молока, пищеварительных соков, солей и бактерий.

У детей первых месяцев жизни стул бывает, как правило, два – три раза в сутки. Однако очень часто стул в первые четыре – пять недель жизни бывает гораздо чаще – 8 – 9 раз в сутки, порой даже имеет жидкую консистенцию. Конечно же, практически все мамы очень сильно пугаются, полагая, что кроха сильно заболел. Однако в том случае, если общее самочувствие ребенка никоим образом не страдает, малыш хорошо кушает и прибавляет в весе в рамках нормы, к подобному частому стулу не стоит относиться с повышенной тревожностью.

Разумеется, что сказать об этом врачу – педиатру все же необходимо. Однако в большинстве случаев подобное явление врачи связывают с недостаточно быстрой адаптацией крохи к пока еще новым для него условиям жизни вне материнского организма. Особенно часто подобное происходит у деток, которые поторопились родиться, либо родились ослабленными и с малой массой тела.

Однако бывает и обратная ситуация, в которой у деток, питающихся все тем же материнским молоком, стул бывает всего один раз в два – три дня. И объясняется это очень просто – материнское молоко переваривается очень хорошо. И усваивается практически полностью, а значит, и отходов практически не остается.

Кстати говоря, у тех малышей, которые питаются искусственными смесями, изготовленными на основе коровьего молока, испражнения имеют более темный цвет, густую консистенцию и более неприятный запах. По мере взросления ребенка стул становится все реже и реже. Однако, конечно же, до полной зрелости пищеварения еще очень далеко. Полностью созревание пищеварительного тракта заканчивается лишь к 15 – 16 годам. А до тех пор родителям придется все время учитывать особенности пищеварения у детей, составляя их меню.

Обсуждение 0

Похожие материалы


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

ОМСК - 2010

Учебное пособие «Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей», предназначенное для студентов педиатрического факультета, издается по решению ЦМК Омской государственной медицинской академии и учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

Рецензенты: д.м.н., профессор Ю.Г. МУХИНА

Д.м.н. М.А. ЛИВЗАН

Потрохова Е.А., Соботюк Н.В. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей: учебное пособие /Е.А. Потрохова, Н.В. Соботюк// Омск, 2009 – 105 с.

В пособии изложены современные представления о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта у детей. Приведены классификации, освещены вопросы клиники, диагностики, представлены основные группы препаратов, используемых при лечении данной патологии.

1. ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ…………………5

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ………………………………….. 11

3.1 История вопроса……………………………………………….…11

3.2 Эпидемиология…………………………………………………...12

3.3 Этиология и патогенез……………………………………….….13

3.4 Классификация……………………………………….………….19

3.5 Диагностика………………………………………………………21

3.6 Лечение……………………………………………………………28

3.6.1 Коррекция психоневрологических нарушений……………………………………………………28

3.6.2 Диетотерапия………………………………..…………32

3.6.3 Медикаментозная терапия…………………………...37

4. ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ…………………………………………...…65

4.1. Младенческая регургитация………………………………..…65

4.2 Руминационный синдром……………………………………….66

4.3 Синдром циклической рвоты………………………………..…67

4.4 Младенческая колика…………………………………………...70

4.5 Функциональная диарея………………………………………..72

4.6 Младенческая затрудненная дефекация (дисхезия)…………75

4.7 Функциональный запор…………………………………………75

4.8 Аэрофагия…………………………………………………………78

4.9 Функциональная диспепсия……………………………………79

4.10 Синдром раздраженного кишечника………………………...83

4.11 Абдоминальная мигрень………………………………………87

4.12 Функциональная абдоминальная боль……………………...88

4.13 Функциональное недержание кала…………………………..91

5. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА…………………………………………….…95

6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………...97

7. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ……………………………….…………98

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….103

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в целом отмечается рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта: в 1999 году болезни органов пищеварения у детей составили 450 случаев на 10000 детского населения, а в 2003 году – 525, у подростков соответственно – 402 и 412. Болезни органов пищеварения относятся к наиболее распространенным заболеваниям детского возраста, занимая по частоте II место. При изучении структуры заболеваемости отмечается, что первое место занимают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта.

Проблема функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта приобретает все большую актуальность, что обусловлено повсеместной распространенностью этой патологии и сопряженными с ней многочисленными проблемами. Каждый второй житель нашей планеты имеет такие нарушения, как функциональная диспепсия, дисфункция желчевыводящих путей, синдром раздраженного кишечника, которые существенно ухудшают качество жизни, ограничивают социальную и трудовую деятельность. Во всем мире на диагностику и лечение функциональных расстройств ЖКТ ежегодно тратятся сотни миллионов долларов. В то же время многие врачи по-прежнему относятся к этой патологии как к несущественной и не требующей лечения.

Диагностика функциональных нарушений часто вызывает значительные трудности у практических врачей, приводя к большому числу ненужных обследований, а главное, к нерациональной терапии. При этом часто приходится сталкиваться не столько с незнанием проблемы, сколько с ее непониманием. В терминологическом плане следует дифференцировать функциональные нарушения и нарушения функции, два созвучных, но несколько различных понятий, теснейшим образом связанных между собой. Нарушение функции того или иного органа может быть связано с любой причиной, в том числе и с органическим его повреждением. Функциональные нарушения, в этом свете, можно рассматривать как частный случай нарушения функции органа, не связанного с органическим его повреждением.

Углубление знаний врача по проблеме функциональной патологии желудочно-кишечного тракта в детском и подростковом возрасте, своевременное и качественное профилактическое и диспансерное наблюдение, лечение с использованием современных схем, смещение акцента оказания помощи гастроэнтерологическим больным на амбулаторно-поликлиническую службу является одним из условий профилактики органических заболеваний желудочно-кишечного тракта в последующие возрастные периоды.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

Формирование органов пищеварения начинается с 3-4-й недели эмбрионального периода, когда из энтодермальной пластинки образуется первичная кишка. На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется, а с 5-й недели эмбрионального периода кишечная трубка разграничивается на два отдела, являющиеся основой для формирования тонкой и толстой кишок. В этот период начинает выделяться желудок - как расширение первичной кишки. Одновременно идет образование слизистой, мышечной и серозной оболочек желудочно-кишечного тракта, в которых формируются кровеносные и лимфатические сосуды, нервные сплетения, эндокринные клетки.

Зародыш до имплантации в стенку матки питается за счет запасов в цитоплазме яйцеклетки. Эмбрион питается секретами слизистой оболочки матки и материалом желточного мешка (гистотрофный тип питания). Со времени образования плаценты основное значение приобретает гемотрофное (трансплацентарное) питание, обеспечиваемое транспортом питательных веществ из крови матери к плоду через плаценту. Оно играет ведущую роль до рождения ребенка.

В первые недели беременности у плода закладывается эндокринный аппарат желудочно-кишечного тракта и начинается продукция регуляторных пептидов. В процессе внутриутробного развития нарастает число эндокринных клеток, повышается содержание в них регуляторных пептидов (гастрина, секретина, мотилина, гастрального ингибирующего пептида, вазоактивного интестинального пептида, энтероглюкагона, соматостатина, нейротензина и др.). Одновременно повышается реактивность органов-мишеней по отношению к регуляторным пептидам. Во внутриутробном периоде закладываются периферические и центральные механизмы нервной регуляции деятельности желудочно-кишечного тракта.

У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать уже на 16-20-й неделе внутриутробной жизни. К этому времени выражен глотательный рефлекс, в слюнных железах обнаруживается амилаза, в желудочных - пепсиноген, в тонкой кишке - секретин. Нормальный плод заглатывает большое количество амниотической жидкости, отдельные компоненты которой гидролизуются в кишечнике и всасываются. Не подвергшаяся перевариванию часть содержимого желудка и кишечника идет на образование мекония. С 4-5 месяцев внутриутробного развития начинается деятельность органов пищеварения и совместно с гемотрофным происходит амниотрофное питание. Суточное количество поглощаемой плодом жидкости в последние месяцы беременности может достигать более 1 л. Плод поглощает амниотическую жидкость, содержащую питательные вещества (белки, аминокислоты, глюкозу, витамины, гормоны, соли и др.) и гидролизующие их ферменты. Некоторые ферменты поступают в амниотическую жидкость от плода со слюной и мочой, вторым источником их является плацента, третий источник - организм матери (ферменты через плаценту и, минуя ее, могут поступать в амниотическую жидкость из крови беременной женщины).

Часть питательных веществ всасывается из желудочно-кишечного тракта без предварительного гидролиза (глюкоза, аминокислоты, некоторые димеры, олигомеры и даже полимеры), так как кишечная трубка плода имеет высокую проницаемость, энтероциты плода способны к пиноцитозу. Это важно учитывать при организации питания беременной женщины с целью профилактики аллергических заболеваний. Некоторая часть питательных веществ амниотической жидкости переваривается ее же ферментами, то есть в амниотическом питании плода большую роль играет аутолитический тип пищеварения. Амниотрофное питание типа собственного полостного пищеварения может осуществляться со 2-й половины беременности, когда клетками желудка и поджелудочной железы плода секретируются пепсиноген и липаза, хотя их уровень низкий. Амниотрофное питание и соответствующее ему пищеварение имеют значение не только для поставки питательных веществ в кровь плода, но и как подготовка органов пищеварения к лактотрофному питанию.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот. Эти особенности обеспечивают полноценное сосание груди. Слизистая оболочка полости рта нежная, суховатая, богата кровеносными сосудами (легко ранима). Слюнные железы развиты слабо, продуцируют мало слюны (в большей степени функционируют подчелюстная, подъязычная железы у детей грудного возраста, у детей после года и взрослых - околоушная). Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека. Ферментативная активность слюны в раннем возрасте составляет 1/3-1/2 от ее активности у взрослых, однако уровня взрослых она достигает в течение 1 -2 лет. Хотя ферментативная активность слюны в раннем возрасте низкая, ее действие на молоко способствует его створаживанию в желудке с образованием мелких хлопьев, что облегчает гидролиз казеина. Гиперсаливация в 3-4-месячном возрасте обусловлена прорезыванием зубов, слюна может вытекать изо рта из-за неумения детей глотать ее. Реакция слюны у детей первого года жизни нейтральная или слабокислая - это может способствовать развитию молочницы слизистой оболочки полости рта при неправильном уходе за ней. В раннем возрасте в слюне низкое содержание лизоцима, секреторного иммуноглобулина А, что обусловливает ее низкую бактерицидность и необходимость соблюдения правильного ухода за полостью рта.

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. Относительно короткий пищевод способствует тому, что часть желудка находится в грудной полости, а часть - в брюшной. В пищеводе имеется 3 физиологических сужения: в области соприкосновения пищевода с задней стенкой левого желудочка (во время эзофагоскопии при прохождении эндоскопа через этот отдел могут наблюдаться различные нарушения ритма сердца); при прохождении через диафрагму; на уровне бифуркации трахеи. Переход пищевода в желудок во все периоды детского возраста расположен на уровне X и XI грудного позвонка.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, отсутствует плотное охватывание пищевода ножками диафрагмы, все эти особенности в сочетании с повышенным интрагастральным давлением объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте. По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них в 2,5 раза меньше желез на 1 килограмм массы тела по сравнению со взрослыми. Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и рН желудочного сока (рН желудочного сока в первые 6-12 часов - 1,0-2,0 за счет молочной кислоты, затем очень быстро в течение нескольких дней повышается до 6,0; к концу первой недели – рН 4,0-6,0; к концу 1 года – рН 3,0-4,0; у взрослых рН - 1,5-2,2). Высокий рН желудка, с одной стороны, сохраняет целостность поступаемых с грудным молоком противоинфекционных факторов, в том числе иммуноглобулинов, с другой стороны, приводит к недостаточному расщеплению белков в желудке пепсином (необходимый рН для активности пепсина – 1-1,5), поэтому белки расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка, оптимум действия их - при рН 4-5. Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка, оптимум активности при рН – 4,0-8,0) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку. С возрастом секреторная деятельность желудка увеличивается. Моторика желудка у детей первых месяцев жизни замедлена, перистальтика вялая. Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от характера вскармливания. Женское молоко задерживается в желудке 2-3 ч, коровье - 3-4 ч, что свидетельствует о трудностях переваривания последнего.

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых. У новорожденных нет сальниковых отростков, ленты ободочной кишки едва заметны, гаустры отсутствуют до 6 месяцев. Слепая кишка подвижна из-за длинной брыжейки, аппендикс, поэтому, может располагаться в правой подвздошной области, смещаться в малый таз и в левую половину живота, что создает трудности в диагностике аппендицита у детей раннего возраста.Аппендикс короче (4-5 см у новорожденных, у взрослых 9-12 см), имеет большой диаметр входного отверстия, легко дренируется, поэтому у детей раннего возраста аппендицит развивается редко. Брыжейка тонкого кишечника более длинная и легко растяжимая, что может приводить к перекрутам, инвагинации и другим патологическим процессам. Возникновению инвагинации у детей раннего возраста способствует и слабость илеоцекальной заслонки. Особенностью кишечника у детей является лучшее развитие циркулярной мускулатуры, чем продольной, что предрасполагает к спазмам кишечника и кишечной колике. Слабое развитие малого и большого сальников ведет к тому, что инфекционный процесс в брюшной полости (аппендицит и др.) часто осложняется развитием разлитого перитонита. Восходящая часть ободочной кишки у новорожденных короткая, нисходящая часть слабо подвижна. Сигмовидная кишка относительно длинная, это предрасполагает к запорам у детей, особенно если у матери молоко содержит повышенное количество жира. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни также относительно длинная, со слабой фиксацией слизистого и подслизистого слоя, в связи с чем при тенезмах и упорных запорах возможно выпадение слизистой оболочки через анальное отверстие. Ампула прямой кишки слабо дифференцирована, жировая клетчатка не развита, вследствие чего ампула плохо фиксирована. Анус у детей расположен боле дорсально, чем у взрослых на расстоянии 20 мм от копчика.

В кишечнике интенсивно происходят процессы пищеварения, представленные 3 типами: внеклеточным (полостным), мембранным (пристеночным) и внутриклеточным. Внеклеточное (полостное) пищеварение осуществляется в полости кишечника, куда выделяются ферменты из крупных и мелких пищевых желёз; мембранное (пристеночное) пищеварение осуществляется в пространстве собственно ферментами энтероцитов, а также ферментами панкреатического происхождения, абсорбированными различными слоями гликокаликса; внутриклеточное пищеварение осуществляется в специальных вакуолях цитоплазмы эпителия с помощью пиноцитоза. У детей первого года жизни имеет место низкая активность полостного и высокая активность мембранного и внутриклеточного процессов пищеварения.

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, в кишечном соке находятся те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, липаза, эрипсин, амилаза, мальтаза, лактаза, нуклеаза и др.), но активность их низкая. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Однако рН сока двенадцатиперстной кишки у детей раннего возраста слабокислый или нейтральный, поэтому расщепление белка трипсином ограничено (для трипсина оптимальный рН - щелочной). Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за низкой активности липолитических ферментов. У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50% расщепляются под влиянием липазы материнского молока. Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием амилазы поджелудочной железы и дисахаридаз кишечного сока. Процессы гниения в кишечнике у здоровых детей грудного возраста не происходят. Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей раннего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов и микробов.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также имеет ряд особенностей. Перистальтическая волна пищевода и механическое раздражение нижнего его отдела пищевым комком вызывают рефлекторное раскрытие входа в желудок. Моторика желудка складывается из перистальтики (ритмические волны сокращения от кардиального отдела до привратника), перистолы (сопротивление, оказываемое стенками желудка растягивающему действию пищи) и колебаний тонуса стенки желудка, которое появляется через 2-3 ч после приема пищи. Моторика тонкого кишечника включает маятникообразное движение (ритмические колебания, которые осуществляют перемешивание кишечного содержимого с кишечным секретом и создают благоприятные условия для всасывания), колебание тонуса кишечной стенки и перистальтику (червеобразные движения по ходу кишечника, содействующие продвижению пищи). В толстом кишечнике отмечаются также маятникообразные и перистальтические движения, а в проксимальных отделах - антиперистальтика, способствующая формированию каловых масс. Время прохождения пищевой кашицы по кишечнику у детей короче, чем у взрослых: у новорожденных - от 4 до 18 ч, у более старших - около суток. Следует отметить, что при искусственном вскармливании этот срок удлиняется. Акт дефекации у грудных детей происходит рефлекторно без участия волевого момента, и лишь к концу первого года жизни дефекация становится произвольной.

Для новорожденного в первые 7 дней после рождения характерна физиологическая диспепсия (физиологический катар кишечника). Первый акт дефекации характеризуется выделением первородного кала, или мекония, в виде густой массы темно-оливкового цвета без запаха. В дальнейшем по мере заселения кишечника разнообразной микрофлорой происходит учащение стула до 5 раз, испражнения становятся жидковатыми, пенистыми с обильным смачиванием пеленок (переходный стул). К 7-му дню устанавливается нормальный микробный пейзаж и появляется молочный стул – горчицеобразный, тестоватой консистенции с кисловатым запахом от 1 до 4-5 раз в сутки. В более старшем возрасте стул становится оформленным, 1 раз в сутки.

Кишечник ребенка в первые часы жизни свободен от бактерий. В дальнейшем желудочно-кишечный тракт заселяется микрофлорой, при этом выделяют 3 этапа: 1 - (асептический)- длится 10-20 часов с момента рождения; 2 - (заселение) - 2-4 дня; 3 - (стабилизация) - 1-1,5 месяца. В полости рта у грудного ребенка можно обнаружить стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку и некоторые другие бактерии. В кале появляются кишечные палочки, бифидобактерии, молочнокислые палочки и др. При искусственном и смешанном вскармливании фаза бактериального инфицирования происходит быстрее.

Функции микрофлоры

· Защитная - барьер против микробной контаминации, снижение проницаемости слизистой оболочки кишки для макромалекул

· Иммунная - стимуляция созревания лимфоидного аппарата кишечника, созревания фагоцитов.

· Метаболическая

· Синтез витаминов группы В, К

· Обмен железа, желчных кислот, участие в липидном и углеводном обменах

· Пищеварительное расщепление углеводов, синтез ферментов, пристеночное пищеварение, регуляция всасываемости, стимуляция моторики желудочно-кишечного тракта.

Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного переваривания пищи. При естественном вскармливании преобладают бифидобактерии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве - кишечная палочка. При искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процессов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора, молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.

Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет около 4% массы тела (у взрослых - 2% массы тела). У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста. Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также больше содержит таурохолевой, чем гликохолевой кислоты. Важно отметить, что таурохолевая кислота является антисептиком. Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного секретов. Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перистальтику толстого отдела кишечника.

Таким образом, система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста. Хотя у ребенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной только при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно женское молоко. Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на 1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического развития.

Тема 6. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Различные отделы желудочно-кишечного тракта играют весьма неодинаковую роль в пищеварении новорожденного и грудного ребенка первых месяцев жизни. При питании молоком ферментативная обработка в ротовой полости не значительна вследствие непродолжительного нахождения здесь пищи. Секреция слюнных желез в первые месяцы низкая, так как слизистая рта бедна слюнными железами. С появлением молочных зубов слюноотделение усиливается.

Слюна детей, представляющая собой смесь секретов слюнных желез, чаще имеет нейтральную реакцию, реже – слабокислую и слабощелочную, pH = 6,0 - 7,8. В слюне обнаруживается фермент альфа-амилаза, который расщепляет крахмал. У новорожденных этот фермент отличается небольшой активностью, в последующие месяцы активность его быстро нарастает, достигая максимального показателя к 2 - 7 годам жизни. Позднее в слюне появляется второй фермент – альфа-глюкозидаза (мальтаза), которой нет у грудных детей. Действие слюны способствует створаживанию молока в желудке мелкими и нежными хлопьями, способствуя желудочному пищеварению.

Наибольшая ферментативная активность слюны наблюдается в период от одного до четырех лет. Наряду с ферментами, в слюне детей обнаружен лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Помимо ферментов в слюне содержится слизистое вещество муцин, некоторые азотистые вещества и ряд минеральных солей: фосфатов, бикарбонатов, натрий, калий, кальций.

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму с расширением в кардиальной части и слабо выраженным сужением. Слизистая пищевода нежна, легкоранима, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Мышечный слой, эластическая ткань и слизистые железы развиты недостаточно.

У грудных детей желудок имеет горизонтальное положение. Когда ребенок начинает стоять и ходить – принимает вертикальное положение. Для желудка детей раннего возраста характерно слабое развитие дна. Свойственные взрослым пропорции между различными частями желудка устанавливаются у детей к 10 - 12 годам. Емкость желудка у новорожденного в среднем равна 30 - 33 мл. В дальнейшем она увеличивается приблизительно на 20 - 25 мл в месяц, достигая к трем месяцам 100 мл, к году – 250 мл.

Слизистая желудка в период раннего детства толстая, богата кровеносными сосудами, но бедна эластической тканью, имеет слаборазвитый мышечный слой и мало лимфатических узлов. Сфинктер входа в желудок выражен очень слабо, а мышечный слой привратника, наоборот, – достаточно сильно, что приводит к срыгиванию.

Общее число желудочных желез относительно мало. Секреторная функция понижена. К концу второго года жизни эти гистологические особенности постепенно сглаживаются. Кислотность и ферментативная сила желудочного сока значительно увеличиваются к концу первого года.



У новорожденных кислая реакция сока поддерживается молочной кислотой. Синтез соляной кислоты начинается с 4-го месяца жизни. К 1 году рН сока составляет 3 - 4, свободная кислотность равна 10, а общая -
23 титр. ед. В возрасте 1 - 5 лет уровень рН = 1 - 2, как у взрослых. Вследствие недостаточного количества соляной кислоты протеолитическая активность ферментов низкая, и только 20 - 30 % поступающего белка переваривается в желудке. К 1 году протеолитическая активность увеличивается в 2,5 - 3 раза.

Оптимум действия пепсина наступает при рН, = 1,5 – 2,5. Хотя желудочное содержимое у грудных детей даже в разгар пищеварения почти никогда не достигает большой кислотности, тем не менее, у них происходит пептическое расщепление значительной части белков молока. Количество пепсина у детей зависит от возраста, состояния здоровья, конституционных особенностей, способа вскармливания и целого ряда других экзогенных и эндогенных моментов. Пепсин у детей имеет низкую активность. В желудочном соке детей содержится фермент катепсин (первичная протеаза). Оптимум действия катепсина наступает при рН = 5 - 6. В связи с вышеизложенным ребенку до 8 месяцев дача белковой пищи, кроме молока, должна быть ограниченной.

Химозин желудочного сока детей действует при pH = 0,6 - 6,5. Он может действовать не только при слабокислой, но и при нейтральной и даже слабощелочной реакциях, что важно для переваривания белков молока у детей раннего возраста, у которых кислотность в желудке даже в разгар пищеварения не достигает значительной степени.

Липаза переваривает эмульгированные жиры, особенно легко гидролизует жиры молока. Активность ферментов с возрастом увеличивается. Липолиз у детей, находящихся на грудном вскармливании, происходит значительно энергичнее, чем у детей на искусственном питании, так как у первых расщепление жиров в желудке происходит не только за счет липазы желудочного сока, но и за счет липазы женского молока.

Отделение желудочного сока у детей в основном подчиняется тем же физиологическим закономерностям, что и у взрослого человека. В качестве возбудителя секреции в самом раннем возрасте наибольшее значение имеет рефлекторное и гуморальное действие пищи в полости рта и желудка. Условные раздражители обнаруживают свое влияние несколько позже. Рефлекторное влияние на секрецию желудочных желез осуществляется через блуждающий нерв при раздражении рецепторов полости рта и желудка и находится под контролем переднего отдела гипоталамуса. В более поздние сроки к безусловно-рефлекторным возбудителям секреции присоединяется условно-рефлекторный раздражитель (время еды, запах, вид еды и т.д.). Нервно-гуморальная регуляция секреции осуществляется за счет гормонов, вырабатываемых непосредственно в стенке желудка или кишечника (гастрин, энтерогастрин, гастрогастрин, энтерогастрон, урогастрон) под влиянием гистамина, жира или НСl, которые способны оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на секрецию желудочных желез.

Моторная функция желудка у детей раннего возраста несколько замедленна, перистальтика вялая. При естественном вскармливании пища находится в желудке приблизительно в течение двух-трех часов.

Наиболее энергичный рост тонкой кишки наблюдается в первые пять лет, особенно в возрасте от одного до трех лет, в связи с переходом от молочной пищи к смешанному питанию. В возрасте от 10 до 15 лет снова отмечается рост кишечника, в основном за счет толстой кишки. Длина кишечника у грудного ребенка превышает длину тела в 6 раз (у взрослого в 4,5 раза). Сигмовидная и прямая кишки в раннем возрасте относительно длиннее, чем у взрослого. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке у детей, как и у взрослых, совершается под влиянием сока поджелудочной железы, кишечного сока и желчи. Содержимое желудка, частично переварившееся, в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, движениями желудка передвигается к его пилорическому отделу и порциями проходит из желудка в двенадцатиперстную кишку, куда открываются общий желчный проток и проток поджелудочной железы. В отличие от желудка клеточное развитие поджелудочной железы заканчивается уже в первые месяцы жизни человека, чем и объясняется особенность процесса в ранний период развития, так как поджелудочная железа является основным местом для выработки пищеварительных ферментов. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до одиннадцати лет.

В состав сока поджелудочной железы входят:

ферменты: трипсиноген, амилаза, мальтоза, липаза; нуклеаза у детей отсутствует;

неорганические вещества – соли натрия, калия, кальция, железа и др., создающие щелочную реакцию сока.

Механизм регуляции сокоотделения такой же, как и у взрослых: гуморальный (секретин, холецистокинин) и рефлекторный. Гуморальный механизм у детей играет наибольшую роль в процессе регуляции пищеварения.

Печень обильно васкуляризована, наблюдается слабое развитие соединительной ткани, недостаточная дифференцировка паренхимы. Клетки печени у детей меньше, чем у взрослых. Дольчатость печени выявляется уже к первому году жизни. Печень богата железом. С восьми лет у ребенка печень имеет уже почти такое же строение, как и у взрослого. Размеры печени у детей относительно больше, чем у взрослых.

Функции печени (особенно барьерная и антитоксическая) в первые годы жизни ребенка развиты недостаточно. Это касается также депонирующей (в отношении регуляции количества циркулирующей крови) и регулирующей (в отношении углеводного и жирового обмена) функций печени.

Желчеобразование отмечается уже у трехмесячного плода. Интенсивность желчеобразования и желчеотделения с возрастом увеличивается. Желчь бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином и солями, но богата водой, муцином, пигментами, а в период новорожденности и мочевиной. Количество отделяемой желчи у ребенка, соответственно его массе, в 4 раза больше, чем у взрослого.

Тонкий кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у подростков, и обладает хорошо развитой слизистой оболочкой при слабом мышечном слое.

Ворсинки тонких кишок и лимфатический аппарат хорошо развиты, миалинизация нервных сплетений не закончена, ферментативная сила пищеварительных желез незначительна у новорожденных, но с возрастом нарастает. В кишечном соке имеются все ферменты, нужные для кишечного пищеварения, причем они менее активны, чем в старшем возрасте.

Состав кишечного сока:

слизь – 40 - 50%, NaHCO 3 – 2%, NaCl – 0,6% (реакция сока щелочная, колеблется от 7,3 до 7,6).

ферменты: эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, сахараза, нуклеаза, энтерокиназа, щелочная фосфотаза и др. (всего около 22 ферментов).

Слабое развитие мышечного слоя и эластических волокон в кишечной стенке, нежность слизистой оболочки и богатство ее кровеносными сосудами, хорошее развитие ворсинок и складчатость слизистой оболочки при некоторой недостаточности секреторного аппарата и, наконец, незаконченность развития нервных путей являются важнейшими анатомо-физиологическими особенностями детского кишечника, способствующими легкому возникновению функциональных расстройств его моторики и секреции. Этим отчасти объясняется склонность к запорам у детей. Регуляция кишечной секреции осуществляется рефлекторным и гуморальным путем.

Гниение в кишечнике здоровых грудных детей первых месяцев жизни совершенно отсутствует, и у них не образуются такие продукты, как индол, скатал, фенол и др. В кишечнике более старших детей одновременно протекают процессы и брожения, и гниения. Характер и интенсивность их зависят от особенностей пищи ребенка и бактериальной флоры кишечника.

Время прохождения пищи через желудочно-кишечный тракт у ребенка короче, чем у взрослого, что зависит от относительной длины пищеварительного тракта, а также от рода вскармливания:

при грудном вскармливании – 13 часов;

при смешанном – 14,5 часов;

при искусственном вскармливании – 16 часов;

при даче овощей – 15 часов.

Расщепление пищи, начатое в полости рта и желудка, продолжается в кишечнике. Пептоны и некоторое количество еще не расщепленных в желудке нативных белков подвергаются триптическому перевариванию, частично доводящему их до стадии аминокислот, частично – до стадии полипептидов различной сложности. Последние подвергаются гидролизу за счет воздействия трипсина. Действие трипсина у детей более значительно, чем пепсина, так как пептическое переваривание в раннем возрасте имеет второстепенное значение.

Желудочная, поджелудочная и кишечная липазы в сочетании с липазой женского молока расщепляют жиры на жирные кислоты и глицерин. Аминолитическое действие поджелудочной железы значительно расширяется и дополняется за счет мальтозы, лактозы, инвертазы и других карбогидраз.

У детей, как и у взрослых, существует и пристеночное пищеварение. У новорожденных, в отличие от детей старшего возраста, преобладает брожение, а не гниение.

Незрелость пищеварительной системы ребенка, таким образом, выражается в недостаточности и своеобразии ферментативного аппарата в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Эта особенность требует своеобразного питания детей, особенно в течение первого года жизни. Большое значение имеют периодичность кормления ребенка в течение суток, учет количества и химического состава молока, потребленного ребенком.

У детей более раннего возраста в желудке интенсивно всасываются водные растворы. В толстых кишках всасывается главным образом вода. Продукты переваривания пищи всасываются в основном в тонких кишках. Белки всасываются в виде аминокислот и частично в виде более сложных полипептидов. Некоторые белки сыворотки крови, жидкий казеин и другие в очень небольших количествах могут реабсорбироваться и в неизменном виде. Жиры всасываются в виде глицерина, мыл и жирных кислот. Последние, вступая в соединение со щелочами кишечника, желчи и панкреатического сока, омыляются и становятся растворимыми в воде, а с желчными кислотами они образуют легко растворимые и хорошо всасываемые холеиновые комплексы.

Углеводы всасываются в виде моносахаридов, но, возможно, частично и в виде декстринов.

Чем младше ребенок, тем более проницаема стенка как для продуктов неполного переваривания пищи (диатез), так и для микробов. У новорожденного кишечная стенка проницаема для токсинов, гормонов и иммунных тел (женское молоко).

Знания физиологических процессов желудочно-кишечного тракта помогут родителям, валеологам, медицинским работникам, диетологам назначать оптимальные варианты питания ребенку в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей. Например, нельзя перекармливать новорожденного ребенка, зная, что емкость желудка всего 20 - 25 мл, сфинктер входа в желудок выражен слабо, а мышечный слой привратника, наоборот, - достаточно сильно, что приводит к срыгиванию; пепсин у детей до года имеет низкую активность, в связи с этим ребенку до 8 месяцев дача белковой пищи, кроме молока, должна быть ограниченной. Реакция слюны в первые месяцы жизни ребенка чаще слабокислая, поэтому у новорожденных и детей раннего возраста возможны развитие в полости рта инфекции и рост грибков Candida, что требует определенной коррекции в питании.

Важно также подчеркнуть, что при изменении характера питания адаптационные изменения ферментов происходят не сразу. В течение определенного промежутка времени пищеварительный тракт, действующий по инерции, не обеспечивает выработку ферментов, необходимых для оптимальной переработки продуктов нового рациона. При этом возникает опасность развития расстройства пищеварения; необходима постепенность введения нового вида пищи, начиная с малых его количеств, без одновременных изменений в составе других компонентов пищи. Выполнение основных законов питания особенно важно для растущего организма: отставание в массе тела, росте, физиологическом и психическом развитии, вызванное нерациональным питанием, не может быть исправлено коррекцией химического состава пищи и увеличением ее количества, так как после достижения определенного возраста эти изменения оказываются необратимыми.


Пищеварительная система новорожденного ребенка имеет ряд отличий от пищеварительного тракта взрослого человека. Речь идет и о степени развитости органов ЖКТ, и об их функциональности. Самый наглядный пример – срыгивание, которое всегда происходит у младенцев, и никогда – у здоровых взрослых. Ещё одно функциональное отличие пищеварения у новорожденных детей от подобного процесса у взрослых – количество испражнений: у грудничков кал отходит в несколько раз чаще.

Органы пищеварительной системы младенца

Полость рта у новорожденных и детей раннего возраста относительно небольшая, ее слизистая оболочка легко ранима, язык короткий и широкий.

Этот орган пищеварения новорожденного полностью приспособлен для сосания, чему способствуют:

1) жировые комочки, которые располагаются в толще щек;

2) валикообразные утолщения щек;

3) поперечная исчерченность слизистой оболочки губ.

Такие органы пищеварительной системы новорожденных, как слюнные железы, в первые месяцы жизни развиты недостаточно, слюны выделяется мало. Но к 4 месяцам они начинают функционировать активно, появляется физиологическое слюнотечение, связанное с тем, что ребенок не умеет глотать слюну.

Ребенок первых месяцев жизни принимает пищу только путем сосания. При сосании ребенок охватывает губами сосок матери и околососковый кружок. Рефлекторно мышцы соска сокращаются, сосок удлиняется. Между языком и нижней челюстью в полости рта создается разряженное пространство с отрицательным давлением. В это время ребенок сжимает челюсти и выдавливает молоко из выводных протоков. Одному глотательному движению предшествуют несколько сосательных. Иногда вместе с молоком ребенок заглатывает воздух, что ведет к срыгиванию. Для предупреждения этого после кормления грудью ребенок должен быть перемещен в вертикальное положение.

Активность сосательных движений является не только показателем зрелости младенца, но в большей степени показателем его здоровья, так как в случае болезни малыш вяло берет грудь. Если ребенка сразу после родов не приложить к груди, спустя 12 часов сосательный рефлекс начинает ослабевать.

Пищевод у новорожденного имеет длину 10 см, ширину 5-8 мм, в 1 год его длина составляет 12 см. Этот орган пищеварения у грудных детей широкий и короткий, физиологические сужения не развиты, они формируются в более старшем возрасте. Особенностями пищевода являются слабое развитие мышечной и эластичной ткани, отсутствие желез на слизистой оболочке.

Желудок расположен в левом подреберье. До 1 года он располагается горизонтально. Когда ребенок начинает ходить, этот орган пищеварительной системы новорожденного принимает вертикальное положение. Сфинктер во входной части желудка развит недостаточно, что способствует срыгиванию. Объем желудка доношенного новорожденного составляет 30-35 мл, у ребенка 3 месяцев - 100 мл, в 1 год - 500 мл, к 8 годам - 700-800 мл.

Уже в периоде новорожденности составные части желудочного сока такие же, как у взрослых. Он содержит соляную кислоту, пепсин, липазу и пр. К 4 месяцам эти ферменты содержатся в достаточном для пищеварения количестве и имеют большую активность, чем в периоде новорожденности.

Особенность пищеварительной системы новорожденных ещё и в том, что кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у взрослого. Его слизистая оболочка развита, обильно снабжена кровеносными сосудами. Характерной чертой кишечника в грудном возрасте является повышенная проницаемость его стенок, что способствует развитию токсикоза при различных заболеваниях.

У детей слепая кишка и червеобразный отросток подвижны, последний занимает нетипичное положение позади слепой кишки или в малом тазу.

Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от вида вскармливания. Грудное молоко находится в желудке 2- 3 часа, а молочные смеси из коровьего молока - 3-4 часа.

У грудного ребенка пищеварительная система развита таким образом, что всасывание происходит активнее, чем у взрослых, однако барьерная функция за счет высокой проницаемости и других факторов является недостаточной, поэтому токсины, микробы и другие патогенные агенты легко проходят через стенку кишечника.

Продолжительность прохождения пищи через кишечник в процессе пищеварения у новорожденного ребенка различна, зависит это от возраста: в 1-6-месячном возрасте она составляет от 4 до 20 часов; у более старших детей - около 1 суток; при искусственном вскармливании пищеварение длится до 2 суток.

Особенности пищеварения новорожденных детей раннего возраста

Стул ребенка различен в различные возрастные периоды и зависит от характера вскармливания, характера функционирования пищеварительных желез.

Характерная особенность пищеварения новорожденных – наличие мекония (кала, образующегося в кишечнике плода). Он состоит из секретов различных отделов пищеварительного тракта, эпителия, проглоченных околоплодных вод. Сразу после рождения он темно-зеленый, с первого по четвертый день - коричневатый, а затем становится золотисто-желтым. Частота испражнений здорового ребенка - от 1 до 4 раз в сутки. У некоторых детей стул бывает 1 раз в 2-3 дня.

Кал грудного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, более светлой окраски, имеет более плотную консистенцию и более резкий гнилостный запах.

По мере роста ребенка частота стула уменьшается, он становится плотным. После 1 года он бывает 1-2 раза в сутки.

Во внутриутробном периоде желудочно-кишечный тракт ребенка стерилен. Микроорганизмы попадают в него уже при прохождении через родовые пути матери, затем через рот и при контакте малыша с предметами окружающей среды.

В таких органах пищеварительной системы младенца, как желудок и двенадцатиперстная кишка, микрофлора скудная. В тонком и толстом кишечнике она более разнообразна и зависит от вида вскармливания. При вскармливании грудным молоком основной флорой является бифидобактерия, ее росту способствует бета-лактоза женского молока. После введения прикорма и при переводе на искусственное вскармливание в кишечнике начинает преобладать кишечная палочка, относящаяся к условно-болезнетворным бактериям.

Особенности пищеварения детей раннего возраста заключаются в том, что основные функции кишечной микрофлоры сконцентрированы на создании иммунологического барьера, синтезе витаминов и ферментов, окончательном переваривании остатков пищи.

При заболеваниях пищеварительного тракта может возникнуть , при котором бифидобактерии, кишечные палочки вытесняются болезнетворными микробами. Очень часто дисбактериозы возникают у детей при применении антибиотиков.

Статья прочитана 13 757 раз(a).




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top