Творческо-информационный проект «Я человек!» в подготовительной группе. Проектная деятельность в подготовительной группе «Я – человек!» (формирование представлений о себе и здоровом образе жизни)

Творческо-информационный проект «Я человек!» в подготовительной группе. Проектная деятельность в подготовительной группе «Я – человек!» (формирование представлений о себе и здоровом образе жизни)

Ирина Марченко
Творческо-информационный проект «Я человек!» в подготовительной группе

Творческо-информационный проект «Я человек !" в подготовительной группе

Воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

высшей квалификационной категории

Марченко Ирина Геннадьевна)

Методический паспорт проекта .

Адресация. Самое интересное и непонятное для ребёнка - это он сам. Кто я? Какой я? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Ответить на эти вопросы самостоятельно ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых. Идея проекта заключается в том , чтобы организовать родителей, педагогов на формирование у старших дошкольников представление о себе, своём теле, научить бережно относится к своему здоровью.

Тема : «Я - человек » .

Актуальность темы : Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Практически все показатели здоровья и социального благополучия потерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема : как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.

Цель : Углубление и систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей . Обратить внимание ребёнка на самого себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и способности.

Задачи воспитателя :

2). Разработать перспективный план по теме.

3). Развивать способность детей к проектному и умственному экспериментированию.

4). Способствовать формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности родителей и детей.

Задачи для детей.

1). Создать у ребёнка представления о строении тела человека и функционировании основных органов и систем организма.

2). Побуждать интерес к получению новых знаний о человеке .

3). Формировать проектные умения детей .

4). Развивать связную речь, посредствам пересказа сообщений по заданной теме.

5). Использовать имеющие знания для решения проблемы, презентовать результаты своей деятельности.

Участники проекта : дети 6-7лет, воспитатели группы , музыкальный руководитель, медицинский работник, родители воспитанников.

Вид проекта : информационно - практико - ориентированный.

Тип проекта : групповой , краткосрочный.

Основные формы реализации проекта : беседы, рассматривание книг и иллюстраций, наблюдения, детское творчество , музыкальная и игровая деятельность, викторины, рассказы детей из личного опыта, практические упражнения и экспериментирование.

Предполагаемые результаты.

1. Новые знания и умения. Интерес к собственному телу его строению и функционированию и необходимости охраны своего здоровья.

2. Осознанное отношение к своему организму и здоровью.

3. Умение высказывать свои идеи и предположения.

4. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

5. Активное участие в реализации проекта .

В процессе проектной деятельности будут развиваться все ключевые компетентности :

Социальная – дети взаимодействуют друг с другом.

Коммуникативная – дети общаются, задают вопросы, участвуют в беседе, читают стихи, составляют рассказы.

Информационная – получают информацию из разных источников.

Деятельная – с помощью родителей подбирают материалы, инструменты для создания продукта.

Здоровьесберегающая – играют в подвижные игры по данной теме.

Предварительная работа.

1. Познавательно – речевое развитие : тематические занятия «Что я знаю о себе» , «Из чего я состою» , «Пищеварение» , «Скелет и мышцы» , «Сердце и кровообращение» , «Дыхание» , «Мозг и нервная система» , «Мои помощники» .

2. Художественная литература – сказки : К. Чуковского «Мойдодыр» , А. Барто «Девочка чумазая» , Н. Ю. Чуриной «Маша и фруктовый сад» , К. Д. Ушинского «Органы человеческого тела » , Г. К. Зайцева «Уроки Мойдодыра» ; П. Горн «Энциклопедия в картинках» ;

- стихи : К. Женэ «Руки человека » ; В. Степанова «На кончиках пальцев» , «Ухо-орган слуха» , «Не бойся врача» ; С. Я. Маршака «Тело человека » ; Е. Благиной «Мы растём» ;

- произведения : Н. Найдёновой «Новая девочка» , В. Лебедев-Кумач «Закаляйся» , Г. Юдин «Микробы» , Г. Остер «Вредные советы» и др. ; отрывки из произведений про дядю Стёпу, в которых отображены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей;

Загадки, пословицы и поговорки о здоровье и безопасности.

3. Изобразительные наглядные пособия : (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) ; плакаты - «Тело человека » , «Внутренние органы» , «Органы чувств человека » , «Пропаганда здорового образа жизни» , «Правильная осанка» ; альбомы - «Как мы устроены?» , «Моя внутренняя кухня» , «Правила на всю жизнь» «Гигиена полости рта» ; рассматривание рисунков и фотографий в анатомическом атласе, энциклопедиях.

4. Игровая деятельность : Познавательные игры в форме однодневных путешествий; игры воображения; кроссворды; игры путаницы; игры соревнования; игры загадки об удивительных тайнах и чудесах своего организма.

5. Дидактические игры : «Чудесный мешочек» », «Что перепутал художник» , «Разложи по порядку» , «Собери пирамиду здоровья» , «Чей нос?» , «Кто что знает» , «Можно - нельзя» «Что было бы, если бы…» , «Что ты знаешь о…» , «Подбери пару» .

6. Практические действия детей (игры и упражнения) : - «Угадай по запаху» , «Определи на вкус» , «Что за звук» , «Кто позвал?» , «Кто больше знает о себе» , «Пальчики – узнавальчики» , «Глаза моего друга» , «Найди сходство и различие» .

Работа с цветными таблицами, плоскостными и объёмными моделями отдельных внешних и внутренних органов человека ; частичная работа с анатомическим атласом; микроскопом; лупой; зеркалом; лепка; аппликация; рисование; эксперименты; опыты. Средства для оказания первой помощи - аптечка.

6. Здоровьесберегающие технологии : Закрепление комплексов пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик; динамических пауз; разучивание игры для укрепления самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям; упражнения, для снятия напряжения и релаксации «Воздушный шарик» (Н. О. Зиновьева) .

7. Музыкальный репертуар : песня «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» музыка и слова В. Шаинскаго, «Из чего же, из чего же» музыка Ю. Чижкова, слова Я. Халецкого.

8. Экскурсия в медицинский кабинет.

Материал для проведения опытов, наблюдений - увеличительное стекло, материал для опытов с водой, воздухом, зеркала, микроскоп, эластичные резиновые ленты, измерительные приборы (весы, часы и их модели, линейки-ростомеры, ножницы, иголки, цветные нитки, мыло, зубная щётка, расческа, ватные палочки, верёвки, пластилин, спички, фонендоскоп, пипетки, колбы, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и др.

Участие родителей в проекте .

Оформление папки "Я - человек !"; подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала; сбор народных, знахарских рецептов в сундучок «Бабушкины рецепты» ; подбор загадок, пословиц, поговорок о частях тела человека ; изготовление анатомического фартука; просвещение через родительский уголок; помощь детям в подготовке к проекту .

Продукт проектной деятельности . Папка «Я - человек . Сундучок «Бабушкины рецепты". Выставка поделок и рисунков из разных материалов " Познай себя " (совместное творчество детей , родителей, воспитателей) . Анатомический фартук с изображением внутренних органов. Выставка "Мир открытий" (обобщить и продемонстрировать фото иллюстрационный материал, накопленный в работе над проектом ).

Вывод. В процессе совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы . Появление и усиление интереса у детей к своему организму и здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения.

Делая анализ проделанной мною работы по формированию представлений у детей о себе, своём теле, я убедилась в эффективности моего оздоровительного подхода к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Мотивы, побуждающие ребёнка к оздоровительной деятельности доступными для него способами, постепенно переросли в жажду знаний, потребность к самопознанию. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний, сформировался навык применения оздоровительных способов по отношению к себе и к другим людям.

Своевременно сформированный навык на основе устойчивой мотивации станет залогом будущего здоровья, гарантированным результатом оздоровления детей.

Литература.

1. Сагимова М. Н. "Кто я? Какой я?" г. Новосибирск НИПК и ПРО 1995год.

2. Лукьянов М. С. "Моя первая книга о человеке "- М.: ЗАО РОСМЕН - ПРЕСС 2011год.

3. Журавлёва В. Н. "Проектная деятельность старших дошкольников" г. Волгоград "Учитель" 2009 год.

4. Козлова С. А., Князева "Мой организм"- рабочая тетрадь для подготовки детей к школе ", "Словарь в картинках "Тело человека " 2010год.

5. Овчинникова Т. С. "Организация здоровье-сберегающей деятельности в ДОУ": Монография. - СПб.: КАРО, 2006 год.

6. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. "Здоровье-сберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе" М.: "Илекса" г. Ставрополь 2001год.

Организация: МБДОУ ДС № 27 «Берёзка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Тип проекта : Поисковый, групповой, долгосрочный

Участники проекта : Воспитатели группы, дети, родители.

Цель : Углублять представления детей о себе, семье, ее истории, а так же о социальном окружении, о правах и обязанностях ребенка

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи :

  1. Расширить у детей представление о себе, своей семье и социальном окружении.
  2. Дать представление о роли родного города в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города.
  3. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  4. Формировать позитивное, уважительное отношение к своему детскому саду, труду его сотрудников, родному городу, его жителям.
  5. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
  6. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале.

Актуальность темы проекта :

Считаем эту тему актуальной, в связи с тем, что в настоящее время снова общество обратилось к когда-то давно утраченной теме семьи и родословной.

Тема оказалась интересна и детям, так как им было интересно узнать, что обозначает их имя и почему они его получили, как называют родственников, и вообще проявили интерес к истории происхождения их семьи.

Самые важные учителя для детей– родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье «чему меня учили отец и мать»

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении.

Очень не многие среди нас могут и умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет, и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой.

Предполагаемый результат: Мы предполагаем обширную работу с детьми и родителями над подготовкой и организацией выставки фотографий на тему «Я в мире – человек!», а так же изготовления генеалогического древа своей семьи, которое даст понять детям важность наличия семьи, и предполагает развить интерес к истории своей семьи.

Расширить представление детей об их обязанностях и правах, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

По итогам данного проекта дети знают свое имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек; имеют представления о родственных отношениях; имеют элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история, традиции и ценности; уважительно относятся к членам своей семьи и окружающим, оказывают посильную помощь..

Тематический план работы

Этапы проекта

мероприятия

Аналитический

Изучение литературы, подбор материалов, анкетирование родителей (сентябрь, октябрь)

Беседа: «Я в мире – человек!»

Цель: Формировать самосознание детей, учить понимать, какие социальные роли исполняет каждый человек.

ООД тема: «Здоровый образ жизни»

Цель: Формировать представление о понятии «здоровый образ жизни», значения образа жизни для здорового человека. Показать связь между питанием, поступками, поведением

человека и его здоровьем.

ООД: «Моё имя, отчество, фамилия»

Цель: Уточнять и закреплять знание имен, отчеств и фамилий детей, их родителей, а так же бабушек и дедушек.

«Я такой»

Формирование представлений детей о разных степенях развития человека (младенец, ребёнок-дошкольник, взрослый человек); о том, что каждый человек имеет имя; о сходстве и различии в строении тела, фигуры и др. человека; развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам.

Формы работы: рассматривание фотографий: младенец, ребёнок – дошкольник, взрослый человек, картинок с изображением детей разного возраста, роста, внешности, беседы, составление фотоальбома «Я расту» (ноябрь)

ООД «Все мы люди разные»

Формирование представлений детей о разных степенях развития человека (младенец, ребёнок-дошкольник, взрослый человек);

Беседа «Я такой»

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание; воспитывать потребность быть здоровым; продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния; воспитывать дружескую взаимосвязь между детьми; способствовать развитию в детях уверенности в себе

«Я и моя мама»

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, формировать представления детей о труде и профессиях своих мам, воспитывать чувство благодарности за заботу.

Формы работы: беседы, чтение и разучивание стихов, песен о маме, СДВГ тематического характера, рисование «Мамочка любимая моя!» (ноябрь)

Итоговое мероприятие: Развлечение, посвящённое «Дню матери» (ноябрь)

ООД тема: «Профессии наших родителей»

Цель: Знакомить детей с различными профессиями, повышать интерес профессиональной деятельности родителей. Воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам, формировать первичные представления о труде взрослых, его роль в обществе и в жизни каждого человека

«Я и мой папа»

Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, уточнить представления детей о профессии пап, вызывать чувство гордости за благородные поступки родного человека.

Формы работы: беседы, чтение и разучивание стихов, песен о папе, аппликация, ручной труд «Подарок для папы» (февраль)

Итоговое мероприятие: Спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые » (февраль)

Составление рассказа по картине «Мой папа лучше всех»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине,развивать интонационную выразительность речи

«Я и вся моя семья»

Учить детей называть членов семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

(составление генеалогического древа и герба семьи)

Формы работы: беседы, чтение стихов и рассказов о семье, чтение рассказов, рисование «Портрет семьи»,аппликация, ручной труд: «Поздравим любимых мамочку и бабушку с праздником 8 марта», составление генеалогического древа семьи, фотоальбома «Я и моя семья» (март)

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»

Цель: Укрепление связей «семья – детский сад», направленных на воспитание здорового образа жизни.

Беседа: «Мой дом – моя крепость»

Цель: Формировать первичное представление о себе, семье, доме в котором ты живешь. Познакомить детей с правом на отдельное жилье.

ООД тема: «Моя семья»

Цель: Продолжать формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных людей, в семье все любят и помогают друг другу, семьи бывают разными).

«Наш любимый детский сад»

Учить детей ориентироваться в групповом пространстве и пространстве детского сада. Формировать представления о сотрудниках детского сада (няня, дворник, музыкальный руководитель, прачка, повар, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Формы работы: обзорные экскурсии по детскому саду, его территории, беседы, рисование: «Наша красивая группа»; «Мои любимые игрушки» (декабрь)

ООД тема: «Права детей на образование»

Цель: Познакомить детей с правом на образование и воспитание в образовательных учреждениях; донести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека.

ООД тема: «Права ребенка на отдых»

Цель: Раскрыть возможное содержание отдыха в дошкольном учреждении, дома, на природе с семьей.

«Мои друзья»

Учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду, развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма. Развивать эмоциональную отзывчивость. Совершенствовать себя как личность через общение с людьми.

Формы работы: беседы, игры, направленные на сближение детей друг с другом, оформление альбома: «Мой лучший друг», аппликация, ручной труд: «Подарок для друга» (декабрь)

Итоговое мероприятие:

Тематический день «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседа «Умей дружить!»

«Наш город Старый Оскол »

Познакомить с понятием «город», учить знать название города, его достопримечательности, обычаи и культуру.

Формы работы: обзорные экскурсии по городу, целевые прогулки к памятникам; рассматривание фотографий и иллюстраций о Старом Осколе Посещение детьми с родителями Музея Старого Оскола и составление рассказов об увиденном или представление видео.

Разучивание с детьми игр Белгородчины Изготовление родителями с детьми атрибутов для подвижных игр. Помещение игр Белгородчины в папку-передвижку. (апрель-май)

Итоговое мероприятие: Праздник: «День Земли» (май)

Экскурсия к Аллее славы

на Площади Победы

задачи: познакомить с понятием «город», учить знать название города, его достопримечательности, обычаи и культуру.

Подведение итогов проекта. (июнь)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры

1. Составление рассказа по фото своей семьи.

Задачи: Учить составлять сюжетный рассказ по фото; активизировать в речи детей слова «семья» (и все что с ней связано); развивать интонационную выразительность речи.

2. «Умей дружить!»

Задачи: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; учить осмысливать и оценивать ситуацию, понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных существительных; воспитывать умение понимать смысл пословицы: «Один за всех и все за одного»; активизировать словарь детей употребление прилагательных (подбора определений) о друге, дружбе; закрепить знания детей пословиц о дружбе; учить азбуке общения.

3. «Все мы люди разные»

Задачи: Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание; воспитывать потребность быть здоровым; продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния; воспитывать дружескую взаимосвязь между детьми; способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Сюжетно-ролевые игры :

1. «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

2. «Школа»

Задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Подвижные игры

1. У ребят порядок строгий

Цель игры : учить находить своё место в игре, воспитывать внимание.

Игроки строятся в 3-4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в свои группы. Отмечаются группы, которые быстро и без ошибок построились.

2. Найди себе пару

(ориентировка в пространстве)

Цель : Приучать детей действовать по сигналу, соблюдая правила игры. Упражняться в беге, ходьбе, нахождению своей пары.

Материал: Флажки или платочки нескольких цветов.

Ход игры: Детей должно быть нечётное количество. Детям раздаются флажки, по сигналу (один удар в бубен) они разбегаются по залу, а на сигнал, два удара в бубен должны найти себе пару (с одинаковыми флажками должны стоять рядом). Кому не хватило пары, все ему говорят: «Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.). Быстро место занимай.

3. Мы веселые ребята

Цель : развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

4. Почта

Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры.

Ход игры: игра начинается с переклички игроков и водящего:

Динь, динь, динь!

Из города…Старый Оскол

А что в том городе делают?

Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Потом фанты выкупаются, выполняя различные задания.

Настольно-печатные игры

1. Все профессии важны

Цель: Продолжать знакомить детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы. Расширять кругозор, словарный запас детей, активизировать слуховое внимание, быстроту реакции, развивать память и умение общаться.

2. Лото «Профессии»

Цель игры: Формировать у детей представления о разных профессиях, показывать значимость каждой из них, взаимосвязь между работниками разных профессий. Упражнять в классификации предметов по месту их производства; воспитывать уважение к людям труда разных профессий.

Словесные игры

1. «Чья это работа?», «Угадай, кто я?»

Цель : Продолжать формировать умение детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

2. «Выбери нужное », «Волшебная дорожка»

Цель : Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнения в выделении свойств.

Консультации для родителей

Цель : Повышение педагогической компетенции родителей.

1. «Мое имя, мой дом, моя улица»

2. «в каждой семье – свои традиции»

3. «Семья и семейные ценности»

4. «Что такое семья?»

5. «О семейных традициях»

6. «Семейные традиции и ритуалы»

Организованная образовательная деятельность

1. «Дружная семья» познавательно-исследовательская деятельность

Задачи:

  • обобщать и систематизировать представление детей о семье;
  • расширять представление о родовых корнях семьи;
  • активизировать познавательный интерес к семье, к близким, к семейным традициям;
  • воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

2. «Я, человек» изобразительная деятельность (рисование)

Задачи : создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства, как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты; развивать творческое воображение.

3. «В автобусе» конструирование

Задачи : формировать представление об общественном транспорте, их строении и назначении. Формировать объяснительную речь, развивать самостоятельность, независимость мышления.

Список использованной литературы.

1. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию»

2. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения

3. Лисина М.И. Семья и формирование личности.

4. Мосалова Л.Л. Я и мир.

1) Происхождение
Существует много гипотез возникновения человека, из них выделяют три основные: божественная, космическая и эволюционная. Божественная гипотеза состоят в том, что человека создал Бог (или боги). Ещё четыреста лет назад эта гипотеза не вызывала сомнений и была единственной, однако уже в конце восемнадцатого века учёные начали более углубленно исследовать происхождение человека.
Гипотеза космического происхождения человека тоже имеет место быть. Она состоит в том, что первые люди появились в космосе, либо же инопланетные расы переселили людей на планету Земля и теперь наблюдают за развитием человеческой цивилизации. Однако эта гипотеза сомнительна и более похожа на вымысел.
Наиболее обоснованной считается эволюционная гипотеза. Верящие в неё учёные утверждают, что люди произошли от приматов. Есть достаточно большое количество вещественных источников, подтверждающих эту гипотезу, в то время как две предыдущие не имеют никаких подтверждений.
2) Развитие ремесел в зависимости от климата
Первая цивилизация зародилась в Азии. Это Египет, Месопотамия, Финикия, Вавилон. Жаркий и сухой климат вынуждал людей селиться по берегам рек и в речных долинах. Яркий пример этому - Двуречье и Египет. Однако наличие рек также было и бедой. К примеру, Нил, в дельте которого располагались Верхний и Нижний Египет, разливался с июня по ноябрь, и его разливы могли уничтожить поля и поселения. Люди искали способы избежать этого, так появилось ирригационное земледелие.
Если посмотреть на Элладу (Древнюю Грецию), расположенную на архипелаге островов, или Финикию, у которой был выход к морю, то в этих государствах было высоко развито судоходство.
В Двуречье на берегах рек Тигр и Евфрат находились большие залежи глины, и потому там было хорошо развито гончарство.
В Древней Индии было развито ювелирное искусство, так как там были большие залежи серебра и золота, драгоценных камней.
Итак, ремесла развивались в разных государствах в зависимости от их местонахождения и климата.
3) Сравнение развития первых стран Азии и Европы в настоящее время.
Итак, в то время как в Азии страны, такие как Китай, Египет, Индия, бурно развивались и создавали цивилизацию, в Европе люди жили дикими племенами и занимались в основном присваивающим хозяйством. Почему же сейчас та же Месопотамия, Египет (да и та же Греция, хоть она и не в Азии) настолько отстали в развитии от Европейских стран? Все дело в том, что человечество зарождалось в наиболее благоприятных местах для проживания, где было если не все для жизни, то многое. Неблагоприятные районы не колонизировали ещё и потому, что было плохо развито судоходство. Однако когда там появились люди (в следствии колонизации или исконные жители), им пришлось выживать и бороться. Когда в первоначальных странах было все, здесь было очень мало ресурсов, и потому это побуждало людей развиваться.

Проект на тему "развитие человека":-) Надеюсь, сойдет,

в подготовительной группе

«Я - человек»

Тип проекта : познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с 1 октября 2013 года по 1 мая 2014года)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта : На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; познакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Задачи :

Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;

Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;

Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;


- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу» «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому нужно создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в себя следующие компоненты :

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;


– практическийпрактическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах :


– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методы реализации проекта:

1. Речевая деятельность

2. Познавательная деятельность

3. Оздоровительная деятельность

4. Игровая деятельность

5. Художественная деятельность

6. Трудовая деятельность

7. Физическая деятельность

8. Самостоятельная деятельность

НОД по реализации проекта длительностью 30 минут проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю и представляет собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

●Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

● Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

Сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Поликлиника»; «Семья»; «Магазин «Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме

●Памятка «Тело человека».

Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной проблеме.

●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День спорта»

● Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

● Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция "Прививаем навыки личной гигиены"

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух», «Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький», «Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?», «Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание», «Обаяние», «Тепловые и холодовые точки»; «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»; «В стране Легких или путешествие воздушных человечков»; «Глаза, нос, уши – наши умные помощники»; «Где прячется здоровье?».

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1. Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»; «Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее строение человека»; «Скелет человека»; «Скелет – главная опора моего тела»; «Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда»; «Познакомимся со своими зубами»; «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза»; «Сердце и сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»; «Дорога к доброму здоровью».

2.Художественное творчество:

▪Рисование: «Портрет моего друга»; «Я с папой»; «Я с мамой», «Моя семья»; «Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»; «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте же мыться, плескаться».

▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты»; «Загорелые человечки на пляже»; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

▪Конструирование «Ягодка» (из бросового материала); «Панно с фруктами» (из природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься); «Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»; «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все глаза!»; «Слушай во все уши!»; «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»; «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»; «Мозг – центральный компьютер»; «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека»; «Правильное питание – залог здоровья»; «Кто помогает нам быть здоровыми?».

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой, взаимоотношения человека и природы. Рассматривание картинок.

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков «Овощи»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н.Найдёнова «Наши полотенца»; К.И.Чуковский «Мойдодыр»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик», И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки».

5. Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»; «Урожайная». Разучивание частушек об овощах и фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где растёт каша?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»; «Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»; «Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

▪Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд :

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Подготовка лука и чеснока к обеду. Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения.

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью; витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие процедуры: босохождение; хождение по массажным дорожкам; обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна, холодной водой.

Работа с родителями.

▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что значит быть здоровым?», «Полезные продукты», «Правильное питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)», «Организация ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка – раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

▪Анкетирование «ЗОЖ»

▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

▪Совместная деятельность родителей и детей: поиск информации о человеке, его строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Реализация данного проекта поможет детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей будет развито представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

Родители будут прислушиваться, и выполнять рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

1. А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.

2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.

3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.

4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.

5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.

6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.

7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.

11. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.

12. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).

13. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.

14. Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.

15. В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.

16. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.

17. “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено:

Заведующий МДОУ «Детский сад№112»

Е.В.Иванова

«________»________2013г

Естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу»

в подготовительной группе

«Я - человек»

Тип проекта : познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с 1 октября 2013 года по 1 мая 2014года)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта : На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; по знакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Задачи :

Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;

Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;

Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;

Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России.

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу» «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому нужно создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в себя следующие компоненты :

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;

– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
– практический – практическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах :

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методы реализации проекта:

  1. Речевая деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Оздоровительная деятельность
  4. Игровая деятельность
  5. Художественная деятельность
  6. Трудовая деятельность
  7. Физическая деятельность
  8. Самостоятельная деятельность

НОД по реализации проекта длительностью 30 минут проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю и представляет собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность . Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

●Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

Сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Поликлиника»; «Семья»; «Магазин «Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме

●Памятка «Тело человека».

Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

2 этап – основной (практический)

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной проблеме.

●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День спорта»

Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция " П рививаем навыки личной гигиены "

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух», «Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький», «Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?», «Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание», «Обаяние», «Тепловые и холодовые точки»; «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»; «В стране Легких или путешествие воздушных человечков »; «Глаза, нос, уши – наши умные помощники»; «Где прячется здоровье? » .

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1 . Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»; «Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее строение человека»; «Скелет человека»; «Скелет – главная опора моего тела»; «Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда» ; «Познакомимся со своими зубами»; «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза» ; «Сердце и сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»; «Дорога к доброму здоровью» .

2. Художественное творчество:

▪Рисование: «Портрет моего друга»; «Я с папой»; «Я с мамой», «Моя семья»; «Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»; «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте же мыться, плескаться».

▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты» ; «Загорелые человечки на пляже »; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

▪Конструирование «Ягодка» (из бросового материала); «Панно с фруктами» (из природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься); «Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»; «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все глаза!»; «Слушай во все уши!»; «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»; «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»; «Мозг – центральный компьютер»; «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека»; «Правильное питание – залог здоровья»; «Кто помогает нам быть здоровыми?» .

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой, взаимоотношения человека и природы. Рассматривание картинок.

4.Чтение художественной литературы:

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков «Овощи»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н.Найдёнова «Наши полотенца»; К.И.Чуковский «Мойдодыр»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик» , И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки». Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)

5. Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»; «Урожайная». Разучивание частушек об овощах и фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где растёт каша?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»; «Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»; «Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

▪Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд :

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Подготовка лука и чеснока к обеду. Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения .

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью; витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие процедуры: босохождение; хождение по массажным дорожкам; обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна, холодной водой.

Работа с родителями.

▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что значит быть здоровым?», «Полезные продукты», «Правильное питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)» , « Организация ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка – раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

▪Анкетирование «ЗОЖ»

▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

▪Совместная деятельность родителей и детей: поиск информации о человеке, его строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация данного проекта поможет детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей будет развито представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

Родители будут прислушиваться, и выполнять рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

Список использованной литературы

  1. А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
  2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
  3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
  4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
  5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
  6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
  7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
  10. Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
  11. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
  12. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
  13. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
  14. Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
  15. В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.
  16. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
  17. “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.

Проект по теме

«Человек поднялся в небо»

Проблема:
У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным.

Задачи:

1) Обобщать и расширять знания детей о Вселенной.

2)Дать представление о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина, об изобретателе космической ракеты, о празднике День космонавтики.

3) Воспитывать уважение и чувство гордости за достижения своего народа на основе конкретных исторических фактов.

Используемые материалы : картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах, на Коньке-Горбунке).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения - это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великирусский ученый К. Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля - наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли.

Мало кто знает, что первыми в космосе побывали советские собаки Белка и Стрелка. Полёт проходил на корабле «Спутник-5 ». Старт состоялся 19 августа 1960 года , полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.

Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, покоривший космическое пространство, на корабле «Восток-1». Полёт состоялся 12 апреля 1961 года. Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало - начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты - Марс и Венеру. Первой женщиной, отправившейся в космос, стала Валентина Терешкова. Терешкова отправилась в космос на корабле «Восток-6». Её полет длился почти трое суток. Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом.

Динамическая пауза «Космонавты»

Чтоб космонавтом, дети, стать.

Нужно с самых малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель,

Выполнять физкультзарядку.

Встанем прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.




Самое обсуждаемое
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция
Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания


top