Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире. Образ, характер и характеристика Ларисы Огудаловой по пьесе (драме) Бесприданница (Островский А. Н.)

Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире. Образ, характер и характеристика Ларисы Огудаловой по пьесе (драме) Бесприданница (Островский А. Н.)

Пьесы Островского « » - это типичный «маленький », оказавшийся бессильным против обстоятельств, враждебных и опасных. Трагическая судьба девушки в условиях жестокого мира заставляет задуматься о том, насколько беззащитным может быть пресловутый «маленький человек».

Лариса окружена различными людьми. Все они живут по своим правилам, стремятся к удовлетворению лишь личных желаний, устремлений. Получается, что сама девушка никому не нужна, никто не думает о ней, не беспокоится о том, как сложится ее судьба. Даже родная мать девушки думает только о наживе. Она рада, что ее дочь столь красива и талантлива, ведь эти качества помогут девушке сделать более выгодную партию, поскольку являются великолепным товаром. Хороший товар может принести достойную прибыль. Окружающие относятся к Ларисе подобным образом. Каждый желает позабавиться с красивой «игрушкой».

В драме «Бесприданница» тема «маленького человека» получает неожиданное направление. «Маленький человек» сам по себе бесправен, беспомощен. У него никогда не хватает сил противостоять напору окружающих. Он всегда оказывается несчастным. В драме Островского «маленький человек» не только становится несчастным и в результате гибнет, но и воспринимается исключительно как «вещь», как «игрушка».

Вокруг очень много желающих позабавиться. Девушку даже разыгрывают девушку в орлянку. Этот эпизод особенно остро ставит проблему человеческого достоинства «маленького человека». Никто в драме не думает о том, что не вещь, а человек. А у нее самой не хватает сил и мудрости, чтобы изменить ход событий. Лариса страдает от сложившейся ситуации. Но даже не пытается протестовать. Она принимает правила игры, какими бы тяжелыми и печальными они ни были.

Влюбленный в Ларису Карандышев мало отличается от тех, кто разыгрывает ее в орлянку. Да, сейчас он возмущен поведением «сильных мира сего». Он с возмущением говорит: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь». Но его возмущение неискренно. Мы легко догадываемся, что скрывается за его словами. Сейчас Карандышев не может соперничать с «сильными мира сего». Но если бы у него было достаточно денег, если бы у него была власть, он поступал бы по отношению к Огудаловой точно так же, как те, кто сейчас разыгрывает Ларису в орлянку. Карандышев желает жениться на Ларисе, ведь этот факт смог бы помочь ему возвыситься среди окружающих. Столь красивая, талантливая и необыкновенная жена сделала бы честь такому заурядному человеку, как он. Карандышев, как и все в , думает только о себе, о своих эгоистических стремлениях. Внутренний мир Ларисы его не интересует.

«Сильные мира сего» думают, что все в мире продается и покупается. Поэтому к Ларисе они относятся как к вещи. И она не протестует. Влюбленная девушка вос-принимает Сергея Сергеевича Паратова настоящим божеством. А тот, в свою очередь, думает о ней как о забавной игрушке. Впрочем, Паратов относится ко всем исключительно с точки зрения собственного эгоизма. Он считает, что весь мир находится у его ног.

Богач Кнуров - это самодовольный, ничтожный человек. Обладающий деньгами и властью, он уверен в том, что все его прихоти должны быть обязательно исполнены. В мире, где власть принадлежит таким, как Паратов и Кнуров, место для Ларисы не находится. «Маленький человек» не может существовать там, где правят «сильные мира сего».

Лариса полна иллюзий. Она, получившая хорошее образование, не может ра-зобраться в истинных качествах тех, кто ее окружает. Иллюзии девушки не совпадают с миром наживы.

Реальность оказывается слишком жестокой для «маленького человека». Лариса в результате практически полностью соглашается с ролью «игрушки», «вещи». Ее пассивное принятие предложения Кнурова - это покорность судьбе. Девушка плывет по течению, не находит в себе даже намека на протест. «Маленький человек» оказался сломленным миром, в котором распоряжаются «сильные мира сего». Лариса признает: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…».

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

Сочинение

Островский написал драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы «Гроза» и «Горячее сердце». Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице» — все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. Но, несмотря на то, что все девушки переживают из-за любви, у каждой из них своя драма в жизни.

«Бесприданница» отличается от двух других произведений тем, что в ней главная героиня сталкивается с жестоким миром буржуазных отношений, а не противопоставлена «темному царству», как в «Грозе». Главная тема пьесы — драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. И этой драматичной личностью в произведении является Лариса Огудалова.

Лариса Дмитриевна — девушка воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Нам становится жаль главную героиню, когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти дочери богатого жениха. Для этого мать учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Старшая Огудалова — более приземленная и практичная натура, чем младшая. Это непонимание между матерью и дочерью, разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов. Таким образом, жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена непониманием и постоянным унижением. Мать девушки говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

Самая главная же драма Ларисы — это ее душевные, сердечные переживания. Девушка уже познала разочарование в любви и предательство, когда Сергей Сергеевич Паратов в течение двух месяцев ездил к ней, «женихов всех отбил», а потом исчез неизвестно куда.

Ларисе не остается иного выхода, как выйти замуж за мелкого Карандышева, выгодного жениха, который избавит ее от унижения. Будущий муж, по мнению девушки, совсем не такой, как Паратов, которого она по-настоящему любит и не может забыть. Лариса видит всю ничтожность Карандышева, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих. От всех бед и стыда девушка ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в село, где наконец-то отдохнет душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, когда звуки уносят ее прочь от проблем. В ее музыкальной и чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Внутренний мир Ларисы богат, в отличие от кнуровых и вожеватовых. Поэтическая натура девушки летит над миром на крыльях музыки. Недаром ее имя в переводе с греческого языка означает «чайка»…

Когда возвращается Паратов, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов. Идеализировав образ возлюбленного, девушка считает его «повелителем», готова пойти за ним хоть на край света. Всем сердцем и душой она бросается в омут любви, отдает себя Паратову, не подозревая, что он недостоин ее. Его духовный мир намного примитивнее, расчетливее и самолюбивее, чем душа Ларисы. С целью весело провести остаток «холостых дней» Сергей Сергеевич зовет девушку на Волгу. Лариса, увидев его решительность, поверила в любовь, поверила ему и пошла на встречу мнимому счастью. Однако, Кнуров и Вожеватов знают Паратова лучше. Они догадались, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», они знали, что Сергей Сергеевич ни за что не променяет бесприданницу на миллионершу.

Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Девушка ожидала предложения руки и сердца, иначе для чего были эти прекрасные слова, время, проведенное с ней? Но Паратов не только не оправдал ее надежд, но и жестоко оскорбил Ларису, сообщив о том, что уже обручен. Разве это не драма? Что может быть хуже? Довериться человеку, отдать часть своей души, а взамен получить глупую игру, пустые слова, и, в конце концов, — жестокое предательство. Лариса оказалась игрушкой, развлечением для Паратова. Что девушке ждать дальше от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает ее: выстрелив, он совершает «благодеяние». Перед смертью Лариса видит крушение своих иллюзий, ей открывается действительность: «Они правы, я вещь, а не человек». Умирая, она благодарит Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя «вещью», предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву».

Драма главной героини заключается в том, что ее духовный мир не может существовать в обществе денег и примитивности, в котором интересы мужчин и женщин ограничиваются шестизначным приданным. Материальное здесь вытесняет доброту, душевность и даже любовь. Любовь всегда стоит на втором, а то и третьем месте после денег и положения в обществе. Лариса не смогла приспособиться, не смогла полюбить рубли Карандышева и пережить разочарование в созданном ею же идеальном образе Паратова. Это кажется абсурдным: добро не побеждает зло, любовь не становится выше приданного, как это обычно происходит на страницах большинства книг. Островский, написав «Бесприданницу», добился того, чтобы читатель или зритель задумался, осознал проблему соотношения чувств и расчета. Если все из нас будут выбирать второе, то в мире исчезнет любовь. Стоит ли этого материальное благополучие? Я думаю, что нет.

Хотя пьеса «Бесприданница» была создана более ста двадцати лет назад, ее и сейчас интересно читать или смотреть на сцене. И в наше время можно встретить расчетливых паратовых и приземленных карандышевых. Я думаю, что Островскому можно сказать спасибо за то, что после многократных постановок пьесы «Бесприданница» таких людей становится все меньше, а женщин с душой Ларисы Огудаловой — все больше, и подобные ей натуры находят свое счастье в этом мире.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Островский написал драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы «Гроза» и «Горячее сердце». Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице» - все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. Но, несмотря на то, что все девушки переживают из-за любви, у каждой из них своя драма в жизни.

«Бесприданница» отличается от двух других произведений тем, что в ней главная героиня сталкивается с жестоким миром буржуазных отношений, а не противопоставлена «темному царству», как в «Грозе». Главная тема пьесы – драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. И этой драматичной личностью в произведении является Лариса Огудалова.

Лариса Дмитриевна – девушка воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Нам становится жаль главную героиню, когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти дочери богатого жениха. Для этого мать учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Старшая Огудалова – более приземленная и практичная натура, чем младшая. Это непонимание между матерью и дочерью, разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов. Таким образом, жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена непониманием и постоянным унижением. Мать девушки говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

Самая главная же драма Ларисы – это ее душевные, сердечные переживания. Девушка уже познала разочарование в любви и предательство, когда Сергей Сергеевич Паратов в течение двух месяцев ездил к ней, «женихов всех отбил», а потом исчез неизвестно куда.

Ларисе не остается иного выхода, как выйти замуж за мелкого Карандышева, выгодного жениха, который избавит ее от унижения. Будущий муж, по мнению девушки, совсем не такой, как Паратов, которого она по-настоящему любит и не может забыть. Лариса видит всю ничтожность Карандышева, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих. От всех бед и стыда девушка ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в село, где наконец-то отдохнет душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, когда звуки уносят ее прочь от проблем. В ее музыкальной и чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Внутренний мир Ларисы богат, в отличие от кнуровых и вожеватовых. Поэтическая натура девушки летит над миром на крыльях музыки. Недаром ее имя в переводе с греческого языка означает «чайка»…

Когда возвращается Паратов, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов. Идеализировав образ возлюбленного, девушка считает его «повелителем», готова пойти за ним хоть на край света. Всем сердцем и душой она бросается в омут любви, отдает себя Паратову, не подозревая, что он недостоин ее. Его духовный мир намного примитивнее, расчетливее и самолюбивее, чем душа Ларисы. С целью весело провести остаток «холостых дней» Сергей Сергеевич зовет девушку на Волгу. Лариса, увидев его решительность, поверила в любовь, поверила ему и пошла на встречу мнимому счастью. Однако, Кнуров и Вожеватов знают Паратова лучше. Они догадались, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», они знали, что Сергей Сергеевич ни за что не променяет бесприданницу на миллионершу.

Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Девушка ожидала предложения руки и сердца, иначе для чего были эти прекрасные слова, время, проведенное с ней? Но Паратов не только не оправдал ее надежд, но и жестоко оскорбил Ларису, сообщив о том, что уже обручен. Разве это не драма? Что может быть хуже? Довериться человеку, отдать часть своей души, а взамен получить глупую игру, пустые слова, и, в конце концов, – жестокое предательство. Лариса оказалась игрушкой, развлечением для Паратова. Что девушке ждать дальше от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает ее: выстрелив, он совершает «благодеяние». Перед смертью Лариса видит крушение своих иллюзий, ей открывается действительность: «Они правы, я вещь, а не человек». Умирая, она благодарит Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя «вещью», предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву».

Драма главной героини заключается в том, что ее духовный мир не может существовать в обществе денег и примитивности, в котором интересы мужчин и женщин ограничиваются шестизначным приданным. Материальное здесь вытесняет доброту, душевность и даже любовь. Любовь всегда стоит на втором, а то и третьем месте после денег и положения в обществе. Лариса не смогла приспособиться, не смогла полюбить рубли Карандышева и пережить разочарование в созданном ею же идеальном образе Паратова. Это кажется абсурдным: добро не побеждает зло, любовь не становится выше приданного, как это обычно происходит на страницах большинства книг. Островский, написав «Бесприданницу», добился того, чтобы читатель или зритель задумался, осознал проблему соотношения чувств и расчета. Если все из нас будут выбирать второе, то в мире исчезнет любовь. Стоит ли этого материальное благополучие? Я думаю, что нет.

Хотя пьеса «Бесприданница» была создана более ста двадцати лет назад, ее и сейчас интересно читать или смотреть на сцене. И в наше время можно встретить расчетливых паратовых и приземленных карандышевых. Я думаю, что Островскому можно сказать спасибо за то, что после многократных постановок пьесы «Бесприданница» таких людей становится все меньше, а женщин с душой Ларисы Огудаловой – все больше, и подобные ей натуры находят свое счастье в этом мире.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top