Региональный компонент государственного стандарта общего образования. Национально-региональный компонент Региональный компонент в работах педагогов

Региональный компонент государственного стандарта общего образования. Национально-региональный компонент Региональный компонент в работах педагогов

Светлана Ховерко

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента , как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Духовно –нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Белокатайского района, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного села - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

Это предполагает решение целого комплекса задач : образовательных, развивающих, воспитательных.

1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;

2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.

3. Формировать общие представления о своеобразии природы Башкортостана, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;

4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.

5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном селе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свое село и его жителей.

В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона . При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому : от семьи к селу и далее к региону , стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства : развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов .

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном селе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории поселка, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным селом, Башкортостаном и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мобильный мини – музей : «Русская изба» . В его создании принимают участие все : сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном селе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта : в играх, знакомящих детей с родным селом.

Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности : макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству села, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией района праздничных концертах для ветеранов, праздниках посвященных Дню села. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.

Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному селу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего села.

Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами, оказывает помощь при организации экскурсий (пеших, автобусных, приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участие в мероприятиях учреждения.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории села, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному селу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Воспитание любви к своей Родине, своему селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному селу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Организация: МБДОУ детский сад «Светлячок»

Населенный пункт: Хабаровский край, п. Солнечный

Концептуальные основы педагогической деятельности

Поселок наш чудесный,

и жить в нем интересно

Здесь чистый воздух, горы и уют…

Посёлок наш чудесный

и жить в нём интересно,

Не зря его «Швейцарией» зовут…

Эти строчки о нашем посёлке, написал наш земляк Валерий Печимских. И на самом деле, посёлок Солнечный, Хабаровского края, находящийся на самом краешке земли, очень чудесный, несмотря на суровый климат. И для нас взрослых, важно, чтобы дети как можно раньше начинали узнавать историю своего поселка, берегли природу, любили свою малую родину.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Вторая часть программы, определяется образовательным учреждением самостоятельно, с учётом парциальных или разработанных самостоятельно программ. При этом в этой части программы рассматриваются региональные особенности территории, инновационную деятельность, сетевое взаимодействие. Все эти требования учитывались нами при разработке образовательной программы, в том числе, в части, отвечающей за .

Изменились требования и к профессиональным качествам воспитателя. Очень важным на данном этапе для педагогов стало то, что их деятельность носит опережающий, проектный характер.

Такой подход вызывает необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять учебно - воспитательную деятельность в изменяющихся условиях. На этом основана актуальность моего опыта и его практическая значимость.

Цель моего опыта

Разработать и провести систему методических мероприятий, направленных на совершенствование образовательной деятельности ДОУ по реализации регионального компонента.

Задачи

  • провести анализ использования педагогами регионального компонента в образовательной деятельности, выявить образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов, в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
  • разработать систему мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в деятельность по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность;
  • систематизировать работу с дошкольниками по изучению регионального компонента.

Теоретическое обоснование проблемы

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов.

Проблемами регионального характера в настоящий период занимаются Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова. В разных источниках понятия «регион» и «региональный» рассматриваются по - разному.

В толковом словаре «Регион – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический». Понятие «региональный» в литературе трактуется по разному.

В Словаре есть такое определение: «региональный – местный, областной – относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)».

Использование регионального компонента в образовательной деятельности с дошкольниками, в соответствии с ФГОС ДО направлено на изучение природы родного края, традиций, развитие толерантности, социальную адаптацию.

Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы в работе с дошкольниками, установила, что в современных психолого – педагогических исследованиях эта проблема широко освещена, но программ и учебно – методических пособий очень мало.

В учебно – методических пособиях «Познаю мир», Т. И. Гризик прослеживается системная работа с детьми по познавательному развитию, программа «Юный эколог», С.Н. Николаевой ориентирована на развитие экологической культуры детей. В учебно – методическом пособии «Мы живем в России» Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е., отражено гражданско - патриотическое воспитание дошкольников подготовительной к школе группы, программа Оверчук «Мой родной дом», направлена на воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что по данной проблеме в основном рассматриваются отдельные аспекты, целостная система по изучению регионального компонента в работе с дошкольниками отсутствует.

Технологии

Определение уровня готовности педагогов к реализации регионального компонента образовательной программы

Содержание образовательной деятельности, направленной на реализацию регионального компонента , сейчас каждое образовательное учреждение определяет и разрабатывает самостоятельно.

В соответствии с годовым планом работы детского сада в октябре 2014 учебного года был проведен тематический контроль «Состояние работы МБДОУ по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками» (средней, старшей и подготовительной к школе групп). Целью данного контроля являлся анализ состояния работы по данному направлению.

В ходе тематической проверки был проведен анализ планирования образовательной деятельности, уровень профессионального мастерства воспитателей, предметно – пространственная развивающая среда для реализации регионального компонента.

Для проведения тематического контроля разработала:

Анкету, на определение отношения педагогов к данной проблеме, затруднений; (Приложение 1)

Критерии индивидуальных достижений старших дошкольников по региональному компоненту; (Приложение 2)

Карту анализа предметно – пространственной развивающей среды в группах, с учетом регионализации образовательной деятельности. (Приложение 3)

Анализ перспективных и календарных планов показал, что, соединяют обязательный программный материал с, частью, формируемой участниками образовательных отношений, а в данном случае с региональным компонентом систематически - 45% педагогов. 55 % педагогов, используют региональный компонент от случая к случаю, часто не связывая его с обязательной частью образовательной программы.

Установлено, что с ближайшим природным окружением детей знакомят чаще, чем с творчеством дальневосточных поэтов, писателей и художников. Знакомство с малочисленными народностями Дальнего Востока в планах прослеживается только в чтении произведений и бесед с детьми, объясняя это тем, что мало информации.

Анализ образовательной деятельности , позволил установить, что воспитатели в образовательной деятельности предлагают детям ситуации проблемного характера, учат рассуждать, выдвигать гипотезы, но не всегда интегрируют материал обязательной части программы с особенностями региона.

Просмотр прогулок показал, что воспитатели очень эффективно используют ее для закрепления знаний, полученных в образовательной деятельности. На прогулках прослеживается системная регионализация , организуемая педагогами во время наблюдения детей за явлениями природы, труде в природе, ведении дневника наблюдений.

Анализ предметно – пространственной развивающей среды в группах показал умение воспитателей создать познавательно – исследовательскую среду, соответствующую возрасту, уровню развития детей и программным задачам, наличие в группах природных уголков, оснащенных адекватно возрасту детей.

В методическом кабинете в наличие имеется разнообразный материал для ознакомления детей с флорой и фауной, в виде картинок, карточек, репродукций, тематических альбомов. Есть материал для исследовательской деятельности, микроскоп, глобусы, лупы, весы с гирями, мензурки разного объема.

Обобщая результаты проведенного тематического контроля, по реализации регионального компонента на начальном этапе выявились положительные моменты, заключающиеся в умении создать по - настоящему развивающую среду, с учетом интересов и возможностей детей.

важные проблемы:

  • профессиональные затруднения педагогов, заключающиеся в самостоятельном, зачастую бессистемном отборе содержания регионального компонента образования, определении объема, выборе тематики, для изучения особенностей региона;
  • осуществление образовательной деятельности без интеграции с региональным компонентом;
  • недостаточное научно-методическое обеспечение по данной проблеме.

Внедрение системы методических мероприятий

Установив, что эффективность реализации регионального компонента образования во многом зависит от компетентности воспитателей и научно-методического обеспечения по проблеме:

1.разработан план методических мероприятий, направленных на совершенствование мастерства педагогов;

2.создана творческая группа, работающая над отбором содержания материала по реализации регионального компонента в соответствии с возрастом, темой.

Внедрение регионального компонента в работу с детьми дошкольного возраста, без педагога, профессионально подготовленного к ней на современном этапе трудно представить. Осуществляя обязательную часть образовательной программы, воспитатель должен уметь в базовый компонент включить содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений с особенностями региона, что является одной из ценностей образования. Поэтому организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента является важнейшей задачей.

В рамках реализации годовой задачи «Познавательное развитие дошкольников посредством внедрения регионального компонента в образовательную деятельность» проведен 1.теоретический семинар.

При проведении теоретического семинара, ставилась задача не только обобщить представления и систематизировать знания об использовании регионального компонента в образовательной деятельности, сколько заинтересовать педагогов, помочь найти в литературе ответы.

Другой задачей , которую мы ставили при проведении теоретического семинара – понять важность планирования и проведения системной работы по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками.

Следует отметить, что лекционный материал педагоги воспринимали с интересом. Их активность проявлялась в обсуждении наиболее интересующих вопросов:

  • раньше не придавали данной проблеме большого значения;
  • очень много читали по данной теме материала, но на практике использовали не всегда.

К следующему заседанию, проводимому в 2. форме «круглого стола» воспитателям было предложено подготовиться.

Изучить и проанализировать учебно – методические пособия и программы, направленные на реализацию образовательной области «познавательное развитие», выделить темы, в которых есть возможность связать обязательный компонент содержания образования с особенностями региона. Самостоятельно, найти определения терминов «регион», «региональный компонент», выделить главные принципы реализации регионального компонента содержания образования, провести самоанализ своей работы по предложенному направлению.

«Круглый стол» был направлен на обсуждение актуальной проблемы, требующей всестороннего анализа. Участники были ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Важно отметить подготовленность и заинтересованность каждого участника.

Педагогам предлагалось обсудить такие вопросы:

  1. Что входит в содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений в соответствие с ФГОС ДО.
  2. Почему использование регионального компонента определено ФГОС ДО.

Воспитатели обсуждали вопросы очень активно, с большим интересом, приводили много примеров из практики, делились эффективными формами, методами и приемами реализации регионального компонента.

При обсуждении системного использования регионального компонента не все воспитатели соглашались с тем, что его обязательно нужно планировать, потому что, изучая тему обязательной части программы, они и без этого, знакомят детей и региональными особенностями.

Рассмотрев и сопоставив требования ФГОС ДО к разработке ООП ДО, организации образовательной деятельности на принципах индивидуализации, и «деятельностного» подхода, пришли к тому, что новый нормативный документ требует переосмысления содержания регионального компонента в дошкольном образовании.

Учитывая, что использовать региональный компонент в образовательной деятельности, может только педагог, знающий культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, следующим этапом методической работы с педагогами стало проведение 3. деловой игры «Что я знаю о родном крае?» (Приложение 4)

Целью данного мероприятия являлась актуализация знаний и повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения регионального компонента в соответствии с ФГОС ДО. Педагоги работали в командах, первые задания для команд были направлены на постепенное включение в предстоящую деятельность. Педагогам было предложено задание продолжить фразу «Я мечтаю, чтобы в нашем поселке …». Затем педагоги рисовали эмблему, наиболее точно отражающую понятие «региональный компонент». К выполнению домашнего задания команды подошли творчески, готовили интересную педагогическую находку. Первая команда представила дидактическую игру под названием «Экологический сектор», изготовленную из пластинки большого размера и набора карточек, вторая – оригинальный дневник наблюдений за птицами в зимнее время года. Представляя свою педагогическую находку, капитаны команд показывали ее научную и практическую значимость, простоту использования, результативность. Другой команде представлялась возможность, проанализировать идею, обосновать свои критические замечания, если они были. Оценивалась идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов. Следующим этапом конкурса, стало выявление знаний педагогов по теме «Все я знаю, о Хабаровском крае ». Воспитателям предлагались задания, направленные на знание названий рек и озер края, уникальных цветков и наскальных рисунков, предлагалось объяснить, что и для чего изображено на гербе Хабаровского края, символике Солнечного района. Проведенное мероприятие вызвало у воспитателей интерес, знание особенностей региона, в котором они проживают.

Очень важным моментом на этапе внедрения системной работы по реализации регионального компонента, стала активная работа с использованием проектной технологии , которая позволяет решить основную задачу – изучая проблему всестороннее, педагоги с детьми используют для исследования «ближайшее» окружение, тем самым реализуют задачи регионального компонента. Воспитатели, активно внедряющие проектную технологию в работу с детьми, стали больше взаимодействовать с родителями. Они утверждают, что участие в проекте дает ребенку возможность больше экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять самостоятельность.

Я же считаю, что использование технологии проектов, как технологии развивающего обучения способствует развитию творчества педагогов, повышению их профессиональной компетентности и как следствие, повышение качества образовательной деятельности в целом и реализации регионального компонента в частности.

Изучив научно – методические пособия, воспитатели объединились в проблемные творческие группы, по наработке материала для создания программы. Мною осуществлялась координация работы творческих групп. Совместно была разработана пояснительная записка, определены цели и задачи. Каждый член творческой группы сначала самостоятельно «накапливал» материал по проблеме, затем на заседаниях творческих групп излагал материал коллегам. Дополняли, обменивались мнениями, обсуждали наработки. Совместными усилиями распределили материал по ознакомлению детей с творчеством поэтов поселка Солнечный, поэтов и писателей дальневосточников. (Приложение 5)

С районным краеведческим музеем поселка Солнечный мы очень плодотворно сотрудничаем на протяжении нескольких лет, в силу того, что расположен он вблизи нашего детского сада. Поэтому, когда мы обратились к ним с конкретными предложениями по оказанию помощи в ознакомлении с культурой народов, проживающих на Дальнем Востоке, они согласились нам помочь. Проведение интерактивных занятий в музее способствует углубленному ознакомлению с бытом и традициями нанайцев, искусством «Нани», дети получают знания об орнаментальном искусстве коренных народов Приамурья, и сами учатся искусству изготовления куклы «Акоан» и рукавички.

Мы понимали, что правильное распределение материала на учебный год, умелое сочетание тематики регионального компонента с содержанием обязательной части образовательной программы, поможет воспитателям сделать образовательный процесс интересным и насыщенным, будет способствовать решению программных задач на учебный год. (Приложение 6, 7) В 2015 учебном году программа представлена на педагогическом совете. Программа рассчитана на реализацию предложенного материала с детьми от трех до семи лет. Образовательная деятельность по «Краеведению», проводится один раз в неделю, а также в процессе интеграции образовательных областей, в режимных моментах.

В образовательной программе МБДОУ детский сад «Светлячок», в части формируемой участниками образовательных отношений, определены задачи и содержание на все возрастные группы. Региональный компонент, в разделе «Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы», выделен отдельно, и находит отражение в содержании педагогической диагностики.

Дальнейшим этапом работы стала деятельность воспитателей по внедрению программы, направленной на реализацию регионального компонента.

В 2016 – 2017 учебном году в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, коллектив дошкольного учреждения, проанализировав имеющиеся ресурсы, выбрал одно из направлений инновационной деятельности: экологическое воспитание.

Направление было выбрано не случайно, потому что к тому моменту в дошкольном образовательном учреждении наработан материал по реализации регионального компонента, который взаимосвязан с экологическим воспитанием. (Приложение 8)

В течение прошлого года в соответствие с годовым планом проведены методические мероприятия по теме «Мини - музеи в детском саду как средство экологического воспитания», в рамках которых определена их актуальность и значимость, намечены цели и задачи мини – музея, рассмотрены вопросы размещения и оформления мини – музея. (Приложение 9, 10)

В начале текущего года в соответствии приказом управления образования администрации Солнечного муниципального района от 04.09. 2017 г. № 242 в целях выявления, развития и распространения инновационного педагогического опыта в дошкольном учреждении осуществляет деятельность муниципальная инновационная площадка по теме «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников».

Экспериментальную деятельность по данной проблеме осуществляет творческая группа педагогов. Разработан план экспериментальной площадки на три года, в который возможно будут вноситься изменения. В соответствии с планом в группах в ноябре планируется провести первый этап конкурса «Лучший экологический мини – музей». Творческой группой разработано положение о конкурсе.

Педагоги, совместно с родителями и детьми готовятся представить на конкурс пять мини – музеев: «Музей трав и цветов Дальнего Востока», мини – музей «Коры», птиц, насекомых Хабаровского края, мини – музей камня. Оригинальность и неповторимость уже сейчас проявляется во всем, в оформлении названия, в размещении мини – музеев, использовании вертикальных и горизонтальных поверхностей, оформлении экспонатов.

Следующим этапом инновационной деятельности планируется обогащение мини – музеев экспонатами, памятками, экологическими знаками, запрещающими или разрешающими трогать экспонаты музея. В мини – музеях планируется изготовить и разместить дидактические игры и другой материал, для самостоятельной и совместной деятельности детей.

На завершающем этапе планируется работа над экологическими проектами, тематикой и содержанием экскурсий по мини - музею, подготовка детей - экскурсоводов, способных провести экскурсию для детей других групп.

Результативность опыта

Анкетирование педагогов и анализ образовательной деятельности, на заключительном этапе работы позволили выявить положительные изменения в использовании регионального компонента, заключающиеся в умении педагогов интегрировать его в содержание тематики обязательной части образовательной программы, изучать материал с учетом особенностей нашего региона.

Заинтересованность педагогов с большим стажем работы, и начинающих специалистов доказывает актуальность проблемы по использованию регионального компонента в образовательной деятельности.

Используемые формы работы оказались очень действенными.

Теоретический материал позволил воспитателям обобщить и упорядочить знания, определить основные ориентиры работы на данный период. А проведение практических занятий способствовало совершенствованию профессионального мастерства, проявляющегося в умении планировать и реализовывать региональный компонент в работе с дошкольниками.

Реализация методических мероприятий способствовала разработке программы, по реализации регионального компонента, с дошкольниками.

Научно-методические публикации по проблеме представлены на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября», в сборнике «Амурский научный Вестник» №1, 2017.

Список источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Н. А. Арапова-Пискарева. Программа «Мой родной дом» - «Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)», 2013.
  3. Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы ДОУ №2 пос. Рамонь Воронежской области. –М., 2005.
  4. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. – Педагогика, 1999.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД № 8«СОЛНЫШКО» СЕЛА НОВОЗАВЕДЕННОГО».

Иванова Анна Евгеньевна

Воспитатель старшей группы.

« Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы:

Региональная программа разработана в соответствии с ФГОС, составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода: младший и старший дошкольный возраст. В Программе распределены задачи психолого-педагогической работы по пяти областям:

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Познавательно развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие.

Разработана организация совместной деятельности педагога и родителей по воспитанию у детей любви к родному краю. Составлено комплексно-тематическое планирование на год. Знакомство с родным краем проходит при активном взаимодействии детей с окружающим миром, эмоционально - практическим путем т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, праздники и развлечения, разные виды деятельности дошкольника. Отбор краеведческого содержания проходит в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами, обогащение развивающей среды, материалом о родном крае, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества. Согласование тематики занятий по ознакомлению с селом, с тематикой других занятий, с играми детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослым работы с краеведческим материалом, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Цели, задачи, принципы ознакомления с родным краем

Основной целью программы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Задачи по ознакомлением с родным краем

Образовательная область

задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Ставропольского края, стремление сохранять национальные ценности .

Познавательное
развитие

Приобщать детей к истории Ставропольского края, формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Ставропольского края

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, традиций Ставропольского края

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Ставропольского края

Задачи по ознакомлению с родным краем по группам.

Младший дошкольный возраст .

Продолжать формировать интерес к своей «малой родине», воспитывать любовь к родному краю.

Знать название села, своей улицы, рассказывать детям о самых красивых местах родного села, его достопримечательностях, познакомить с историей села, родного края культуре и традициях. В дни праздника наблюдать красочное оформление зданий, воспитывать чувство причастности к жизни страны.

Дать детям элементарные географические сведения «малой родины». Познакомить с природой родного края.

Рассказывать о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

Формировать представления о том, что наша огромная страна называется Россия

Старший дошкольный возраст.

Расширять представление о родном крае, его прошлом и настоящем, его географическом положении, растительном и животном мире.

Углублять и уточнять представление о Родине.

Поддерживать интерес детей к событиям, происходящих в стране, мире, показать связь родного края со всей страной, воспитывать чувство гордости за свою страну, знакомить с флагом, гербом, гимном.

Показать на карте всю Россию, Ставропольский край Георгиевский округ, с. Новозаведенное

Принципы работы:

Системность и непрерывность.

Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

Свобода индивидуального личностного развития.

Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

Принцип регионализации (учет специфики района)

Интеграция регионального компонента в образовательные области

Образовательная

область

Методические приёмы

Познавательное развитие

Ознакомление с природой:

Беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире СК, с народными приметами.

Сбор гербариев, коллекций

Опытническая и экспериментальная работа

Проектная деятельность

Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением):

Экскурсия: 2-я младшие группы – по помещениям и территории детского сада; средняя группа – по ознакомлению с достопримечательностями округа; старшая – пешие и автобусные экскурсии по округу , мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, школу, библиотеку.

Беседы: «Где живёт человек», «Дом, в котором мы живём», «Моё село, мой округ», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица»

Ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей, округа, России

Ознакомление с прошлым родного края:

Организация этнографического уголка в ДОУ

просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, передвижные выставки музеев, рассказ об историческом прошлом СК

Встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, рассказывание о героическом прошлом города

Духовность и культура:

- беседы по ознакомлению с традициями СК; с духовно-нравственным укладом жизни

Проведение детских фольклорных праздников

Празднование всех государственных и региональных праздников, День района, с.Новозаведенного

Физическое

развитие

Беседы о спортсменах – чемпионах, гордости СК

Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики

Широкое использование русских, народных игр

Проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини - олимпиад

Беседы о здоровье «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»

Экскурсии в районную поликлинику, аптеку

Проектная деятельность

Опыты и экспериментирование

Создание в группах уголков здоровья

Художественное творчество

- Беседа о национальном костюме России, СК

Беседы об изобразительном искусстве России, СК

Рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов о с.Новозаведенном

Оформление в ДОУ художественной галереи творчества русских художников

Художественно-продуктивная деятельность: народные промыслы

Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный)

Музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов

Проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния

Ознакомление с народными музыкальными инструментами

Использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; музыкальных инструментов, портретов композиторов

Оформление музыкального уголка

Речевое

развитие

- русский, народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки

Русские сказки

Выставки тематические, посвященные творчеству писателей и поэтов СК.

Игры-инсценировки

Драматизация народных сказок

Показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек, настольный, пальчиковый)

Оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

Встречи с артистами детских театров, с работниками библиотеки

Региональный компонент предусматривает:

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Я и моя семья

Цель: побеседовать с детьми о членах семьи, учить называть их имена; побуждать детей к рассказыванию о своих братьях и сестрах; воспитывать любовь и доброе отношение к близким людям.

Моя семья

Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.

Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.

Мое село

Цель: закрепить представление детей о с.Новозаведенное, в котором живем, обратить внимание на историю возникновения села, на его достопримечательности.

Октябрь

Мой любимый детский сад

Цель: Познакомить детей с назначением детского сада, познакомить с людьми, которые работают в детском саду, воспитывать дружелюбные отношения между детьми; Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его, понять, как вести себя в детском саду;

Познакомить с основами этикета; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

Село, в котором мы живем

Цель: дать первоначальные сведения об истории возникновения села.воспитывать чувство гордости за свое село.

Продолжить знакомство детей с родным селом, закрепить знание домашнего адреса, название детского сада и группы, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Район, в котором я живу

Цель: Познакомить детей с районом города, в котором мы живём; с его особенностями и достопримечательностями

Ноябрь

Мой дом

Цель: Дать детям понятие «дом», рассказать о его назначении, о разных видах домов, о том, что у каждого человека есть свой дом, где он живёт со своей семьёй.

Формировать у детей представление о том, что у каждого человека есть домашний адрес – то место, где находится его дом, помочь детям запомнить свой домашний адрес;

Учить детей находить на фотографиях свой дом. Побуждать к рассказыванию о своем доме (цвет, величина, деревянный или кирпичный);

Мой район

Цель: познакомить детей с историей родного района, его названием; вызвать у детей интерес к своему району, прививать чувство радости за него. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Георгиевского района, развивать чувство любви к родному району.

Цель:

Познакомить детей с богатствами СК - его полезными ископаемыми.

Декабрь

Новый год у ворот

Цель: побуждать детей к рассказыванию о традициях подготовки и празднования Нового года (ёлка, праздничный стол, подарки). Об обязанностях каждого члена семьи; привлекать детей к посильному участию подготовке различных семейных праздников.

Наша родина – Ставропольский край

Цель: закрепить знания детей о СК, о краевом центре, о достопримечательностях;

Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами;

Познакомить детей с богатствами СК- его полезными ископаемыми.

Цель: закрепить представление детей о городе, историей возникновения города, его достопримечательностями, особенностями, познакомить с картой села, символикой-гербом;

Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

Январь

Где я живу

Цель: Закрепить представление детей о с.Новозаведенном, в котором живем, обратить внимание на историю возникновения села, на его достопримечательности.

Познакомить детей с СК, в которой они живут, учить называть ее;

Рассмотреть иллюстрации с изображением разных достопримечательностей, прививать любовь к родному краю.

Столица Ставропольского края – г. Ставрополь

Цель: Продолжать формирование представлений о родном селе, познакомить детей с памятными местами города, дать знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город

Реки, озера и горы Ставропольского края

Цель: Познакомить детей с реками села, откуда они берут начало, почему так называют;

Познакомить детей с озерами СК. Они разные: большие и маленькие. Дать детям возможность узнать о нем, где оно находиться, почему его так называют, чем оно знаменито. Воспитывать у детей бережное отношение к богатствам республики, охранять и сохранять ее.

Познакомить детей с горами, их расположением на карте СК, что растет в горах, какие животные там живут, что выращивают в горах.

Февраль

Наши защитники

Цель: Рассказать детям о празднике, который мы отмечаем в феврале – День защитника Отечества, дать понятие «защитник», дать представление о том, что все папы – защитники своих детей, своих семей, своей Родины.

Реки и озера Ставропольского края

Цель: уточнить представление детей о реках и озерах СК. Познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озер. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Культура и традиции ставропольского края

Цель: Закрепить знания детей о названии края, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре.

Уточнить знания детей о таком понятии как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями

Март

Очень я люблю маму милую мою!

Цель: Познакомить детей с праздником всех мам, бабушек – Днём 8 Марта, воспитывать любовь к маме, желание помогать ей.

Воспитывать уважительное отношение к маме, бабушке.

Природа и животный мир СК

Цель: Воспитывать любовь к природе, животному миру СК. Воспитывать бережное отношение к природе родной республики.

Познакомить детей с разнообразием природных зон СК (горы, предгорье, лес, равнина) где растут разнообразные растения: хвойные, лиственные, травы, многие растения занесены в Красную книгу, как уникальные.

Знаменитые земляки

Цель: Закрепить знания о том, как сельчане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш край, познакомить с улицами, площадями, памятниками, связанными с именами знаменитых людей;

Вызвать чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

Апрель

Природа вокруг нас

Цель: Дать детям понятие «природа», рассмотреть природу на участке детского сада (деревья, цветы) учить видеть изменения в состоянии погоды, воспитывать бережное отношение к природе.

Они прославили наш Край

Цель: Дать знания о людях, прославивших город Георгиевск, о почетных гостях города.

Столица России – Москва

Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве. Познакомить с историей возникновения страны. Уточнить представление детей о государственной символике.

Воспитывать у детей интерес к стране, чувство любви и гордости за свою страну.

Закрепить знания детей о природе России, русском национальном костюме, о русских сказках, потешках. Воспитывать любовь к Родине. Вызывать чувство восхищения красотой природы.

Май

Этот День Победы

Цель: Рассказ воспитателя о Дне Победы.

Познакомить с памятниками героям

Великой Отечественной войны

края.

Дать детям знания о том, как люди

чтут память о героях, защищавших

нашу страну в годы Великой

Отечественной войны.

Итоговое – «Мой край». Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой край, стремление сделать его еще краше.

Викторина: “Что, где, когда?”.

Цель: выявить знания детей о Ставропольском крае и его месте в жизни России.

Приобщение ребёнка к национально – культурному наследию: образцам народного фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям писателей и поэтов, художников - исполнителей, спортсменов, знаменитых людей города и района;

Приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.

Содержание регионального компонента с целью уважения к своему дому, к родной земле, к родному краю..

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Региональной программы дошкольного учреждения.

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуются в режиме дня в двух основных моделях:

Совместная деятельность взрослого и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность – решение образовательных задач осуществляется в виде непосредственно – образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

ООД реализуется:

- через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы)

- через интеграцию с использованием разнообразных форм (проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, экспериментирование, проектная деятельность и др.), выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае используется комплексно тематический подход, который отражает определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей.

ООД по ознакомлению с родным краем проводить с 2-ой младшей группы 1 раз в месяц.

Продолжительность ООД– 15 минут. Количество НОД в год – 10

В средней группе ООД по ознакомлению с родным краем проводить 1- 2 раз в месяц.

Продолжительность ООД– 20 минут. Количество НОД в год – 10

В старшей группе ООД по ознакомлению с родным краем проводить 2 раз в месяц.

Продолжительность ООД –25 минут.Количество занятий в год – 11 занятий.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно - образовательной работы по региональному компоненту в МБДОУ«Детский сад № 8 «Солнышко» села Новозаведенного».

Целевые прогулки с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным селом.

Целевая прогулка на близлежащую улицу.

Цель: Напомнить детям название улицы, что на ней расположено (детский сад, магазины)

сентябрь

воспитатели

Экскурсия в школу

Цель: Познакомиться с кабинетами школы, с их назначением, с актовым и физкультурным залом.

октябрь

воспитатели

Экскурсия на почту

Цель: познакомить с трудом почтальона (сортирует корреспонденцию, разносит по адресам).

ноябрь

воспитатели

Экскурсия в музыкальную школу

Цель: Познакомить детей с музыкальной школой, чем там занимаются дети, на каких инструментах их учат играть. Послушать музыкальное произведение, исполненное ребенком.

декабрь

воспитатели, работник музыкальной школы

Экскурсия «Сельский дом культуры села Новозаведенного».

Цель: Познакомить детей с сельским домом культуры, рассказать о предметах старины хранящихся там, рассказать об истории ДК. Повторить правила поведения в ДК.

январь

воспитатели

Экскурсия в библиотеку

Цель: познакомить с трудом библиотекаря, воспитывать бережное отношение к книге.

февраль

воспитатели, библиотекарь

Целевая прогулка к детской площадке

Цель: Обратить внимание детей на красоту площадки, какие деревья, кусты, травы растут возле площадки, повторить правила поведения на детской площадке.

март

воспитатели

Целевая прогулка на реку «Кума»,

Цель: Как называется река, какой она формы,. Поговорить, для чего нужны река и история её возникновения, повторить правила поведения на воде.

апрель

воспитатели

Целевая прогулка к памятникам Великой Отечественной войны

Цель: Показать детям памятник погибшим солдатам в Великую Отечественную войну, рассказать об их подвигах. Почему им поставлены памятники во всех городах и селах?

май

воспитатели

Организация совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию у детей любви к родному краю.

1

Анкетирование родителей на тему «Что я знаю о родном крае».

сентябрь, май

воспитатели

Организация консультаций для родителей на темы:

-«Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю»;

-«Куда повести малыша в выходной день»;

- «Достопримечательности нашего края»

- «Природа моего края, взаимодействие с ней взрослых и детей»;

- «История села Новозаведенного»

- «Защитники моей земли»

октябрь,

декабрь,

январь,

февраль,

март,

май.

воспитатели

Организация и проведение развлечения

-«Кто лучше знает свой родной край»;

май

воспитатели музыкальный руководитель

Привлечение родителей к сбору краеведческого материала для пополнения группового уголка по краеведению (значки, открытки, фотографии, статуэтки...)

в течение года

воспитатели, родители

Составление родителями и детьми безопасных маршрутов в детский сад и обратно домой

Подготовка (совместно с родителями) фотовыставки « Мы - жители СК» (фотографии детей и родителей в самых красивых местах СК).

октябрь

декабрь

воспитатели,

родители

Оформление выставки творческих работ детей, воспитателей и родителей «Красота моего села».

апрель

воспитатели, родители

Оформление стенда для родителей на темы

«Мое любимое село Новозаведенное».

сентябрь

воспитатель

Проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы.

май

музыкальный руководитель, воспитатель

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме среди родителей:

Наглядная агитация: стенды, тематические выставки и экспозиции;

Беседы, консультации;

Создание совместных проектов с экологическими практикумами, экспериментами;

Вовлечение родителей в организацию развивающей среды групп и участков, сбор оборудования для опытов, литературы: обустройство уголка экспериментирования, оформление новых объектов экологической тропы.

Связь с другими видами деятельности.

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

деятельность

деятельность

деятельность

деятельность

Рассказ - беседа

о родном селе:

Составление рассказов по фотографиям села;

Цель: закрепить

представление об истории возникновения

села.

Дидактические

игры:

Разрезные картинки «Достопримечательности села», «Памятники

края».

- «Что лишнее», животные, птицы, рыбы, растения родного края.

Ознакомление с трудом взрослых:

Наблюдение за людьми

обеспечивающих уборку и озеленение села;

Испытывать уважение к людям создающих чистоту и порядок в селе.

Рисование.

Наше село;

История села;

Село строится;

Наши любимые места на селе;

Дом, где я живу.

История села Новозаведенное.

Цель: познакомить с

историей возникновения

села.

Сюжетно - ролевые игры:

- «Семья», «Убираем урожай», «На ферме», «Шоферы», «Путешествие по селу», «Строители села».

Художественно - ручной труд:

Изготовление старинных зданий,

церквей из бумаги и бросового материала.

Рассматривание альбомов, фотографий,

открыток

с изображением села, его достопримечательностей, природы, растительного и животного мира родного края.

Кроссворды по истории села.

Лепка.

Мы собираем урожай

Экскурсии по селу

в парк, к церкви, к школе, к центральной клумбе и т.д.

Развивающие

игры:

« Где находится

памятник»; «Найди свое село на карте Георгиевского округа, СК».

Аппликация

Моя улица.

Игра - викторина:

« Знатоки села». «Экскурсия» по карте-схеме панорамы нашего села.

При работе по ознакомлению детей с родным селом необходимо учитывать следующее:

Ознакомление дошкольников с родным селом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, лично значимого, к менее близкому - культурно - историческим фактам,

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни республике, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству д/сада, дома, охране природы).

Привлечение детей к участию в сельских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья.

Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным селом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

Организация работы с родителями, чтобы их знания и любовь к родному селу передавались детям.

При проведении занятий по ознакомлению детей с родным селом воспитателю необходимо помнить следующее:

1. Сопровождать рассказ наглядным материалом, фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.

2. Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить наше село? Откуда такое название села? Что оно может обозначать?»

3. Во время рассказа детям не называйте даты: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы.

4. Использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В группе необходимо создать такую развивающую среду, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, которая позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка). Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, а также через использование художественной литературы, выставок, рассматривание картин, иллюстраций, экскурсии, походы, праздники, развлечения. То есть через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Построение предметно – развивающей среды в группах:

Библиотека познавательной литературы;

Уголок экспериментирования в соответствии с возрастом детей;

Картотека познавательных игр.

Государственные символы РФ, фотографии с изображением достопримечательностей родного села, района, игрушки – герои русских народных сказок, детская художественная литература, и т.д.

Перечень материалов и оборудования.

1. Стихи о родном крае;

2. Фотоальбом « Родной край»;

3. Иллюстрированный материал: растительный мир родного края, лекарственные растения, времена года, домашние животные, перелетные птицы, дикие животные, садовые цветы, защитники Отечества,

4. Знакомим детей с окружающим миром: моя семья, профессия.

5.Русский национальный костюм.

6. Произведения устного народного творчества.

7. Знакомим детей с природой: деревья, птицы, насекомые, съедобные грибы, полевые и луговые цветы, домашние птицы, овощи, времена года;

8. Улицы станицы;

9. Перспективный план НОД по ознакомлению детей с родным краем для младшего и старшего дошкольного возраста.

10. План занятий - экскурсий по ознакомлению с родным краем.

ссылки:https://www.pdou.ru

Мое отечество – Россия! М. 2005.

Информационно деловое оснащение ДОУ «Наша родина Россия»

Соболева Л.Г.

«Кавминводы в военные годы, или Читайка и Умняшка Рассказывают»

Мурашкина А.И., Скачков И.М.

Георгиевский район. Исторические хроники.

Гниловский В.Г.

Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство.

Дьяконова Н., Дьяконов Д.

Родное Ставрополье. М. 2006.

Козлова С.А.

Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. Академия. 1998.

Кондыкинская Л.А.

С чего начинается Родина? М. СФЕРА. 2005.

Литвинова Р.М.

Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПКРО. с.

Литвинова Р.М.

Региональная культура: художники, писатели, композиторы.

Литвинова Р.М.

Интерактивные формы работы с кадрами.

Литвинова Р.М.

Казаки на Ставрполье. С. 2009

Литвинова Р.М.

Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-250с.(с видеоприложением).

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Способствовать формированию первоначальных представленных представлений об особенностях родного края;
  • Познакомить детей с особенностями и традициями калмыцкого народа;
  • Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

В ДОУ реализация регионального компонента осуществляется в рамках:

  • непосредственно-образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение калмыцкому языку);
  • проектной деятельности;
  • организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
  • организации взаимодействия с родителями воспитанников;
  • организации взаимодействия с социумом;
  • смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
  • организации праздников и досугов.

Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию регионального компонента, в вариативной части образовательной программы детского сада введена непосредственная образовательная деятельность по калмыцкому языку часы по образовательной области «Речевое развитие» - занятия по обучению калмыцкому языку. Образовательная деятельность строится на основе программы «Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении от 3х до 7 лет» под редакцией В.К. Эрендженовой, и на основе методических рекомендаций «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями калмыцкого народа».

Овладение калмыцким языком титульной и нетитульной национальности детьми идёт через организацию 15-30-минутных занятий 2 раза в неделю, начиная со второй младшей группы. Длительность занятий составляет: с детьми четвертого года жизни – не более 15 минут, с детьми пятого года жизни- 20 минут, с детьми шестого года жизни – не более 25-30 минут.

Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, элементы неожиданности, разнообразные виды наглядности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на калмыцком языке.

Интегрированная НОД «Ишкә гер»


Разучивание калмыцкой народной песни «Улан, улан альчурта»


Пальчиковая игра «Мини бичкн мөрн»


«Ладья жизни» лепка из соленного теста

Отражен обязательный минимум содержания знаний о своем крае для дошкольников с учетом художественно-эстетического и нравственного развития воспитанников, содержания в разделе «Познавательное развитие», интеграцией с образовательными областями, в детской деятельности, возрастных особенностей детей. Программа предполагает использование проектного метода, интегрированного подхода в обучении детей и комплексно тематическим годовым планом. Использованы разные формы обучения: как часть занятий по развитию речи, познавательных, изоискусству, литературе, изобразительной деятельности. В самостоятельную деятельность детей и на прогулках включаются сопутствующие формы обучения: беседы, рассматривание сюжетных картин, подвижные и дидактические игры, творческое рассказывание.

  • Содержание этнографических уголков должно соответствовать возрастным особенностям детей во всех дошкольных группах.
  • Принцип информированности обеспечивается разнообразной тематикой альбомов серии «Природа родного края» (растения, животный мир) в средней и старшей группах.
  • В группах среднего и старшего дошкольного возраста присутствует государственная символика Республики Калмыкии, карта Республики Калмыкии.
  • Широко представлены предметы декоративно-прикладного искусства: народные игрушки, сувениры во всех дошкольных группах.
  • Периодически происходит замена макета «Времена года в нашей степи»
  • Дидактические игры «В степи», «Алтн авдр», «Баира», «Животные и их детеныши», «Биологическое лото», «Геологическое лото» в старших дошкольных группах используются в учебной деятельности.
  • Информационный материал, пособия, иллюстрации, книги по следующим направлениям: «Культура Республики Калмыкии» (информация о писателях, поэтах, композиторах, художниках, артистах и спортсменах Республики Калмыкии); «История Республики Калмыкии» (информация о памятниках и памятных местах Лагани, о профессиях родителей, героизм народов в Великой отечественной войне).

Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с родным краем. Так как в детском саду работа с детьми осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, то в процесс знакомства с Республикой включены все педагоги, специалисты и родители.

Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Физическая культура» (элементы танцев) (например о целебном калмыцком чае, чигян и другие молочные продукты), «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое творчество», «Коммуникативно-личностное».


Дидактические игры, используемые на НОД и в повседневной жизни


Фрагменты подвижных и дидактических игр


Использование пальчиковых игр на НОД по родному языку.
Учитель Ботаева Л.А.

Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию раскрыты в образовательном проектах по формированию у детей духовно-нравственного отношения к культурному наследию «Цецн булг», «Подружись с Лаганью», «Фольклор для малышей».

Цель проектов :

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к истокам культуры народов.

Задачи проекта .

Создание условий для воспитания детей на традициях народной педагогики;

Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;

Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).

Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми: народные праздники, посещение музея, библиотеки, школы искусств, исполнение народных песен, игра на музыкальных инструментах, спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, сотрудничество с журналом «Байр», «Байрта», являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре калмыцкого народа, к овладению калмыцким языком и повышению интереса у детей к истории народа.

Совместно музыкальным руководителем и учителем калмыцкого языка ежегодно проводятся развлечения ко дню Рыбака, народным праздникам.



На празднике «Цаган Сар»


Девочки исполняют танец с хадаками


Игра «Собери пиалу»

На прогулке и в свободное от занятий время воспитатели разучивают с детьми подвижные игры, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности, наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Педагоги устраивают для воспитанников спортивные развлечения с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски, маля, шаха). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.

При организации познавательной, музыкальной, изобразительной, речевой и самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении в работе с детьми используются:открытки, фотографии, иллюстрации с изображением родного города, пейзажей степной природы, альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой город», «Животные Калмыкии», «Растения родного края», «Растения и животные Калмыкии» и др., пособие «», карточки-схемы «Правила поведения в лесу», «Потребности живых существ», серии картин, рассказывающие о жизни калмыцкого народа, о животных и растениях нашего края, гербарии растений края, художественные произведения, коллекции «Полезные ископаемые», дидактические игры: «Собери картинку», «Славный город Калмыкии», «Кто живёт в степи?», «Что было? Что стало?», «Ящик ощущений» и др., трафареты калмыцких орнаментов, животных, музыкальные инструменты (домбра, бубны, барабаны, шумелки, колокольчики,) и другое.

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки «Развитие познавательности и любознательности», «Как изготовить птичью столовую?», «Покормите птиц зимой», «Очевидное-невероятное», «Играя,изучаем природу», «Экологическое воспитание- воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, помощниками во время проведения Дней Здоровья.

Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.


Родители приняли активное участие в ярмарке сладостей


Мама Батырева Г.А. с дочерью Энкирой, занявшие 1 место в конкурсе «Кукла в национальной одежде»


На «Вкусной» ярмарке»

Во исполнение Указа Главы Республики Калмыкия «Об общественном совете по сохранению калмыцкого языка от 03.08.2012 года №103, в целях сохранения и развития, популяризации калмыцкого языка в образовательных организациях, привлечения носителей традиций и языка, родительской общественности к решению проблем современного состояния калмыцкого языка в ДОУ проводится ежегодная Акция « Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье » и движение « Төрскн келндән тусан күрг! » («Поддержи родной язык»). В каждой образовательной организации утвержден план мероприятий по организации и проведению Акции. В рамках Акции в МКДОУ ДС «Тополек» проведены открытие Акции с приглашением родителей, почетных гостей, тематические недели, конкурс дидактических игр, ярмарка национальных блюд, народные праздники и развлечения, воспитанники детского сада принимали участие в районных конкурсах: « Альвн харадас» (2 место), конкурс чтецов (2 место), « Билгтә йөрәлч» (1место и 2 место),«Теегин тууль» (1 место), «Джангрин ачнр» (2 место). По итогам Акции наш детский сад занял 1 место среди дошкольных учреждений района.


На открытии Акции.
Активная участница художественной самодеятельности Лаганского района Уляшаева П.С.


Дикаев Баир, воспитанник детского сада «Тополек», занявший 1 место в районном конкурсе «Билгтә йөрәлч!»


Годжаева Герел заняла 1 место. А помогали ей Мангутова Аня, Мочаева Дельгир


За инсценировку сказки «Заячья избушка» (на калмыцком языке) дети заняли 1 место в районном конкурсе «Теегин тууль»


Педагоги МКДОУ ДС «Тополек» принимали участие в районном конкурсе «Эрдмтә сурһмҗлач» и заняли 2 место.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top