Развивающие занятия для детей 0 3 месяца. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Размерная сетка базовых вещей от корпорации Disney

Развивающие занятия для детей 0 3 месяца. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Размерная сетка базовых вещей от корпорации Disney

Младенческие игры
Часть 1.

Традиции ухода за маленькими детьми создаются и меняются прямо на наших глазах. Еще десять-пятнадцать лет тому назад с ребенком начинали играть и заниматься, когда ему исполнялось хотя бы два-три года. А грудной младенец – что он, собственно, может понять? Да нужно ли с ним как-то специально играть? Теперь времена изменились, и педиатры и психологи в один голос советуют новоиспеченным родителям: играйте с малышом, занимайте его все то время, пока он не спит. Но легко ли это делать родителям, большинство из которых было лишено таких игр в нежном младенческом возрасте? Во что играть с младенцем до года – об этом мы и поговорим сегодня.

От 0 до 3 месяцев

Вам кажется, что новорожденный младенец абсолютно беспомощен и способен только есть да спать? На самом деле, это не так. У здорового новорожденного малыша есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании. Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем
Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.
Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети (например, моя старшая шестилетняя дочь с удовольствием вырезала своей новорожденной сестре картонные фигурки для первого мобиля).

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».
Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание
Старайтесь развивать тактильную чувствительность вашей крохи – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.
Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем. Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.
Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для крохи это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

Наконец-то наступила весна, и мы с Дашенькой каждый день выходим на улицу посмотреть, как распускаются почки. Девочка гладит их своими крошечными пальчиками и теребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем
Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в мамином животике. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте кроху к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать!). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.
Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые мелодии).
На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).
Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).
Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.
Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!
Инесса Смык

Гимнастика для новорожденных – что же это, как её грамотно проводить? Родителям надлежит знать основные упражнения для крохи, ведь чем раньше начать заниматься, тем гармоничнее будет развитие.

Польза и противопоказания

Плюсы. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни влияет не только на тело малыша, они подключают психику и способствуют её становлению. В организме всё взаимосвязано и маме нужно это понимать, чтобы обеспечить всестороннее развитие малышу.

Польза гимнастики для новорожденного ребенка:

  • развивает мышцы, улучшает двигательную координацию;
  • происходит стимуляция чувственного восприятия. При озвучивании действий включается в работу слух, речевые способности;
  • способствует ускорению начала ползания и самостоятельной ходьбы;
  • у новорожденных со временем появляется представление о своём теле;
  • упражнения, сделанные вовремя, дают эффект расслабления и помогают высвободить накопившуюся энергию.

Базовые движения может показать педиатр, если мама совсем не знает, как их выполнять. Для разных периодов имеются свои методы зарядки, подходящие для новорожденных.

Противопоказания. Не всегда гимнастика для новорожденных может быть безвредной, имеется ряд противопоказаний.

Когда стоит повременить:

  • порок сердца врождённый;
  • гемангиома новорожденных;
  • заболевания суставов;
  • внутричерепное давление повышено.

Разумеется, детям с противопоказаниями нужна нагрузка, но как правильно её распределять – лучше решать квалифицированному специалисту.

Как делать гимнастику новорожденному?

Родителям непременно хочется узнать, по каким принципам делать упражнения. Главное, чтобы проходило всё легко и без принуждений.

Гимнастика для новорожденных до месяца проводится очень осторожно. Запрещается трясти, хлопать или резко дергать малыша.

Уже с самого крошечного возраста гимнастика превращается в игру. Движения должны максимальным образом соответствовать естественным (как при ползании, при ходьбе), вовлекаются в работу группы мышц и суставы.

Основные правила:

  • если нет противопоказаний, целесообразно начинать гимнастику со 2-й недели;
  • поверхность подготавливают ровную и удобную. Идеально подойдёт стол для пеленания или в меру жёсткая кровать;
  • гимнастика и массаж для новорожденных становится частью распорядка дня, делать её следует ежедневно. В одно и то же время - желательно;
  • движения выполняются спокойно, без усилий, от конечностей (периферии) к центру;
  • при массаже спины, исключаются любые воздействия на позвоночный столб. Также следует избегать нажимов на область почек и сердца;
  • достаточно 3-5 повторений одного упражнения, общая продолжительность гимнастики – не дольше 10 минут;
  • проводить зарядку следует в проветренном, но тёплом помещении. Лучше заниматься, когда ребёнок голенький, без подгузников, летом можно на улице;
  • нагрузку нужно распределять между разными группами мышц, чтобы не возникало одностороннего развития;
  • перед зарядкой хорошо подойдёт разогревающий массаж, для подготовки к предстоящим упражнениям;
  • если малыш закапризничал и ему что-то не нравится, то зарядку лучше перенести на подходящее время.

Занятия натощак не рекомендуются, так же, как и сразу после еды, оптимально, когда ребёнок ещё сыт и пока не голоден. Если имеются заболевания и противопоказания, то нужно просто поглаживать малыша и чаще брать на руки, чтобы он чувствовал тепло и заботу.

Виды гимнастики и упражнения

Есть несколько основных вариантов гимнастических занятий. Классический вариант больше напоминает массаж, с дальнейшим подключением упражнений. Есть динамичный вариант, где задействовано большее количество групп мышц. Также, имеется эффективный комплекс зарядки на фитболе. Оптимальный вид упражнений родители могут подобрать сами, либо с помощью педиатра.

Динамичные виды гимнастики получили большое распространение, сейчас имеется масса направлений, отличающихся от всем привычной классики. Что выбирать – зависит только от родителей.

Основные принципы этого вида зарядки заключаются в активных движениях. Используются такие методы, как поднятие крохи за ручки, чтобы он повисел как обезьянка, раскачивание младенца за руки, поднятие ребёнка за ножки вверх, как бы заводя за голову. В этом виде тренировок используются различные раскачивания, поддержки, подъёмы. Важно при этом быть уверенными и чувствовать настроение ребёнка.

Гимнастика на фитболе для новорожденных. Гимнастика для новорожденных на мяче оказывает пользу, особенно покачивания и вибрация. Диаметр фитбола, оптимальный для грудничков – 75 см.

Базовые упражнения заключаются в покачиваниях малыша, лежащего на шаре, на животике. Можно просто делать покачивания, а затем добавлять пружинящие движения, держа младенца за ножки и надавливая на спинку. Можно покружить ребенка, держать за подмышки и поворачивая шар сначала в одну сторону, затем в другую.

Кроме этого, гимнастика новорожденного на фитболе благотворно сказывается на пищеварении, укрепляет мышцы и координацию.

Гимнастика новорожденных от 0 до 3 месяцев

Гимнастика для новорожденных 1 месяц. Что делать, когда ребёнок совсем крошечный, и как правильно воздействовать на детскую кожу, мышцы и крошечные суставы? Упражнения внедряют со 2-й недели, комплекс состоит из поглаживаний. Сначала гладить нужно от кистей рук к плечикам, от стоп к бёдрам, затем гладят спину младенца и живот. Традиционно рекомендуют рисовать пальцем восьмёрки на пятках и проводить простые сгибания-разгибания рук и ног.

Гимнастика для новорожденного 1 месяца жизни основывается на рефлексах. Полезно давать малышу хвататься за пальцы взрослого, это укрепит мышцы спины и рук. Позже ребенок начнёт поднимать головку.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца. В 1-2 месяца ребенок ещё не владеет в достаточной степени своим телом. Его движения по большей части рефлекторны, возникают в ответ на раздражитель. Нередко малыш сам пугается резко вздёрнутых ручек и просыпается при этом.

Основная задача гимнастики для новорожденного 2 месяца – упорядочить движения основанных на врождённых рефлексах.

Основные виды упражнений:

  • ползание. Ребёнка переворачивают на живот, сгибают ножки, чтобы колени смотрели по сторонам, и приставляют ладонь к ступням. Новорожденный отталкивается и движется вперёд;
  • бокс. Пока ребёнок на спине, мама может делать «боксирующие» движения руками крохи, главное не резко;
  • эмбриончик. Ребёнка кладут на спину, «группируют» его, ручки складываются крест-накрест, ножки поджимаются к животу. Голову наклонить по направлению к груди, при этом поддерживать;
  • шагание. Следует взять грудничка за подмышки, приподнять, наклонить корпус вперёд, малыш начнёт делать шаги рефлекторно. Шагание ускоряет процесс обучения ползанию и дальнейшей ходьбе.

Многие мамы используют мяч небольших размеров, чтобы ребёнок дотягивал до поверхности, где находится мяч. Крепко придерживая ребёнка, следует развернуть его животиком на мяч, руки оставить свисать, а колени развести в стороны. В такой позе мяч следует покачивать, это способствует нормализации тонуса мышц у новорожденных.

Гимнастика для новорожденных в 3 месяца имеет ряд особенностей. Здесь уже нужно стимулировать ребёнка двигаться самостоятельно.

Упражнение для конечностей:

  • ручки сводятся и разводятся на груди;
  • проводятся сгибания-разгибания ножек, делаются полукруги ногами;
  • упражнение «бабочка» полезно малышу: оба колена разводятся в стороны, ноги при этом согнуты;
  • из лежачего состояния приподнимать младенца за руки.
  • «Самолётик». Грудничка кладут на живот, держат ноги, а поднимают ладонью, держа за живот. Несколько секунд фиксируют ребёнка в воздухе так, чтобы ноги были слегка выше головы.
  • Присаживание. Осуществляется аккуратно, за ручки ребёнка из лежачего положения поднимают вверх, а затем тихонько кладут на бочок, чтобы не ударить затылком.
  • Движения не должны быть резкими, чтобы не навредить маленькому организму. Всё делается легко и аккуратно, если имеются сомнения, то нужно обратиться за советом к педиатру. Все элементы занятия и число повторов проговариваются вслух, так происходит не только физическое развитие у новорожденных, но и стимулируются его психические функции.

    Начинать гимнастику для новорожденных в домашних условиях необходимо с небольших нагрузок, постепенно добавляя новые действия и увеличивая количество повторений.

    У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.

    Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

    Наблюдаем

    Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

    «Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

    Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.

    Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.

    Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

    «Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

    «Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».

    Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

    Развиваем осязание

    Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

    Очень любят малыши и самодельные погремушки . Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

    Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

    Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

    А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

    Слушаем

    Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

    На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

    Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

    Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

    Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

    Инесса Смык

    Детей одна задача - хорошо питаться и расти. Именно кормления и стоит взять за основу режима дня. Детям, находящимся на грудном вскармливании, несколько сложнее. Мама не может точно знать, сколько молока было выпито малышом и когда он захочет есть в следующий раз. Поэтому часто мамы практикуют кормление «по требованию», но в этом случае установить режим достаточно сложно. Однако можно попробовать вести дневник кормлений, взвешивая ребенка всякий раз до и после того, как он был приложен к груди. С помощью электронных весов получится узнать, сколько молока было выпито. Соотнеся эти данные, мама поймет, когда малыш пьет больше, когда меньше. И научится высчитывать временные промежутки между сном и едой. Это и положит начало составлению режима дня.

    Детям, находящимся на искусственном вскармливании, ввести режим проще. По количеству смеси, оставшейся в бутылочке, сразу видно, наелся малыш или нет. И через какое время он опять захочет перекусить. Хотя некоторые педиатры рекомендуют придерживаться графика кормлений, соблюдая определенные промежутки. А между ними допаивать малыша водой. Что делать в каждом конкретном случае, можно выяснить только опытным путем. Не стоит слепо следовать советам врачей, тем более, их мнения часто бывают противоположными. Важно наблюдать за поведением ребенка и прислушиваться к собственным ощущениям. Только тогда можно выстроить наиболее комфортный для мамы и режим.

    Режим дня - что входит кроме сна и кормления

    Кроме сна и кормления в режим дня новорожденного нужно добавить ежевечерние купания, массаж, упражнения на устранение колик, прогулку. Примерный день мамы и младенца первого месяца жизни выглядит так:

    07-00 - подъем и кормление малыша;
    07-20 - умывание ребенка, смена подгузника, проведение гигиенических процедур - смазывание кожи кремом или использование присыпки;
    08-40 - кормление;
    09-00 - сон;
    11-00 - кормление;
    11-20 - гигиенические процедуры, смена подгузника;
    11-30 - прогулка;
    13-00 - возвращение домой, кормление, сон;
    15-00 - кормление;
    15-20 - гимнастика на устранение колик;
    15-30 - гигиенические процедуры;
    15-40 - прогулка;
    17-00 - возвращение домой, кормление, сон;
    19-00 - кормление;
    20-00 - массаж;
    20-30 - купание, гигиенические процедуры;
    22-00 - сон;
    00-00 - кормление;
    00-20 - сон;
    04-00 - кормление;
    04-20 - сон.

    Конечно, малыш будет вносить свои коррективы в этот график. Но примерный режим дня понятен, и можно постараться подстроиться под него. По мере взросления количество часов сна в день будет сокращаться, как и количество кормлений с последовательным увеличением порций. К трем месяцам малыш спит чаще всего два-три раза в день, реже ест и больше времени бодрствует. Он начинает узнавать родителей, улыбаться, произносить первые звуки. Для мамы начинается самое интересное время, она видит реакцию малыша на собственные действия, учится находить контакт с ребенком и с каждым днем любит и понимает его все больше.

    Массаж и гимнастика

    Младенческий возраст — не помеха для начала занятий массажем и гимнастикой. Массаж — это пассивная гимнастика, система дозированных механических воздействий на мускулы и мышцы. Во время массажа мышцы приводятся в такое состояние, как если бы они хорошо поработали. Так, массаж мышц живота активизирует деятельность его гладкой мускулатуры, то есть перистальтику кишечника.

    Желательно, чтобы занятия проводились в одно и то же время. «Время» в данном случае — не какой-то определенный час, но определенная последовательность действий. Малышу для комфорта необходима предсказуемость событий, когда он знает, когда и что ожидать. Следовательно, вы можете заниматься перед купанием, после дневного сна, перед прогулкой — тогда, когда это удобно и вам, и ребенку. Гимнастикой и массажем нельзя заниматься сразу после еды, купания или ночного сна. Важно, чтобы малыш был настроен на занятия. Если он устал, голоден или просто не в настроении, отложите занятие.

    Проводить массаж и гимнастику лучше всего в проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 25 °С. Положите на любую твердую поверхность байковое одеяло, а поверх него — клеенку и простынку Первые сеансы массажа должны продолжаться не дольше 2 минут. Постепенно продолжительность массажа можно довести до 10 минут в день, а к 1 году — до 15 минут.

    Ни в коем случае нельзя делать массаж, если:

    — ребенок болен;

    — у малыша температура выше 37,5 °С;

    — у ребенка диатезная сыпь, гнойничковые или воспалительные заболевания кожи;

    — поставлен диагноз «порок сердца».

    Массаж можно делать через день, а гимнастические упражнения нужно выполнять ежедневно. Все свои действия желательно сопровождать словесными объяснениями — называть те части тела, к которым вы прикасаетесь, придумывать веселые песенки и стишки для определенных движений. Очень важно не забывать хвалить малыша во время занятий — это побудит его выполнять все, о чем вы его просите. Занимаясь со своим ребенком массажем и гимнастикой, вы заметите, как он и сам стремится повторить то, что вы только что проделывали с ним, радуется «игре», которую вы ему предложили.

    Развитие мелкой моторики ребенка во многом зависит от хорошего развития мышц рук и гибкости пальцев.

    Массаж рук для детей от рождения до 1,5 месяцев

    — Возьмите малыша за правую руку, нежно погладьте ее по направлению от запястья к предплечью и плечу, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Мышцы-сгибатели в этом возрасте еще сильно напряжены, поэтому не пытайтесь разгибать руку насильно, чтобы не причинить малышу боль. Повторите те же движения с левой рукой ребенка.

    — Возьмите кулачок ребенка в свою руку и раскройте его. Распрямите пальчики, погладьте каждый из них по боковым сторонам, от ладошки к кончикам, легонько нажмите на каждый ноготок, слегка помассируйте подушечки пальцев.

    Массаж и упражнения для рук для детей от 1,5 до 3 месяцев

    Малышу исполнилось всего лишь полтора месяца, а он так заметно изменился: мышцы-сгибатели уже меньше напряжены, появились новые движения и навыки.

    — Положите ребенка на спинку и сделайте массаж рук так же, как делали раньше, с той лишь разницей, что ваши «невесомые», поглаживающие движения должны стать более ощутимыми.

    — Возьмите руку малыша, обхватите запястье большим и указательным пальцами и растирайте в том же направлении, как при поглаживании, то есть вверх по руке.

    — Возьмите в свои руки кисти ребенка и легонько потрясите их, затем разведите его ручки в стороны и подвигайте ими так, как будто птица машет крыльями. Это упражнение хорошо расслабляет мышцы рук малыша.

    — Вложите в ручки ребенка свои большие пальцы — он тут же рефлекторно сожмет кулачки. Остальными пальцами обхватите его пальчики и вытяните (поднимите) его правую руку вверх, а левую опустите вниз, после чего поменяйте их положение. Повторите упражнение 3-4 раза.

    — Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на его груди и опять разведите в стороны. Повторите упражнение 3-4 раза.

    — Одной рукой возьмите руку ребенка, вложив свой большой палец ему в кулачок. Отведите руку в сторону, положите ее на стол, прижав другой рукой плечо ребенка к столу. Сгибайте и разгибайте руку в локте 3-4 раза. Повторите это упражнение с другой рукой.

    — Возьмите руку малыша за предплечье и легко поверните ладошку сначала влево, затем вправо, после чего разогните и согните руку в лучезапястном суставе. Проделайте это упражнение с другой рукой.

    Интерес к окружающему миру

    С рождения малыш попадает в предметный мир. Чтобы войти в этот мир, надо научиться познавать его, правильно воспринимать, действовать с предметами. Познавательная деятельность младенца начинается примерно с 2 месяцев, когда он сосредоточивает взгляд на объекте внимания и делает пока еще беспорядочные движения ручками.

    В возрасте до 3 месяцев развиваются такие важные способности, как зрительное слежение и рассматривание, слуховое внимание, кожная чувствительность. Не секрет, что большими знаниями обладают люди любознательные. Поэтому первое, что мы должны делать, как только у нас родился ребенок, — всемерно стимулировать его активность, не только физическую, но и познавательную. Новорожденному интересно все, но в первую очередь — те, кто его окружает.

    — Вспомните, с каким удовольствием вы делали в детстве разные гримасы. Состройте ребенку смешную рожицу и посмотрите на него, улыбаясь. Он может просто улыбнуться в ответ или попробует скопировать вашу гримасу. Высуньте язык, поднимите брови, наморщите нос — словом, поиграйте со своим лицом. Ребенок будет смотреть не отрываясь. Отодвиньтесь на минутку так, чтобы малыш не видел ваше лицо. Если игра его не утомила, вы увидите, как он начнет искать вас. Тогда продолжите игру до тех пор, пока ему не надоест.

    — Младенцам очень нравится, когда тело и ручки гладят какой-нибудь мягкой игрушкой. Еще лучше, если эта игрушка издает какие-нибудь звуки. Это может быть мягкая собачка, которая гавкает, если нажать ей на животик, или зайчик, пищащий при сдавливании. Возможно, это кукла, умеющая говорить: «Мама!» Погладьте и пощекочите ребенка игрушкой, а потом спрячьте ее себе за спину. Если ребенок начнет беспокоиться и искать игрушку, продолжите игру.

    — Дети довольно быстро начинают изучать свои руки: подносят ладошки поближе к лицу и шевелят пальчиками. Можно помочь ребенку — поиграть с его руками. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая что-нибудь нежное и ласковое. Потом отпустите ручки и слегка отвернитесь, поглядывая на ребенка время от времени, так, чтобы он это замечал. Если он постарается снова привлечь ваше внимание — продолжите игру.

    Наблюдательность — еще одно необходимое качество, которое нужно развивать с самого нежного возраста. Ребенок приобретает знания об окружающем мире, наблюдая за всем происходящим вокруг. Чтобы развивать врожденную склонность к наблюдению, нужно сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его внимание. Ребенок в этом плане мало отличается от нас: сев в поезд, мы с интересом начинаем смотреть в окно, но если пейзаж однообразен и скучен, внимание наше быстро переключается на что-либо более интересное. Если же ничего интересного нет, мы, скорее всего, предпочтем проспать всю дорогу.

    До 3 месяцев малыш больше всего времени проводит в своей кроватке. Как сделать его мир интересным? Лучшее средство для этого — подвесной мобиль.

    — Мобиль можно подвесить на шнуре (особенно удобно это получается на кроватке с пологом) или закрепить на кронштейне. Мобиль необязательно покупать, его можно сделать из обычной вешалки, подвесив к ней игрушки, шарики или ленточки. Висеть он должен так, чтобы ребенок мог рассматривать предметы, но не дотягивался бы до них.

    — Обязательно ходите с малышом по квартире, кладите его на диван, на кресло, на пол. Таким образом вы меняете поле зрения ребенка, а значит, тренируете его координацию в пространстве и чувство равновесия, даете возможность составить свои впечатления о доме.

    — Такая, казалось бы, простая игрушка, как погремушка, способствует развитию слуха, внимания, координации движений. К 3 месяцам (а нередко даже раньше) ребенок уже поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук. Младенец хорошо реагирует на звуки на расстоянии не более полутора метров. Возьмите яркую погремушку и потрясите ее справа от малыша. Он повернет головку в сторону, откуда доносится звук. Похвалите умницу. Погремите игрушкой слева. Малыш с интересом устремит взгляд в эту сторону. Привлеките погремушкой внимание к себе.

    — Дайте ребенку потрогать погремушку. Поверхность игрушки должна быть гладкой. Погремушка должна быть яркой, удобной для захвата, безопасной и приятно звучащей. Помните, что слишком громкие звуки могут напугать ребенка.

    — Позвените около малыша колокольчиком так, чтобы звук раздавался справа, слева, сверху, сзади и т. п.

    — Привяжите воздушный шарик к ручке малыша ленточкой так, чтобы ребенок мог наблюдать за его движением и, следовательно, координировать движения своих глаз и рук. Только будьте внимательны и осторожны, чтобы шарик не лопнул и не напугал малыша.

    Полезны и приятны малышу будут и другие упражнения.

    А ну-ка подтянись!

    Здоровые новорожденные до 2 месяцев обладают хватательным рефлексом, который можно использовать для игры и физической тренировки малыша.

    Вставьте в ручки ребенка свои указательные пальцы и слегка поднимите руки. Малыш потянется за вашими руками и слегка приподнимется. Через 1-2 секунды опустите малыша, чтобы он отдохнул, потом опять приподнимите.

    Теперь вставьте в сжатые кулачки ребенка свои большие пальцы. Осторожно тяните его к себе до тех пор, пока малыш не «сядет».

    Помогите малышу ухватиться за деревянную палочку, пластмассовое или деревянное колечко и осторожно приподнимите.

    Как только ручки ребенка начинают слабеть, нужно осторожно положить его. Месяцам к двум он уже сможет приподниматься, держась за ваши пальцы.

    Игра развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы, улучшает координацию.

    Наши маленькие ручки

    Осторожно, нежно погладьте правую ручку малыша по направлению от запястья к плечику, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Повторите те же действия с левой ручкой.

    Взяв кулачок ребенка в свою руку, раскройте его, погладьте ладошку, распрямите пальчики. Погладьте каждый пальчик, начиная от основания, а в заключение массажа слегка нажмите на ноготок.

    Игра необходима для физического развития, закаливания, укрепления эмоциональной связи мамы и ребенка.

    Наши пальчики

    Спойте потешку, перебирая детские пальчики:

    Сорока-белобока Кашу варила,

    Деток кормила.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    — Ты воды не носил,

    Дров не рубил,

    Каши не варил —

    Ничего тебе не дам!

    Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.

    Игра развивает мелкую моторику, слух, память.




    Самое обсуждаемое
    Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
    Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
    Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


    top