Ольга хухлаева - терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. Ольга хухлаеватерапевтические сказки в коррекционной работе с детьми Сказка как средство коррекционной работы с детьми

Ольга хухлаева - терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. Ольга хухлаеватерапевтические сказки в коррекционной работе с детьми Сказка как средство коррекционной работы с детьми

Эльмира Наринян
Из опыта работы «Использование сказкотерапии в коррекции личностных проблем дошкольников»

Тема работы мной выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем у детей дошкольного возраста : агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость, тревожность, нерешительность.

Статистика исследований в данной области показывает, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности , мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, анкетирования педагогов, родителей показал необходимость проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы .

Когнитивная (познавательная) функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания : в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.

Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии. Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу , маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.

Введение нового образовательного стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию : важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Проблема эмоционально- личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности . Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, агрессией, обидой, страхом.

Известно, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка . Эмоции воздействуют на все психические процессы : восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру , открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности . Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Все вышесказанное объясняет актуальность использования сказкотерапии в работе с дошкольниками . Актуальность сказкотерапии состоит и в том , что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей : нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов , сказок , посвященных духовно-нравственной проблеме .

На сегодняшний день существуют такие проблемы , как :

жестокие сказки , несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам , в основном – это чтение, рассказывание , в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;

занятость родителей и развитие массового телевидения - ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки , позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказка , ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и , в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника .

Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы , развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии .

Моя работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по настоящее время.

Начальный этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик. На первом этапе необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы , имеющиеся у детей, родителей, составить план работы , подобрать диагностический материал. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста . Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации программы для решения обозначенной психолого - педагогической проблемы .

Диапазон опыта представлен комплексной системой работы психолога с детьми , педагогами. родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок и игр на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками , на совместных групповых и индивидуальных консультациях с родителями и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.

В процессе работы над темой я рассматривала понятия : эмоции, воля, эмоционально -волевая сфера, возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка .

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека.

В возрасте от 3 до 7 лет доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов , в первую очередь психологических.

Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника , в том числе и психического развития. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций , как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Самым важным личностным механизмом , формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста . Одной из линий развития самосознания является осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами : «я рад» , «я огорчен» , «я сердит» .

У ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему понять, что эти проблемы не только у него есть, с другой стороны, посредством сказочных образов предлагается выход из ситуации.

Сказкотерапия , как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми : ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность , отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии , можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании различных методов и приемов и в использовании метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития и коррекции эмоционально – личностной сферы .

Целью моей работы является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через использование метода сказкотерапии . Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи :

Определить и изучить состояние эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста .

Подобрать и адаптировать программу по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста .

Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста .

Содействовать формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.

Коррекционно- развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии организована в трех направлениях : с детьми, педагогами и родителями.

Этапы

1. Констатирующий этап

Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях :

характеристика родителями состояния своих детей

преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявляются поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.

В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной были выбраны следующие параметры :- общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка были выявлены дети, нуждающиеся в коррекции поведенческих нарушений.

Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, позволяющий определить общий уровень тревожности ребенка (Приложение 1) ;

рисуночная методика «Кактус» -для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности –(Приложение 2) ;

- . (Приложение 3) .

Формирующий этап

В задачи формирующего этапа входит составление коррекционно -развивающей программы, направленной на знакомство детей с эмоциями, снижение нарушений в эмоционально-волевой сфере, а именно : на снижение агрессивных проявлений, раздражительности и тревожности.

На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа , направленная на эмоционально - волевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это комплекс занятий по тематическому плану (Приложение 4) .

Сказкотерапевтические занятия мной используются в качестве подгрупповой работы 1 раз в неделю по 2о-30 минут и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению, с детьми «группы риска» . Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы , для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников .

Основная цель : развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста . В процессе работы решаются следующие задачи :

Познакомить детей с эмоциями : радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;

научить детей : различать эмоции по схематическим изображениям;

Передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

Переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе ;

Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

Выстраивая коррекционную работу с детьми , мной составлен цикл коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей, с использованием программы Т . Грабенко, Т. Зинкевич-Евстпигнеева, Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас» - программа эмоционально - волевого развития для детей и подростков. (Приложение 4) .

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия из цикла “Погружение в сказку” :

Этап Назначение Содержание этапа

1. Ритуал “входа в сказку ” Создать настрой на совместную работу . Войти в сказку . Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки, в круге все смотрят на свечу или передают друг другу мячик.

2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы они для себя сделали, какой опыт приобрели , чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней , пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

3. Расширение Расширить представление ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку . Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать , помочь какому-либо существу из сказки и др .

4. Закрепление Приобретение нового опыта , проявление новых качеств личности ребенка . Ведущий проводит игры, позволяющие приобрести новый опыт , совершаются символические путешествия, превращения и др.

5. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью . Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт , что приобрели сегодня.

6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт , связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта , проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт .

7. Ритуал выхода из сказки . Закрепить новый опыт , подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Иногда возможно повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением. Ведущий говорит : “Мы берем с собой самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились”. Ребята протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают к груди.

При поведении занятий желательно руководствоваться следующими

правилами :

для занятий должно быть достаточно много места. На полу необходим, так как на занятии дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления : сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс “слушания себя” очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу;

в процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается, просто молча “послушать себя”;

вхождение в сказку ” является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, “наполнения суперэнергией”. Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужно преодоление определенного барьера, препятствия. ;

для “выхода” из сказки особые приемы не требуются;

текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свои особенности . Тексты можно пересказывать , но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу;

сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Их можно лишь условно поделить на простые и сложные;

все атрибуты сказок , любую наглядность, музыку можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять;

необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими. И неважно как это выглядит со стороны. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

занятия включают : игры : подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, тематическое рисование. Все дети активно, с удовольствием участвуют в занятии, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Работа с родителями детей помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :

Актуализация проблемы на первичных консультациях;

Индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;

Выступление с презентацией на родительском собрании на тему «»

Памятки для родителей.

Завершающий этап

По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально - волевого развития детей.

Результативность опыта .

В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей :

эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,

преобладают положительные эмоции;

появляется постоянная дружба со сверстниками;

развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.

Родители :

стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;

повысилась психолого-педагогическая культура.

Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой (Приложение №2) . На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики отмечено, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, долго не могут приступить к выполнению предложенного задания, только после одобрения, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.

Так, по результатам первичной диагностики графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы :

Для диагностики тревожности детей используется «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена (Приложение) .

2012-2013 2013-2014 2014-2015

Уровень тревожности первич-ная итого-вая первич-ная итого-вая первичная Ожидае

мые рез-ты

высокий 12/75%

10/63% 12/75% 6/38% 7/43% 4/25%

средний 3/19%

5/31% 2/12.5% 8/50% 6/38% 4/25%

низкий 1/6%

1/6% 2/12.5% 2/12% 3/19% 8/50%

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер , когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Проявляли вредные привычки невротического характера - грызли ногти, качали ногой и др. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности - потели ладони рук.

Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мной использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) путем опроса родителей (Прилож.) .

2012-2013 2013-2014 2014-2015

Уровень тревож-ности первич итогов. первич. итогов. первич. Ожидае-мые резуль-таты

высокий 10/63% 9/56% 9/56% 5/31% 6/38% 2/12%

средний 4/25% 5/31% 5/31% 7/43% 6/38% 10/63%

низкий 2/13% 2/13% 2/13% 4/25% 4/25% 4/25%

Данное исследование позволило сделать вывод о том, что половина детей испытывает высокий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. По результатам динамического анкетирования родители отметили, что ребенок стал значительно спокойнее, увереннее, активнее, сон спокойный.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода сказкотерапии для эмоционально - волевого развития детей старшего дошкольного возраста .

Библиографический список.

1. Вологодина Н. В. Сказкотерапия , или Как стать победителем. -Ростов н/Д.:Феникс,2006.

2. Грабенко Т. Д. Сказки для маленьких и больших. Статья. Педиатрия для родителей. СПб.: №1, 2008. 100/5

3. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки ! " / Татьяна Доронова // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет .: Пособие для практических работников детских садов ?/Автор – составитель И. А. Пазухина – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2008.

5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт» , 2000.

6. Ивлева И. А., Млодик И. Ю., Сафуанова О. В. Консультирование родителей в детском саду.

7. Прихожан, А. М. Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст [Текст] /А. М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с. – ISBN 978-5-469-01499-7

8. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений . ИД «Генезис» , 2009.

9. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.

10. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем . -СПб.: Речь, 2010.

11. Тренинг по сказкотерапии . Сборник программ по сказкотерапии под радакцией Т . Д. Зинкевич -Евстигнеевой. -Спб.: Речь, 2007.

12. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет . Психологические игры, упражнения, сказки . - М.: Генезис, 2003.

Игры на развитие эмоционально - волевой сферы в повседневной деятельности детей. http://wwwb17.ru/acquaintance-with-the-emotions/ .

Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург, (электронный ресурс) .-режим доступа : http:// www.cka3ka-miks.com/ - март, 2011.

Сказкотерапия для ребенка . http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/ - апрель 2013.

Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности (из опыта работы). «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребѐнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари. Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Задачи применения сказкотерапии: - развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок); - выявить и поддержать творческие способности; - снизить уровень тревожности и агрессивности; - развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времѐн. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребѐнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказкотерапия это – - процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нѐм; - процесс переноса сказочных символов в реальность; - созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. - процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; - терапия средой, особой сказочной обстановкой; Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всѐ это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приѐмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжѐлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование предложения; слоговой структуры совершенствование слова; связных уточнение высказываний структуры (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности: Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приѐмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре. Следует отметить особенности выбора сказки: * используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. * сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; * возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком; В атмосфере открытыми к сказки восприятию дети раскрепощаются, действительности, становятся проявляют более большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, еѐ сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счѐт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия: -наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары); -практические педагогического материалы, процесса при разработанные использовании для обеспечения метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ; -консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки); Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются: -диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки; -взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки; -насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки; Основные этапы применения сказкотерапии. - Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тѐплую задушевную атмосферу в доме. - Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии. - Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок. Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов: - Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица - Групповое рассказывание сказок - Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения - Групповое придумывание сказки При использовании сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребѐнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретѐнным опытои и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Сказки имеют запахи. Это проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую ―палитру‖ запахов. Рассказывая сказку, мы подбираем по возможности каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов (душистый горох, гвоздика, цедра лимона и т.д.). На основе сказки можно играть. Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником. Узнавание почувствовать детьми стиль иллюстраций. автора, развивает Это дает возможность эстетическую память. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных. В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает. Игры-беседы детей с персонажами сказок. Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания. Игры-драматизации. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Сказкотерапия тесно связана с игротерапией. Применяя сказкотерапию, можно одновременно использовать игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия. Это может способствовать активизации познавательных способностей детей. Например, игра: «Домики для друзей - зверюшек» (по сказке «Теремок»). Для детей озвучивается цель: нужно построить новые домики для зверюшек, кто жил в теремке; с помощью конструирования, развивается сенсомоторная координация и логическое мышление (для медведя – большой домик, для мышки – меньше). По сказке «Заюшкина избушка» с целью развития общих речевых навыков, а именно силы голоса, можно провести игру: «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу». Ребята, таким образом, учатся повышать и понижать силу голоса. С целью развития слухового внимания проводятся следующие игры: «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). С целью развития лексико-грамматических категорий (например, употребление существительных в родительном падеже, понимание и правильное употребление предлогов, образование уменьшительно- ласкательных суффиксов) можно провести игру: « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. С целью развития памяти, внимания и воображения ребятам предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок можно использовать картинки с изображением героев сказок. Развитие связной речи происходит путем договаривания отдельных слов в известной сказочной фразе; произнесения отдельных фраз сказочных героев; рассказывания сказки, а также выполнения некоторых упражнений («Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на: - сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки), - снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики); - формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику). Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учѐта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: - осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания; -формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения; -развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; - активизировать и обогащать словарный запас детей; - развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; - развивать интонационную выразительность и силу голоса; - развивать мелкую моторику рук; - укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое. Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения со­знания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотера­пии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ре­бенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе куль­туру, мировоззрение своего народа.

Сказки Тихого Дона близки нам, так как многие годы мы используем в работе региональный компонент, но мера использования этих сказок была разной. На ка­ком-то отрезке времени это было, в основном, чтение, рассказывание, и далеко не в полной мере они использовались нами для развития у детей воображения, рече­вого творчества и воспитания добрых чувств.

Ведь не секрет, что доброта стала наиболее дефицит­ным явлением среди людей, в том числе и детей. А ведь только доброта, по мнению многих выдающихся педагогов, есть корень всех благородных качеств. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, «... добрый че­ловек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, забот­ливым, храбрым, самоотверженным...»

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близ­кими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Судьба героини донской сказки «Доброе сердце до­роже красоты» Груня трогает души детей своей добро­той. Еще маленькой упала Грунюшка с крыльца, удари­лась спиной о ступеньку, и с тех пор появился у нее горбик. Зато сердце у Груни было - сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Каждого путника на­кормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку лепешек положит: пригодятся в дороге!



Когда мы заметили, что дети в свободной деятельности неоднократно пытаются «играть» эту сказку, мы пред­ложили им свою помощь и родился сценарий, куда вош­ло содержание не только этой сказки, но и все, что к этому времени они узнали о жизни и быте донских ка­заков. Гостеприимство, умение приветить, напоить и накормить путника, свойственное казачке, они пытались изобразить, исполняя роль полюбившейся им Грунюшки. А «путник» непременно приезжал на коне, как в сказке «Игнатка», привязывал, гладил коня, приговари­вая; «Казаку конь - себя дороже», «Без коня казак - кругом сирота», «Казак сам не поест, а коня накормит». Демонстрируя перед всеми свою любовь к коню, кор­мил его, а затем сам принимал угощение и дарил Грунюшке тряпишную куклу.

По предложению ребят включили в сказку и такую сцену, когда всем миром провожали казака на войну со словами: «Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе - от сердца девицы перешла, от доброты ее». Грунюшка подавала казаку сумку с продуктами, и все желали воину вер­нуться домой живым и здоровым.

Не было в нашем сценарии только Улиты - краса­вицы из этой сказки. Хоть и написано в ней: «...ищи такую красоту по всему свету - не сыщешь!», сыграть ее никто из девочек не хотел, так как было, по сказке, одно лихо у нее - сердце злое, лютое.

А вот добрых героев вспоминали и включали в по­становку и из других сказок. Например, из сказки «Кудла», которая рассказывает об уважении к старшим: «Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит, поможет. Несет старичок связку дров - шагу лишнего не даст ступить: возьмет дрова и сама отнесет, куда надо».

Дети, как профессиональные режиссеры, находили, как связать и куда вставить эти сцены, запомнившиеся из разных сказок Тихого Дока. Так, провожая казака на войну, в последний момент казачка вдела в его ухо серь­гу. Тем самым вспомнили сказку «Петрусь», где описан казачий обычай носить такую серьгу единственному или самому младшему сыну в семье, это был знак для коман­дира Донского войска. И он, как мог, берёг единственно­го сына для родителей, для продолжения рода.

Такой нетрадиционный подход к сказке дает возмож­ность воспитателю и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея - все можно улучшить, изменить во благо - должна стать творческим деви­зом для ребенка. Такова наша главная установка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищен­ность. Во время работы над сказкой, дети обогатили свой словарь, шла работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяли словарный запас, помогали верно строить диалоги, влияли на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно сделать речь детей эмоцио­нальной, образной, красивой. И этому, как ничто другое, способствует работа над постановкой сказок. Драмати­зация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интона­ции, выразительности. И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложе­ний станет намного интересней для детей, если исполь­зовать для этого словесный материал из сказок и об­лечь занятие в игру «От каждого по словечку».

Итак, подводя итог вышесказанному, отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Г. Г. Чебанян, А. Р. Красикова

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми младшего возраста.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого, забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь.Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода.

По мнению Ш.А.Амонашвили, например «…добрый человек не может не проявлять щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным».

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю

и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея- все можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребенка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтичеким и развивающим средством.

Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Изучая сказку «Репка», конечно, мы говорим о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!

Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями.

Основная часть

Сказка же – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию».

«Целью сказки, - писал П.М.Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

В своей работе я использую сказочную тематику. Дж.Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами – новаторами.

Приведу примеры приемов, которые я использую на практике.

1. Моделирование сказочного сюжета.

Опорное моделирование – довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают наглядно представить какой – либо объект, но и модифицировать(видоизменять) его, экспериментировать с ним.

1 вариант «Символизация»

Рассказывая сказку, стараюсь сопровождать повествование условными картинками – символами.

2 вариант « Карты Проппа»

Замечательный фольклорист. В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Основных, главных функций Пропп выделил 20.Они используются в работе с детьми при составлении сказок.

Целесообразность карт состоит в том, что они стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.

«Подготовительные игры»

а) «Чудеса в решете». Дети выявляют происходящие в сказках

различные чудеса: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

б) «Заветные слова». Ребята осуществляют попытку вычленить

самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть

как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова,

несущие основную смысловую нагрузку.

в) «Что в дороге пригодится?»

(скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, аленький

цветочек, меч – кладенец)

г) «Волшебные имена». Как имена повлияли на характер

персонажа, в чем это отражается?

д) «Что общего». Предполагает сравнительный анализ

различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и

отличия между ними. Например, чем похожи сказки

«Теремок» и «Варежка».

ж) «Хороший – плохой».В процессе этой игры осуществляют

попытку выявить позитивные и негативные черты характера

героев, оценить их деятельность.

з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом

два предложения, содержащие прямо противоположные

В своей работе я использую сочинение сказок.

Сказки наизнанку

Прием инверсии достаточно распространен в литературе.

1. «Свойства наоборот».

Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства.

2. « Все наоборот»

3. «Задом наперед». То есть, рассказывание сказки не сначала, а с конца.

4. « ИЗ собственного опыта»

Сказки в заданном ключе

1. «Введение в названные сказки нового объекта».Например, «Колобок и воздушный шарик».

2. « Я - герой сказки»

3. «Смена места действия»

4. «Открытые сюжеты»

5. «Изменение сказочной развязки»

6. «Перевирание сказки»

7. «Анализ ситуаций и ресурсов»

8. «Фантастический анализ сказочных персонажей»

9. «Эмпатийное повествование»

10.«Ролевые диалоги»

11. «Цветные сказки»

Беседы с персонажами сказок

Игра – беседа становится особенно острой и интересной, если положительный герой выглядит непривлекательно, а отрицательный будет иметь нарядный вид.

Салат из сказок

1. «Объединение» «Красная шапочка» и «Мальчик- с- пальчик»

2. «Опорные слова»

Цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора.

3. «Добавление»

Фея, мачеха, горошина, принц, туфелька, тыква.

4. «Сказочный треугольник»

1 группа рисует доброго героя.

2 группа рисует сказочного персонажа.

3 группа рисует какой – либо пейзаж (лесной, городской)

5. «Сказочная путаница»

Надо разговаривать с ребенком, рассказывать, сочинять, писать, произносить вслух интересные слова, спрашивать ребенка о том, что он слышит в том или ином слове. Долго и каждодневно.

Ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинить.

В мире много сказок,

грустных и смешных,

И прожить на свете нам

нельзя без них.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные элементы, воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к сказкам, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирую умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть необычное в обычном.

Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки воспитывают детей.

«Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!»

Мир персонажей необычно разнообразен. Центральное место в сказке занимают положительные герои, персонажи первого ряда – герои – богатыри или «иронические удачники» (Иванушка – дурачок, Емеля – дурачок), наделяемые силой, мужеством, смелостью, упорством, в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью.

Во втором ряду располагаются помощники героя, без которых не обходится ни одна сказка. Это могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы (волшебный ключик, шапка – невидимка, дубинка).

В третьем ряду находятся противники героя – коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (змей, кощей Бессмертный, царские зятья).

Задача воспитания: помочь каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, заложенные в сказке, научить его сопереживать сказочным героям. Волшебные образы, рожденные сказкой, способствуют формированию у детей лучших качеств характера, прививают любовь к чтению и литературе. Сказка считается всегда милой и родной. Сказка родилась с человеком и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

В своей воспитательной работе я использую следующие игры:

1. «Сказочное лото»

2. «Решение сказочных задач»

Задача «Царь – девица»

Василий – царевич ухватился за куст и выдернул его с корнем. Под тем кустом меч – кладенец, боевая палица и вся богатырская сбруя: узда в три пуда, седло в 25 пудов, боевая палица в 150 пудов. Сколько килограммов весит вся богатырская сбруя?

Задача «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

Выезжает чудо – юдо двенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем – пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду – юду 3 головы.

Сколько голов осталось у чуда - юда? Во сколько раз у чуда – юда осталось больше голов, чем срубил Иван?

Конкурс «Доска объявлений»

1.Нужен золотой инкубатор для золотых яиц.

2.Куплю кольчугу трехворотниковую последнего размера.

3.Утеряна вставная челюсть, нашедшего прошу срочно вернуть. Озолочу!

«Сказочный словарь»

Придумайте новое небывалое слово и по возможности забавно объясните его, нарисуйте то, что обозначает это слово.

Задание феи:

Цветик – семицветик

Меч – кладенец

Ковер – самолет

Сапоги – скороходы

Одолень – трава

Палочка – выручалочка

Шапка – невидимка

Гусли – самогуды

Жилище Бабы – Яги – избушка

Давайте сами попробуем сочинить сказку:

Сказка про …

Шел________ . По дороге он нашел ___________, взял и понес царю. Пришел _______во дворец. Кругом слуги царские с топорами, да копьями. Испугался ________, хотел было______, как вдруг_________ из – за _________ выскочил_________ и давай_________. Поблагодарил царь умного _________ и он отправился домой.

Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки. На вопрос, любят ли дети сказки, дети отвечают утвердительно, но почему сказки называют сказками, да народными, отвечают не все. Вот почему необходима тесная связь с библиотекарем. Я знакомлю детей с понятием «сказка» и признаками, отличающими сказку от рассказа, повести.

Элемент сравнения очень удобен.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом, честное, доброе, всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

Сказка получила свое название от слова «сказ». Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.

Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых закщитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают их язык, герои отправляются в путешествия, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, воображение, формирует эстетические чувства.

Например, рассказываю русскую народную сказку «Лиса и волк».

После задаю вопросы:

Понравилась ли вам сказка?

Что запомнилось? В чем основной смысл сказки?

Какой в сказке изображена лиса?

А каким изображен волк?

Какими они показаны в других сказках?

Сказка является прекрасным искусством звучащего слова. Раскрываю особенности языка сказки, например:

1.Как начинается сказка?

2.Надите выражения, которые встречали в других сказках.

Объясните, что означают выражения:

ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво)

долго ли, коротко ли(неизвестно когда)

пир на весь мир (обильное, веселое угощение)

3.Найдите повторы близких по смыслу слов

(жили- были, в путь – дорогу, крепко – накрепко)

4.Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок

трава (шелковая)

лес (дремучий)

народ (честный)

молодец (добрый)

ведьма (злая)

5.Замените выражения оборотами из сказок:

быстро (во весь дух)

никуда не отходит (ни на шаг)

При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказок. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Например, по сказке «Заячья избушка» я провожу следующую беседу:

Кто герои этой сказки?

Кто и из какого материала построил себе дом?

Чей дом красивее, а чей прочнее?

Что случилось весной с домом лисы?

Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?

Что задумала лиса и как она стала себя вести?

К кому обратился за помощью зайка и почему большие и сильные звери, пообещав, отказались от помощи?

Кто помог зайцу и что он придумал?

Что же сделала лиса?

Почему зайка пустил лису в дом?

Чем отплатила лиса за гостеприимство?

Почему слабый петушок не побоялся лисы?

Какую мысль проводит эта сказка?

Не всегда сильный захочет помочь слабому в беде.

Он живет по пословице « Своя рубашка ближе к телу» С другой стороны, слабый, но умный может быть верным другом. Только настоящий друг выручит в беде.

Народная сказка – это результат воображения, выдумки и фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

Схема построения сказки о животных

1.Герои- звери, птицы, насекомые, домашние животные.

2. Сюжет действия строится, как цепочка событий.

3.Троекратное повторение встреч.

4.Песенка как обязательная деталь раскрытия героя.

5.Усиление героев от встречи к встрече.

В работе использую драматизацию сказки. Драматизация сказок, как правило, нравится детям, они охотно включаются в игру, и отработка верной интонации речи их не очень затрудняет.

Сказки помогают узнать, как видели мир наши предки, посмеяться над приключениями незадачливого волка, хитрой лисы, узнать о верной дружбе зверей.

Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.

Список литературы

1.Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль «Академия развития» 1998.

2.Изотова В.А. «Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа».Начальная школа № 5, 2000.,с.20-25.

3.Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция».М.: Просвещение, 1994.

4.Кумарина Г.Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании», М: Академия, 2001.

5.Львова М.Е. « Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии», журнал «Начальная школа», № 12, 2001.

7.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».Ярославль «Академия развития», 1997.

8.Пузанова Б.П. «Коррекционная педагогика», М.: Асадема, 1999.

9.Синицына Е. «Умные сказки», М.:1998.

10.Щербинина Г.К. «Сказка как средство воспитания».Журнал «Начальная школа», № 3,

Ольга Хухлаева, Олег Евгеньевич Хухлаев

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми

© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top