Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от самых простых к более сложным. А благодаря современным развивающим технологиям и необычным заданиям, из скучного и однообразного обучения, его можно превратить в увлекательную игру, которая наверняка понравится и родителям и ребенку.
Развитие логики — один из самых важных аспектов интеллектуального развития
Закономерности развития мышления в дошкольном возрасте
В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:
- Наглядно-действенное мышление позволяет решать возникающие перед ребенком задачи путем манипулирования предметами, находящимися вокруг него.
- Наглядно-образное мышление начинает развиваться в дошкольном периоде. Оно уже позволяет ребенку решать некоторые задачи в уме при помощи имеющихся в его памяти образов.
- Словесно-логическое мышление дает возможность ребенку размышлять при помощи не самих предметов, а их словесных обозначений. Этот вид мышления проявляется уже в старшем дошкольном возрасте.
Настольные игры — лучший способ развития логического мышления
Логика представляет собой один из высоких этапов развития мышления.
Общие правила развития логики у ребенка
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
Геометрические фигуры — развитие логики в игровой форме
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.
Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.
Занятия с малышом учит его мыслить логически
Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:
«Разложи по порядку»
Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.
Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.
Игра на подбор понятий
«Закончи цепочку»
Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.
Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.
«Чей предмет?»
В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:
- предметы, которыми пользуются представители различных профессий;
- детали тех или иных машин, либо устройств;
- части тела человека, зверей, птиц;
- элементы домов.
Онлайн игра Найди точно такую кошку — малыш может играть в интернете
«Убери лишнее»
Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.
Игра Выбери самый маленький предмет
Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.
Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.
Совместные игры развивают логику у старших дошкольников
Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.
Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.
«Ранжирование»
Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.
Игра Найди отличия — одна из разновидностей игр на ранжирование Логический лабиринт — любимое развлечение дошкольников
Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.
Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.
Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.
Представьте, у вашего ребенка:
- искренний интерес к логическим и математическим задачам;
- потрясающие познавательные способности;
- он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
- рассуждает логически правильно;
- взвешенно принимает решения.
Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!
Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.
Как развивать логическое мышление школьника?
После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?
Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.
Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.
Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.
Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.
Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?
Делаем выводы!
- Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
- Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
- Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.
Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?
Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.
Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!
Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.
Конспект ООД по логике для детей старшей группы "Беглецы из зоопарка" для детей старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь Липецкой области
Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2016 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .
Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.
Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине) ; закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке» , К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе» , А. Клыков «Лисица» , Т. Скребицкий «Заяц» , «Белка» ; рассматривание альбома «Дикие животные» ; отгадывание загадок о диких животных.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Сложи узор» , «Математический планшет» , контурные изображения животных (по 1 на стол) , палочки Кюизенера (по количеству детей) , мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей) , листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка) , простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.
Ход занятия
І. Вводная часть
Организационный момент
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.
Игра-тренинг «Заряд бодрости»
Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин) .
Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз) .
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы) .
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук) .
Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.
Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.
Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает» . Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.
Бывает круг с углами. - Бывает весна после зимы.
Бывает петух с 4 ногами. - Бывает у собаки 4 лапы.
Бывает после понедельника суббота. - Бывает ночь после утра.
Бывает у человека 3 глаза. - Бывает число два больше трех.
Бывает трава зеленого цвета. - Бывает число пять идет после семи.
Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.
II часть. Основная.
Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.
Я привык на юге жить.
Я умею говорить!
День-деньской могу летать,
Разным звукам подражать.
Кто такой я? Угадай!
Разноцветный -
Дети: - Попугай!
(Щелчок - раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)
Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю) . «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!» .
Так что, поможем?
Дети: - Да!
В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …) . Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.
Детям представляется выбор дидактического материала.
- «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Танграм» .
- «Сложи узор» .
- «Математический планшет» .
- «Змейка» .
Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.
Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.
Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам» .
Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.
Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.
Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.
Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...» .
Дети садятся за столы.
Дидактическое упражнение «Кто чем питается» .
Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.
Дети выполняют задания.
Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.
Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.
Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера) .
Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных) . Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания) .
Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок» .
Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.) .
Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»
В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей
(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи
(растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные
пальцы зажать в кулачке)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,
остальные в кулачке)
Птицы красивые
(помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть!
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики
слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть» ).
Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.
ІІІ. Заключительная часть
Вот и вечер наступает
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?
Спасибо! Мне с вами было очень интересно!
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!
Сюрпризный момент. - Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.
Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)
Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)
Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 386 г.о.Самара
КОНСПЕКТ НОД
по развитию элементов логического мышления
по программе Л.А.Венгера «Развитие»
в подготовительной группе №2 «Ромашка»
Воспитатель
Шаталова Т.В.
Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)
Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)
Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)
Материал.
Демонстрационный: модель, с условными и буквенными обозначениями понятий, мяч, куклы-африканцы, картинки с изображением разных видов (по две-три) мебели, птиц, муз.инструментов, одежды.
Раздаточный: листы бумаги, простой и красный карандаши, фишки, перфокарты.
Ход НОД
Часть 1.
Воспитатель вносит кукол-африканцев и говорит о том, что в Африке жарко и люди почти не носят одежды. Предложить детям побеседовать об одежде, для чего она нужна, какая бывает. Дети вычленяют группы и называют конкретные виды одежды, придумывая для них условные обозначения.
Воспитатель последовательно диктует слова, а дети обозначают слова точками, условными обозначениями и буквами, соединяя точки стрелками: (одежда, легкая одежда, теплая одежда, сарафан, шуба, юбка, пальто, тулуп, рубашка) т.е. дети строят модель.
Часть 2.
Игра «Поймай и назови». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет общее понятие, ребенок. В ответ называет объект, который входит в него. Затем играют наоборот, т.е. воспитатель называет объекты, входящие в общее понятие, дети - само понятие.
Часть 3.
Упражнение: «Найди закономерность и нарисуй недостающую фигуру». Дети на индивидуальных перфокартах дорисовывают недостающую фигуру, затем меняются перфокартами и проверяют правильность выполнения товарищем задания, исправляют ошибки красным карандашом и рассказывают о причине исправления. (Можно проверить правильность выполнения задания с помощью образца воспитателя).
Часть 4.
Игра «Да-нет». Перед детьми картинки вывешиваются в беспорядке. Воспитатель загадывает одну из картинок. Дети с помощью последовательных вопросов отгадывают ее.
Примечание: дети задают вопросы, на которые водящий может ответить только «да» или «нет» Воспитатель помогает правильно и точно сформулировать вопрос. Отгадавший предмет ребенок, становится водящим. За четкие вопросы детям выдаются фишки. В конце игры их количество подсчитываете и выявляется победитель.
Куклы-африканцы «благодарят» детей за полученные сведения. Дети дарят им свои схемы и перфокарты для показа другим жителям Африки.
Разделы: Работа с дошкольниками
По развитию элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). (Программа “Развитие”, руководитель Л.А. Венгер).
Программное содержание:
- формирование умения делать простейшие умозаключения;
- освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории (рассказ о вигвам);
- освоение действий самостоятельного построения модели в форме классического древа “под диктант”;
- воспитание умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, воспитание выдержки.
Материал: предметные картинки по теме “Дома”, “Животные”, листы бумаги, простые карандаши, “самодельная” книга (в виде папки-раскладушки).
Ход занятия
1. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по книге, которую мы сами будем мастерить, во время путешествия и творчества нам предстоит решить несколько задач. А для того, чтобы успешно справиться с этим, нам нужно провести зарядку ума.
Итак, скажите, где “истинно”, а где “ложно”.
а) Некоторые мальчики любят мороженное.
б) Девочки иногда ходят в платьях.
в) Бабочки умеют летать.
г) Все зеленые – лягушки.
д) Все мальчики умеют играть в хоккей.
е) Все девочки любят играть в куклы.
2. А теперь проверим, умеете ли вы рассуждать:
а) Все растения питаются, растут, погибают, дерево – это растение, значит … (рассуждения детей)
(ответ: дерево питается, растет, погибает).
б) Все березы – деревья, все деревья – растения, значит …
(ответ: береза - дерево).
в) Деревянные предметы не тонут в воде, камень тонет в воде, значит …
(ответ: камень – не деревянный).
г) Все рыбы дышат жабрами, кит дышит легкими, значит …
(ответ: кит – не рыба).
II. Основная часть
Отлично, теперь можно отправиться в путешествие. Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по книге, которая все знает. Как называется такая книга?
Ответы, рассуждения детей.
Да, такая книга называется Энциклопедия. Вот эта книга (рассматриваем самодельную книгу в виде папки-раскладушки).
Давайте рассмотрим ее. (Листаем, некоторые листы чистые, на других - картинки).
Нравится ли вам такая книга? Можно ли что-нибудь узнать из такой книги?
Я предлагаю вам смастерить свою энциклопедию, а потом подарить ее малышам.
Ответы детей.
С чего начинается любая книга?
Ответы детей.
Да, с названия. У нашей энциклопедии тоже оно есть, но только вы должны узнать, какое. Я прочитаю отрывок из сказки “Маугли”, а потом вы выберите правильный ответ:
“… В диких лесах Индии в одной из волчьих стай вырос человеческий детеныш. Его звали Маугли.
Он очень любил своих братьев волков. Но у него было много недругов в лесу.
Однажды его это ток расстроило, что он расплакался и спросил у своей учительницы – пантеры: “Почему меня не любят?”
Тебя не любят за то, что ты вытаскиваешь занозы из лап, за то, что ты – человек …”
Рисунок 1
Выберите правильный ответ:
а) “Я - человек”;
б) “Я - ребенок”;
в) “Я - взрослый”.
Ответы детей, доказывают свой выбор.
После ответа показываю обложку, на которой название энциклопедии “Я – человек” и рисунок человека.
Рисунок 2
Молодцы. С этим заданием справились. Я – человек. Ты – кто? А ты – кто? и т.д. А вместе мы – кто? А кого больше? Людей или детей? Взрослых или женщин? Людей или взрослых? Детей или мальчиков?
Давайте откроем вторую страницу.
Рисунок 3
Рисунок 4
Кто и что на ней нарисовано? Почему все это на одной странице?
Ответы детей (Все - живое).
Вот комнатное растение <Рисунок 3>. Решите задачу про него: растение – живет, растет, питается, цветок – это растение, значит … (рассуждения детей).
(ответ: цветок – живет, растет, дышит, питается).
А теперь, давайте, сравним животного с человеком <Рисунок 3>
Ответы детей.
Чем они похожи, чем отличаются? Можно ли сказать, что человек – это животное? Значит вывод – человек – это … (вывод делают дети. Вывод делается на основе сравнения признаков животных и человека: ведь животное, как и человек, растет, дышит, питается, двигается, размножается, играет, погибает, рождается. При рассуждении нужно подводить детей не только к сравнению внешних признаков).
И с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путешествие. Вот мы и на следующей странице. (Рассматриваем рисунок на ней).
Рисунок 5
Где живет человек?
Ответы детей.
А вот древний человек жил в темных холодных пещерах. Ему нравилось так жить. Истинно это или ложно?
Ответы детей.
Конечно же, нет. Решил человек строить дома. Давайте же посмотрим, какие дома он строил. (Рассматриваем картинки – старые дома: деревянные, мазанки, шалаши, юрты, палатки, бараки).
Как все эти картинки можно назвать одним словом? (Дома). Что общего между этими картинками? (Это – жилье).
На какие группы можно разделить все эти картинки? Почему так? Объясните.
Ответы детей. (По материалу, из которого они сделаны).
А теперь попробуйте зарисовать то, о чем мы говорили – построим модель. (Модель строим под “прямой диктант”. Я диктую, а дети обозначают слова точками).
Текст: все это дома, их можно разделить на две группы (по материалу, из которого они сделаны), деревянных два вида домов: бараки (Б) и одноэтажные дома (Д). Материя (М) – три вида: палатка (П), юрта (Ю), мазанка (М).
Рисунок 6
Рисую свою модель, “ошибаюсь”, дети сравнивают модель воспитателя со своими, исправляют неточности.
А вот древние индейцы жили в Северной Америке, занимались они сельским хозяйством, были у них вигвамы. (Дальше идет рассказ воспитателя о вигвам, из которого дети должны понять, что вигвам – это жилье, дом, но слов “жилье”, “дом” в рассказе воспитателя быть не должно. Дети должны сами догадаться, что такое “вигвам”, только потом показать картинку с изображением “вигвам”).
Так что такое вигвам?
Ответы детей.
Как узнали, что вигвам – это дом, в нем можно жить?
Ответы детей.
Раз это жилье, значит, ему можно найти место в нашей модели. Обозначьте вигвам (В). (Самостоятельная работа детей).
Рисунок 7
Дети объясняют, почему так.
Вывод, который делают дети: какой бы дом ни был, из чего бы не был сделан, человек будет жить в нем, а не на улице.
Вот и еще одну страницу заполнили. Давайте посмотрим, что мы уже сделали: мы составляли энциклопедию, говорили о том, кто такой человек, чем человек отличается от животного, заполнили страницу о жилище человека, и осталось у нас еще много чистых страничек в нашей энциклопедии, чем же можно их заполнить, о чем можно еще написать в книге под названием “Я - человек”. Наверное, об еде, одежде, транспорте, профессиях, любимых занятиях, людях и т.д. Этим мы займемся в следующий раз. И я рада, что, заполняя энциклопедию, мы учились с вами рассуждать, делать выводы, простейшие умозаключения, решать логические задачи и быть писателями: мы начали писать свою энциклопедию “Я - человек”.
Всем спасибо.
Занятие окончено.