Эффективность организации воспитательной работы в детском саду. Система воспитательной работы в детском саде

Эффективность организации воспитательной работы в детском саду. Система воспитательной работы в детском саде

Тамара Степаненко
Эффективность организации воспитательной работы в детском саду

Как всякий исследователь воспитатель создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Перед каждым возникает множество проблем и хочется найти что-то новые, эффективное для их решения . Прежде всего, система воспитания должна соответствовать требованием времени. А это значит - в каждом ребёнке сформировать уважение к традиционным нравственным ценностям, потому что агрессивная среда, в которой растут дети, беспокоит каждого из нас.

Организацию воспитательного процесса надо строить так, чтобы она была гибкой, контролируемой, экономичной с точки зрения времени и затрат. Чередовать различные виды деятельности : познавательную, трудовую, художественную, спортивно-оздоровительную, ценностно-ориентированную и свободное общение.

Работая с детьми не один десяток лет, выделила для себя несколько направлений воспитательной работы :

1. «Мы познаем себя и других»

(Ценностно-ориентированная деятельность)

Работа в этом направлении помогает выявить индивидуальные способности, возможности дошкольников. Здесь проводятся различные игры, тренинги на тему : «Я тебя знаю» , «Познай себя и других» , «Подарок» , «Ищу друга» , «Мои любимые занятия» , «Утро откровений» и другие. Также такие мероприятия как : «Ты не один на свете» , «Люби всё живое» , «Спешите делать добро» . Круглый стол «Умей управлять собой» , «Учись преодолевать жизненные трудности» . Всё это помогает детям узнать себя и друг друга лучше, заглянуть во внутренний мир. Находить отрицательные и положительные моменты, анализировать своё поведение и поведение товарищей, самостоятельно делать правильный вывод. Обсуждать и решать проблемы детского коллектива , планировать досуг с пользой для себя. А значит повышать свой духовный рост и доброжелательную атмосферу в коллективе.

2. «Мы преобразуем мир»

(Трудовая деятельность)

Это направление формирует у дошкольников моральное представление и отношение к труду. Учит принимать участие во всех видах трудовой деятельности : наводить порядок, там, где живёшь и дома, и в детском саду . Помогает им приобрести навыки личной гигиены, самообслуживания. С этой целью проводятся беседы, познавательные игры, практические занятия на тему : «Всё о личной гигиене» , «Чистота – залог здоровья» , «Труд веселит душу» , «Чистим зубы, моем уши» и другие.

Желательно предварительно обсуждать объём работы , способы её выполнения : определённая последовательность, взаимовыручка. Подводить итог выполненной работы , отмечать и позитивные примеры, и недостатки. При этом можно использовать пословицы, поговорки, народные сказки, басни. Важно научить дошкольников выполнять требования к своему поведению при каждой работе , проявлять аккуратность, настойчивость. Такой подход помогает выработать у детей устойчивое положительное отношение к будничной работе , что, как известно, непросто сформировать в дошкольном возрасте.

3. «Мы познаём мир»

(Познавательная деятельность)

Воспитательная работа такого направления помогает побудить у детей интерес к накоплению знаний, повысить интерес к собственной интеллектуальной деятельности. Ведь даже пассивное участие в познавательных делах коллектива влияет на формирование мировоззрения.

Работая в этом направлении , реализуется поставленная цель – обогатить мир знаний у детей, кругозор, речь. Здесь можно использовать такие занятия, как разгадывание кроссвордов, ребусов, интеллектуальные конкурсы, игры, чтение художественной литературы. Например, «Исправь ошибку» , «Замени пословицами» , «Сказки рядом с нами» , «Почему так?» и другие. Всё это заставляет ребят думать, делать выводы, находить правильные ответы. Это помогает не только развивать у детей логическое мышление, гибкость ума, но и побуждает интерес к познанию.

Тематические мероприятия помогают детям пополнить знания. Например, экологического направления, дают возможность больше узнать о природных явлениях, почувствовать красоту и разнообразие природы. Формируют желание быть любознательным, умение самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы. Патриотического направления - расширяют знания о стране в целом, о своём городе, о традициях русского народа. А это даёт возможность повысить у детей потребность в интеллектуальном развитии.

4. «Мы преобразуем себя»

(Оздоровительная деятельность)

Не секрет, что в настоящее время у большинства дошкольников выявлены проблемы со здоровьем. Поэтому очень важным направлением в воспитательной работе является – сохранение и укрепление здоровья воспитанников . Решить эту проблему поможет, прежде всего, соблюдение режима дня, т. е. равномерное распределение в течение дня физической, трудовой и эмоциональной нагрузки детей так, чтобы удовлетворить биологическую потребность детей в движении. Это и утренняя зарядка, и подвижные игры на воздухе, и прогулка, и экскурсии. А также соблюдение основных правил :

1. Постоянно расширять знания детей об охране здоровья.

2. Вырабатывать правильное отношение детей к заботе о собственном здоровье.

3. Соблюдать технику безопасности и выполнять санитарно-гигиенические требования.

Работа в этом направлении учит детей самостоятельно соблюдать личную и общественную гигиену, следить за своим внешним видом, вовремя устранять неполадки в одежде. Помогает им сознательно относиться к своему здоровью. А это значит, улучшить физическое и эмоциональное состояние.

5. «Мы познаем прекрасное»

(Художественно-эстетическая деятельность)

Это направление помогает детям приблизиться к традициям русского народа, знакомит с традиционными праздниками, русским бытом, русскими посиделками, народными костюмами. Возвращает их к истокам : уважение к традициям и обычаям предков, любви к народному искусству, мастерству. Дети с интересом принимают участие в различных конкурсах, играх-хороводах. Знакомятся с устным народным творчеством : закличками, пословицами, поговорками, загадками. Такие мероприятия как «Колядки» , «Рождество» , «А у нас – Масленица» , «Встречаем Пасху» и другие возрождает в детях русские народные традиции, национальный дух в их сознании.

Такой объём воспитательной работы по направлениям даёт возможность создать такую среду, в которой каждый воспитанник может реализовать свои творческие задатки и способности. А воспитатель получить гармонично развитую личность ребёнка.

Воспитательная система ДОУ

Морару Светлана Викторовна

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом
С. Михалков

1.Основные положения воспитательной системы

Особую роль в современном образовательном процессе играет системно организованная воспитательная деятельность. Разработанная нами воспитательная система является составляющей частью Образовательной программы.
«Воспитательная система - развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность» (Л.М.Денякина, О.В.Малахова «Проектирование образовательной программы образовательного учреждения»).
Успешность воспитания во многом зависит от ее системного характера.
Воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты как:
- контингент детей;
- контингент семей воспитанников;
- особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
- творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества и внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей к порождаемому результату совместной деятельности;
- систему управления..
Задача воспитательной системы - включить все воспитательные воздействия в целостный образовательный процесс. Основные направления воспитательной системы задает миссия ДОУ с ее базисными ценностями.
Миссия ДОУ - обеспечение прав ребенка на воспитание и образование, создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, обеспечение права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации комплекса мер оздоровительного, развивающего характера и усвоения детьми обязательного образовательного минимума.

Базисными ценностями ДОУ являются:

1.Ребёнок как уникальная развивающая личность, его здоровье, интересы, потребности.
2.Педагог как личность, носитель культуры и образования. Уважение к нему, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность, забота о его социальном благополучии.
3.Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству через самообразование.
4.Культура жизнедеятельности ДОУ, культура взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса в рамках единого творческого образовательного пространства.
5.Командная работа как основа достижения успеха.
6.Семья как основная среда личностного развития ребёнка; ориентация на её образовательные запросы, содружество с ней.

2. Цель и задачи воспитательной системы


Название системы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Суть системы состоит в том, «что ребенок вместе со взрослым, они оба , черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успеха в развитии и саморазвитии ребенка»
Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что она включает в себя в качестве цели, объекта и субъекта своего фунционирования развивающуюся личность ребенка , в качестве способа функционирования - педагогическую деятельность.
Цель воспитательной системы - воспитание ребенка как личности, гражданина в процессе освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Методологической основой системы послужила Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Задачи воспитания:
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
- расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок - родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство - общение и предметная деятельность, дошкольное детство - общение и игра;
- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Система воспитания ребенка состоит из трёх структурных компонентов:
Первый компонент - «Я познаю мир», включает содержательную сторону системы и состоит из разделов:

  • «Я и мое здоровье» - воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, обеспечение комфортного и благоприятного психологического климата. Реализуется через программу «Здоровый ребёнок», разработанную экспертной группой ДОУ (в основе программы лежит система оздоровительной работы в ДОУ В.Алямовской)..

· «Я и мои ценности» - воспитание любви и уважения к семье как основной ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее значение для человека в любом возрасте; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение его к общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Реализуется через «Программу по развитию социальной уверенности детей в старшем возрасте», и «Программу по формированию социальных навыков у детей подготовительной к школе группы»авторы Е.В. Прима, Л.В. Филиппова и др.

  • «Я и моя Родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного народа, поселка, района, округа. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Первостепенное значение в формировании образа Мира у ребёнка и осознании себя в этом мире приобретает идея малой Родины - организация жизнедеятельности детей в пространстве родной культуры в её региональном проявлении.

· «Как прекрасен этот Мир!» - воспитание эстетически развитой личности, через развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности, к окружающему миру; расширение границ творческого восприятия мира. Реализуется через программу «Планета чудес», авторы А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик.
· Второй компонент - «Играю, значит живу интересно», составляет деятельностную основу системы, реализуется в рамках районной экспериментальной площадки через программу экспериментальной деятельности по теме: «Проективные технологии в решении задач социально-личностного развития дошкольников» и состоит из разделов:

  • «Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника». Игровая деятельность пронизывает все разделы системы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства. У каждого ребенка «…есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра!» (Макаренко А.С. Соч. том V)
  • «Проектная деятельность». Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Ведущее место среди методов , которые способны обеспечить воспитательный процесс с целью формирования познавательной активности принадлежит сегодня творческому проектированию в ДОУ.
Проектно-исследовательская деятельность - это работа, связанная с решением воспитанниками творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных, получение выводов.
При реализации исследовательской творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняется работа.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных, их творческом анализе и произведённых на его основании выводах.
Основная цель проектно-иследовательской деятельности: в игровой форме научить ребенка проявлять самостоятельность в планировании, организации и самооценке собственной деятельности, направленной на реализацию собственных идей.
Третий компонент: «Вместе весело шагать», составляет форму организации всего воспитательного процесса. Основывается на технологии развития навыков сотрудничества у старших дошкольников (по Л.С. Римашевской). Реализуется через программу экспериментальной деятельности.
Технология сотрудничества решает следующие задачи:
1. Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения.
2. Расширение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне.
3. Построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
В технологии прописана последовательность развития сотрудничества:
1. Формирование положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками.
2. Усвоение детьми правил, моделей сотрудничества.
3. Овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности, регуляции для достижения общего результата.
4. Развитие способности самостоятельно определять адекватность выполняемой работы.

3.Концептуальные основы системы

В основе системы лежат философские представления о человеке как продукте общественных отношений, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребёнком существующих в обществе норм и правил поведения.
В основу воспитательной системы положена теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного детства и учение об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности, ведущей из которых выступает игра.
В системе нашли отражение положения Фридриха Фребеля: «Дитя - существо деятельное, творящее, которое постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - побуждать действия ребёнка, но не определять их».
Именно деятельность, самостоятельная активность ребёнка способствует познанию, обучению и воспитанию. Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу воспитательной системы положены игры, которые стремимся сделать увлекательными, яркими, осмысленными.
Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.
Игра ребёнка - вот его жизненная лаборатория. Ролевые игры особенно сильно влияют на духовное, нравственное развитие личности, а это те личностные черты, которые требуют на современном этапе развития общества наиболее пристального внимания.
Игра - это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание и ребёнок ощущает себя полноценным субъектом деятельности, где строятся партнёрские отношения между взрослым и ребенком.
В своей педагогической системе предполагаются такие формы игры, которые отвечают требованиям воспитательной системы ДОУ на современном этапе:
1. Игра должна содействовать сплочению детского коллектива.
2. Иметь познавательное значение.
3. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
4. Создавать условия для детского творчества.
Исходя из вышесказанного, определяются основные принципы построения воспитательной системы:
1. Принцип научной обоснованности и практической применимости , предполагающие рациональный отбор содержания в соответствии с основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики и применение в массовой практике дошкольного образования.
3. Принцип системности и целостности построения воспитательно -образовательного процесса, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, предполагающий взаимосвязь всех компонентов целостной системы.
4. Принцип гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения, что означает принятие уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, его развитие в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
5. Принцип деятельностного подхода , который предусматривает развитие и воспитание ребенка в специфически детских видах деятельности (общение, предметная деятельность, игра) в зоне его ближайшего развития.
6. Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает распределение программного содержания с учетом времени года, сезонности, календарных праздников и построен на интеграции всех образовательных областей.
7. Принцип непрерывности процесса воспитания и образования - взаимосвязь дошкольной и начальной ступеней образования, обеспечивающая к концу дошкольного детства уровня развития каждого ребенка, позволяющего ему быть успешным в начальной школе.
Исходная концепция, ее выбор соответствует нравственным ценностям, установкам и нормам морали и поведения. Во многом эти особенности связаны с национальными особенностями и культурными традициями нашего народа, региона.
Воспитательная система образовательного учреждения включена в государственную и региональную воспитательную систему.
Отличительная черта воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - его развивающий характер, который появляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности.
Данный подход требует обеспечения в ДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание атмосферы педагогического оптимизма; ориентацию ребенка на успех и мотивацию успешности.
Гипотеза: можно предположить , что такое содержание деятельности позволит сформировать у ребенка активную личностную позицию, позволит развить интерес к культуре родного края, желание познания, и развить его компетенции.

Цель воспитательной работы в ДОО: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.
Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребенка в разных видах деятельности.
Задачи:
. укрепление психологического и физического здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей, корректировка недостатков развития, оказание психологической помощи ребенку и его семье;
. формирование потребности в здоровом образе жизни;
. развитие художественных способностей детей;
. создание потенциальных возможностей посредством развития различных видов художественной деятельности;
. формирование духовных потребностей детей, родителей, педагогов через общение к искусству и природе.

Принципы содержания образовательного процесса и условия их реализации в ДОУ:
Главная задача коллектива ДОО не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения данной задачи является воспитательная система ДОО. Выбор данной модели обусловил анализ социально-культурной ситуации микрорайона и педагогической ситуации в ОО.

В качестве принципов организации воспитательного процесса педагогический коллектив принял:
Принцип личностного подхода в воспитании.
Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ДОО. Каждый воспитанник - личность, которую уважают и принимают.
Отличительная черта воспитательного процесса в ДОО - развивающий характер, который проявляется в создании условий для реализации своих индивидуальных особенностей, интересов, установок, направленности личности, своего "Я". В ДОО обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Принцип интернационального воспитания.
Образ Мира у ребенка - Мир, частью которого является сам ребенок. Этот мир он осмысливает и переживает. Важнейшую роль в формировании образа Мира у ребенка и осознании себя в этом мире приобретает идея Малой Родины - организация жизнедеятельности детей в пространстве русской и марийской культуры, в ее региональном и территориальном проявлении. Данный принцип реализуется через: создание развивающей среды ДОО, разработку и реализацию педагогических технологий воспитания на основе опыта русской и этнопедагогики, разработку воспитательно-образовательного процесса, адекватного приоритетным направлениям ДОО.
Принцип деятельного подхода.
Процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации.
Оценка образовательного процесса:
Основными показателями результативности ДОО как целостной воспитательной системы будут следующие:
- психологический климат в ДОО;
- комфортность в ДОО для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду;
- психологическая защищенность детей.
Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.
Результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях:
- личностном (динамика личностного развития ребенка, эмпатия; «Я -концепция»; воображение, творческие способности, познавательная активность, развитие воли);
- информационном (в зависимости от выбранной программы).
В основе воспитательной системы ДОО лежит возможность: ранней диагностики, комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной и профилактической работе, подбора программ для детей с учетом их личностных особенностей и возможностей.

Цель ДОО: создать в ДОО пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи.

Раздел дисциплины

Тематическое планирование

Количество часов

Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

    Организация жизни детей раннего возраста в детском саду

    Организация и методика проведения режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении

Модуль II .

Теория и методика воспитания

    Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности (изобразительная, музыкальная)

2. Экологическое воспитание детей раннего возраста

Модуль III .

Теория обучения и образования (дидактика)

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

Модуль IV .

Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ

    Организация развивающей деятельности детей раннего возраста (речевая, сенсорная, двигательная, игровая, предметная)

Модуль VI .

Педагогический процесс в дошкольном учреждении

    Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста.

    Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Содержание разделов и тем учебной практики

Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

Организация жизни детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. Режим – основа жизни ребенка раннего возраста. Организация и проведение режимных процессов в дошкольном учреждении. Специфика режимных процессов в группах раннего возраста.

Методика проведения режимных процессов и их значение в воспитании и развитии детей раннего возраста. Организация занятий с детьми раннего возраста в структуре режима дошкольного образовательного учреждения.

Модуль II . Теория и методика воспитания

Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности. Изобразительная деятельность . Своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста. Возможности развития и воспитания ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности.

Музыкальная деятельность . Роль музыки в развитии ребенка раннего возраста. Особенности музыкальной деятельности в группах раннего возраста. Условия, содержание, формы и методы приобщения детей раннего возраста к музыкальной деятельности. Организация праздников для детей раннего возраста.

Экологическое воспитание . Своеобразие задач, специфика условий, содержания, форм и методов экологического воспитания детей раннего возраста.

Модуль III . Теория обучения и образования (дидактика)

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в период поступления ребенка раннего возраста в детский сад. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.

Модуль IV . Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ

Речевая деятельность . Речь как средство общения ребенка со взрослыми. Понимание речи ребенком и становление активной речи. Возможности разных видов деятельности в развитии речи детей. Задачи, содержание, методика проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.

Двигательная деятельность . Значение двигательной деятельности для развития ребенка раннего возраста. Факторы, влияющие на двигательную активность. Обогащение двигательного опыта ребенка, задачи, условия, методика воспитания.

Предметная деятельность . Особенности общения и предметной деятельности ребенка раннего возраста. Задачи, содержание и методика воспитания детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Игровая деятельность . Своеобразие игры, ее роль в развитии и воспитании детей раннего возраста. Особенности руководства игрой.

Модуль VI . Педагогический процесс в дошкольном учреждении

Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста. Обеспечение детского сада оборудованием, игрушками.

Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении.

Тамбов, 2012

Вступление …………………………………………………………………………………..

Организация образовательно – воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ ……………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………………….

Приложения …………………………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………………….………………………..

Вступление.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Федеральные государственные требования, принятые приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655, устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент данные программы не соответствуют Федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Наше дошкольное учреждение ранее работало по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой. Переход продолжает осуществляться по примерной основной общеобразовательной программе «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой.

Организация воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ.

Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, раздел «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении» является обязательным в структуре образовательной программы ДОУ.

Приучать к определенному режиму дня ребенка необходимо с младенчества. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят. Кроме всего прочего, режим является обязательным условием правильного воспитания (И. П. Павлов).

Вопросам организации режима дня в ДОУ, где дети проводят продолжительное время, неслучайно уделяется особое внимание. Работа дошкольного учреждения строится с учетом следующих основных режимных моментов, которые являются общими для всех возрастных групп:

прием пищи;

организованная образовательная деятельность;

игровая деятельность;

прогулка.

При этом следует руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, и основными положениями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, которые предусматривают:

совместную деятельность воспитанников с педагогами;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с родителями.

Принимая во внимание новые требования, специфику деятельности ДОУ и индивидуальные особенности развития воспитанников, коллектив МАДОУ детского сада комбинированного вида «Колосок» разработал на основе федеральных требований примерную основную общеобразовательную программу ДОУ, учебную рабочую программу и модель режима дня для старшей группы.

Так, первая половина дня предусматривает: прием детей на улице, утреннюю гимнастику, совместную деятельность, завтрак, самостоятельную игровую деятельность, организованную образовательную деятельность, совместную игровую деятельность, прогулку. Вторая половина – сон, подъём, оздоровительные мероприятия, полдник, самостоятельную игровую и совместную деятельность детей, прогулку.

Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей. При планировании работы желательно заранее указать, где будет осуществляться прием детей воспитателем: в группе, коридоре или на участке. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.

Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либо конкретное поручение. Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе или на участке.

Организуя самостоятельную деятельность детей, педагоги с помощью вопросов, предложения разнообразного игрового материала, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуя развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей. Воспитателям достаточно создать развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Большой акцент делается на наличие и регулярную смену развивающих игр, игр-головоломок, настольно-печатных игр, большое внимание уделяется созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования, для самостоятельного рисования, конструирования, лепки, драматизаций, изготовления коллективных работ. Все это дает возможность ребенку проявить пытливость ума, самому добиваться решения задачи и самому увидеть результат.

Для выбора детьми вариантов самостоятельной деятельности можно предложить утром:

Развивающие игры с вариантами и разной степенью сложности;

Пособия для организации двигательной деятельности и спортивных игр;

Пособия для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театров, музыкальные аудиозаписи, детские музыкальные инструменты);

Пособия для ручного труда, рисования, лепки, аппликации, с последующим использованием результатов труда в играх;

Набор эпизодически меняющихся нестандартных предметов.

Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи, с чем появляется ледяной наст.

Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляет формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гимнастика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем воспитанников и в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное - несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

При организации приёма пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности), освоение правил поведения за столом. Такого рода интеграцию можно рассматривать как формирование основ культуры здоровья у воспитанников ДОУ, которая представляет следующие образовательные области: "Здоровье", "Безопасность" и т. д.

В процессе ежедневного завтрака в отведенное на это время в режиме дня у дошкольников вырабатывается определенный физиологический стереотип, способствующий энергетическому подъему и подготовке организма к интеллектуальным и физическим нагрузкам, которые необходимы для полноценного развития.

Кроме того, в соответствии с единым типовым рационом питания для детей предусмотрен второй завтрак, включающий в себя витаминизированные напитки и облегченные продукты питания.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в данном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках реализации образовательных областей.

Непосредственно образовательная деятельность осуществляется с учетом тематического планирования и интеграции образовательных областей.

Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующим нормам СанПиН для детей 5-6 лет планируют не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 25 минут (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей:

«Физическая культура»;

«Безопасность»;

«Социализация»;

«Познание»;

«Коммуникация»;

«Чтение художественной литературы»;

«Художественное творчество»;

«Музыка»,

«Здоровье»,

ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.

Программа предлагает реализовывать данные образовательные области (за исключением областей «Здоровье» и «Безопасность») через следующие виды организованной деятельности:

«Физическая культура» - двигательной;

«Социализация» - игровой;

«Труд» - трудовой;

«Познание» - познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);

«Коммуникация» - коммуникативной;

«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы;

«Художественное творчество» - продуктивной;

«Музыка» - музыкально-художественной.

Опираясь на интеграцию образовательных областей, воспитатели, логопед,

музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование

I этап – определение тем. Одной теме следует уделять от 1-3 недель.

Коллективу детского сада необходимо рассмотреть значимость календарных событий (своего города, страны, мирового сообщества) в жизни участников образовательного процесса. Важно приобщать детей с самого раннего возраста не только к семейным событиям, но и к знаменательным датам и общегосударственным праздникам.

В ходе образовательного процесса дошкольники учатся замечать сезонные изменения в природе, поэтому благодатные темы природы традиционно учитываются при составлении плана.

Наравне с событиями в мире, происходящими в природе процессами большое внимание в рамках планирования следует уделять традициям, сложившимся в группе или детском саду. При этом не стоит забывать и нетрадиционные праздники календаря, например, День спасибо, народные праздники. При грамотной подаче и разъяснениях педагога эти события будут близки и понятны воспитанникам.

II этап – педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.

Педагог ставит задачи развивающего характера перед собой и детьми, и полностью расписывают их в плане.

III этап – на основании комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование. Необходимо учитывать использование данных тем при проведении игровой, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов.

При проведении организованной образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, чтению (восприятию) художественной литературы) соответствуют определенные формы работы с детьми.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня для детей 3-4 классов Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать...

  2. «Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить....

  3. Внеурочная деятельность Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в...

  4. Базанова Елена Михайловна 1 квалификационная категория МБДОУ детский сад №7 Пгт. Никель, Печенгский район, Мурманская область Воспитатель Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста...

  5. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Звёздочка» р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса...





Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top