Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю. Методика "изучение осознания детьми нравственных норм" Примеры выполнения детьми задания «Закончи историю»

Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю. Методика

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил, …Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья . Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая . Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов:

  • 0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
  • 1 балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
  • 2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  • 3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

Методики используемые мною:

Методика « Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина )

Цель.

Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта- злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: « Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».1. У девочки из корзинки на дорожку высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь? (После каждой мини – истории задаются аналогичные вопросы.) 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала:» Я тоже хочу играть с этой куклой». Катя ответила… 3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: « Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила… 4 Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа испросил: « Кто сломал игрушку?». Петя ответил…

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей. – ребенок может оценить поступки детей

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указанны и в предыдущей методики.

Материал. Картинки с изображение ситуации, подлежащих нравственной оценки (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине)

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны- плохие… Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов.

1 балл- ребенок не правильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции не адекватны моральным нормам.

2 балла- ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла – правильно раскладывае6т картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика «Наблюдение»(Т.Д.Зенкевич, А.М. Михайлов)

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей различных режимных занятий (см. таблицу) проводиться в течение 1-2 недель (см. карту наблюдения) В процессе занятий по сказке у меня накапливается большое количество наблюдений, для того чтобы систематизировать свои наблюдения, заношу в составленную «Карту наблюдений» . «Карта» позволяет -фиксировать внимание на качествах, которые важны для характеристики личности ребенка -обратить внимания на степень выраженности того или иного качества - не загружать свою память и меть возможность вернуться к своим наблюдениям и впечатлениям в любое время - отчитаться о результатах работы не только по количеству проведенных занятий, но и по качественным характеристикам - выявить личностные особенности и проследить их динамику в процессе занятий -при сопоставлении личностных проявлений ребенка с темами занятий можно выявить, в каких ситуациях какие качества наиболее выражены.

Карта наблюдения включает в себя 6 шкал, построенных по принципу полярных качеств. Каждая школа имеет шесть градаций. Отметка «3» показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки «0; 1» и « 5; 6» показывают сильную выраженность того или иного качества. Отметки на шкалах можно соединить ломанной линией. Эта линия- личностный профиль ребенка на данный момент времени. Изменения личностного профиля ребенка в процессе занятий отражает качественные изменения в его внутреннем мире: изменение его отношения и поведения в значимых ситуациях, обогащение его опыта. Сравнительный анализ личностных профилей покажет эффективность работы и её влияние на личность ребенка. Методика « Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич А.М. Михайлов) Данная методика разработана с привлечением материалов Бриды Эллиот. Методика позволяет выявить чувства которые испытывает ребенок. Кроме того, раскрашивая « человечка», ребенок может проявить подавляемые им чувства. Таким образом, ребенок представляет цветной портрет своих чувств. Если ребенок раскрашивает « человечка» розовыми, желтыми, зелеными и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятиях. Иногда в рисунках могут появиться черные, коричневые и ярко-красные тона. Это может означать либо сложное, нестабильное актуально-эмоциональное состояние; либо отголоски психологической травмы, которую перенес ребенок (особенно если штриховка неупорядоченная, тревожная, ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в которых ребенок испытывает боль; либо ребенок просто привык рисовать этими цветами (дома у него есть карандаши только черного цвета). Если большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, с таким ребенком желательно провести индивидуальную работу. Для того чтобы сделать окончательные серьезные выводы, необходимо провести серию рисунков. Так как на раскрашивание «человечка» влияет состояние ребенка в данный момент, предпочтение им того или иного цвета, обстановка в которой происходит рисование и многое другое. Говорю ребенку: « Представь, что этот человечек- тот сказочный герой, в которого ты хотел бы превратится (или превратился) . Этот герой, так же как и человечек, может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства: Радость – желтым Счастье- оранжевым Удовольствие- зеленым Грусть- голубым Гнев, раздражение- ярко-красным Чувства вины- коричневым Страх- черным Когда ребенок красит «человечка», можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так, а не иначе.

IV Заключение

Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями.Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны « уникальные традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка. Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость, решительность, мы должны опираться на много вековой опыт предшествующих поколений в использовании сказки педагогических целях. Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуя различные методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему хорошей опорой в жизни. Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка является повторное прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании, что перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек- Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на более высокий уровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети, слушая сказку изо дня в день, переживают за героев снова и снова. Но теперь им важны не столько положительные моменты сказки сколько упущенные при первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров персонажей. Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на деталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием, которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности. Если малыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не препятствуйте, видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется разобраться в этом. Надо пояснить этот момент. Обращаю пристальное внимание на игры ребенка. Сказка как средство эстетического и познавательного воздействия гармонично вписывается в процесс игры. Выделяю, что для малыша является главным: развитие сюжета, ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющих её характер. Включаюсь в игру и поправляю ребенка, если то или другое используется неправильно. Возможно, в этом случае сказку надо будет прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты, научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный характер. Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главных героев: умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 3-5 лет не возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто дать ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить: чтобы добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства. Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша. Если я внимательна он проходит естественно и позитивно. Видимо, с это же точки зрения не следует ограждать ребенка и от пугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать, что превосходной степени зла может противостоять только более изощренная форма добра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу отрицательными и положительными персонажами в сказке и естественная победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

Цель моей работы- научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.

Памятка

Уважаемые родители

Если вы опуститесь до детского восприятия картины мира, в котором мы живем, а оно у детей в большинстве случаев представляет собой набор образных метафорических обобщений, то ощутите, как с ваших чувств слетает на лед повседневности. На что-то вы можете взглянуть по-новому. Прежде чес заниматься с детьми, вы должны на себе проверить воздействие сказотерапии.

Профессиональный психолог, работая с детьми, на погружается внутрь их проблем. Он остается вне, снаружи ситуации. Переживания психолога отделены от переживания ребенка. Для родителей это не возможно. Ребенок сразу почувствует неискренность, и лечебного эффекта не будет. Родители не должны наблюдать со стороны за развитием ребенка. Они переживают жизнь вмести с ним и при обсуждении сказки погружаются внутрь его проблем, чувств и ощущений.

Вы должны подстроиться под ребенка, под его мысли и переживания. Если ваш ребенок, например, во время обсуждения сдвинул глаза влево и приподнял их, то вы знаете, что он сейчас вспоминает какой-то зрительный образ. Сделайте то же самое. Сдвиньте глаза, как и он, и походу обсуждения сказки попробуйте уловить, что он вспоминает. Синхронность поведения ваших глаз- не плохой залог для установления доверительного контакта. Ёще одним показателем служит дыхание. Частоту и глубину своего дыхания вы должны подстроить род дыхание ребенка. Ваши ритмы должны по возможности совпадать.

Третий показатель- ритмичность вашего голоса, тембр и интонации. Здесь то же надо подстраиваться под ребенка. Например, вас беспокоит, что ребенок боится оставаться один, ему страшно спать в темной комнате. Обсуждая сказку о таких страхах, вы сами должны представить, ощутить этот страх и преодолеть его вместе с ребенком. Посредством метафор, которые используются в сказках дети ощущают переживания персонажей. Вы же должны ощутить переживания ребенка.

I Введение Устное народное творчество, как средство социализации ребенка

II Роль произведений русского народного творчества в духовно- эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.

2.1 Фольклор в жизни малышей.

2.2 Воспитательная ценность малых форм устного - народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)

2.3 Сказки - для ума и души закваски

2.4 Воспитательная ценность русских народных сказок.

III Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам.

3.1 Эмоциональное погружение детей в сказку.

3.2 Использование сказки в воспитательно – образовательной работе с детьми. Драматизация сказок дошкольниками. Отслеживание влияния сказочного жанра народного творчества на ум и душу ребенка.

IV Заключение Нравственно - этические достоинства сказки в воспитании дошкольников

V Литература

VI Приложение

воспитания эмоциональной культуры дошкольников . Эмоциональная культура дошкольников зависит от...
  • Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

    Реферат >> Педагогика

    Исследования: 1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка. 2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании... ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития . Пестушки, колыбельные песни...

  • Народная сказка, как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста

    Реферат >> Культура и искусство

    Входят в основу художественного творчества . Глава П. Народная сказка как средство развития художественных способностей детей... Русская народная сказка. - М. : Просвещение, 1963 - с.8-15. 50. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников . ...

  • Игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... народного художественного творчества «ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ... для развития дошкольников имеет... нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника . 4. Взаимосвязь нравственного ...

  • Методика 6. "Окончи рассказ" (автор - Г.А. Урунтаева).

    Цель: охарактеризовать возможность ребенка встать на позицию участника межличностного взаимодействия.

    Оборудование: картинки с изображением ситуаций, описываемых в рассказах экспериментатора.

    Процедура проведения: ребенку показываются картинки, иллюстрирующие различные ситуации, и дается начало рассказа, который ему предлагается закончить. При необходимости экспериментатор задает уточняющие вопросы (Приложение 6).

    Ответы оцениваются следующим образом:

    • - не может завершить рассказ;
    • - некоторые рассказы не может завершить, некоторые завершает односложно, без аргументации;
    • - завершает рассказы в соответствии с моральной нормой, но не аргументировано;
    • - ответы аргументирует, но в эмоционально значимых ситуациях они

    носят социально неодобряемый характер;

    Все рассказы завершает в соответствии с моральной нормой, аргументируя свои ответы.

    Преимущественно по результатам выполнения последних двух методик нами оценивался уровень сформированности возможности связного высказывания.

    Методика 7. "Изучение самооценки и морального поведения".

    Цель - определить уровень соблюдения нормы справедливости.

    Подготовка исследования. Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку (лодки, самолеты, грузовики и т.п.), для девочек - предметы кукольного гардероба (платья, блузки, юбки и т.п.) в том же количестве.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится в 2 этапа индивидуально с каждым ребенком (Приложение 7).

    этап. Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании трех диагностических серий.

    Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.).

    Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов, в одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно большая, чем 2 другие.

    Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек, в одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем 2 другие, в третьем - значительно больше других.

    этап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что он использовал на 1 этапе эксперимента, например, если в первой серии 1 этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии 3 этапа ему предлагают взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое "новое поведение".

    этап. Ребенка просят оценить 2 сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.

    Обработка данных. Подсчитывают количество детей:

    • а) придерживающихся во всех 3 сериях равномерного деления (соблюдающих норму);
    • б) предпочитающих те варианты, когда им доставалось больше игрушек, чем партнерам (нарушающих норму);
    • в) тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения - и поровну и не поровну (неустойчивых).

    Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". -
    М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 - 61

    Подготовка исследования.
    1. Придумать 3-5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка;
    2. Подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей;
    3. Стихотворение Е.Благининой "Подарок";
    4. Новую яркую игрушку.
    5. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

    Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

    Первая серия. Ребенку говорят: "Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи". Примеры ситуаций.

    1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как Играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

    2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; ".Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

    3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

    Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

    Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".

    Третья серия включает 2 подсерии.
    Подсерия 1 - ребенку читают стихотворение Е.Благининой "Подарок", а потом задают вопросы: "Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

    Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

    1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

    2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

    3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

    4. Ребенок не может оценить поступки детей.

    В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

    Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю»

    Результаты диагностики представлены в таблице 3.

    Таблица 3 - Результаты диагностики с использованием методики «Закончи историю»

    В ходе диагностики нами определено, что большинство участников исследования (52%) характеризуются достаточным уровнем осознанности нравственных норм. Мы можем говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, корректным образом оценивают действия детей, а также мотивируют свою оценку.

    Несколько сниженный уровень осознанности нравственных норм имеют 19 детей (38%). Можно говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, они корректным образом оценивают поведение детей, вместе с тем, они не мотивируют свою оценку.

    Три ребенка (6%) корректным образом оценивают поведение детей как положительное или как отрицательное, вместе с тем, отсутствует мотивировка и формулирование нравственной нормы. Два ребенка не смогли корректным образом оценить поступки детей (4%).

    Соотношение уровней выраженности показателей осознанности детьми нравственных норм представлено на рисунке 3.

    Рисунок 3 - Соотношение результатов диагностики методикой «Закончи историю»

    Таким образом, на основании результатов диагностики, мы можем заключить, что большинство детей характеризуется достаточно высоким уровнем осознания нравственных норм. Дети в большинстве своем успешно называют нравственные нормы, корректным образом оценивают поведение других людей, вместе с тем, отдельные дети имеют сравнительно низкий уровень осознанности нравственных норм. Можно говорить о том, что в целом для дошкольников характерным является средний уровень сформированности когнитивного компонента нравственной сферы.




    Самое обсуждаемое
    Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания
    Выделения на двенадцатой неделе Выделения на двенадцатой неделе
    Боли при месячных во время беременности Боли при месячных во время беременности


    top