Актуальные вопросы современного воспитания и образования. Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания

Актуальные вопросы современного воспитания и образования. Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Таковы, с нашей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

13.2. Национальное своеобразие воспитания

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.

Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай ? традиция? обряд? ритуал.

В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.

Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.

Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

Гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;

Аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;

Расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.

Тенденция использования идей и традиций национального воспитания в последние годы проявляется достаточно отчетливо. В этой связи, прежде всего, следует назвать модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем, разработанных в рядом отечественных ученых (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, Б. А. Сосновский, В. К. Шаповалов и др.) и призванных воспитывать подрастающее поколение на основе идеи национально-духовного возрождения России. В рамках этих моделей: а) обеспечиваются права каждой нации, входящей в состав Российской Федерации, на самостоятельное этническое и культурное развитие; б) осуществляется освоение культурного наследия своего народа; в) закладываются основы полноправной жизни нации в целом; г) формируются основы гармоничного существования и развития каждого этноса и национальной культуры; д) достигается сбалансированность образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства; е) обеспечивается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

В качестве примера системы национального воспитания можно назвать учебно-культурный научно-производственный центр «Гжель». Эта уникальная воспитательная система создана с учетом национального своеобразия воспитания на базе региона, являющегося колыбелью и основным центром русской керамики. Главная цель данной системы – комплексное решение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для региона на основе соединения обучения с воспитанием, гражданским и профессиональным становлением молодежи.

Структура воспитательной системы «Гжель» включает следующие ступени: 1) детские сады, дающие воспитаниикам в процессе специальных игр первичные представления о наиболее распространенных профессиях региона; 2) общеобразовательные школы, в которых учебный труд, творческая деятельность и общение ориентированы на знакомство с материальной и духовной средой региона; 3) Гжельский художественно-промышленный колледж, который готовит высококвалифицированных специалистов на основе приобретения опыта творческой деятельности; 4) высшие учебные заведения, в которых на базе опорных пунктов ряда московских вузов проводится подготовка специалистов, сочетающих приобретение навыков профессиональной деятельности и опыт решения практических задач региона; 5) учреждения культуры, включающие дома культуры, музеи, кинотеатры, библиотеки региона.

Эффективность воспитательной системы «Гжель» затрагивает различные сферы жизнедеятельности региона; социальную (молодежь чувствует внимание и заботу, получает возможность трудиться на всемирно известном промысле с хорошими условиями труда и оплаты); экономическую (на основе результатов, полученных в научно-исследовательской работе, осуществляются конкретные региональные, социальные и экономические проекты); региональную (создана система, выступающая научно-исследовательской и методической базой для организации и эффективного осуществления воспитательной работы в регионе).

13.3. Воспитание культуры межнационального общения

Культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке;

самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.

В соответствии с этим процесс воспитания культуры межнационального общения включает:

Ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;

Формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;

Развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий;

Обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.

Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Для этого учащиеся должны иметь представление:

1) о месте и роли ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

2) сути деятельности Совета Европы, Европейского союза, Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Содружества Независимых Государств и др.;

4) культуре народов и государств мира, взаимовлиянии культур и традиций;

5) экономических основах взаимодействия стран и народов, разделении труда между народами, кооперировании предприятий различных стран, передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, создании производственных филиалов за пределами национальных территорий;

6) требованиях ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинных причинах отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обосновании необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

7) политических, экономических, технических, хозяйственных, культурных изменениях, происходящие в мире.

Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет так называемая кросс-культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать другим людям, чувствовать и понимать их проблемы, уважать и принимать культуру другого народа. При этом особое внимание необходимо обратить на воспитание исторической памяти, донесение до учащихся правды о становлении и развитии нашего многонационального государства, что очень важно для установления объективной истины и формирования личной позиции.

Формирование культуры межнационального общения – длительный и многогранный процесс, связанный с формированием культуры межличностных отношений.

На бытовом уровне это проявляется в том, что дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность социально-исторического развития нашей страны. Задача педагогов при этом – сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого, что главное – каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.

На педагогическом уровне воспитание культуры межнационального общения начинается в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.

В средних классах задачи воспитания культуры межнационального общения усложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному чванству.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).

Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.

Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы.

Педагогу следует исходить из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения. Но патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, путем призывов и лозунгов. Важно создавать детские организации, ведущей целью которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эти организации самостоятельно разрабатывают программы возрождения родного языка, изучения истории и культуры народа.

Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.

Целесообразно также обратиться к опыту клубов интернациональной дружбы (КИД), который широко известен в отечественной воспитательной практике, но не всегда был положительным из-за чрезмерной идеологизации и формализма. В практике ряда таких коллективов есть интересные находки в решении проблем межнационального общения. Это постоянные контакты (по переписке и непосредственные) со сверстниками из других стран, использование собранной информации на уроках и во внеклассной работе.

Могут быть организованы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

В рамках КИД могут быть созданы группы переводчиков, экскурсоводов, организованы творческие встречи с представителями разных национальностей, других стран. Целесообразна организация творческих коллективов, представляющих искусство и культуру других народов, например кукольного театра «Сказки народов мира».

13.4. Работа с неблагополучными семьями

Кризисное состояние современного общества послужило причиной возникновения множества проблем в современном воспитании. Среди них одной из самых значительных является проблема воспитания детей в семье. Среди объективных социально-экономических причин неблагополучия в семейном воспитании наиболее важны следующие:

Падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей (резкое социально-экономическое расслоение общества, постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы, рост скрытой и явной безработицы);

Сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;

Нерешенная жилищная проблема;

Дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;

Резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;

Усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде и социуме в целом.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты семейного воспитания, наиболее типичными из которых выступают следующие: 1) неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями; 2) гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни; 3) непоследовательность и противоречивость воспитания (разрыв между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованность педагогических действий родителей и бабушки и т. п.); 4) непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей; 5) негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет ситуации, запрограммированность требований и отсутствие альтернатив в решениях, навязывание ребенку собственного мнения, резкая смена отношения к ребенку в различные периоды его жизни); 6) аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье атмосферу суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения; 7) тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляя их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством; 8) авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле; 9) категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к установлению строгой дисциплины и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка; 10) гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у детей, так как приводит к возникновению психотравмирующих для ребенка ситуаций.

Единственный ребенок в семье – это объективно более трудный субъект воспитания, чем дети из многодетных семей. Обычно он взрослеет позже сверстников, а в отдельных отношениях, напротив, слишком рано приобретает внешние признаки взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку много времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т. п.

В многодетной семье взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковые привязанность и внимание. Для старших детей в такой семье характерны категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. В многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. У нее меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, чем в однодетной семье, что сказывается на его развитии.

В неполной семье дети часто становятся свидетелями и участниками событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад родительской семьи, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др.). Согласно статистике доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47 %, в их числе 30–40 % подростков, употребляющих алкоголь или наркотики, 53%о занимающихся проституцией. В неполных семьях велика доля педагогически запущенных детей, которые остаются без присмотра и в силу материальных и других проблем нередко становятся безнадзорными или занимаются бродяжничеством.

Реальностью современной России является увеличение числа детей-сирот, заботу о которых берет на себя государство. Условно можно выделить две группы детей-сирот: дети, лишившиеся родителей, и социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях (отказные дети, дети-подкидыши; дети, чьи родители продолжительное время находятся в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют).

Можно также выделить группу детей, которые находятся под угрозой потери семьи. Это беспризорные и безнадзорные (уличные) дети; беглецы (дети, ушедшие из семей и интернатных учреждений); дети, подвергающиеся в семьях унижениям и оскорблениям, физическому и сексуальному насилию; дети из семей алкоголиков и наркозависимых родителей; дети, имеющие хронически больных родителей.

Эти и многие другие проблемы, связанные с формированием личности в условиях неправильного семейного воспитания, требуют особо бережного отношения к детям, входящим в группу риска. Эффективное решение проблем подобных семей возможно только на основе объединения усилий все социальных институтов общества.

Любое, даже самое черствое сердце отзывчиво на добро, детское - вдвойне

В современной ситуации социокультурной и экономической жизни проблемы воспитания подрастающего поколения приобрели особую актуальность. Возросло внимание к проблемам воспитания со стороны государства, органов управления образованием, педагогической науки. Но несмотря на это все общество выражает недовольство состоянием воспитания современной молодёжи.

Известно, что для воспитания существенную роль играет социальный опыт прошлых поколений. Россия в течение более 70 лет была страной закрытой, лишь немногие её жители хорошо владели иностранным языком, имели возможность бывать за границей, читать разную зарубежную литературу, общаться с иностранцами. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Для россиян, особенно молодых, так как «молодежь – дитя нашего неспокойного времени», мир становится всё более открытым. Они не только бывают в других странах, но учатся там и работают. Они, как губка, впитывают новые для себя ценности, усваивают обычаи, традиции разных народов. Доступность других культур создаёт условия не только для идентификации человека с другими культурами, что позволяет ему лучше понимать, усваивать и принимать ценности, традиции, обычаи другой культуры, но способствует и обособлению человека от других культур, ставит его в ситуации соотнесения с ними, последнее способствует и лучшему пониманию своей собственной национальной культуры. Но становится доступной не только культура высокого уровня, но и массовая культура, которая включает в себя и образцы низкого уровня. Они-то для современных детей и молодёжи подчас являются более желанными и легко осваиваются. В связи с этим возникают вопросы. Какая молодежь будет определять пути развития общества в ХХI веке? Кто и как должен сегодня решать задачи воспитания детей? Какие идеалы и принципы определяют или должны определять воспитательные цели и организацию воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством?

Эти и другие вопросы к семье, к системе образования, к общественным организациям, к иным социальным институтам, к науке и к практике. Их обсуждают и решают на федеральном и региональном уровне, на уровне муниципальных образований, конкретных образовательных учреждениях и педагогических коллективов. В качестве приоритетного вопрос об организации воспитательной работы стоит перед теми, кому предназначено управлять социальной сферой, в частности, системой образования.

Воспитание детей, в узком смысле слова, определяется как процесс целенаправленного формирования личности, мировоззрения, нравственного облика, определенных черт характера. При этом, речь, как правило, идет либо о семейном воспитании, либо о целенаправленной деятельности педагогов, их воспитательной работе в условиях учреждений и организации разных типов, видов и ведомств Воспитание как общественные отношения, в которых одни люди прямо или косвенно, непосредственно или апосредственно воздействуют на других в целях направленного формирования или изменения их определенных личностных качеств и форм поведения (сп, Баринов).

Воспитание как один из компонентов составляющих процесс социализации детей, подростков и юношества, происходит сегодня в необычайно противоречивых условиях. Ослаблено воспитание в семье. Негативные явления жизни пагубно влияют на становление нового поколения.

Проблема воспитания патриотизма в современной России одна из самых острых и сложных. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Распад СССР, экономические неудачи, падение авторитета страны в мире, критика и недружественная политика со стороны многих западных стран, локальные вооружённые конфликты также не способствуют формированию патриотических чувств. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Поэтому ключевой задачей современного российского образования является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности, воспитание патриотизма является одним из главнейших ориентиров современного образования.

Обучение в школе – один из важнейших этапов в жизни человека. Как правило, школа становится для ребенка «вторым домом». И именно здесь ему прививают такие важные человеческие качества, как честность, добросовестность, коллективизм, уважение к представителям старшего поколения, мужество, любовь к своему народу и своей Родине, мужество. Не меньшее значение также уделяется уважению к собственной семье, родителям и семейным традициям, ведь гармоничная любящая семья – это ячейка высоконравственного, успешного и процветающего общества. Именно в школе закладывается фундамент для социальной активности, которая направлена на служение интересам Родине. Здесь же дети осознают всю важность честного труда, учатся воспринимать его как главный ключ к достижению успеха в жизни. Также в рамках духовно-нравственного воспитания ученики должны получить положительное отношение к здоровому способу жизни, приобрести активную позицию в тех вопросах, которые касаются их здоровья. И, разумеется, получить полное...

Моя работа, как классного руководителя, строится на рассмотрении вопросов воспитания у школьников патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел.

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию. Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.

Патриотические чувства, любовь к Родине развиваются у старшеклассников в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении, обретение своего места в коллективе сверстников, признании товарищей, ориентация на требования коллектива и повышение внимания и требовательности к себе, большая социальная активность.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и вне учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно- эстетической среды.

Постоянной, острой проблемой стало нравственное воспитание школьников, молодежи на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Средства массовой информации играют особую роль в процессе глобализации. Можно сказать, что они информационно обеспечивают его. Именно с помощью средств массовой информации человек не только получает сведения о мире, других странах, народах, их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, средства массовой информации далеко не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой, с её худшими образцами, особенно этим грешит отечественное телевидение. Воспитывать нравственного человека на таком фоне достаточно сложно. Другой существенной составляющей нравственного воспитания является развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Таким образом, и идеологией современного воспитания должен выступать гуманизм. В основу нравственного воспитания могут быть положены ценности: человек, семья, Отечество, Земля, мир, труд, культура, знания (В.А. Караковский).

Но поскольку речь идёт о гуманистических ценностях, необходимо обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма - ценность человека. Для ребёнка она проявляется в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного.

Хочу отметить, как бы хорошо ни проводились классные часы по патриотическому воспитанию, как много бы ни делала школа, самый прочный фундамент мировоззрения закладывается именно в семье. Родители также могут сделать немало для развития чувства патриотизма у детей. Отправиться с ними на экскурсию по интересным историческим местам страны, рассказать о подвигах прадедушек и прабабушек в годы войны, показать фото из семейного архива. Кто-то из родителей, возможно, предложит своему чаду посмотреть интересный документальный фильм об исторических событиях, кто-то – покажет, как много радости можно получить, поделившись одеждой или другими вещами с детьми-сиротами и инвалидами. Все эти маленькие шажочки на пути к формированию великой личности имеют огромное значение. Патриотическое образование детей должно происходить как в школе, так и за ее стенами, в кругу семьи. Только в таком случае ребенок сможет осознать его значимость и перенять важнейшие нравственные, культурные и гражданские ценности....

Список литературы

1. Селиванова Н. «Современные проблемы воспитания в образовательных учреждениях» ж. Воспитательная работа в школе № 5, 2012г.;

2. Грищенко В.Н. кандидат пед наук «Современная практика воспитания в образовательном учреждении» ж.Инновационные проекты и программы в образовании №3, 2010

Воспитание современного человека начинается задолго до того, как он начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Для того чтобы он вырос успешным и счастливым, родители должны приложить немало душевных и физических сил. Современные подходы к воспитанию очень отличаются от тех, которыми пользовались наши родители. Им было достаточно знать, что ребенок сыт, одет, хорошо учиться в школе и посещает какой-нибудь кружок, ведь действительность того времени не требовала особых родительских подвигов. Стране нужны были исполнительные покорные рабочие, для строительства светлого будущего. Дети в нормальном ритме учились в школе и отдыхали после уроков.

Воспитание на современном этапе – это совокупность различных методов, направленных на то, чтобы маленький человек стал конкурентоспособным и востребованным в социуме, уже начиная со школьной скамьи, а для этого он должен стать личностью с большой буквы. Садясь за парту в первом классе, ребенок уже должен уметь читать и иметь представление о цифрах, знать в какой стране он живет и кто его родители, ориентироваться во временах года и днях недели.

Современные методы воспитания детей весьма разнообразны, и у специалистов в этой области нет четкого представления, какой из них является оптимальным, но, главное, чтобы и учителя и родители придерживались одной тактики или дополняли друг друга, а не противоречили. Если ребенок попал к педагогам, которые придерживаются современных концепций воспитания, то, можно сказать, что ему повезло, ведь такие люди стремятся преподнести ребенку знания в подходящей именно ему форме.

Современные методики воспитания детей

Проблемы воспитания в современном мире есть и будут до тех пор, пока взрослые, берущие на себя ответственность, становясь родителями, не изменят прежде всего себя в лучшую сторону. Это же касается воспитателей и учителей. Ведь невозможно прививать ребенку представления о доброте и справедливости самому, не обладая этими качествами. Глубоко чувствующая ребячья душа видит всю фальшь, и все уроки от такого человека становятся бессмысленны.

Современное воспитание детей начинается буквально с рождения. Родители последователи методики Глена Домана окружают малыша различными картинками и надписями стимулируя его интеллект, данный от природы. Рука об руку с интеллектуальными нагрузками идут и физические, ведь немаловажен баланс.

Ближе к году ребенку предлагают осваивать метод или . Нельзя сказать что лучше для ребенка – любящая мамочка, отдающая всю себя развитию малыша или специалисты в центрах раннего развития, которые профессионально подходят к современным технологиям воспитания. В любом случае, когда ребенку уделяется максимум внимания, и он растет в дружественной атмосфере, это положительным образом формирует его маленькую личность.

Современные проблемы семейного воспитания

Семья для ребенка – это его первая воспитательная среда, в ней он учится и постигает главные жизненные ценности, основываясь на опыте поколений и отношения внутри семьи. К сожалению, современная жизнь устроена так, что родителям для того, чтобы обеспечить достойное существование своей семьи приходится очень много работать. А в это время ребенка воспитывают в лучшем случае родственники, и часто он предоставлен сам себе. Детская психика устроена так, что как губка впитывает всё то, чем ребенок окружен. Вся негативная информация наряду с позитивом отражается на нем в большей или меньшей степени.

Современные проблемы воспитания детей это проблемы общества в целом. Неполных семей становится всё больше, родители снимают с себя обязанности по воспитанию и перекладывают их на компьютер и телевизор, мотивируя своей занятостью и тем, что обеспечивают ребенка финансово. До тех пор, пока мы не осознаем, что вложенное нами в детей, окупится позже, в виде более воспитанного и цивилизованного общества, мы будем винить общество, государство, но никак не себя. Потому, давайте начнем с себя во благо своих детей и их будущего!

Принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда - меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки .

Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми . Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства.

Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики. Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе ?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие . Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет . Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому . Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе .
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью .

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд.,дораб.—М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второгопоколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
  3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61
  4. Лизинский В.М. "Практическое воспитание в школе”, М, Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  5. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание - М, 2000.
  7. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. - Калуга, 2000.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

Фото : Марина Учеватова.

Именно в семье закладывается характер и принципы будущей взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок вырастет разгильдяем и ни к чему не приспособленной личностью. Но нельзя допускать и полностью авторитарного руководства над жизнью малыша.

В настоящее время существует не одна методика воспитания детей. Но современное общество требует нового, инновационного подхода в этом процессе. Он должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Воспитание в наши дни: его особенности

В каждое столетие, в любой отдельной эпохе есть свои методы воспитания. Наши прадедушки и прабабушки почитали своих родителей, и их бы удивило поведение современных детей. Да и мы давно не следуем «Домострою», из-за чего, кстати говоря, и происходит борьба поколений.

Наши родители, да и кто-то из нас самих рос в семьях с небольшим достатком. Несмотря на то что в то время было немало проблем, дети получали хорошее образование, посещали дополнительные занятия и кружки. Как же строится современное воспитание?

В отличие от наших предков, современные дети живут в довольно комфортных условиях. Им доступны различные гаджеты, есть возможность отправиться в путешествие и т. п. Такой богатой жизнью дети обязаны своим родителям, ведь это они, порой ущемляя собственные потребности, ставят на ноги любимое чадо и делают так, чтобы оно ни в чём не нуждалось.

Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.

Современные дети реализуют себя в искусстве. Это могут быть танцы, спорт, музыка, различные кружки. Они самовыражаются более гуманистически и осмысленно, чем предыдущее поколение. Их увлечения имеют более интеллектуальный оттенок.

Благодаря новой технике дети проводят больше времени за компьютером. Они с интересом ведут интернет-дневники. И вот перед вами уже необычный ребенок, а веб-дизайнер, фотограф или журналист.

Современное воспитание основывается на уважении к детям . Нужно внимательно слушать то, что говорят дети, и стараться не критиковать их высказывания. Воспитательный процесс зависит от тенденций современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей, старайтесь показать им, что хорошо и плохо. Научите их отличать доброжелательных людей от разрушительных личностей.

В подростковом возрасте дети уже должны иметь представление о нюансах современного социума и быть адаптированы к нему. Современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка. Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию.

Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения. Изучив несколько методик, можно выбрать свою - ту единственную, которая будет подходить в воспитании именно вашего ребенка.

Методика Торсунова

  1. К первой относятся ученые, которые склонны к исследованиям и любят учиться.
  2. Вторая категория - это управленцы. Они умеют прекрасно руководить людьми.
  3. К третьей категории автор относит хозяйственников и торговцев, отличающихся практичностью и желанием обогатиться.
  4. И, наконец, четвертая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающих от практических знаний.
  5. Торсунов выделял и пятую категорию личностей. Это неудачники. Как правило, такие люди не получают нужного воспитания и не могут реализовать свои способности, так как их родители не позаботились об этом.

Воспитание в страсти является вторым способом воздействия. Именно мать заинтересована в благополучном развитии своего малыша. Она заботится о том, чтобы он получил как можно больше любви.

При третьем методе воспитания получаются избалованные дети. По мнению автора, ребенок растет таким из-за невежественного отношения родителей к воспитанию. Равнодушие по отношению к ребенку наблюдаются в четвертом методе. В этом случае взрослые не обращают внимания на личность своих детей.

В Ведической культуре воспитание детей должно отталкиваться от их способностей. Нужно развивать те задатки, которые существуют в человеке от природы. Современное воспитание должно учитывать все эти моменты. Нужно учить детей слушать и слышать. В современном воспитании за основу нужно брать ведическую культуру и её принципы. Однако сегодня они будут иметь другие термины и трактоваться по-своему.

Воспитание по Ашеру Кушниру

Автор читает лекции по современному воспитанию. Их можно отыскать на просторах интернета. Он рекомендует родителям постепенно познавать этот процесс. Взрослые, как правило, занимаются воспитанием своих детей на базе опыта предшествующих поколений. Бывают случаи, когда воспитательный процесс совсем отсутствует в семье. Кушнир говорит о том, что воспитатели проходят обучение в специальных учреждениях в течение пяти лет, чтобы познать все тонкости самого процесса воспитания. Именно поэтому родители должны учиться ему постепенно.

Подчинение детей родителям, причем безоговорочно, давно изжило себя. Ведь современное общество имеет другие принципы и устои. Самой большой проблемой современности, считает Кушнир, является воспитание детей. Он не призывает отходить от традиций, но при этом нужно учитывать и новые веяния психологии.

Литвак и его методика воспитания

Базовой основой воспитательного процесса Литвак считает «метод сперматозоида». В него он положил принцип натиска, проникновения и умения лавировать. Воспитывать ребенка, считает Литвак, можно методом от обратного. Подавлять личность ребенка нельзя.

Автор считает, что при использовании его метода изначально возможна негативная реакция ребенка на воспитательный процесс. Но не нужно делать паузу. Если продолжать следовать принципам Литвака, можно добиться больших успехов.

Вальдорфская школа

Психологи и педагоги пытаются разработать систему воспитания современного поколения, чтобы оно было духовно развито. При этом личность должна быть физически подготовлена. В этом направлении работает и Вальдорфская школа. Она считает, что не нужно препятствовать младшему школьнику познавать окружающий мир. На примере родителей ребенок сам поймет, что ему нужно и интересно, а в основе будут лежать его природные способности.

Проблемы воспитания современных детей

На возникновение проблем зачастую влияет окружающий мир. То количество информации, которое обрушивается на ребенка, огромно. Некоторую долю он усваивает с интересом, однако чрезмерные нагрузки сказываются на его психическом здоровье.

Мы считаем, что современные дети непослушны . Но это совсем не так. За потоком информации и различного рода нагрузками мы не замечаем, как они дисциплинированы, добры, эрудированны и умны. Вся проблема во времени, в котором приходиться жить современному ребенку.

Наши дети достаточно уязвимы. Несправедливость для них чужда. Они её просто не воспринимают. Но общество, к сожалению, не всегда может предоставить детям той прозрачности, которую они хотят получить от него.

В каждый возрастной период возникают определенные проблемы в воспитании детей. Так, до школьного возраста у них ещё не сформирован характер, но есть инстинкты, по которым они и совершают свои действия. Малыш желает быть свободным. Отсюда и споры с родителями насчет запретов. Здесь-то взрослые и хотят всё взять в свои руки, а ребенок желает получить свободу. Таким образом, возникает конфликт, избежать который помогут тактичность, спокойствие и гибкость в воспитании детей. Малышу можно позволять делать что-то самостоятельно, но при этом держать его в рамках дозволенного.

Самым сложным периодом является младший школьный возраст. Здесь ребенок получает ту свободу, которой добивался с младенчества. Он заводит новые знакомства, самостоятельно справляется с некоторыми проблемами, пытаясь занять своё место в обществе. Поэтому ребенок может капризничать и проявлять недовольство. Родители должны с пониманием относиться к нему, проявлять доброту и доверять своему ребенку.

В подростковом возрасте желание обрести свободу становиться более острым. У ребенка уже сформирован характер, есть влияние со стороны знакомых и друзей, он имеет свои взгляды на жизнь. Подросток пытается отстоять своё мнение, при этом не замечая того, что он может ошибаться. Контроль со стороны родителей должен быть незаметным, ребенок должен чувствовать свободу. Он нуждается в теплых и доверительных отношениях со взрослым. Критикуя и давая советы, не стоит перегибать палку, чтобы не задеть самолюбие подростка.

Вступая во взрослую жизнь, юноша уже не слушает своих родителей. Он старается испытать на себе всё, что раньше было под запретом. Нередки конфликты, которые заканчиваются прекращением всякого общения. Важно не доводить ситуацию до такого момента. Нужно уметь идти на компромисс. Чтобы юноша делился всем со своими родителями, нужно поддерживать с ним теплые отношения.

Итак…

Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни.

Детей нужно учить уважать старших и заботиться о младших. Если ребенок проявляет инициативу и старается помочь в делах по дому, нужно поощрить его в этом. Конечно, часть обязанностей придется взять на себя.

Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Мне нравится!




Самое обсуждаемое
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция
Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания


top