1 годик развитие и питание. Умственное и эмоциональное развитие годовалого ребенка. Развивающие и вспомогательные занятия

1 годик развитие и питание. Умственное и эмоциональное развитие годовалого ребенка. Развивающие и вспомогательные занятия

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

Малыш ежедневно растет, меняется его уровень развития, режим дня и рацион. Питание ребенка в 1 год заметно отличается от питания новорожденного малыша и становится более похожим на взрослую еду. Однако и сейчас малыш нуждается в продуманном рационе, который должен содержать все необходимые микроэлементы и полезные вещества.

Многие дети в 1 год еще находятся на грудном вскармливании, но, несмотря на это, малышу необходимо дополнительное питание, способное восполнить запас энергии.

Дети после года уже проявляют физическую активность – бегают, ползают и прыгают. Не меньше энергии забирает у малыша и его умственная активность. Поскольку идет стремительными темпами, родители должны непременно учитывать данный факт и при составлении меню.

Зависимость питания от физиологического развития

Ближе к полугоду у ребенка прорезываются первые зубки. Поэтому его жевательный аппарат тоже начинает активно развиваться. Зачастую многие родители считают это самым подходящим временем для и знакомства малыша с новой пищей. На втором году жизни малыш должен употреблять около 1200 мл пищи в сутки. В процентном соотношении прием пищи можно разделить следующим образом – по 25% на завтрак и ужин, 35% на обед и 15% составляет полдник. Таким образом ребенок после года должен есть минимум 4 раза в день. Если вы чувствуете, что кроха не доедает, то между завтраком и обедом можете предложить ему выпить кефира или съесть грушу или яблоко, это не нарушит режим и поможет малышу продолжать свои исследовательские занятия.

Пока ребенок не достаточно освоил навыки пережевывания пищи, его блюда должны быть в основном кашеобразной консистенции. Но многие родители стараются вводить прикорм и небольшими кусочками. В независимости от формы подачи блюд, рацион малыша в год должны составлять следующие продукты:

  1. Молочные продукты и молоко.
  2. Каши.
  3. Яйцо.
  4. Мясо птицы.
  5. Фрукты и овощи.
  6. Достаточное количество жидкости.

Несмотря на ранний возраст, малыши могут уже высказывать свои вкусовые предпочтения, относительно составленного вами меню. Поэтому родителям стоит учитывать тот факт, что формирование вкусовых пристрастий начинается именно в момент введения прикорма. От того, что вы будете давать есть ребенку в год, будет зависеть его отношение к питанию в последующем .

Ежедневное меню

Рацион питания годовалого малыша должен непременно содержать суточную норму витаминов для роста и всех необходимых питательных веществ. Многие считают, что составление ежедневного сбалансированного меню для годовалого ребенка – это задача, которая посильна лишь узкоквалифицированному специалисту. На самом деле, это лишь заблуждение. В представленном ниже семидневном меню собраны все необходимые продукты для питания ребенка. В последующем, поняв принцип составления суточного рациона, вы сможете самостоятельно заменять продукты, исходя из предпочтений и потребностей вашего крохи.

Меню на 7 дней

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша овсяная на молоке, омлет, пшеничный хлеб, молоко Суп куриный с вермишелью, рыбная фрикаделька, картофельное пюре с зеленым горошком, пшеничный хлеб, компот Кефир и печенье Пюре из брокколи, творог сладкий, чай с добавлением молока, пшеничный хлеб
Вторник Вермишель молочная, пшеничный хлеб с печеночным паштетом, цикорий с молоком Гороховый суп, отварная куриная грудка с гречкой, компот и пшеничный хлеб Кипяченое молоко и пряник Кабачки запеченные, картофельное пюре, сладкий чай и хлеб
Среда Каша манная, хлеб пшеничный, сырный пудинг, чай с молоком Пюре из картофеля, суп из цветной капусты, ржаной хлеб, салат из рыбы с овощами, компот Йогурт и печенье Творог с молоком, пюре из моркови, молоко, пшеничный хлеб
Четверг Омлет с капустой, пирог с яблоками, кефир Суп рыбный, ленивые голубцы, хлеб пшеничный, цикорий с молоком. Пудинг творожный, яблоко Гречневая каша, суфле из печени, хлеб, молоко
Пятница Пудинг рисовый, сладкий чай с молоком, хлеб с маслом Щи из капусты, картофельное пюре, котлета из говядины, компот из сухофруктов, хлеб Банан, печенье, ряженка Творог, пюре из фруктов, кефир
Суббота Каша рисовая, чай с молоком, булка с маслом Суп с фрикадельками, кабачковое пюре, хлеб, цикорий с молоком Груша, йогурт, печенье Гречка с молоком, яблоко, чай с медом
Воскресенье Сырники, чай сладкий, банан Суп с домашней лапшой, рыбные нагетсы, компот, хлеб Сухари с теплым молоком Оладьи, ряженка

Чем кормить ночью

Поскольку рацион годовалого малыша еще подразумевает наличие грудного молока или молочной смеси, ребенку требуются ночные перекусы. Некоторые родители, отработав определенный режим кормления, дают крохе перекусить не только перед сном, но и во время ночного пробуждения. Если малыш находится на грудном вскармливании, то ему будет достаточно подкрепиться лишь маминым молочком. Если малыш питается искусственной смесью, то в его ночной рацион отлично впишется не только адаптированная смесь, но и кефир и компот.

Неподходящий рацион или вред общего стола

Несмотря на то, что малыш уже подрос, изменился его режим питания, а рацион стал более разнообразным, мамы должны помнить о том, что крохе пока еще рано питаться «взрослой» пищей. Многие родители уверены, что как только ребенок научился жевать кусочки, ему пора есть с общего стола. Это убеждение в корне не верно. Малыш на протяжении нескольких лет, а лучше всю жизнь, должен соблюдать не только определенный режим, но и правильно питаться.

Необходимо исключить из рациона следующие продукты:

  • жареное и копченое;
  • соленое и очень сладкое;
  • жирные сорта мяса;
  • кофе и газированные напитки;
  • острые блюда;
  • грибы (до 6 лет).

Режим питания малыша

Поскольку у ребенка в год появляется больше «свободного» времени на исследования окружающего мира, он может постоянно что-то требовать на перекус. Нарушать режим питания не рекомендуется. Поскольку это не только снизит качество потребление пищи, но и сделает его адаптацию к детскому саду более тяжелой. Уже в раннем возрасте стоит приучать кроху соблюдать режим дошкольного учреждения, чтобы снизить нагрузку на психику в дальнейшем . Ребенок растет с каждым днем, меняется меню, режим дня, появляются новые потребности организма. Поэтому мама должна знать о том, как грамотно составить рацион своего малыша, чтобы он рос сильным и здоровым.

Время летит незаметно… Ваш малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, - кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Рост и вес годовалых детей в среднем составляют:


Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов - «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 - молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 — суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 — творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 — картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 — грудное молоко или кефир.
Просмотров: 24586 .

Ваш малыш только что отпраздновал свой первый "юбилей" — ему исполнился годик. Он многому научился за этот год. Должен ли теперь измениться стиль его питания?

Пожалуй, можно сказать, что у вашего крохи наступил переходный этап в питании. Он теперь больше не грудничок . Малыш станет все больше осваивать "пищевую среду" и приближаться в своих пищевых привычках и пристрастиях к взрослым. Но крохе требуется некоторое время, чтобы постепенно перестроиться на новый стиль еды.

К этому возрасту в пищеварительной системе малыша тоже произошли большие изменения. Во-первых, он уже обзавелся собственными зубами. Как правило, к 1 году у детей бывает по 6-10 молочных зубов. Стремительно совершенствуются жевательные навыки малыша. В этом процессе не последнюю роль играет интерес к пережевыванию пищи, которая "достается" крохе в крупноизмельченном или даже неизмельченном виде. Во-вторых, значительно выросла активность пищеварительных ферментов, вырабатываемых в различных отделах пищеварительного тракта малыша. Это значит, он уже готов переварить и усвоить гораздо более сложные продукты, нежели полгода назад. В-третьих, ребенок уже познакомился со многими вкусами блюд, у него, вполне вероятно, уже сформировались те или иные вкусовые предпочтения. Дальнейшее видоизменение питания должно быть сопряжено не только с увеличением питательности рациона, но и с расширением вкусовых познаний малютки.

Как правило, кормления грудью после 1 года происходят рано утром и поздно вечером, перед сном. Нередко еще в этом возрасте сохраняются и ночные кормления. В этом нет ничего страшного: грудным молоком невозможно перекормить. Кроме того, последние исследования позволяют с уверенностью сказать, что ночные кормления грудью не только не повышают риск развития кариеса, но и напротив — предотвращают его развитие. Антитела, содержащиеся в грудном молоке, сдерживают рост стафилококка, являющегося основной причиной развития кариеса.

Если малыш уже перестал получать грудное молоко, но продолжает "прикладываться" по ночам к бутылочке со смесью или даже соком, то этому нужно положить конец. К сожалению, смеси отличаются по свойствам от грудного молока. Поэтому их употребление, особенно в ночное время, значительно повышает риск развития кариеса. Дело в том, что после них, как и после любого приема пищи, кислотно-щелочной баланс в ротовой полости сильно смещается в кислую сторону, что создает предпосылки для разрушения зубной эмали. Да и вообще, малыша к полутора годам уже следует отучить есть ночью (это не относится к кормлениям грудью), так как это нарушает сон, ухудшает аппетит в течение дня и не дает выспаться родителям.

Когда и сколько кормить ребенка?

До 1,5 лет можно оставить малышу пятиразовое питание, но если вы замечаете, что ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, значит, его пора перевести на "взрослый" четырехразовый режим: завтрак, обед, полдник и ужин. В этом случае интервалы между кормлениями составляют 3,5-4 часа. Именно за этот период, согласно данным исследований, съеденная пища эвакуируется из желудка крохи, то есть он готов к следующему приему пищи. Следует довольно четко выполнять установленный режим питания: старайтесь не отклоняться от "графика" более чем на 15-30 минут. При соблюдении режима кормлений наблюдается более четкая работа всей пищеварительной системы: пищевой рефлекс обусловливает формирование хорошего аппетита, своевременно и в достаточном количестве вырабатываются пищеварительные соки, что позволяет хорошо переварить и усвоить пищу. При беспорядочном питании подобный рефлекс почти не вырабатывается, выделение ферментов и соков снижается, и пища перерабатывается хуже. Старайтесь ничего не давать малышу между кормлениями — фруктов, соков, молочных продуктов и тем более сладостей. Особенно это относится к детям со сниженным аппетитом. Подобные "перекусы" снижают аппетит крохи, сбивают установленный механизм выработки пищеварительных соков, поэтому во время основных приемов пищи он может отказаться от тех или иных полезных продуктов.

Калорийность суточного рациона ребенка в 12-18 месяцев составляет примерно 1300 ккал, объем питания — 1000-1200 мл. Распределение этого количества в течение дня достаточно равномерное: завтрак и ужин — по 25%, обед — 35%, полдник — 15%. Подсчитано, что на каждый килограмм массы тела годовалому ребенку требуется в сутки около 4 г белка, 4 г жира и 16 г углеводов. При этом белки животного происхождения должны составлять не менее 70% от их общего суточного количества, растительные жиры — примерно 13% от общего количества жира.

Что подать к столу?

К 1 году ваш малютка, скорее всего, познакомился уже практически со всеми видами продуктов. После 1 года видоизменение рациона предполагает как обращение к новым продуктам, так и постепенное изменение способа их приготовления и степени измельчения.

Грудной или не грудной?
Несмотря на то что кроха формально уже покинул ряды грудничков, отлучать его от груди, пожалуй, еще рановато, тем более в жаркое время года (последнее обстоятельство значительно повышает риск подхватить кишечную инфекцию). Многие педиатры считают, что кормить грудью стоит примерно до 20-24 месяцев. Ведь сосание груди не только дает малютке возможность получить вкусное молоко, но и позволяет ощутить материнское тепло и заботу, обеспечивая психологический комфорт. Нельзя также забывать о том, что молоко и в этом возрасте остается чрезвычайно полезным: оно содержит специальные вещества, стимулирующие развитие нервной системы, в частности головного мозга, многие витамины, антитела, легко и полностью усваивается.

Молочные продукты в питании ребенка

Большое место в питании по-прежнему занимают молочные продукты. Они являются источником ценного кальция, витаминов группы В, а также поставщиком белка и молочного жира. После 1 года малышу можно предлагать кефир (до 200 мл в сутки), йогурт (200-300 мл). Лучше не превышать рекомендуемое количество, так как молочнокислые продукты богаты кислыми соединениями, что может перегружать как пищеварительную, так и выделительную системы малыша. Лучше, чтобы йогурт был изготовлен специально для детского питания. Если вы даете крохе "взрослые" йогурты, следите, чтобы они были нежирными (молочными, а не сливочными) и содержали как можно меньше сахарозы, консервантов, ароматизаторов и прочих искусственных добавок. Конечно, лучше предпочесть "живые" йогурты — они позволяют поддерживать полезную кишечную флору. Такие йогурты имеют ограниченные сроки хранения (обычно не более 2 недель), и хранить их можно только в холодильнике, при температуре 2-8°С. Если на упаковке йогурта указано, что срок хранения превышает 1 месяц, значит, этот продукт прошел термическую обработку и не содержит живых молочнокислых культур. Также актуальными остаются молочные смеси — так называемые "последующие формулы", то есть те, что предназначены для питания детей после 6 месяцев. Почему же даже после 1 года стоит предлагать их крохе? Дело в том, что диетологи все более сходятся на том, чтобы отложить знакомство малыша с цельным коровьим молоком хотя бы до 2-2,5 лет, что связано с высокой частотой аллергических реакций к белку коровьего молока.

Другими важными молочными продуктами являются творог и сыр. Суточную дозу творога можно после 1 года увеличить до 70 г в день. Некоторые родители предпочитают давать его детям через день, но в дозе около 140 г. Творог можно давать в "чистом" виде, а можно приготовить из него пудинг, запеканку, ближе к полутора годам — сделать сырники. Сыр чаще используется в тертом виде в качестве добавки к макаронным изделиям. Но некоторые малыши любят погрызть сыр своими зубками. В этом случае данный продукт будет способствовать еще и становлению жевательных навыков.

Сливочное масло чаще всего используется в качестве добавки к кашам или намазанным на хлеб. Рекомендуемая доза его составляет около 12 г в день. Лучше не подвергать сливочное масло тепловой обработке (то есть добавлять уже в готовые блюда).

После 1 года можно в небольших количествах использовать нежирную сметану и сливки. Сметана наилучшим образом подходит для заправки первых блюд, сливки — для приготовления соусов ко вторым блюдам.

Фрукты и овощи в питании ребенка

Фрукты и овощи тоже должны быть широко представлены на столе малыша. После 1 года можно потихоньку знакомить малютку с новыми видами фруктов и ягод: клубникой, вишней, черешней, киви, абрикосами, персиками, смородиной, крыжовником, черноплодной рябиной, облепихой, малиной, ежевикой, клюквой, черникой, брусникой и даже цитрусовыми. Разумеется, подобные знакомства должны быть хорошо обдуманы, а маме предстоит внимательно наблюдать за реакцией крохи на каждый новый вводимый продукт. У детей с аллергическими реакциями лучше не предпринимать новых шагов без консультации аллерголога или педиатра. Ягоды, имеющие довольно плотную кожуру, лучше измельчать в пюре, в то время как мягкие сочные плоды (абрикосы, персики, киви) можно предлагать малышу дольками. Даже если ваш ненаглядный карапуз хорошо переносит экзотические фрукты (цитрусовые, киви), не давайте их много: эти плоды содержат довольно много растительных кислот, что в большом количестве может раздражать нежную слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Виноград усиливает процессы брожения в кишечнике и перегружает рацион ребенка углеводами. Вместе с тем, он относительно беден витаминами. Вот почему диетологи рекомендуют начать его употребление в более позднем возрасте — ближе к трем годам. Фрукты можно давать малышу в завершение основных приемов пищи, можно также добавлять в кашу, смешивать с молочными продуктами. Рекомендуемая доза фруктов — около 200-250 г в день. К этому количеству можно добавить еще 100 мл фруктового сока. Если до 1 года следовало предпочесть осветленные соки, то после 1 года вполне можно давать крохе соки и нектары с мякотью.

Овощное меню малыша можно обогатить свеклой, репой, томатами, зеленым горошком, фасолью. Бобовые следует давать детям в небольших количествах и только в хорошо проваренном и тщательно измельченном виде, так как эти продукты богаты грубой клетчаткой, которая вызывает повышенное газообразование в кишечнике, усиливает перистальтику, что может привести к болям в животе и разжижению стула. Овощи находят основное применение в супах и гарнирах к мясным и рыбным блюдам. Их можно не только отваривать, но и тушить. В возрасте 1 года они даются в виде пюре, ближе к полутора годам можно начинать предлагать малышу мягкие отварные или тушеные овощи кусочками. Ближе к полутора годам можно начать иногда предлагать крохе и огородную зелень — укроп, петрушку, кинзу, черемшу, шпинат, салат, зеленый лук. Мелко нарезанную зелень можно добавлять в супы и вторые блюда перед подачей их к столу.

Растительные масла лучше добавлять в финальной стадии приготовления овощей, чтобы как можно меньше подвергать их тепловой обработке, так как в процессе нагревания любых жиров образуются канцерогены, вредные для здоровья не только грудничка, но даже взрослого человека.

Мясо, рыба, яйца в питании ребенка

Мясные продукты даются в виде паровых котлет, тефтель, фрикаделек, мясного суфле и пудинга в количестве 100 г ежедневно. Ближе к середине второго года можно предлагать малышу тушеное мясо мелкими кусочками, но при этом внимательно следить за тем, чтобы он не подавился. В питании по-прежнему используются многие сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, курица, а также субпродукты -печень, язык, сердце, мозги. Мясо водоплавающей птицы (утки, гуся) и баранина богаты тугоплавкими жирами, что усложняет переваривание и усвоение этих сортов мяса, поэтому их можно давать лишь время от времени.

Рыбу следует предлагать один — два раза в неделю по 30-40 г на прием как замену мясным блюдам. Можно приготовить рыбные котлеты (паровые) или тефтели, потушить рыбное филе.

Яйца также имеют большое значение в после 1 года, так как богаты ценными питательными веществами — легкоусвояемым белком, ценными аминокислотами, витаминами (A, D, Е), фосфолипидами, минеральными веществами, микро- и макроэлементами. Белок яиц усваивается практически полностью — на 96-97%, жиры — примерно на 95%. Для питания малышей используются только куриные и перепелиные яйца. Яйца водоплавающих птиц исключаются из-за высокого риска передачи опасных инфекций. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством незаменимой аминокислоты — триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина. Детям до 1,5 лет предлагать яйца следует только в сваренном виде (вкрутую) или в виде омлетов на молоке (они также могут содержать различные овощи). В сыром виде (а кроме того, "всмятку" и "в мешочек" яйца хуже перевариваются, так как содержат неденатурированный белок, а также опасны с точки зрения передачи инфекций. Омлет удобно готовить в микроволновой печи. Тогда он будет не поджаренным, как на сковороде, а печеный, без корочки. Омлетную массу выливают в посуду, предназначенную для микроволновых печей (без использования масла) и ставят в печь на 2-3 минуты. Кроме того, яйца добавляются к другим продуктам во время приготовления различных блюд (сырников, блинчиков и пр.). Поскольку яйца — продукт с высокими аллергенными свойствами (перепелиные яйца все же намного менее аллергенны, чем куриные), их не стоит давать детям ежедневно, лучше делать это 3 раза в неделю или через день. Рекомендуемая доза яиц составляет % куриного яйца в день или целое — через день. Для перепелиных яиц доза увеличивается примерно вдвое.

Крупы, мучные и хлебобулочные изделия в рационе ребенка

Крупы широко используются в детском питании. Особенно полезны для малышей овсянка и гречка, можно также использовать кукурузную, рисовую, пшенную и другие виды круп. Годовалому малышу будет проще жевать и глотать, если каша будет иметь однородную консистенцию, поэтому еще часто используются растворимые ("инстантные") каши. Ближе к полутора годам можно давать хорошо разваренные крупы без дополнительного измельчения.

Время от времени можно использовать в питании детей макаронные изделия. Их можно дать в виде гарнира или заправить ими суп. Впрочем, злоупотреблять ими не следует, так как они богаты легкоусвояемыми углеводами. Рекомендуется предлагать их малышу один — два раза в неделю.

Хлеб также используют в питании детей этого возраста. До 1,5 лет лучше предлагать малюткам только белый хлеб: он легче переваривается. Общее количество хлеба в день не должно превышать 100 г. Начиная с 1,5 лет можно включать в рацион крохи немного ржаного хлеба (до 50 г в сутки). Детям до 1,5 лет ржаной хлеб не предлагают, так как кислое тесто, из которого он приготовлен, вызывает брожение в кишечнике.

Взросление маленького ребенка даже на месяц всегда вызывает у родителей радость и одновременно тревогу, так как они неизбежно задумываются о том, правильно ли развивается их малыш и обладает ли достаточным списком навыков. Снизить уровень тревоги помогут знания о том, в чем заключаются особенности развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев оценивается на основании таблиц норм, которые разработаны для каждого возраста и пола младенца. Незначительное отклонение от установленных показателей не считается опасным, так как развитие каждого малыша сугубо индивидуально.

Пропорциональность тела

За год жизни пропорции тела младенца претерпевают существенные изменения. Происходит увеличение окружности головы в среднем до 12 см, ежемесячно прирост составляет около 1 см. Первые пару месяцев головка новорожденных росла более интенсивно, затем активно начинает увеличиваться грудная клетка. К возрасту 1 года размер окружности груди в среднем на 2 см больше показателя окружности головки.

Увеличение объема головы

По данным российских педиатров, нормой для годовалых девочек объема головы считается показатель от 44,2 до 47,3 см. Для мальчиков он больше и составляет от 45,3 до 48,6 см.

Количество зубов

Существует простая формула, при помощи которой всегда легко определить, сколько зубов должно быть у малыша. Для этого необходимо от возраста младенца отнять цифру 4, и всего молочных зубов должно быть 20. У годовалого ребенка должно быть 8 зубов, но у различных детей их количество может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.

Вес и рост малышей

Вес мальчиков в год должен составлять от 8,9 до 11,6 кг, девочкам нужно весить от 8,5 до 10,8 кг. В год рост малышей мужского пола в норме варьируется от 72,3 до 79,7 см, у девочек от 71,4 до 78 см.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

Различия в очередности и скорости созревания психических функций у мальчиков и девочек обусловлены особенностями формирования полушарий мозга. У девочек активнее развивается левое, а у мальчиков правое.

В связи с этим малышки начинают говорить раньше, и речевая деятельность к 1 году у них более развита. Развитие мальчиков происходит на наглядно образном уровне.

Различия начинают прослеживаться в характере игр малышей. Для мальчиков требуется пространство, они готовы бегать, залазить на препятствия и преодолевать их. Девочкам достаточно небольшого уголка, в котором они длительное время играют, возятся со своими любимыми куклами и игрушками.

Какие навыки уже доступны для младенца

В годик малыши обладают существенным набором навыков и небольшим словарным запасом. Что должен уметь младенец:

  • проползать под возникшим на его пути препятствием;
  • понимать обращенную в его адрес речь, говорит на «своем» языке, знает до 10 слов;
  • знать и откликаться при произношении его имени;
  • передвигаться по наклонной поверхности;
  • подражать движениям взрослых и сверстников;
  • ходить, опираясь на руку, или при помощи взрослого.

Ребенок умеет в этом возрасте играть самостоятельно, со взрослыми и своими сверстниками. Он обладает азами самообслуживания и может выразить свои желания. Малыш демонстрирует свое состояние эмоциями, сопровождая их мимикой и звуками. Он отлично узнает родных и настороженно относится к чужим, близких людей узнает по фотографиям. Ребенок способен выполнять простые просьбы взрослых, рассматривая книжки, может сопровождать процесс звуками, показывать на изображении человека отдельные части тела.

Что нового познает грудничок

Малышу предстоит расширить круг своих навыков и познаний. Значительные изменения произойдут не только в сфере физического развития.

Психомоторика

Ребенок усовершенствует навыки игровой деятельности. Ему должна удаваться игра с пирамидкой, при которой он самостоятельно надевает до 4 колец с широкими отверстиями. При совместном времяпрепровождении малыш должен научиться подражать действиям взрослого, повторяя последовательность составления кубиков, открывания крышек или других игрушек. С этого возраста ребенок спокойно нажимает на кнопки бытовых и электронных приборов, закрывает и открывает различные дверцы и ящички.

Социально-эмоциональный рост

Годовалый малыш имеет привязанности к определенным игрушкам, о которых он заботится и играет наиболее часто. Малыш рад каждому новому интересному предмету и активно играет со взрослыми. Он выражает эмоции счастья при встрече с близким человеком, учится подражать мимике, интонации и манере поведения взрослых.

Малыш знакомится с понятиями «нельзя» и «можно», обретает навыки поведения в незнакомых для него обстоятельствах.

Речевое развитие

Ребенок продолжает развивать навыки разговорной речи. Он лучше реагирует на просьбы взрослых, может показать предмет в окружении или на картинке. При произношении названия знакомого предмета пытается найти его взглядом. Малышу удается произношение простых слов, количество которых с каждым днем увеличивается. На просьбу взрослого сказать, что нарисовано на картинке или изображено на фотографии, малыш пытается произнести увиденное. Он с удовольствием имитирует речь по телефону, учится подражать интонации, ритму и звуку произносимой взрослым речи.

Проявление навыков самообслуживания

Ребенок в возрасте 1 года уже обладает обширными навыками самообслуживания, которые в дальнейшем он совершенствует. Малыш умеет выполнять следующие действия:

  • пить из чашки, удерживая ее двумя руками;
  • самостоятельно откусывать и прожевывать хлеб;
  • по просьбе взрослого помогать при одевании, поднимая руки и ноги;
  • знать названия вещей и приносить их при необходимости;
  • при умывании протягивать к воде ручки, вытираться полотенцем.

Некоторые годовалые дети просятся на горшок, часто это выражается в виде издания характерных звуков. Ребенок учится быть опрятным как в одежде, так и во внешнем виде.

Развитие творческих способностей

Ребенок учится держать в руках карандаш и пытается делать первый рисунок. Малышам нравится «пальчиковое» рисование, при котором они выражают бурю эмоций. Годовалым детям рекомендованы занятия с пластилином, так как они развивают мелкую моторику. Им сложно творить самостоятельно, поэтому в таком возрасте требуется сотрудничество и помощь взрослого.

Кризис первого года

Для годовалого возраста характерно явление, названное кризисом первого года. Период является непростым как для взрослых, так и для детей. Важно пройти его с максимально меньшими потерями для психики родителей и малыша.

Признаки

Кризис первого года наступает у малышей в возрасте от 9 до 18 месяцев. Основным признаком наступления его принято считать изменения в поведении и общении ребенка. Малыш в такой период часто непоследователен в своих действиях, он может требовать дать ему что-либо, но при выполнении пожеланий кардинально менять свое решение.

В его манере общения со взрослыми появляются следующие особенности:

  • упрямство, выражение непослушания;
  • выраженная настырность и стремление к повышенному вниманию;
  • демонстративный отказ выполнения традиционных процедур;
  • частое появление обиды, агрессии и нетерпимости к замечаниям.

Причиной такого поведения ребенка принято считать ощущение самостоятельности и новых эмоций, которые ребенок получил после начала хождения. Теперь он чувствует свою независимость от мамы и может даже убегать от нее, несмотря на все ее уговоры, одеваться сам и выполнять большое количество действий.

Что предпринимать

В такой период родителям важно научиться «переключать» внимание малыша, что делать в таком возрасте достаточно просто. Нельзя показывать превосходство взрослых, так как директивная манера общения может негативно отразиться на личности ребенка. Нельзя в такой период допускать чрезмерную опеку и выполнения всех требований крохи, но и полностью отстраняться неправильно. Сложные ситуации следует переводить в игру. Малыш не желает одевать футболку - предложите ему выбрать из нескольких вариантов одежды. Не хочет принимать еду - попробуйте попросить его это сделать вместе с любимой игрушкой.

Как помочь малышу развиваться

Дети годовалого возраста очень активны и тянутся ко всему новому и интересному для них. Важно соблюдать баланс физической активности и занятий на развитие. Стоит помнить о том, что малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, поэтому требуется частая их смена.

Игры интеллектуально-логические для мышления детей

Сегодня в магазинах представлен огромный ассортимент игра на развитие логики, в которых подробно описано, как играть и каких результатов требуется добиваться. Следует обратить внимание на следующие виды:

  • фанерные или картонные, пластмассовые игры с отверстиями и выемками различных форм, при игре с которыми требуется подобрать соответствующий по размеру вкладыш;
  • геометрические фигуры на основе методики Монтессори;
  • книжки конкретной направленности - цвета, формы, противоположности;
  • пазлы;
  • кубики, пирамидки, конструкторы.

В погоне за развитием интеллекта малыша не стоит забывать о традиционных прятках, ладушках, машинках и куклах. Значительная часть педагогов сегодня говорит о том, что современные дети в момент прихода в садик совершенно не умеют играть, так как их родители «заточены» на интеллектуальных игрушках.

Игры для психомоторного развития

В годовалом возрасте важно научить ребенка двигаться и ходить уверенно, в этом помогут физические занятия и упражнения. Малыши должны приобрести навык удерживать равновесие и координировать собственные движения. В этом неоценимую помощь оказывают игрушки-качалки и каталки. Часто дети в этом возрасте не умеют «входить» в повороты и постоянно сталкиваются с предметами.

Свободно менять направление движения поможет ходьба по нарисованному кругу или выложенной волнами ленте. Малыши с удовольствием преодолевают лабиринты из игрушек и предметов мебели, а в условиях прогулки готовы обходить ямки, лавочки, камни и иные естественные препятствия.

Играем с водой

Вода является уникальным инструментом для развития ребенка. При игре с ней ребенок познает форму, объемы, свойства жидкости. Действия с ней дают широкое поле для экспериментов - утонет или не утонет предмет, поместится ли жидкость в бутылочку большего или меньшего объема, растворится ли предмет, что произойдет со льдом и много других идей.

Простые аппликации

Выполнение аппликаций является возможностью развить навыки мелкой моторики и творческие начала ребенка. Делать ее малыш может только вместе со взрослым, поэтому важно ему объяснить, как правильно наносить клей и перевернуть предмет для приклеивания. Рисунки должны быть самими простыми. Для творчества можно использовать традиционную бумагу, вату, природные материалы.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок стоит в начале пути знакомства с фактурой различных материалов и их физических характеристик. Игра с сыпучими материалами помогает расширить опыт ощущений малыша. Для этих целей подходят крупы, макароны и манка, с которой можно даже устроить урок «пальчикового» рисования.

Учимся лепить

Лепить с ребенком полезно для развития моторики, которая дает толчок речевому развитию. Использовать для этих целей можно не только традиционный пластилин, но и самостоятельно изготовленное тесто.

Режим дня

Соблюдение режима дня полезно не только для малыша, но и для мамы, так как это позволяет ей заранее планировать свой день и избегать непредвиденных ситуаций. Малышам с налаженным ритмом жизни будет проще перенести кризис первого года жизни.

Сон

Малышам в возрасте 1 года требуется отдых в течение суток 12-13 часов. Из них 10 часов приходится на ночь и 2-3 часа на день.

Бодрствование

При переходе ребенка на один дневной сон время бодрствования составляет около 5 часов. Педиатры при этом не советуют укладывать ребенка позднее 21 часа.

Прогулки

Для здоровья малыша важны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Они имеют огромное значение для правильного физического и умственного развития. Во время гуляния малыш выплескивает свою энергию, познает много нового и интересного. Прогулки стоит отложить при температуре ниже -20 0 C и плохом самочувствии малыша. В жаркую погоду рекомендуется выходить на улицу до 11 и после 16 часов, так как пик солнечной активности в это время спадает. Стоит учитывать степень активности ребенка, при желании покататься на горке или санках.

Питание

До 1,5 лет требуется обеспечивать ребенку питание в количестве 5 раз. При отказе малыша от последнего приема пищи можно перейти на 4-разовое, в этом случае длительность перерывов будет составлять от 3,5 до 4 часов. Суточная калорийность меню младенца должна варьироваться в пределах 1 300 ккал. В меню должны присутствовать молочные продукты, каши и супы, фрукты и овощи, соки. Необходимости в доведении еды до состояния пюре для годовалого ребенка нет. Врачи рекомендуют «тренировать» зубки малыша и давать ему возможность погрызть, используя для этого бананы, яблоки, печенье.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top